Яблоки раздора. Притча

Олег Крюков
Два старца, живущие в монастыре,
Где в строгом посте подвизались,
В неистовом споре о зле и добре
Однажды совсем разругались.
Пошла не во благо им строгая жизнь,
Иль души смутил их лукавый.
Но в сильном волненьи они разошлись.
И каждый считал себя правым.
Вот старец один молвит ученику:
- Тебя я к нему отправляю.
И старому, твёрдо скажи, дураку,
Что я его знать не желаю!
Пошёл ученик порученью не рад,
Творя по дороге молитвы.
А путь его краткий лежал через сад,
Где яблоки соком налиты.
Так были прекрасны те Божьи дары,
Что отрок немного в сторонку
Свернул, и суму холстяную открыв,
С полдюжины бросил в котомку.
Приходит он к старцу и низкий поклон
С порога тому посылает.
- Учитель мой ссорой весьма огорчён,
Мириться тебе предлагает.
И просит принять тебя эти плоды,
Что сладки, сочны и душисты.
Чтоб не было больше меж вами вражды,
Которую сеет нечистый.
Недобро на юношу старец взглянул
И сухо сквозь зубы роняет:
Твой авва(1), наверное, сам вельзевул(2),
Коль яблоки мне посылает!
Скажи, что не надо его мне даров,
Не нужно его мне молитвы!
Скажи, мне довольно его резких слов,
Что режут больней острой бритвы!
И отрок скорбя, что не смог помирить
Двух старцев, обратно плетётся.
Вот-вот оборвётся незримая нить,
Что крепкою дружбой зовётся!
А старый учитель его поджидал.
И сразу вопросами встретил:
- Ты старцу решенье моё передал?
И что он на это ответил?
- Он очень скорбит, - отвечал ученик.
- И лишь на себя сильно злится,
За то, что не сдержан на свой был язык.
И хочет с тобой помириться.
И в знак примиренья вот эти плоды
От чистого сердца послал он
Чтоб не было больше меж вами вражды,
Которую сеет сам дьявол.
Задумался отче, смущение скрыв
Келейку он мерит шагами.
И как тут понять, что его друг правдив,
И что не играет словами?
Лукавые мысли свои оборвав,
Которые мчались по кругу,
И в руки решительно посох свой взяв
Отправился к старому другу.
Вот встретились старцы в средине пути
Как раз у фруктового сада.
И молвили разом: - Прости, брат, прости!
Избавь мою душу от ада!
А рядом шумел одобрительно сад,
Осенним своим урожаем.
И спелые яблоки с веток глядят.
Божественный свет отражая.


авва - здесь наставник
вельзевул - демон ада, по одной из классификаций олицетворения чревоугодия и обжорства.