Второе внимание

Яков
...продолжение...

Следующая встреча у молодого монаха со старцем случилась в самом конце зимы. Первые трудности, связанные с рождением ребёнка, начали понемногу отступать и жизнь стала возвращаться в более привычное русло. Молодой монах опять почувствовал потребность в прежней духовной жизни и внутренней работе, которая на время ушла на второй план.

Как и говорил старец, у молодого монаха вновь стали появляться силы и немного свободного времени для внутренней работы и от повседневной житейской суеты его ум и внимание снова стали периодически обращаться во внутрь к духовному сердцу и аспектам жизни души.

Мышление молодого монаха вновь стало обретать утраченную на время лёгкость и текучесть, а глубина чувства и интуиции снова стали более привычным состоянием его сознания. Эти изменения не остались для него незамеченными и многое из того, что говорил старец о внимании и его видах, начало становиться более понятным и обретать всё более конкретный и практический смысл.

Из всего, что за последнее время молодой монах узнал от старца, идея существования разных уровней внимания, оказалась для него почему-то наиболее важной и интересной. Именно она завладела всем его умом и сердцем, особенно, после обозначения старцем важности для любого инока практического перехода от первого внимания ко второму.

Представление о втором внимании, как внимании ночного бдения и сна, не вызывало особых проблем у молодого монаха, поскольку он был отчасти знаком с практикой созерцания и ночного бдения, но само понимание второго внимания, как категории, всё же вызывало у него трудности, поскольку это понятие всегда было покрыто каким-то туманом мистицизма и оставалась неопределённым.

Все попытки молодого монаха самостоятельно разобраться со вторым вниманием завершились ничем, поэтому он решил не ломать над этим голову, а обратиться напрямую за помощью к старцу и в очередные выходные запланировал к тому поездку, предварительно согласовав все вопросы с женой.

В последнюю субботу февраля выдалась хорошая погода и, взяв с собой пирог с черничным  вареньем, который жена специально испекла для встречи со старцем, молодой монах с утра направился в посёлок.

Автобус пришёл довольно быстро и уже через сорок минут молодой монах был возле дома старца. Стучать в  дверь не пришлось, поскольку подойдя к двери, молодой монах нос к носу столкнулся с Мартой, которая шла из сарая с ведром картошки.

- Здравствуй, дорогой, рада тебя видеть, мир с тобой, - по-христиански первой поприветствовала монаха Марта.

- И вам мир, - ответил в свою очередь молодой монах, любезно открывая перед Мартой дверь, - а учитель дома?

- Дома, дома, за компьютером сидит с самого утра, - с ироничной улыбкой ответила Марта, заходя в дом и ставя на пол ведро картошки.

- Я слышу у нас гости? – послышался из комнаты голос старца и через мгновение он сам вышел оттуда в безрукавке и стильных очках на шнурочке, которые придавали ему вид профессора на пенсии, а не сельского отшельника и аскета.

- Здравствуй, дорогой, очень рад тебя видеть, - поприветствовал молодого монаха старец с тройным  лобзанием, - Ты сегодня с самого утра решил нас навестить, Марта, ставь чайник по этому поводу.

- Уже поставила, - донёсся из кухни голос Марты.

Тронутый таким тёплым приветствием, молодой монах протянул старцу пакет со словами –  А это  пирог к чаю с черничным вареньем. Его для вас испекла Светлана, он у неё отменный получается.

- Ну, спасибо за такой гостинец и внимание, - ответил старец, взяв пакет и не заглядывая в него. - Передавай ей от нас поклон, Марта сейчас его порежет, а ты проходи в гостиную.

Молодой монах прошёл в комнату и дождавшись возвращения старца из кухни первым задал  вопрос для завязки разговора:

- Как ваш компьютер работает, отче ?

- Хорошо работает, как и прежде, - ответил старец снимая очки, - он же побывал в руках у специалиста, как - никак. Я только что новости на нём смотрел что в мире происходит - жуть. Мы с Мартой телевизор давно уже не смотрим, поскольку там одна пропаганда, а компьютер – это сейчас наше единственное окно в мир людей.

 Ну а как твои дела, брат, вижу ты в здравом расположении духа, значит, сила к тебе потихоньку возвращается.

- Да, отче, так и есть, начинаю приходить в себя после месяца сплошной суеты. Сейчас стало как-то немного полегче, наверно, просто привык к хлопотам и переключение внимания с духовных вопросов на мирские уже не вызывает  тех трудностей, которые были вначале. Ребёнок стал немного спокойнее, поэтому сейчас уже есть время и для сна и для чтения отцов. 

- Я же тебе говорил об этом, - заметил старец. - Так и должно быть, твой ум сейчас просто знакомится с искусством координации и переключения с внешнего на внутреннее и наоборот. Как только ты освоишь это искусство переключения внимания, никакие житейские трудности не будут помехой для твоей духовной жизни и внутреннего делания в миру. Это и есть то самое искусство управления осознанием, о котором я тебе так много говорил и контроль внимания тут самое главное.
 
- Получается, что житейские проблемы пошли мне в  духовном  плане только на пользу ?
 
- А как ты думал, любой человек костен и ленив по своей природе, а напрягаться умом и волей начинает только тогда, когда сама жизнь его припирает к стенке  обстоятельствами. Рождение ребёнка просто заставило тебя малость поднапрячься и мобилизоваться, только и всего.

Главный урок во всём этом для тебя – это научиться самостоятельно управлять своим вниманием и осознанием, чтобы свободно переключать ум с внешнего мира на внутренний и наоборот. Для этого нужно овладение силой внимания, а также сноровка и координация мышления, поскольку  переключение ума с внешнего мира на внутренний – это очень не простой и очень энергозатратный  процесс, требующий особых навыков.

Большинству простых людей это переключение внимания с  внешнего на  внутреннее даётся с оромным трудом, именно  поэтому им проще  быть вниманием  или  только в мирском или только в религиозном, но с иночеством в миру всё намного сложнее и иноку приходится  быть буквально эквилибристом, который учится мгновенно переключать  ум с  одного на другое без  потери ясности  сознания. Именно этот урок ты и проходил в течение прошлого месяца.
   
Но не обольщайся, сейчас такое время, что сам Дух благоприятствует жизни. Дело-то двигается к весне, а это период просыпания и буйства энергии жизни, поэтому это дополнительный фактор прилива сил и энергии осознания. С чем приехал, рассказывай ?

Молодой монах немного замялся в нерешительности, пытаясь подобрать нужные слова, которые  почему-то никак не приходили на ум и после непродолжительно паузы всё же ответил: 

- Меня очень заинтересовала тема второго внимания, отче. Я попытался что-то найти об этом в духовной литературе и интернете, но у меня ничего не получилось. Точнее я нашёл пару ссылок, но это были ссылки на учение дона Хуана, описанное Кастанедой, а у отцов о втором внимании я  ничего найти не смог. С чем это может быть связано ?

Старец улыбнулся и с видом профессора ответил очень спокойно и уверенно:

- С тем, что отцы просто не пользовались и не могли пользоваться этим понятием, которое появилось гораздо позднее и только во втором тысячелетии христианства. Отцы использовали другой термин - созерцание, как способ восприятия энергии духовного мира в виде фаворского света, поэтому тебе нужно было искать значение термина созерцание, а не второе внимание.

Я тебе говорил прошлый раз, что о внимании и его видах упоминали очень не многие отцы,  буквально единицы. Я лично, кроме преподобного Симеона Нового Богослова, встречал это упоминание в Добротолюбии только у святых Каллиста и Игнатия Ксанфоппулов, как великих созерцателей и безмолвников, упоминавших о втором внимании, как втором небе, где обитает Христос:

«Великий подвиг и много времени требуется пребыть в молитвах, чтоб обрести невозмутимое устроение ума – сие второе некое внутрь сердечное небо, где обитает Христос». В этой цитате второе  небо – это и есть образ второго внимания.

- Под вторым небом, где обитает Христос, понимается Логос ? – уточнил молодой монах.

- Именно, - ответил старец. – Второе небо – это вторая пирамида Логоса, который в православии также именуется Христом, хотя это система уровней и слоёв божественного сознания, относящаяся к сфере второго внимания. 

- Значит, вторым вниманием можно считать обращение ума к духовному сердцу и Логосу? – переспросил  молодой  монах.

Старец покрутил головой, давая понять своё несогласие и пояснил:

- Не совсем так. Обращение ума к сердцу и Логосу, как ко Христу, – это не второе внимание, а работа первого внимания, которое позволяет собирать ум и разворачивать его вовнутрь в сторону духовного сердца или на самого себя, что то же самое. Это и есть итог внимательной и умно-внимательной молитв, когда инок учился собирать и фокусировать рассеянный ум с помощью первого внимания.
 
Далее идёт ступень сердечной молитвы, когда ум учится входить в духовное сердце, а второе внимание – это та ступень молитвенного делания, когда ум уже войдёт в духовное сердце и из него таинственным прозрением узрит само второе небо, как большую клеть Царства Божьего по  слову Исаака Сирина.
 
Зрение второго неба - это великое таинство, связанное с преодолением порога восприятия и первого внимания, когда собранный в сердце ум впервые созерцает из него внутренним зрением Логос, как бесконечную сеть божественного света. Это созерцание Логоса, как света, который ты видел в своей полунощнице, и есть итог включения второго внимания.
   
- Значит получается, что переключение внимания с первого на второе происходит уже в самом духовном сердце, так ?

- Да, именно так и происходит. Духовное сердце – это управляющий центр и оно выполняет роль… - старец задумался на мгновение, ища подходящие слова, - некой заслонки, запорного клапана или модема если  хочешь, говоря современным языком, который и открывает доступ восприятию к иной реальности и сфере второго внимания.

По учению отцов о молитве созерцание – это и есть работа второго внимания и итог чистой молитвы, которая из сердечной и переходит в зрительную или созерцательную. До этой ступени молитвенного делания во все времена доходили только считанные иноки и исихасты.

Как говорил преподобный Исаак Сирин – «после чистой молитвы уже нет иной молитвы. До сего только предела всякое молитвенное движение и все виды молитвы доводят ум властью свободы. Потому и подвиг в сей молитве. А за сим пределом будет уже изумление, а не молитва, потому что все молитвенное прекращается, наступает же некое таинственное созерцание».

Вот почему второе внимание – это и есть способ созерцания того, что «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Проще говоря, второе внимание – это способ прямого восприятия сердцем нового и совершенно непостижимого мира энергии, лежащего за границей духовного сердца и нашей повседневной реальности первого внимания. Так понятно ?

- Отчасти понятно, отче, - ответил молодой монах.

В этот момент из кухни вышла Марта с подносом на котором стоял заварник, накрытый полотенцем, три чашки с блюдцами и чайными ложечками и порезанный на части черничный пирог. 

- А вот и ваш чай, братья, - сказала Марта, ставя поднос на стол. - Я слышу у вас тут очень серьёзный разговор о созерцании. Я вам не помешаю ?

- Ничуть, Марта, присоединяйся, - с улыбкой ответил старец. – Брата вот заинтересовала тема второго внимания и он хочет понять что это такое. Ты не поможешь ему в этом разобраться, как видящая и созерцающая ?

Старец сказал это с явной иронией, поскольку присев за стол, Марта как-то хитро улыбнулась и ответила ему с такой же иронией.

- Конечно помогу, дорогой мой, если ты потерял сидя за компьютером своё духовное зрение. Второе внимание – это то, о чём не имеет ни малейшего представления любой рациональный ум, работающий только в системе первого внимания. Второе внимание – это избирательная направленность внимания души, как тела энергии, на те объекты и явления, которые протекают исключительно в мире энергии, а не материи.

Как говорил наш учитель, второе внимание можно считать способом восприятия самой души, вышедшей за рамки восприятия первого внимания, присущего только телу и психике человека.

- Прекрасное определение, Марта, - громко констатировал старец. - я бы не сказал точнее, ей-Богу.

Молодой монах несколько опешил от столь неожиданного перехода старца и Марты на столь академичное и высоко абстрактное общение, да ещё с тонким юмором и сарказмом. Формулировка  второго внимания, сделанная Мартой, произвела не него столь сильное впечатление, что он едва не  открыл рот от удивления, поскольку Марта легко и свободно дала определение тому, что не имело  по его мнению никакого определения.  Видя эту реакцию молодого монаха, старец решил его немного успокоить и разрядить обстановку.

- Ты не обращай на нас с Мартой внимания, брат, мы просто уже беспредельные и растаможенные люди, а потому любим подшучивать друг над другом, это помогает нам не терять формы и остроты восприятия жизни. Это наша регулярная зарядка для ума, а если серьёзно, то о втором внимании очень сложно говорить на языке рационального рассудка, относящегося исключительно к сфере первого внимания.

Марта филигранно точно определила второе внимание как то, что не имеет никакого отношения к обычному вниманию и восприятию, которое формируется от данных пяти органов чувств нашего физического тела. Второе внимание – это то внимание, которое формируется самим духовным сердцем, как органом восприятия самой души, пребывающей в тонком мире божественных энергий.
 
- Отче, но почему о втором внимании сегодня так мало известно, если ты об этом так хорошо осведомлён ?

- Я не в счёт, я тебе об этом уже говорил. Второе внимание - это полностью утраченная людьми способность, которую можно отнести или к редчайшим феноменам или к высшим духовным достижениям. И то и другое всегда было большой редкостью в этом мире, поскольку это реальный выход за все переделы обычной человечности.

Второе внимание – это то утраченное всем человечеством качество, которым схватывается изначальная и первичная суть всего сущего – его энергия. Вторым вниманием обладал мифологический Адам, как подлинный человек, когда давал имена всем тварям, видя их сущностную природу. Первое и второе внимание и создают в сумме ту целостность человека, которую мы все утратили в незапамятные времена, оставшись только с первым вниманием. У многих животных второе внимание сохранено по сей день.

- Значит, второе внимание – это по существу данность каждого человека ? – переспросил молодой монах.

- В общем да, - ответил старец, - это наша скрытая потенциальная возможность, которой каждый может достичь, приложив для этого конкретный объём усилий над собой, но знание об этом  утрачено даже в церкви, поэтому никто об этом уже давно не знает, а потому и не стремится ко второму вниманию. Мы вот с Мартой только и являемся исключением из этого правила, - с улыбкой заметил старец, - правда, Марта ?

- Правда, и ещё наш учитель и его учитель и учитель его учителя, - с улыбкой дополнила Марта. - Несмотря на то, что это наша данность, достичь второго внимания невообразимо сложно, ведь для этого кроме знания о втором внимании, нужно обладать и предпосылками сознания в виде наличия структуры и энергии.
 
- Абсолютно верно, Марта, - заметил старец, - далеко не каждый ум способен одинаково хорошо расширяться вовнутрь и иметь подвижный фокус осознания для достижения второго внимания. Для этого подходит только очень спокойный, основательный и наиболее утончённый ум, обладающий гибкостью.

- Наш учитель называл второе внимание сверх интуицией сердца, доведённой до состояния прямого восприятия энергии вселенной - дополнила Марта. 

- Верно!  Второе внимание – это способ прямого восприятия энергии духовным сердцем минуя систему интерпретации психикой, - в свою очередь заметил старец. - Второе внимание – это наше  духовное расширение в бесконечность - то, что открывает перед нами врата самой вечности. Как тебе такое сравнение ?

Молодой  монах несколько опешил и растерялся от такого обилия сравнений и параллелей, которые по очереди дали старец и Марта, пытаясь всё это осмыслить и  как понять в  целостности. Наконец,  после  небольшой  паузы он неожиданно задал вопрос:

- Если я правильно вас понял, то второе внимание можно сравнить со входом в интернет при помощи роутера и маршрутизатора ? 

Старец и Марта переглянулись точно по команде и после короткой паузы старец ответил:

- Я думаю можно, но это очень условное сравнение, хотя сам принцип выхода ума в Логос через  духовное сердце примерно такой.
 
- Только в отличие от обычного интернета вход в божественный Логос через сердце совершенно бесплатен и всегда открыт для любого чистого ума и сердца по слову Христа, - дополнила Марта.

- Да, дорогая, ты абсолютно права, божественный интернет Логоса не просто открыт для каждого сердца, но ждёт каждого человека. Именно об этом притча Христа о Брачном пире и брачных одеждах души  и  всё, что нужно для вхождения в сеть Логоса, – это наличие четырёх божественных добродетелей - мудрость, мужество, здравомыслие и правда, которые и дают в качество безусловной любви. Именно так и открываются врата второго неба, о которых говорили братья Ксанфоппулы.

- Второе внимание – это внимание души уже в Логосе, правильно ? – переспросил молодой монах.

- Логос – это высший божественный Закон и порядок и чтобы в него войти, как во Христа, нужно прежде самому стать Христом. Второе внимание – это внимание души в самой бесконечности вселенной духа, где есть всё – и тёмное и светлое и доброе и злое.

Второе внимание в Логосе – это удел только наиболее светлых, т.е. наиболее совершенных и осознанных душ, которые стали подобны свету и потому сразу входят в Логос, как сеть миров света, и соединяются с ними, как подобное с подобным по принципу брачных одежд. Так уходят из мира все подлинно святые люди, становясь чистым духовным светом.

А те души, которые не имеют брачных одежд четырёх божественных добродетелей, входят не в Логос, а в бесконечность духа и проходят все испытания воздухом тьмы или те самые мытарства для определения состояния души и места её назначения в духовном мире. Так работает сепаратор душ, разделяющий их на зёрна и плевлы.

- Это и есть то самое божественное сито через которое просеиваются все человеческие души. Это величайшая мудрость и справедливость по отношению к каждой душе, оставляющей этот мир, - дополнила Марта.

- Совершенно верно, дорогая, подтвердил старец. - Бог и сатана на самом деле не враждуют, как думают наивные, а совместно осуществляют взращивание и сепарацию человеческих душ на их готовность присоединиться к братству света или мирам тьмы. Кто что наработал за жизнь в своей  душе в виде талантов духа, то и получает.
   
Молодой монах сидел молча, как завороженный общением старца с Мартой, которые легко и  непринуждённо, точно жонглёры, оперировали современными терминами и понятиями из православного богословия. Возникла неловкая пауза, которую первым разорвал старец.

- Твой вопрос о втором внимании для меня является важным знаком, - неожиданно сказал старец. – Это особый знак того, что твой ум укрепился на 13-м слое осознания и готов к переходу на 14-й слой, как слой непадательности.
 
- И что это для меня может означать ?

- Ничего особенного, просто именно с 14-го слоя и начинает раскрываться и становиться понятным смысл второго внимания. Я тебе уже говорил, что две пирамиды сознания - человеческого и божественного имеют область общего пересечения. Эта область начинается именно с 14-го слоя, поэтому выходя на этот слой, ум человека начинает соприкасаться со вторым вниманием. Этим и обусловлен твой интерес к нему.

- Ты  хочешь сказать, что мой интерес ко второму вниманию можно считать естественным запросом моей души ?

- Именно так, - ответил  старец. - Как инок и схимник в миру, ты постепенно отмираешь всем своим тленным и ветхим человечным существом. Твоя энергия осознания постепенно растёт и из первой колбочки песочных часов твоей жизни всё больше концентрируется во второй. А это и значит, что твой внутренний человек взрослеет и твоя душа начинает всё больше становиться открытой второму кольцу силы.   

Когда энергии осознания накопится достаточно, твоя духовная сила проснётся и внутренний духовный человек сам начнёт проявлять себя силой и вторым вниманием. Но недопустимо, чтобы это произошло резко и очень быстро, иначе ты просто бросишь свою семью, жену и ребёнка и уйдёшь в отшельничество и странничество, которое для тебя может кончиться трагически.

- Почему ты так уверенно говоришь об этом?

- Потому, что это духовный закон силы второго внимания. Когда она просыпается в человеке, тот становится подобным безумному, поскольку весь его мир рассыпается в прах безвозвратно. Если это с тобой, не дай Бог, случится, тогда все мои усилия будут коту под хвост. Твоя задача сейчас дозировать и контролировать своё отмирание для мира, чтобы ни одна душа и даже твоя жена пока не знала что с тобой происходит. Только при этом условии ты сможешь умереть незаметно - так, что никто об этом не догадается.

- Ты в этом уверен, отче ? - переспросил молодой монах.

- Абсолютно, поскольку второе внимание – это и есть образ смерти, а точнее посмертного бытия души, которая уже оставляет плоть. Есть одно железное правило второго внимания, о котором тебе нужно просто знать – второе внимание убивает эго и первое внимание. Поэтому любой, кто прикасается ко второму вниманию в здравом уме и трезвой памяти, выходит из него необратимо изменённым и поражённым духовно.

- Почему так происходит ?

- Это происходит потому, -  неожиданно продолжила Марта, - что во втором внимании душа   открытым сердцем и напрямую сталкивается с ведением Истины и Логоса о божественном замысле и это ведение душу просто потрясает и шокирует сермяжной правдой, которая сильно отличается от правды религиозной и церковной.

Вот почему из второго внимания любая душа всегда выходит глубоко изменённой, поражённой и потрясённой ведением истины. Это происходит именно потому, что ведение духовное очень сильно отличается от любых религиозных представлений об этом и психика просто не может выдержать этого несовпадения реально увиденного и воображаемого.

- Совершенно верно, дорогая, - заметил старец. – Именно по этой причине и для сохранения своей  психики ты не должен стремиться сломя голову ко второму вниманию. Ты и так двигаешься с опережением графика и то, чего мы с Мартой достигали за два – три года, ты достигаешь за год и даже быстрее.

Постарайся понять пока то, что лучший путь ко второму вниманию в наше время – это эволюционный и равноускоренный, а не вероломный. Второе внимание открывается не сразу и единовременно, а долго и медленно. Во всей полноте оно открывается только в Логосе или когда ум пройдёт все 17 слоёв пирамиды сознания, а это подвиг равный подвигу Христа.

Ты сейчас только выходишь на 14-й слой духовного ума и до полноты постижения второго внимания тебе ещё нужно пройти три полноценных слоя с которыми я тебя и знакомлю в меру сил. Поэтому на данном этапе твоя задача – это только общее и теоретическое понимание такой специфической категории, как второе внимание, чтобы к моменту его пробуждения ты был  информирован о нём и не прилетел ко мне посреди ночи на такси в панике думая, что сошёл с ума или начал слышать разные голоса.
 
- Ты хочешь сказать, что второе внимание похоже на сумасшествие и слышание разных голосов ?   

Старец и Марта опять переглянулись, как по команде, и старец ответил с невозмутимостью профессора:   
 
- Второе внимание – это и есть схождение с рационального ума и повседневного восприятия, причём,   полное, как ты не понимаешь. Второе внимание – это то самое священнобезумие духовного сознания, к которому всю жизнь и стремятся все иноки, схимники и исихасты.

Только современные попы не знают что это такое и не стремятся к этому, поскольку заняты одним  лишь бизнесом, карьерой и религиозным обслуживанием населения, где нужен сугубо рациональный ум и интеллект. Марта, что наш учитель говорил на этот счёт, ты помнишь ? -  спросил старец, обращаясь к Марте.

-  Помню, дорогой, помню, он говорил что второе внимание и священнобезумие духовного сознания для сергианской церкви страшнее самого беса.

- Верно, дорогая, - подтвердил старец слова Марты. – Второе внимание смертельно опасно для  сергианской церкви, поскольку оно изобличает того красного беса большевизма, которым поражена церковь с 1927 г. и который всё это время ей управляет и она не может вынести этого обличения.
   
Молодой монах был буквально сражён тем, как старец и Марта понимали друг друга буквально с  полуслова, являясь как бы одним целым, только условно разделённым на два человека. Такой согласованности и единодушия между мужчиной и женщиной ему ещё никогда не приходилось видеть и он был глубоко тронут этим зрелищем.  Старец точно прочитал эти мысли молодого монаха и пояснил:

- Я чувствую твоё смятение, брат, пусть тебя не удивляет наша фамильярность и единодушие с Мартой. Дело в том, что мы уже на финальном отрезке нашего пути и пребываем в едином духе и настрое. Мы практически выполнили задачу выхода из ветхой человеческой формы и пребываем в состоянии внутренней свободы и блаженного ожидания команды Логоса оставить этот мир навсегда, поэтому можем так легко и непринуждённо шутить.

Тебе ещё только предстоит завершить свою задачу по прохождению последних четырёх слоёв осознания, поэтому тебе пока ещё сложно нас понять и постичь наше внутреннее состояние, но  поверь, что мы не шутим над тобой. Мы восхищаемся твоей смелостью и решительностью идти в наше время по жизни путём тайной схимы в миру.

- Я и не думал, что вы надо мной шутите. Просто мне ещё не доводилось сталкиваться с таким образом мысли и таким единодушием между мужчиной и женщиной, - сказал в своё оправдание молодой монах.

- Ну, тогда наслаждайся этой возможностью общения с двумя отъявленными сектантами, еретиками и оккультистами, - с явным сарказмом и иронией сказал старец. – Чтобы ты знал, на духовном уровне роста и развития половые различия между мужчиной и женщиной практически полностью стираются и становятся не важны, поскольку в Логосе уже нет гендеров, а есть только духовное осознание. Оно тебя сейчас и удивляет.

Всё что мы делаем для тебя, касается только одного - развития твоего осознания, поскольку это самая главная и самая трудная из всех задач, стоящих перед человеком. Наш учитель был человеком старой школы и старых методов, а ты совершенно другой человек, более современный и рациональный и с тобой метод нашего учителя уже не сработает. Современные люди идут к духовному совершенству не путём смещения фокуса сознания, а путём развития осознанности – это несколько иной путь. 

Вот почему тебе всё нужно разжёвывать и растолковывать. Ты - продукт православного обрядоверия, причём, сергианского, как наиболее схоластичного, морального и полностью бездуховного. Всё духовное, сверхъестественное и трансцендентное в обрядоверии под строжайшим запретом и прочно связано со страхом оккультизма, ереси или безумия.

Именно поэтому с тобой приходится действовать очень бережно и требуется тщательная подготовка всей почвы твоего осознания, чтобы ты был готов проходить слой за слой, а не откатился в страхе и панике обратно на уровень нравственно-религиозного разума, который и культивирует большинство православного священства и духовенства.
         
Молодой монах расчувствовался от этого откровенного признания старца и уже был готов заплакать от избытка чувств, но старец одной фразой вернул его обратно в состояние трезвости.

- Только давай обойдёмся без этой чувственной сентиментальности, брат, меня от неё тошнит, честное слово, поскольку это признак слабости и эмоционального недержания, подобного недержанию мочи или кала, а мы с тобой воины духа и должны контролировать свои чувства и эмоции, не так ли ?

- Так отче, - ответил молодой монах.

- Марта, ты можешь входить во второе внимание как в этот дом, - неожиданно произнёс старец, - что бы ты ещё могла сказать брату о нем ?
 
- Ты сказал о нём уже практически всё, дорогой. Единственное что бы я дополнила – это то, что оно задействует всю энергию души и осознания без остатка и когда оно пробуждается полноценно, мир материи просто растворяется и исчезает, поскольку на его восприятие у души не остаётся больше свободной энергии.

Иными словами, нельзя иметь сразу два внимания одновременно – и первое и второе. Можно иметь только какое-то одно из них. Если ты воспринимаешь повседневный мир, второе внимание полностью выключено, а если включается второе внимание, то выключается повседневный мир. Только третье внимание позволяет воспринимать и контролировать оба мира и внимания одновременно.

- Блестящее дополнение, - с явным удовлетворением заметил старец, - А как бы ты ответила Марта на  вопрос о том что видят люди под наркозом во время операций как бы со стороны наблюдая за происходящим ?
 
- Ты и сам это знаешь не хуже меня, дорогой. Под наркозом люди видят свои тела в материальном мире только узкой и совмещённой частью первого и второго внимания, которая ещё связана временно с телом и миром материи, но частично уже пребывает в духовном мире.  Это переходное состояние и оно очень непродолжительно. 

- Именно так, - подтвердил слова Марты старец. - Вся сложность второго внимания в том, что как и первое,  оно проходит длительный путь развития и как постепенно развивается в материальном  мире тело человека, точно также развивается и душа, как тело энергии нового человека. Очень хорошо об этом сказал основатель монашества преподобный Антоний Великий:

«Как тело, пока в нем бывает душа, проходит три возраста, именно: юность, мужество и старость; так три же возраста проходит и душа, сокрытая в теле, именно: начало веры, преуспевание в ней и совершенство».

- Ты понимаешь что в данной цитате святой Антоний понимает под совершенством ? - переспросил старец.

- Совершенство второго внимания? – не совсем уверенно ответил молодой монах.

- Ну конечно и самое главное то, что это совершенство возможно ещё при жизни человека во плоти  и мы с Мартой были тому свидетелями, когда наш учитель показывал нам своё тело энергии, подобно тому, как это делал Христос на горе Фавор перед учениками. Ведь так. Марта?

- Так, дорогой, ведь по слову преподобного Филофея Снайского «Внимание и молитва, будучи каждый день сочетаемы вместе, совершают нечто подобное огненной Илииной колеснице, подъемля на высоту небесную того, кто им причастен».

Истинно так, ведь как сказал преподобный Серафим Саровский «Когда человек созерцает внутренне свет вечный, тогда ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но, весь будучи углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет видеть и себя; но желает скрыться в сердце, только бы не лишиться этого истинного блага».

Молодой монах был на грани потери сознания от этого духовного диалога старца с Мартой и сидел молча в полной растерянности и восхищении осознанностью их обоих и знанием святоотеческого предания.

…продолжение следует…