Эти ужасные ужасные ужасные русские

Самера
В эропорту в зале прилета висят два больших баннера, один с красным фоном, другой с синим. На первом броско написано «… summer experiences», на втором – «… winter experiences». Ниже оных заголовков идет список летних и зимних  развлечений в здешнем краю. Летом рыбалка, крабоедство и подобное, зимой катание на собаках, лыжи и все зимнее. А последней примечательностью в обоих баннерах дано: Russian border! Такая всесезонная и непреходящая, ужасТная и привлекающая Russian border! Хотя бы одним глазком из-за спин пограничников взглянуть за Russian border, как там бурлит и клубится первозданный инфернальный хаос, мордор, и лишь светлая доблесть пограничников сдерживает его в установленных пределах!

На весь боинг из русских была только наша группа в десяток человек. А в остальном западноевропейцы. Впереди с десяток рядов заняли немецкие глухонемые. У всех них на груди висел медальончик Ich bin taub. Кто такой taub на немецком, я не знал, но видя их жестикуляцию, догадался. Сезон уже завершен, скоро закроют на зиму порты, так что в самолете некоторая часть мест была свободной. Выбирали мы места при регистрации не рядышком друг с другом, но вблизи и в районе хвоста. Я шел по проходу, негромко разговаривая через плечо с коллегой, дошел до своего ряда, место мое у окна. А на среднем кресле сидела толстая тетка. Приветственно кивнул ей и знаком показал, где мое место, она выбралась в проход, я сел. Я не груб, но для переключения на английский язык требуется время и усилие. Во-первых, в мозгу нужно активировать модуль англоговорения и натянуть его на мыслительный процесс, чтобы наружу проходили мысли уже в английской "поляризации". Во-вторых, нужно сменить драйвер привода языка (языковых и губных мышц) на английский. Не раз замечал, что в русскую речь вставить английское слово с английским произношением трудно. Вот сам проверь: читай вслух это и скажи thither, да хотя бы и простое warrior с английским w и r. Делать это (менять драйверы языка) из-за одной фразы мне не хотелось, тем более, ситуация ясна без слов.

Сев, перекинулся несколькими замечаниями с коллегой, который мостился впереди меня. Далее я тихо сидел и молчал до конца полета. И в российском самолете к соседу по салону обращаюсь, если возникает в этом потребность, а просто трепаться с посторонним не имею привычки, а уж тут, где еще и проблемы с пониманием! Когда мы приземлились, тетка достала телефон и начала с кем-то весьма возбужденно трещать по-английски. Сама она не англичанка явно, часть ее слов понимал (англичанку – вряд ли). И вот она произносит «awful Russian». Потом еще раз: awful Russians. Тетка ощущала себя героиней, высидевшей рядом с русским целых два часа! Да не с одним, а десяток русских в одном самолете с нею! Ну а то! Кругом нее весь полет сидели мрачные и злобные русские «с раскосыми и жадными очами», милые только пока спят зубами к стенке.

Эти слова тетки направили мои мысли в определенное русло. Я могу неодобрительно отзываться об их кухне и умении печь хлеб, можем между собой обменяться нелестными отзывами о внешности западных женщин, уме американцев и т.д. Ты сам такой: о неприсутствующих говоришь без прикрас и эвфемизмов. Но эти наши пренебрежительные слова не выходят далее круга; это личное мнение, сообщаемое приватно. Ни для кого не секрет, американцы злословят в адрес итальянцев или немцев, немцы – в адрес англичан и далее. Любой этнос считает себя более благородным, более умным, более красивым , чем соседние. Так что в этом мы не ужасны; обычные люди. В остальном же мне и всему десятку русских, сидевших в этом самолете, по барабану, что делают у себя дома немцы, финны, американцы, как живут и что думают, что у них является прекрасным. Что они делают у себя, их дело.

Попроси тетка (лучше на русском), я бы помог ей, в чем требуется. Ответил бы, подсказал, закинул или вытащил. Конечно, тоже без оскаляющей улыбки, а просто по-деловому и серьезно. А поскольку она ко мне ни разу не обратилась, не видел причин начинать с ней общение, смотрел в иллюминатор. Коллега спал. Так в чем же ужасность русских?

Может быть, мы ужасны в своем намерении захватить мир, подчинить всех себе? Для чистоты выводов давай возьмем точку наблюдений вне 2022 года. Можно 21-й или 19-й. Про выборы мы с тобой сто раз дискутировали, и вроде как ты согласился, что выборы честные, что Путина реально поддержало большинство; тем хуже для этого большинства, добавил ты. Так было и в 12-м году, и ранее. Конечно, у всех жителей России разное отношение к Путину. Кто-то его поддерживает полностью, кто-то нейтрально-доброжелателен, кто-то просто не видит другого сильного лидера, вынужден поддержать этого. Значит, и политику Путина большинство поддерживает: ведь не за сладкие речи выбирают его 20 лет! Опять же с оговорками. Кто-то имеет претензию, что поднял пенсионный возраст, кто-то ругает его за уступки олигархам, кто-то – за прогиб перед Западом. Но в целом, повторяю, политику поддерживают, коли выбирают.

Что сделал Путин за годы правления? Определил границу (с уступками ей) с Эстонией в спорных районах. Причем, уступки эти были отношением мудрого взрослого к мелочности шестерки, которой важно показать, что с нею считаются. А мудрому важнее мир и определенность. Мирно поделил спорный район Баренцева моря с норгами, причем, с уступками Норвегии, отчего не все избиратели были довольны. Определился со спорными моментами по территории с Китаем, и тоже что-то уступил. С Японией долго вел диалог, не уступая упрямому требованию японцев «Нам всё!», но и не хлопая дверью в ответ на их упрямство.

Получается, Путин ведет себя миролюбиво с соседями. Ни у кого земли отобрать не грозится, не заявлял, что Россия должна быть до Буга или Вислы. Не спорю, есть у нас маргиналы, болтающие то о выходе к Индийскому океану, то о русском Босфоре. Ну так и на Западе вот… поляки мечтают о Польше от моря до моря, финны вспоминают о Финляндии до Белого моря, а уж Украина-то сколько назаявляла: то до Кавказа, то до Волги протягивали свои ручонки. Заметь, опираюсь на слова официальных лиц Украины, не маргиналов!

Констатирую. Россия и президент от ее лица никогда не заявляла претензии на чью-то территорию, не вела речи про то, что когда-то ранее что-то было русским, и стоило бы вернуть это. (Хотя у России немало найдется территорий, которыми когда-то владела.) После СССР у России нет антагонистичной Западу идеологии, которая бы провозглашала свержение и могилизацию Запада как цель своего существования. Ни в оборонной доктрине России, ни в речах первых политических лиц России нет ни слова о захвате земель соседей, расширении пространства, подчинении себе. А поскольку Путина поддерживает большинство народа, значит, и народ России не имеет захватнических намерений. Иначе бы выбирал не Путина, а кого-нибудь воинственнее: Жириновского или военных, которые не прочь повоевать.

Теперь взглянем с другого конца. Пожалуй, наберется сотни три людей, с которыми я как-то пересекаюсь в течение года: коллеги, знакомые, соседи, одноклассники, попутчики, а также знакомые или гости всех названных категорий. О политике далеко не все говорят, а за жизнь – почти все. Либералы ругают Путина за все, готовы сдать Западу всю Россию, открыть все двери и закрома. Ясно, что они не за экспансию и захват новых земель. Но и россияне, поддерживающие Путина, не ведут разговоров и не интересуются темами о новых земля, русском Босфоре и подобном. Конечно, в сетях имеется слой молодых этапирующих блохеров, которые хвастают вторым взятием Берлина. По молодости ума они полагают остаться при этом комментаторами штурма Берлина на диване. А люди взрослее и опытнее понимают, что война – это слом всей привычной, налаженной жизни, разруха, потери, лишения. Ради чего это затевать? Земли у нас достаточно, недра ее богаты всеми ископаемыми. Что у соседей искать? Ни одного человека не вспоминается с разговорами о том, что нужно у соседей захватить земли, заставить их жить по-нашему. Ни одного! Ездивших на Запад, мечтавших там жить или оставшихся немало найдется, а вот чтобы завоевать Запад, покорить его – нет ни одного! Так что с полной уверенностью можно говорить, что русский народ соседям не опасный, миролюбивый. Соответственно, не может быть, чтобы миролюбивый народ подавляющим большинством выбирал два десятка лет руководителя воинственного. Ведь тот не сам пойдет воевать, это народу придется осуществлять воинственные идеи выбранного президента! Оттого и выбирал, что видел: президент адекватен и не воинственен.

Отчего же тетка приходит в ужас от одного соседства с русским? Всего лишь от того, что он не говорит по-английски и ему невозможно сказать «Hello»? Нас воспитывали в позитивном ключе: люди везде люди, они могут иметь корыстные или иные намерения, но они не исчадия ада, не злобны ради злобы. А тетке с детства промывали мозги, что русские – это орки, злобные по самой природе, это варвары, не ведающие идеи добра, это вандалы, не имеющие понятия о прекрасном. Причем, такое воспитание не случайно происходит, те, кто формирует общественное представление, знают, каковы русские на самом деле. Русские – самая адекватная и незлая нация. Англичане весь XIX век усмиряли Индию и другие колонии, казнили, вешали и расстреливали из пушек десятки тысяч бунтовщиков. Англичане же придумали концентрационные лагеря. Немцы в таких лагерях истребили миллионы военнопленных. Американцы распространяли коварным способом оспу среди индейцев, чтобы вызвать эпидемию. Японцы сотнями тысяч истребляли китайцев, проводя над ними бесчеловечные опыты. А Россия? Подавила польское восстание – отправила бунтовщиков в Сибирь жить, а не расстреляла из пушек. Своих революционеров и террористов весь XIX и начало XX в массе ссылала в Сибирь, но не казнила. Выживаемость пленных немцев в советских лагерях была на порядок (!!!) выше, чем выживаемость советских военнопленных в немецких концлагерях. Получается, даже попадавшие в Россию в качестве вражеских военнопленных или захваченных бунтовщиков имели высокие шансы остаться живыми по сравнению с подобными лицами в других странах. И при этом русские в глазах Запада – самые жестокие и злые люди, awful Russians. Да и люди ли вообще! А далее уже известное: коль не люди, зачем столько места занимают, нужно очистить...