Кому нужен новый Новгород?

Леонид Рабин
Волны русской эмиграции любят сочинять манифесты и собираться под их знаменами. 100 лет назад таким манифестом была статья Ивана Бунина "Миссия русской эмиграции". Волна последних месяцев породила свой манифест - лонгрид Остапа Карноди "Новый Новгород или нерусская идея".

Манифест этот интересный, хотя и чрезмерно длинный. В нем содержится новая оригинальная идея. Если у Бунина идеей, объединяющей эмиграцию, было сопротивление дьявольской силе, подмявшей под себя Россию и угрожавшей всей планете (подразумевался, разумеется, международный ж@д-большевик, хотя Бунин прямо об этом не написал), сохранение "внутри себя" подлинной России и готовность вернуться после того, как страна оправится от охватившего ее красного безумия, то у Карноди, наоборот, идея в том, чтобы порвать с Россией полностью и бесповоротно. Последняя волна - первая в своем роде, бегущая не от подлой власти на родине, а от России как таковой.

Идеолог новой волны эмиграции и, как я вижу, большинство ее рядовых участников не верят в то, что Россия выздоровеет (в их понятиях, разумеется). Россия безнадежна, русский народ безнадежен, он из поколения в поколение воспроизводит сталинизм, путинизм и прочие тоталитарные гадости, он враждебен Цивилизации, поэтому надо дистанцироваться от него и создать новую нацию - Новый Новгород, сверхидеями которой будут свобода и предприимчивость. Поскольку свободных территорий на Земле не осталось, эта нация подобно евреям объединит жителей разных стран, приверженных этой идее. "Сетевая нация", порождение века компьютерных технологий. Она будет отличаться от русских так же, как американцы отличаются от англичан. Общим останется только язык.

Вынужден огорчить тех, кто пиарит лонгрид Карноди. Ничего из этого не получится. Даже у тех, о ком писал Бунин, почти ничего не получилось. Работу по избавлению человечества от всемирного зла взял на себя не выходец из России, а немец, написавший в том же году, в котором вышел в свет манифест Бунина, в тюрьме Ландсберг книгу "Моя борьба". Русская эмиграция была при этом сбоку-припёку. Большинство присягнули автору "Моей борьбы" и пошли отвоевывать Россию для себя в рядах его воинства, меньшинство отшатнулось. Существенную роль не сыграли ни те, ни другие. Остальное - история.

Новоновгородцам не нужно и это. Если их начнут вербовать в новую РОА по месту нового жительства, как предсказывают некоторые, они сбегут, как сбежали из России. Автор манифеста прямым текстом призывает новоновгородцев помогать тем своим соплемнникам в других странах, которые окажутся в подобных ситуациях.

Почти никто из волны постреволюционной эмиграции не вернулся в Россию. Их дети и тем более внуки перестали быть русскими. Условный Петр Морозов в Париже становился Пьером Морозоффом, а то и Пьером Моро, а его дети уж точно воспринимают себя как Pierre Moreax. Россия для них - воспоминание из семейной истории. Даже евреи, на пример которых ссылается Карноди, так долго сохраняли свою идентичость лишь постольку, поскольку были де-факто не нацией, а кастой, и держались за свою касту. Как только евреи становятся более или менее нормальными жителями своих стран, они начинают с бешеной скоростью ассимилироваться. Тем более нет смысла сохранять свою идентичность новоновгородцам в странах своего нового проживания. Тем более не передается детям "глобальная русскость".

Для сына эмигранта возвращение в страну исхода отца - такая же эмиграция, с теми же материальными и психологическими проблемами. От хорошей жизни он на это не пойдет. Поэтому если вы хотите остаться русскими, хоть новоновгородцами, хоть новопсковичами, хоть новотамбовцами, не уезжайте в эмиграцию даже на год, даже на месяц. Вы скорее всего из нее не вернетесь.