Роковые встречи

Людмила Дементьева
Шуман Роберт.   08.06.1810 - 29.07.1856.
Шуман Клара.    13.11.1819 - 20.05.1896.
Брамс Иоганнес. 07.05.1833 - 03.04.1897.               

Немецкий композитор Роберт Шуман – один из ярчайших представителей романтического искусства 19в. Родился он в далеко не музыкальной  семье. Отец его был книгопродавцом. В семье было пятеро детей, Роберт – младший. Он сочинял стихи и обладал отличным музыкальным слухом. С 7 лет он берёт уроки музыки у органиста И.Куншта. У мальчика хорошо получаются импровизации. Но родители (отец умер, когда Роберту исполнилось 16 лет)-Мать и опекун мечтали о его юридическом образовании. Послушный юноша в 1828г. стал студентом Лейпцигского университета. А на следующий год переводится в самый престижный университет  Гейдельберга. Но музыка влечёт его с неодолимой силой.

Немалую роль в этом сыграло приглашение 18-летнего юноши на концерт 9-летней девочки. Она так любила музыку, что даже ноты выучила раньше букв. Обладая прекрасной музыкальной памятью, и удивительным трудолюбием, она и звуки извлекала по-особому: нажимом, а не ударом. Пальчики Клара держала близко к клавишам – и получалось певучее легато (legato). Музыка снова жила в сердце Роберта. И в каникулы 1829г. он  путешествует в прекрасную Венецию, красота которой заронила в душе его  немало мелодий. На следующий год Шуман едет во Франкфурт-на-Майне. С какой целью? – Чтобы послушать  великого скрипача  Паганини. Восхищение его игрой Роберт описал в своём дневнике. Описал так, что в каждом слове билось сердце поэта.

В 1830г. Шуман решается объявить матери о желании посвятить себя музыке. Мать, обеспокоенная его решением, спрашивает совета Вика. После одобрения Вика мать соглашается с решением сына. Роберт переезжает в Лейпциг и становится учеником и жильцом Вика. Продолжая уроки фортепиано, Шуман хотел добиться беглости игры, как у Паганини. Для этого он предпринял операцию, в результате которой правая рука совсем  потеряла  возможность играть на фортепиано. Роберт начинает сочинять музыкальные пьесы.

В 1834г. Шуман вместе с Фридрихом Виком, Людвигом Шунке и Юлием Кнорром основал «Новую музыкальную газету», в которой стал редактором и писал статьи о музыке. Обладая чутким музыкальным слухом, он занимается музыкальной критикой. Шуман высоко оценил музыку  «поэта фортепиано» Шопена, Берлиоза, Брамса. В блестящих по литературному стилю статьях он воздаёт должное и музыке предшественников: Баха, Бетховена, Моцарта, Шуберта. В музыке Шуман продолжал создавать точные портреты людей, одним штрихом выражая самое главное в их облике. Особенно ярко это выражается в фортепианном цикле «Карнавал». Герои его Шопен, Кьяра (Клара)…
Роберта Шумана отличало и глубокое знание литературы.

Огромное влияние на Шумана оказал немецкий композитор, пианист и дирижёр, основатель и профессор первой  немецкой консерватории Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 – 1847)На него Шуман «смотрел, как на высокую гору», ценил его мысли, «достойные быть оправленными в золото». В консерватории Роберт преподавал композицию, фортепиано, чтение партитур. В 30-ые годы Шуман был автором  многих оригинальных пьес. С годами меняются его отношение к женщине. Поэтическим  идеалом  для него становится Клара, превратившаяся в очаровательную девушку с необыкновенным музыкальным  талантом. Клара отвечает ему взаимностью. Оба желают семейного союза. Шуман должен позаботиться об обеспечении благосостояния семьи.  Более прочному положению композитора способствует присвоение ему Лейпцигским университетом звания  доктора философии. Но на пути их к счастью становится отец, мечтавший  превратить дочь в машину для зарабатывания денег. И происходит невероятное: они вынуждены судиться с отцом. Миру известно немало судов, но то были бракоразводные процессы. А Роберт и Клара обращаются в суд, чтобы стать мужем и женой. 12сентября 1840г. в  церкви состоялось их бракосочетание. Женитьба на любимой женщине вызывает рассвет творчества  Роберта Шумана, создаются самые прекрасные произведения о любви: цикл «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта». Для Клары Шуман создаёт очень ценный концерт  ля-минор. Клару уже называют «Королевой пианистов.»

В 1844г. Шуманы предприняли гастрольный тур в Петербург и Москву.  Супруги были в восторге от большого почёта, с которым их приняли в России, и от  красоты Зимнего Дворца. Шуман чувствует потребность больше сочинять. И поселяется в Дрездене. Перенапряжение было огромным. Нервы его расстроились, и в 1844г. проявились признаки его душевной болезни. Наследственность проявила себя.   Только в 1846г. он почувствовал себя лучше, и мог снова сочинять. Он заканчивает вторую симфонию. Всего их – четыре. Лучшими считают  первую под названием «Весенняя» и четвертую – ре-минор. Шуман сочиняет произведения одно за другим. Необычайно популярными становятся его песни «К солнечному свету», «Весенняя ночь», выступает Шуман с ораторией «Странствия Розы». Романтическая взволнованность  и мечтательность в музыке к трагедиям «Фауст» Гёте и «Манфред»  Байрона сочетаются  со свободолюбием.

Шуман считается одним из ведущих композиторов.  За консультацией к нему обращаются молодые музыканты. По совету Иоахима  30 сентября 1853г. к нему пришёл Брамс. Вы помните, как  встретили его Шуманы.  (Об этом в  рассказе  о Брамсе). И в октябре 1853г. в статье «Новые пути» композитор восклицает:"Я  знал… и надеялся, что грядёт Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из-под земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя -  Иоганнес  Брамс».

Клара  была уже выдающейся пианисткой.  Её называла «Паганини фортепиано». Утончённая и  талантливая женщина стала предметом романтической страсти Брамса. Брамс борется со своей любовью и уважением к композитору Шуману. Композитор это почувствовал, создалась конфликтная ситуация.  Он бросается в Рейн, рыбаки спасли его. Спасли тело, а душа…  И снова симптомы душевного заболевания. Шуман сам просится в больницу, чтобы не травмировать домашних.  Его поместили в больницу около Бонна.  К слуховым и зрительным галлюцинациям  добавились галлюцинации обоняния и вкуса.  Он отказывается полностью от еды. Угасают его душевные сила, а физические ещё быстрее.  20 июля 1856г. "Безумный гений"  скончался. Похоронен композитор в Бонне. Похороны прошли при огромном стечении народа.

 Брамс разорвал  отношения с Кларой, выбрав путь печального одиночества. В сентябре 1862г. Иоганнес  Брамс впервые приехал в Вену, был в восторге, что может бывать в кабачке, «где часто сиживал Бетховен» .  Он получает место хормейстера Венской вокальной академии.  Но, проработав один сезон, возвращается в Гамбург…  И снова печальные события: расстались его родители. Иоганнес  нашёл квартиру для матери и сестры, помогал им. Но мать умирает от инсульта. У Брамса возникает мысль о создании немецкого реквиема. После  трагической судьбы  Шумана он десять лет вынашивал  план создания  траурной кантаты. Смерть матери подтолкнула его к  окончанию реквиема, на титульном листе которого  он написал:"В память о матери». Исполнение реквиема вызвало  потрясение у слушателей. «Новая евангелистская  газета» в феврале 1869 года написала:"И если мы ожидали гения… то после этого  реквиема Брамс действительно заслужил  этот титул». Заметим: глубокие  чувства рождают великую музыку.

Улучшение финансового положения дало возможность Брамсу закончить квартет до-минор. Постарайтесь его послушать! Именно в  нём мы почувствуем, какую внутреннюю борьбу испытал он между  любовью к Кларе и уважением и верностью  Шуману. В 1880г. Брамс  подружился  с Иоганном Штраусом,   был очарован его музыкой. Последнюю, Четвёртую симфонию, Брамс сочинил в 1884 – 1885 г.г. Исполнение её вызвало восхищение слушателей.

Что Клара? Она играла до 72 лет.Она - выдающийся педагог, вела класс во Франкфуртской консерватории. За игру её называют "святая", "жрица", "королева пианистов".Выступала она в фортепианных ансамблях с Ф.Листом,Антоном Рубинштейном. В 30-ые годы играла сочинения Баха, Бетховена. Шопена,  Шумана, Мендельсона, в 50-ые годы – Брамса. С нею выходили на сцену Полина Виардо, Женни Линд. Уезжая  из России, Полина Виардо говорила: « Я оставляю Вам госпожу  Шуман.  На фортепиано она поёт лучше меня.» Умерла Клара 20.05.1896г.  Брамс пережил её меньше, чем на один год. Его не стало 3.04.1897г.

Слушая музыку Брамса, мы убеждаемся в правоте слов австрийского  музыковеда и композитора Ганса Галя, что музыка композитора "отличается нежной, неземной красотой".

Коллаж: Роберт Шуман, Клара Шуман, Иоганнес Брамс.

  Это начало: http://proza.ru/2015/03/04/78