Бесстыжее дело. Новелла четвёртая

Юрий Радзиковицкий
Новелла четвёртая
Бесстыжее дело, или Технологическая жесть1
В 15 минутах ходьбы от Провала место
чуть менее известное и облюбованное больше местными жителями — сероводородные
народные ванны.
До чего же здесь хорошо, особенно в ясную погоду! Нежно голубая водичка стекает по каменистому руслу, устланному толстой коркой кристаллов соли. Здесь есть несколько ванн, куда можно удобно погрузиться и наслаждаться тёплым успокаивающим
течением, уносящим куда-то все болезни,
проблемы, грустные мысли... В воздухе витает лёгкий запах сероводорода, водичка
журчит, стекая вниз по склону.
 (Из интернета)
Полина тщетно старалась изобразить свою
предрасположенность к очередной попытке Артемия заинтересовать её своим новым увлечением.
Тому надоело сочинять опусы на заданную тему в
пределах ограниченного количества слов. И он нашёл новую возможность для своего словесного
творчества. В инете его теперь увлекла игра под
названием «Я был...». В ней участникам предлага-
 
1 Жесть — жаргонное. То же, что и ужас.
118
лось перевоплотиться во что-нибудь из окружающего бытия, скажем, в трамвай, тополь, памятник
на площади, вокзальные часы — и описать своё
проживание в избранном образе. Правда полёт такой фантазии всё же ограничивался размером —
не более пятисот слов.
После дела о похищении нескольких писем
Лермонтова членами религиозной секты отношения между молодыми людьми не только не прекратились, но даже перешли на новый качественный уровень. Они пытались находить всё новые
поводы для встреч. И как-то незаметно стали видеться без всякого повода: им просто хотелось
быть вместе.
Вот и сегодня, встретившись в центре города у
фонтана с дедами, у этого примечательного исторического объекта, построенного по проекту того
же архитектора — Карла Людвига, что создал незабываемую скульптурную композицию «Орёл»
на склоне Горячей горы, композицию, ставшую
символом не только Пятигорска, но и всех Минеральных вод.
Но молодые люди не стали любоваться бородатыми персонажами фонтана — гномами— маскароне родом из древнегерманских мифов. И не потому, что они были равнодушны к этой достопримечательности, а потому что они, спасаясь от августовского пекла, который, по словам одной знакомой Артемия, безжалостно всё шкварчил, сбе-
119
жали в прохладу гостиной, где Седа тут же вознамерилась потчевать их окрошкой на квасе собственного изготовления. Едва отбившись от её очередного приступа хлебосольства, они, наконец, остались вдвоём. Однако Артемий тут же счёл возможным настоять на прослушивании его очередного шедевра малой прозы.
Фонтан-грот «Деды». Пятигорск
— Ты только послушай, какой у меня написался сюр. Я нахожу его просто лучшим из мною написанного для этих виртуальных конкурсов. Вот
клюй эти виноградины и внимай, — уговаривал он
её. И не заметив явного возражения, тут же при-
120
ступил к чтению.
 Я был кустом
Мне нравится следить за бегом речных вод. И
как-то, чтобы продлить это удовольствие, я решил
надолго задержаться на речном взбрежье. И осуществил это самым кардинальным способом, став
большим раскидистым кустом, что рос в десятке
метрах от речного потока. Я долго потом вспоминал те ощущения, то восприятие жизни, те радости, те удивления и наслаждения, те испытания,
что мне дала моя «кустовая» жизнь.
Вот в вечерних сумерках налетит тёплый ветерок, запутается в космах моих веток и листьев,
расшевелит меня после полуденной дрёмы и улетит далее играть с белесыми верхушками речных
перекатов и водоворотов.
Наступающая ночь своими сумерками, а потом
и темнотой скроет берега реки. Лишь лунные блики бесшумно бегут по плотной поверхности речных вод. Но иногда вся эта благость взрывается, и
из речных глубин взлетает нечто серебристое, с
ощеристой зубастой пастью и красными навыкате
глазами. Взлетит, зависнет высоко над водой и с
шумом плюхнется вниз. Долго потом под лунным
мерцанием расходятся круги по речной глади.
А то падёт под утро с реки влажный покров тумана, и начнут появляться в туманной дали неясные тени, какие-то затейливые фигуры и очерта-
121
ния. Заухает во мгле сова, с другого берега глухо
ей ответит другая. Жутковато становится моей
«кустовой» душе. И захочется тогда солнца, света
и ярких бликов на речной глади.
Бывает, что налетит жестокий ураган: мощный
и злобный. Силится тебя с корнем вырвать из земли и отправить куда-нибудь подалее, скажем, в
волшебную страну Оз. Пригнёшься в такие минуты, скукожишься, вцепишься в землю всеми корнями и корешками, забудешь всё на свете, только
одну мысль лелеешь: удержаться, удержаться,
удержаться. Как внезапно налетел, так внезапно и
исчез налётчик-хулиган
И сразу тишина. Расправишь веточки, шевельнёшь листочками, вздохнёшь с облегчением всем
существом и подставишь всего себя под тёплые
капли дождя. Умоешься, очистишься от принесённой ветром пыли и грязи. Глянешь в уже появляющуюся синеву небес и тут же захочешь вслед за
поэтом воскликнуть: «И жизнь хороша, и жить хорошо!»
Прочитав, он вопрошающе замер в ожидании её
реакции на услышанное.
Полина не заставила себя долго жать. Она
вдруг с некоторым волнением заговорила:
- Этот маленький рассказик как-то вдруг позволил мне увидеть в тебе нечто неожиданное. Я говорю о твоём чувственном восприятии. Образность повествования, его пластичность выше вся-
122
ких похвал. Я тут подумала, стоит ли тебе размениваться на эти всевозможные конкурсные поделки, на это литературное штукарство. А не заняться
ли тебе серьёзной авторской прозой? Я вижу в тебе все предпосылки к этому. Поверь, для тебя это
будет гораздо большим удовольствием, чем случайные литературные экзерсисы. А потом ты напечатаешь книгу, Подаришь мне её со своим автографом. Станешь писателем и оставишь эту хлопотную сыскарскую суету. Как тебе мой пропоузел? По мне, это будет полный ништяк, — заявила она, улыбаясь собственному ироническому посылу.
Не успел Артемий каким-либо образом отреагировать как на её экспертную оценку своего опуса, так и на употребление ею царапающих его слух
чуждых ему словечек, как в гостинную, постучав
предварительно, вошла Седа. Она только что совершила с Трастом моцион вокруг озера, что находится в парке имени Кирова. Это был один из любимых её маршрутов для выгуливания своего
вальяжного любимца. И по возвращению у дома
её встретил посыльный от неизвестного ей лица.
Удостоверившись, что она работник сыскного
агентства, этот человек оставил для господина сыщика срочное письмо с устным заявлением, что
кроме всего прочего в письме есть номер телефона, по которому Артемию надо срочно позвонить
по прочтению и вне зависимости от времени су-
123
ток. Такая незамедлительность продиктована обстоятельствами, суть которых изложена в означенном послании. Вот почему она осмелилась помещать их приватному общению и приносит им свои
извинения за причинённое неудобство.
Артемий. взяв письмо, тут же вскрыл его и погрузился в чтение. Видимо, в тесте письма было
нечто важное, так как лицо его посуровело и слегка побледнело.
— Седа-джан, — обратился к своему секретарю, — немедленно вызови такси и проводи Полю
к нему. А ты, Полина-джан, извини, но я вынужден немедленно с тобой расстаться. Видишь, писателем я ещё не стал, а сыскарские дела вновь требуют моего неотложного участия в одном трагическом обстоятельстве. Так что извини, но придётся
тебе сейчас поехать домой или куда скажешь водителю такси. И не беспокойся, Седа оплатит твой
проезд. Возражения не принимаются, и я постараюсь дать тебе знать о происходящем в ближайшее
время. Ещё раз выражаю сожаление по поводу того, как сегодня закончилась наша встреча. Всех
благ и до скорой встречи. Поверь, я не могу долго
быть без тебя.
Дождавшись, когда женщины покинут гостинную, он тут же позвонил:
— Ираклий, я получил твою записку. Сказать,
что я потрясён, значит ничего не сказать. Ужель
такое возможно?! Ты просишь меня помочь... И
124
просить не надо. Не тот случай. Просто немедленно приезжай ко мне. А я тем временем переговорю
с кем надо из Следственного комитета города.
II
Однако звонок в Следственный комитет ничего
не дал. Давний знакомый Артемия, следователь по
особо важным делам, сообщил, что в интересуемых сыщиком делах нет уголовного следа. И если
всё же он хочет подробностей, то ему следует обратиться к публикации в газете «Кавказ-экспресс»,
в ней журналистка со всеми подробностями рассматривает эти случаи, вдаваясь при этом в разные
конспирологические версии.
Арсений тут же позвал Седу и обратился к ней
с просьбой, как только та появилась:
— Седа-джан, пожалуйста, сходи на вокзал и
купи мне недавний выпуск газеты «Кавказ-экспресс», в котором есть статья, повествующая о
происшествиях на этих приснопамятных «бесстыжих ваннах». Кстати, ты сама, что-нибудь слышала о том, что там произошло в недавнее время?
— Краем уха слышала в трамвае, что там несколько человек долечилось до смерти. Но ничего
более мне не известно. Сейчас быстро смотаюсь и
куплю. Там, на вокзале, много точек по продаже
газет, так что, думаю, номер с публикацией об
125
этих событиях я быстро сыщу. Самой интересно
почитать про то, что было и как в этом невообразимом месте. Я была там однажды. Просто шла
мимоходом. И то, что я там увидела, меня отвратило от этого места раз и навсегда. Слово «бесстыжие» — оно слишком слабое, на мой взгляд, применительно к той вакханалии, что там творится.
По мне, эти ванны, если это так можно назвать,
стоит именовать мерзко-постыдными — это если
ещё сдерживаться.
В этом слегка возбуждённом состоянии Седа
удалилась.
Через некоторое время Арсений уже разворачивал требуемую газету и почти сразу наткнулся на
искомую публикацию. Она находилась в рубрике
«Из первых рук» под хлёстким заголовком —
«Смерть на водах». Это была постоянная авторская колонка, которую уже продолжительное время вела Саш;а Чернобровкина. Кто скрывается под
этим псевдонимом, Арсению было не известно, но
кто-то из знакомых, ему помнится, говорил, что
этот автор лихо пишет. Что это так, он убедился,
прочитав его опус в принесённой Седой газете.
Эта статья стоит того, чтобы быть воспроизведённой здесь полностью. Тем более что она определённым образом, как покажет будущее, будет
иметь отношение к тому расследованию, которое
вот-вот начнёт Арсений.
126
 Саша;Чернобровкина.
 Смерть на водах
Сегодня, уважаемый мой читатель, я отступлю
от привычного для тебя незамедлительного погружения в жуткую атмосферу очередного криминального происшествия. Твои нервы не будут с
первых строк трепетать от подробностей, от которых, как говорится, леденеет кровь. Вместо этого
я хочу поделиться с тобой обстоятельствами моего
последнего увлечения, которое вообще трудно назвать увлечением, это скорее всего внезапно возникшая страсть, жаждущая всё новых и новых
сильных впечатлений. Всё началось с того я, уж не
знаю по чьему совету, начала смотреть на you tube
сериал «Тайны госпожи Кирсановой». Сказать,
что меня в нём увлекли детективная составляющая, актёрская работа, какие-то режиссёрские новины — значит ничего не сказать. Ничто из перечисленного в этих сериях меня не привлекло. «Тогда, — спросишь ты читатель, — ради чего я
столько времени провела перед экраном своего
планшета?» Не поверишь, я получала удовольствие от погружения в прошлое, в давно прошедшие
времена, в последние десятилетия XIX века. Провинциальный городок, его дома, улицы, быт и
люд. Одежда, манеры общения, антураж жилых
помещений и дивная среднерусская природа —
127
всё это, как теперь говорит молодёжь, так зашло в
меня, что я стала искать подобных впечатлений. И
на этой волне просмотрела и «Анну-детектив», и
«Агату и сыск», и «Формулу преступления», и
«Сто лет спустя». А когда я начала смотреть про
приключения Клима Пантелеевича Ардашева,
бывшего чиновника по особым поручениям правительства и присяжного поверенного, то никак не
могла себе представить, как близко события тех
далёких годин станут каким-то дежавю в обстоятельствах нынешнего времени. Дело в том, что на
прошлой неделе я пару вечеров смотрела сериал с
участием этого господина под названием «Убийство на водах». В нём было интересно для меня не
только временная его составляющая, 1907 год, но
и место действия. Не так часто знакомишься с кинолентой, переносящей тебя в город, который ты
не только знаешь, но и любишь с детства.
Представляешь, читатель, мой восторг, когда
увидела события, происходящие в 1907 году в Кисловодске. Ведь Кисловодск — это мой обожаемый с детства уютный городок. Событийная канва
этого сериала построена на макабрическом контрасте : курортный сезон, отдыхающие, благостная повседная жизнь и убийства, срежиссированные и осуществлённые умной и коварной женщиной. Всё это увлекло, захватило меня. И вот вот
недавние события у нас городе. Не киношные, а
реальные. Но какие аллюзии с только что про-
128
смотренным сериалом! Вновь лето, вновь курортный сезон, вновь город на кавказских водах. Но
теперь не Кисловодск, а Пятигорск. И вновь убийства: загадочные и беспощадные. Так что, думаю,
не удивительно, что я так ассоциативно дала этой
моей публикации заголовок — «Убийство на водах». Причём заголовок надо понимать не в переносном смысле, а буквально. Ведь оба эти преступления, именно преступления, а не стечение обстоятельств, как квалифицируют местные органы
правопорядка эти происшествия, случились на так
называемых «бесстыжих ваннах».Уж коль я начала статью с ностальгических реминисценций, то
не удержусь от краткого экскурса в историю возникновения этой достопримечательности нашего
города. Она появилась на одном из склонов горы
Горячей в 1910 году. То есть имеет более чем вековую историю. Какие-то энтузиасты вырубили в
те времена в травертине этого склона ямы разных
размеров и глубины, которые вскоре заполнились
вытекающей из недр термальной сероводородной
водой. Местный люд, а потом и приезжие отдыхающие вошли во вкус пользования этими целебными ваннами под открытым небом. Бесплатно,
без всякого ограничения длительности процедур, в
любое время суток, плюс прекрасный вид на панораму города и горный пейзаж в отдалении — вот
какие были и есть аргументы у этой по-настоящему народной водолечебницы. Городские власти
129
вкупе с медиками боролись с этим объектом самолечения. В городских газетах время от времени
появлялись заметки, живописующие вред купаний
в этих ямах и лужах. Авторы этих публикаций пугали антисанитарным состоянием подобных ванн,
кожными и венерологическими заболеваниями,
тяжкими последствиями для органов дыхания и
кровообращения. Но «бесстыжие» выстояли и в
наши дни продолжают пользоваться успехом у
всех любителей халявного и бесконтрольного оздоровления. Перечень хворей, от которых, по мнению изустной молвы, лечит этот дар природы, содержит не менее двух десяткой наименований.
И вот на прошлой неделе две смерти прямо в
момент нахождения пострадавших в голубоватой
сероводородной водице. Сорокасемилетний курортник, приехавший с Поволжья, и молодая женщина, пятигорчанка, кассир агентства «Аэрофлот», решившая в свой выходной день несколько
посодействовать своему здоровью. В результате,
по заключению медиков, у одного коллапс сердечной деятельности, а у другой — скоротечный отёк
лёгких. Со слов следователя, которому было вменено расследование этих дел, никакие криминальные составляющие в данных трагических обстоятельствах не установлены. Всё объясняется, согласно экспертному заключению клиницистов. негативными последствиями подобного водолечения. Мне же видится в этом чей-то злой умысел.
130
Хотя такая моя точка зрения может быть объяснена моим последним увлечением ретро-фильмами,
в которых от количества злодеев просто берёт оторопь. Но эта самая оторопь не берёт почему-то
жителей и гостей нашего города-курорта. Многих
из них никак не испугали произошедшие драмы. В
этом я убедилась сама, посетив в начале недели
этот сероводородный мир под шатром северо-кавказского неба. Сама бесстыдству не предавалась,
но всевозможные оголения других перед погружениями тела или его отдельных частей наблюдала
во всей изобразительной мощи. Всё блистало, трепыхалось или возлежало под лучами июльского
ярила. Но, уходя от этого подиума демонстрации
человеческой телесности, я ловила себя на неотвязчивом соображении: не готовит ли анонимный
преступник новое злодеяние на нашей всё же достаточно бесстыжей общественной купальне? И
очень хочется надеяться, мой читатель, что следующая моя публикация будет не об этом. Или закон детективного жанра всё же восторжествует, и
тогда...
 Ваша Саша;всегда с вами.
— Да, — подумал Арсений, прочитав статью.
— твоё жуткое предчувствие тебя Саша не обмануло. Вот опять в одной из травертиновых ванн
была обнаружена новая жертва. И думается, в этих
пределах объявился серийный убийца.
В таких тягостных размышлениях застала Арсе-
131
ния Седа, сообщившая, что приехал Ираклий.
Через мгновение давние друзья сидели в гостиной за столиком. Седа спросила у гостя, не надо
ли что-либо подать? И получив молчаливый отказ,
тут же удалилась.
Приятельствующие ещё с младших классов
школы №1, что находилась в весьма импозантном
старинном строении начала XX века, эклектически сочетавшем в себе романовский и готический,
Школа №1 имени М.Ю. Лермонтова. Пятигорск
они после окончания школы встречались от случая к случаю. Но каждая встреча для них станови-
132
лась событием. Если Арсений после окончания
пединститута сменил несколько видов деятельности, то Ираклий ни в коей мере не изменил своей
стезе. Компьютерные технологии — это был тот
мир, которому он истово был предан со студенческой скамьи. Вот и в настоящий момент он был
ведущим специалистом по внедрению компьютерных технологий в бальнеологические исследования в Институте курортологии на Камвинводах.
— Ты знаешь, как трудно находить слова в таких случаях, — начал разговор Арсений после обмена какими-то взаимными приветствиями. —
Тем более, что Софико, твою единственную племянницу, дочку так рано от нас ушедшей твоей сестры Тамрико, я знал с ранних лет. Я с Софико виделся пару недель тому назад. Это была случайная
встреча в гастрономе «Центральный». Наткнулись, разговорились, зашли по случаю там же в кафе и славно пообщались. Я ещё долго был под под
впечатлением от этой встречи. Её обаяние долго
не покидало меня. И вот ты мне звонишь и говоришь...
— Арсений, извини, что останавливаю. но давай ты скажешь эти слова, когда нам позволят
проводить её в последний путь. А сейчас лучше
перейти к сути моего появления здесь. Ты ведь понимаешь, что я приехал к тебе не за сочувствием.
Я прямо тебе скажу, зачем я здесь: ты должен найти этого мерзавца, который отнял у меня мою Со-
133
фи.
— Из нашего предварительного телефонного
разговора я понял, зачем я тебе нужен. Но для начала мне нужна вся информация по этому трагическому случаю, который, на мой взгляд, каким-то
образом имеет отношение к тем событиями, что
произошли ранее в том же месте. И главное, почему ты полагаешь, что это было убийство, ведь
официальная версия отрицает преступный замысел в том, что произошло?
— Ты, наверно, знаешь, что последние два года
она работала окулистом в городской поликлинике.
И в последнее время у неё появились такие боли в
спине, что ей стало трудно вести приём. Я уговаривал её пройти осмотр в стационаре, но она всё
отмахивалась: обыкновенный остеохандроз — сама справится, ведь она всё же медик. Кто-то на работе посоветовал ей эти открытые ванны, мол,
очень полезны в её случае. Они весьма удобны во
многих отношениях: ни очереди на запись к врачу,
ни следование расписанию. Всё просто здорово:
пришёл, когда хочешь, лёг в воду и отмокаешь,
сколько душеньки угодно. Пять-шесть таких омовений — и хвори нет. Это был её третий заход. И
принимала она эти ванны не одна, а со своим другом. Я его знаю. Толковый мужик. На несколько
лет старше Софико. Работает режиссёром на местной телестудии. Он сам ванн там не принимал.
Просто сидел рядом, помогая ей скоротать время.
134
В какой-то момент она тогда отправила его купить
что-нибудь вкусненькое. А когда Борис вернулся,
то обнаружил, что Софи не подаёт признаков жизни. Тут же вызвонил скорую. Та, приехав, установила летальный исход. Была вызвана следственная
группа. Предварительное заключение гласило: насильственных следов не установлено, скорее всего
смерть наступила по причинам, имеющих отношение к здоровью потерпевшей. Клиническое обследование подтвердило этот диагноз, уточнив, что
имел место обширный инфаркт.
— И что же ты хочешь от меня, имея на руках
такое заключение экспертов? И что значит твоя
настойчивая просьба найти убийцу? Ведь ничто не
указывает в этом случае на насильственные действия. Картина таже самая, что и в двух предшествующих трагических обстоятельствах. Или ты располагаешь другими результатами? Я просто теряюсь в догадках.
— И теряться не надо. Да, у меня есть основания придерживаться кардинально противоположной точки зрения на причины ухода моей Софико
из жизни. Я её знаю с рождения. У неё никогда не
было проблем с сердцем. И я сразу усомнился в
вердикте, к которому пришли следователи и медики. И вот почему. Ты ведь знаешь, что я несколько
лет проработал в СВР, то есть в одном из подразделений службы Внешней разведки. Один из неписанных законов этой службы гласит: не верь
135
простым, казалось бы вполне достоверным результатам. Сложное часто маскируется в нечто незамысловатое, удовлетворяющее своей ясностью и
логичностью. И надо приложить определённые
усилия, чтобы сорвать камуфляж очевидности и
достоверности.
— И тебе это удалось? И каким образом?
— Я в этой службе не работаю уже несколько
лет. Но связи остались. Поэтому я послал кому надо образцы крови и других жидкости Софико.
Вчера я получил полный анализ этих биологических материалов. И вывод однозначный: совершено преступление.
— Я могу изучить этот отчёт?
— Для тебя сделал некоторое резюме на его основе. Ты читай, а я пока пойду к Седе, мне надо с
ней кое о чём посоветоваться.
Арсений быстро просмотрел предложенный документ. Анонимные эксперты установили, что
жертва погибла от проникновения в организм препарата, содержащего дитилин-В — курареподобный фабрикат. При попадании в кровь он приводит к параличу мышц и угнетению дыхания, что
может обернуться летальным исходом. Причём через полчаса его следов в организме обычной клиникой установить будет не возможно. Клиницисты
этого ведомства применили в этом случае высокие
технологии, которые не только установили вид отравляющей субстанции, но и указали на весьма ве-
136
роятную жидкость, в состав которой она входила.
Это снадобье широко применяется в ветклиниках
для умерщвления животных. Его свободно можно
купить в онлайн продажах у многих поставщиков,
например, у фирмы «Техно-фарм».
Теперь Арсению стала ясна природа этой зловещей серии преступлений.
Яд быстро нейтрализовался в организме жертв,
и медикам оставалось ничего другого, как объяснять эти летальные исходы сердечно-сосудистыми
проблемами. Выходит, что этот преступник совершает идеальное преступление. При чём остаётся
без ответа не менее важный вопрос: как яд попадает в организм жертв? Ведь прямых контактов потерпевших с предполагаемым преступником следствием не установлено. К моменту трагического
случая все потерпевшие некоторое время, достаточно длительное, по словам очевидцев, находились в воде, и к ним никто не подходил. Борис оставил Софико в полном здравии и отсутствовал
минут двадцать. Хотя и его в определённой мере
можно будет подозревать...
И тут, увидев вернувшегося Ираклия, Арсений
сразу обратился к нему:
— С тем, что послужило причиной внезапных
смертей, всё стало ясно. Остаётся только выяснить, каким орудием и как был введён яд в организм? И главный вопрос — кто тот паскудник, задумавший и осуществивший эти злодеяния?
137
 — На первый вопрос имеется частичный ответ.
По моей настоятельной просьбе патологоанатом
провёл повторное обследование тел жертв на
предмет поиска следов от инъекций. И во всех
случаях они им были выявлены. И что характерно,
у Софи этот след был обнаружен на голове, будучи сокрытым волосяным покровом. Ты представляешь, Арсений, укол в голову! Уму не постижимо: женщина лежит в радоновой луже и получает
инъекцию прилюдно в голову! Полная фантасмагория какая-то! Очень хочется думать, что ты с
этим разберёшься.
— А что официальное расследование будет
продолжено? Ведь у него гораздо больше возможностей, чем у меня? У них, кстати, есть твои материалы? Или ты решил их утаить? Напомню, это
уголовно наказуемое деяние.
— Знаю. Не переживай. Два часа тому назад
всё им предоставил в полном виде. Следствие возобновлено вновь по открывшимся обстоятельствам,так, кажется, они это формулируют. Хочешь
сотрудничай с ними, хочешь работай автономно.
Но сделай всё зависящее и более того. И не буду
говорить, как я на тебя в первую очередь рассчитываю.
В это время вошла Седа и поставила на стол
поднос, на котором находились бутылка армянского коньяка, несколько хрустальных чарок и
лёгкая закуска. Трое присутствующих помянули
138
усопшую и выпили по несколько глотков этого напитка. После чего Ираклий ушёл, а Арсений в глубокой задумчивости сел за свой рабочий стол. Он
был только в начале расследования, и подступы к
нему были для него совсем не очевидны.
III
Изведённый вконец размышлениями о всевозможных вариантах реализации преступного умысла по отравлению жертв, которые трижды
совершил анонимный злодей на этих злосчастных
«бесстыжих» купальнях, Арсений решил сбежать.
Так исчезнуть, чтобы никто не мог его сыскать: ни
в собственном доме на Курганной, ни в собственном бюро на проспекте Кирова, ни в тех местах,
где его привыкли видеть. Только вот незадача, если её сформулировать по Пушкину: «Куда ж нам
плыть?»
Пётр Тихонович, его адвокат и хороший советчик в затруднительных обстоятельствах, всегда
рекомендовал единственно правильный, по его
мнению, путь, ведущий к восстановлению душевных сил.
— Только горы, — говаривал он, — только этот
первозданный мир, эти хребты и ущелья, вершины
и альпийское разнотравье, парение орлана над
скальным разнообразием и прозрачная хладность
горного воздуха могут вернуть человеку непереда-
139
ваемую сладость бытия.
Но в голове Арсения был иной, отличный от
этих рекомендаций план. Он, правда, несколько,
походил на фарс. Но, вероятно, на интуитивном
уровне Арсений чувствовал, что ему, чтобы выйти
из тупиковой ситуации, надо погрузиться в несколько водевильный антураж. Поэтому он достал
своё средство мобильный связи, нажал несколько
кнопок и, услышав: «Привет, Сеня. Не ожидала
твоего звонка в это время. Ты вечно занят после
обеда. Вдруг звонишь. Что-нибудь случилось?» —
пустился во все мелодраматические тяжкие:
— Поля, милая, мне срочно надо исчезнуть так,
чтобы ни одна душа не могла меня найти.
— И что я должна для этого сделать? — остановила его встревоженная девушка.
— Надевай фартук и начинай печь блины, пышки, оладьи — выбирай сама, что тебе сподручнее,
а я буду у тебя через полчаса.
— Постой, я что-то не пойму, какое имеет отношение эти кулинарные просьбы к твоему исчезновению? Я тут недавно прочитала, что мужчины,
носящие твоё имя, непредсказуемы, и в них удивительным образом уживаются благоразумие и авантюрность, энергичность и взбалмошность, расчётливость и романтичность. И мне кажется, что сегодня в тебе избыток авантюрности и взбалмошности. При чём в твоём романтизме я как-то не
уверена. Извини, но блины и пышки как-то плохо
140
коррелируются с романтизмом в том смысле, как я
его понимаю, будучи студенткой филфака. Ты не
находишь, милый, что я права?
— Извини, Поля, мне как-то не до выяснения
сути романтизма. Я действительно хочу найти укрытие у тебя дома. Ведь это единственное место,
где меня никто вздумает искать. А эти блины,
пышки и прочие оладьи... Так нам надо будет чемто заниматься... Вот и будем сидеть у тебя на кухоньке и разговоры разговаривать, как любит говорить один мой хороший приятель.
— Вижу, что расчётливость как примета твоего
имени взяла вверх над романтизмом. Ничего не
имею против, хотя несколько обидно за романтизм. Так что надеваю фартук, ищу муку и достаю
сковороду. Жду тебя в моём убежище, мой
хороший.
Через некоторое время они расположились на
уютной кухне. В больших чашках пар;ился тёмновишнёвый чай, а на большом блюде горкой лежали румянобокие оладьи.
Отведав этой выпечки, Арсений, удовлетворяя
любопытство собеседницы, начал поведовать о
природе своих затруднений в установлении как
способа применения яда, так и личности злоумышленника.
— Я понимаю, что преступник не находился в
непосредственной близости к своим жертвам в момент совершения преступления. Иначе он бы по-
141
пал в поле зрения многих принимающих водолечение. И я задался вопросом, каким образом можно дистанционно отравить трёх человек сильно
действующим веществом под названием дитилинВ? Я перебрал достаточно многие способы, от широко известных до самых что ни есть экзотических. Среди них могу назвать луки и арбалеты,
стрелы, у которых имеются отравленные наконечники, духовые ружья, стреляющие ядовитыми
дротиками. К ним можно отнести метательные
дротики и полые трубки, что в этих целях используют аборигены Африки и Южной Америки.
 — Но почему ты отказал всем этим орудиям в
праве быть применёнными в этих жутких расправах? Чем они тебя не устроили?
— Ровно одним моментом. Успешные покушения на жизнь принимающих лечебные ванны происходили на открытой местности, где всё хорошо
просматривается. Никаких свидетельств о возможных угрозах со стороны кого-либо в адрес купающихся не было выявлено в ходе следственных действий, как я тебе уже говорил сегодня.
 — И что теперь ты собираешься делать?
— Я тут навострился взять очередной оладий и
попробовать его с клубничным джемом, ведь со
сметаной и черничным конфитюром твои эти
вкусняшки уже отведал. А ты тем временем расскажи, чем сейчас занята твоя головушка?
— Из всего, что так или иначе меня занимает, я
142
выделила бы свою озабоченность семестровым рефератом по современной американской литературе, переводной, конечно, как ты понимаешь. Но не
знаю, будет ли тебе интересны мои размышления
по этому поводу, учитывая то, чем озабочена твоя
головушка?
— Я ж тебе уже сказал, что хочу убежать от
мой повседневности, от этих треклятых заморочек
с ядами, покушениями и прочими уголовными
мерзостями. И нахождение в мире литературного
антуража — это для меня как глоток чистого горного воздуха, о котором мечтается моему Петру
Тихоновичу. Так что рассказывай, монологизируй
сколь угодно пространно. И ты не представляешь,
милая, как мне это будет отдохновенно.
— Хорошо. Сам напросился. Начну с вопроса:
«Ты читал роман Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»?
— Читать не удосужился. А вот фильм по этому произведению начал смотреть, но бросил: не
хотел погружаться в атмосферу такой жути. Желалось в то время чего-то более жизнеутверждающего.
— Это усложняет мою задачу. Ведь я думала,
что ты владеешь содержанием этого весьма любопытного произведения. Хотя не могу избавиться
от ощущения, что я всё же прочитала не тот роман, что существует на языке оригинала. Это восприятие у меня возникло, когда я задумалась над
143
авторским эпиграфом к роману. В оригинале он
выглядит следующим образом:
«Оne flew east, one flew west, One flew over the
cuckoo’s nest».
И переводится как «Кто-то полетел на восток, а
кто-то на запад. Кто-то полетел над гнездом кукушки». В русском издании романа был явлен
странный, на мой взгляд, перевод этого эпиграфа:
«Кто из дома, кто в дом, кто над кукушкиным
гнездом». При осмыслении смыслового континуума после прочтения романа, понимаешь, что автором в эпиграфе как бы анонсируются два дискурса
проявления жизненной траектории отдельной личности: свободное проживание вне социальных
страт (движение во вне, на восток или запад) или
самосохранение в собственном изолированном
сознании, вне атрибутики социума. Последний вариант как раз и реализован обитателями психлечебницы, этого гнезда кукушки, над которым кружит авторское мировосприятие, вскормленное и
востоком, и западом. Вариант эпиграфа, предложенный переводчиком, не содержит всех этих посылов, являя собой просто бесхитростную детскую считалочку. И теперь я, вновь перечитывая и
перечитывая это произведение, хочу понять, чем
оно было важно читателям шестидесятых годов
прошлого века, какие ответы и на какие вопросы
они там находили? И тут я неожиданно наткнулась на одиннадцатый номер журнала «Москва» за
144
2011 год. Вернее на публикацию в нём цикла стихов поэта с удивительным отчеством — Естиславович. В данном случае я говорю об Александре
Суворове и о его подборке «Пролетая над гнездом». В этом цикле есть слабые аллюзии на роман
Кизи. Но вот одно стихотворение просто меня озадачило. Вот послушай его. Я его выписала себе в
тетрадь.
Наши жизни пролетали перед нами.
Голуби взвивались тут и там,
Мы с тобой — два белых голубя в зените,
И смотрели вниз по сторонам
Зачарованные ангелы-хранители.
Мы с тобой — два голубя во мгле,
Город расстилается под нами —
И живут на пасмурной земле
Те, кого мы раньше не познали.
Падал снег, и прямо на листве
Оседали хлопья, как гирлянды,
А в предновогодней синеве
Били уж Господние куранты.
То же воспарение, как в романе, над земной
юдолей, над человеческим общежитием, над огромным гнездом, брошенным Господом, как кукушкой.
Арсений, я вижу ты меня не слушаешь. У тебя
на лице такое выражение, какое, наверно, было у
145
Архимеда, когда он изготовился крикнуть своё
знаменитое: «Эврика!». И если ты сейчас вскочишь и побежишь, как Архимед, сообщать о своём
прозрении, то славу богу, что ты в одежде и не
смутишь народ своей наготой. Так что тебе пришло в голову, пока я изощрялась по поводу этого
американского романа? Ты хоть помнишь его название, внимательный ты мой?
— Пролёт над гнездом этой ... как её птицы...
кукушки или аиста... Да какая разница... Главное,
что эта птица там летала... понимаешь, ле-та-ла!
— Ничего не понимаю. Где летала, в романе
или где-то там у тебя?
— Какой роман? Должна была летать птица над
этими пресловутыми «бесстыжими ваннами»! Надо вновь опросить свидетелей: не видели ли они
во время преступлений летящей или парящей над
ними какой-нибудь большой птицы? Полина, извини, но мне надо бежать. Я хочу срочно встретиться с Ираклием, ты знаешь, кто это. Я тебе о
нём как-то рассказывал. Если моя догадка верна,
то я при жизни поставлю тебе, ангел мой, монумент из чистого шоколада, мармелада или марципана. Какой хочешь, душа моя. Твои птицы, твои
полёты, эти стихи о воспарении... Иди сюда, дай я
тебя обниму, прелесть ты моя...
— Постой! А как же твоё бегство? Я уже грешным делом подумала, что ты останешься у меня
навсегда.
146
— Обязательно останусь! Но только в следующий раз, Поля-джан. Извини, но меня уже нет. До
встречи...
IV
В ходе продолжительного телефонного разговора с Ираклием, состоявшегося через час после
расставания с Полиной, Арсений прежде всего
рассказал об озарении, которое он испытал во время размышлений своей пассии о восприятии одного из произведений Кена Кизи. Ему неожиданно
припомнилось, как полгода тому назад он читал в
каком-то журнале о новейших технологиях в разработке дронов, этих достаточно малых беспилотных летательных аппаратах. И его там заинтересовала информация о создании нового поколения
этих автономных летательных систем. В данном
случае в публикации речь шла о бионических моделях, так называемых дронов, аппаратов, очень
похожих на птиц. Более того сообщалось, что появились первые подобные промышленные образцы.
Так беспилотники «Сова» и «Сокол» уже участвовали в выставке «Армия-2019». И тогда они были
выполнены в мягком корпусе из пенополипропилена, окраса и манерой полёта мало отличимые от
от своих пернатых прообразов. А французская
компания XTIM bionicworld в то же время изготовила дрон Bionic Bird, издали практически неотли-
147
чимый от птицы. Основным достоинством этих
аппаратов являлось использование бионических
технологий, что позволяло им бесшумно скользить и парить в воздухе так, как делают настоящие
представители семейства птичьих. Да и управлять
ими можно при помощи смартфонов. При этом поражает их портативность и достаточно лёгкая и
быстрая сборка, значительная дальность полёта, а
так же и эффективное теле-радио управление. И в
заключении своего сообщения Арсений высказал
вполне, на его взгляд, разумное предположение:
— А что если преступник совершил свои злонамеренные действия на этих «бесстыжих ваннах»,
имея в своём распоряжении такую чудо-птицу, оснащённую смертоносным оружием в виде почти
незаметных дротиков, несущих яд ?
Причём сам преступник оставался вне поля зрения, так как управлял своим летающим карающим
орудием убийства на значительном расстоянии, да
ещё, возможно, наблюдая за этим злодеянием,
имея соответствующее видеоизображение на своём наладоннике. То есть мы имеем дело с высоко
технологичным и почти идеальным современным
преступлением. Так что, Ираклий, я полагаю, надо
приложить усилия, чтобы узнать, каким образом
анонимная преступная личность получила возможность к завладению этим исключительно редким смертоносным летающим аппаратом. И ещё я
думаю, что выбор одной из жертв был не случаен,
148
а остальные две смерти были использованы для
сокрытия истинной цели преступления. Обо этом
свидетельствуют многие уже известные убийства
нескольких лиц в рамках так называемых серийных преступлений. Так что подключай все свои
профессиональные связи в разведсообществе. Думаю, там удастся вычислить нашего хладнокровного и хитроумного мерзавца. Надо действовать,
иными версиями я не располагаю. А эта, при всей
её как бы абсурдности, мне кажется очень плодотворной и перспективной.
 Саша;Чернобровкина
Бионика на службе преступного мира
Я тут подумала, милый мой читатель, а не сменить ли мне свое амплуа криминального обозревателя на популяризатора новейших технологий в
эпоху постмодернизма. Представляешь, я тебе,
уважаемый почитатель моих прошлых талантов,
буду регулярно поставлять на блюдечке с голубой
каемочкой «горячие», с пылу с жару, новины с передового края современной инженерии. Я тут пригляделась и навскидку могу предложить тебе темы
последних откровений умников из разных областей их творческого поиска. Если ты ещё не сидишь с раскрытым ртом от удивления, то скоро он
сам распахнётся. Как тебе парочка откровений со-
149
временных технологий?
Первая. Создан бионический глаз. Этот искусственный глаз-имплантат, который возвращает лицам, утратившим зрение, способность видеть окружающий мир во всём многообразии.
Вторая. Разработано портативное устройство
по созданию дополнительной реальности. С его
помощью человеку никуда не надо будет отъезжать, чтобы получить новые географические впечатления. Теперь, находясь у себя дома, он в живую может наслаждаться выбираемой им реальностью, скажем, чарующим морским побережьем,
бескрайней саванной или живописным вельдом
экваториальной Африки. И в последнем его не
съедят львы, как это произошло в рассказе Брэдбери. Помнишь, мой читатель:
«Львы тем временем закончили свой кровавый
пир. Они стояли на краю поляны и наблюдали за
людьми.
— Теперь я чувствую себя добычей, — сказал
Маклин, поглядывая в сторону львов. — Давайте
убираться от сюда. Никогда не любил эти чёртовы
комнаты. Они заставляют меня нервничать.
— Посмотрите, львы выглядят такими реальными, прямо жутко, — сказал Джордж Хедли не в
силах оторвать взгляд от диких кошек. — Мне интересно, есть ли вероятность того, — он запнулся.
— Чего? — спросил доктор.
— Ну. Того что они превратятся в настоящих
150
львов?
— Насколько мне известно, это исключено, —
не совсем уверено ответил Маклин.
— А вдруг там какой-то брак, неисправность в
механике, недостаток или вообще халатность самих разработчиков? ...
 — Это уже не смешно! — кричал Джордж в запёртую дверь, они с женой отчаянно колотили в
непреступную плоскость. — Дети, хватит шуток.
Нам пора идти! Мистер Маклин скоро будет здесь
и... — но Джордж не договорил, они с Лидией услышали звуки, прямо позади себя. Львы. Это были
львы. Они наступали с трёх сторон. Такие жёлтые,
их шкуры цвета жухлой испепелённой солнцем
травы, мерно двигались в такт их хищной походке.
Из горла доносилось урчание и рокот. Мистер
Хедли посмотрел на свою жену. Они медленно повернулись, чтобы посмотреть и увидели зверей,
которые замедлили шаг, потом грациозно и устрашающе прогнулись слегка вперёд всем своим огромным телом, готовясь к прыжку, по пыльной
земле щелкали их хвосты, звери, были готовы атаковать. Господин и госпожа Хедли завопили от
ужаса приближающейся смерти.
Что ж, вот и я! — добродушно отозвался доктор Маклин, стоя в дверях детской игровой комнаты. — О, привет, детишки, — он видел перед собой двух детей, сидящих в центре открытой поляны, которые затеяли скромный обед, разбив пик-
151
ник прямо на земле. Чуть дальше от них виднелся
водоем и огромная жёлтая выжженная степь. Повсюду палило горячее солнце, и доктор вспотел.
 — А где, ваши мама и папа?
Дети переглянулись и, улыбнувшись, ответили
почти в унисон.
— О, они скоро будут здесь. Скоро.
— Хорошо. Нам пора ехать, — в дали мистер
Маклин заметил дерущихся львов, они боролись и
царапались, после чего притихли и спокойно улеглись в тени деревьев, поглощая растерзанную добычу. Он искоса продолжал следить за львами,
прищуривая глаза от яркого солнца. Львы закончили трапезу и вальяжно переместились к водопою, чтобы утолить жажду после сытного обеда.
На разгорячённое лицо мистера Маклина упала
тень. В небе замелькали громоздкие и быстрые тени. Это были стервятники, они падали прямо с пылающего неба, на оставленные хищниками останки. Образовалась неприятная и раскалённая тишина».
Надеюсь, я тебя, мой достопочтенный читатель. не утомила столь обширным цитированием
рассказа Рэя Брэдбери «Вельд». Я помню, как была потрясена, когда ещё в подростковом возрасте
прочитала эту жуткую фантасмагорию. Но это
воспоминание бледнеет перед тем, что я узнала
вчера в Лермонтовской галерее. Там в тот вечер
ставилась финальная точка в истории, которая по-
152
трясла наш благодатный для жизни городок. Как
ты догадываешься, я имею ввиду жуткие злодеяния, унёсшие жизни трёх невинных жертв в момент их водолечения под открытым небом на
склоне Горячей горы при скоплении значительного количества людей. Направляясь в это историческое место, я уже знала, что убийца изобличён, и
что ему уже предъявлено обвинение, но существенные подробности не были известны, так как
следствие ещё продолжалось. Но вот оно завершено. И дело передано в суд. Понимая, что суровое
наказание неотвратимо, городские власти и общественность решили, что они могут воздать должное тем, кто помог восторжествовать правосудию.
Ещё никогда в стенах этого уникального строения
не собирались люди, чтобы выразить благодарность служителям правопорядка. И чем больше
произносилось благодарственных слов, тем больше я погружалась в совершенно невероятные обстоятельства этого дела. И орудие убийства —
бионическая птица-дрон, наподобие той, что летала над вельдом у Брэдбери. И мотив преступления
— месть своему земляку, инспектору рыбнадзора,
жившего и работавшего где-то под Камышевым на
Волге. Месть за то, что из-за него этот убийца мало того, что был вынужден оплатить крупный
штраф, так ещё лишился своего катера, конфискованного за браконьерство. Чувство ненависти было так сильно, что этот Родион Феклистов после-
153
довал за обидчиком на Северный Кавказ, где последний собирался отдохнуть от трудов праведных по защите всяких водоплавающих. А чтоб замести следы, этот придурок Феклистов учинил
расправу ещё над двумя невинными людьми. Да и
личность этого злоумышленника оказалась весьма
примечательной. Кроме того, что он был заядлым
рыбаком, он работал в закрытом военном учреждении, разрабатывающим летательные малогабаритные аппараты для разведывательных целей армейских подразделений. А бионические птахи как
нельзя лучше подходили для этих целей. Вот одну
такую птицу он каким-то образом сумел приспособить к осуществлению своего преступного умысла, планирую почти идеальное преступление. Почти наверняка его злодеяние осталось безнаказанным, если бы не гениальное озарение, посетившее
нашего земляка Арсения Забродского. Именно ему
в тот вечер адресовалось большинство благодарностей. А когда глава города зачитал постановление городской думы о присвоении этому частному
сыщику звания Почётный гражданин города, всеобщему ликованию не было конца. Но директору
нашего театра оперетты и этого оказалось мало. В
своём обращении к присутствующим он сказал,
что в городе давно существуют Ермоловские, Лермонтовские, Пушкинские, Пироговские ванны, то
есть лечебные учреждения, оказывающие бальнеологическое лечение. И в знак признания заслуг
154
Арсения Петровича перед гражданами города он
предлагает впредь называть так называемые «бесстыжие ванны» на горе Горячей Забродскими,
или, как вариант. Арсениевскими. Глава города в
ответном слове пообещал поддержать эту инициативу и добавил, что данное место народного водолечения пора благоустроить и взять под контроль
горздрав отдела. Угроза контролем меня не очень
обрадовала. Как бы эти чиновники не закатали всё
там под асфальт. С них станется, вон как они управились с парком «Цветник»: модернизировали до
неузнаваемости. Правда, когда я спросила Арсения об этом предложении шефа театра, то он, улыбаясь, напомнил, что один известный сатирик, кажется, вопрошал, есть ли что-либо в Пятигорске
«не имени»? Так что он, Забродский, против увеличения наименований в родном городе. К тому
же эти ванны всё равно останутся бесстыжими.
Ведь, чтобы их принять, надо основательно обнажиться. И это как-то многих не смущает.
Так что, милый мой читатель, если у тебя паче
чаяния тянет ногу, ломит где-то в спине или хандрит поясница, иди обнажайся под северо— кавказскими небесами на склоне Горячей горы. Там и
небо ясное, и вода приятная, и вид на город чудесный. И мир вокруг совершенно теперь неопасный.
Да и птицы летают взаправдашние, а не эти бионические жути, не к ночи будучи помянуты. Видно, такие птицы увиделись Маяковскому, когда он
155
описывал их полёт:
Яростные птицы с огненными перьями
Пронеслись над белыми райскими преддверьями...
Помнится, трижды пронеслись и оставили бездыханные тела в радоновых водах.
Однако в моём и твоём мире, читатель, летают
обыкновенные, настоящие, птицы. Вроде тех, о
которых писал когда-то чудо-поэт Заболоцкий:
Колыхаясь еле-еле
Всем ветрам наперерез,
Птицы лёгкие висели,
Как лампады средь небес.
Их глаза, как телескопики,
Смотрели прямо вниз.
Люди ползали, как клопики,
Источники вились
.
 Ваша Саша;всегда с вами.
156
Склон горы Пост в Пя