Русь православная. Гл. 34 Архиепископ Лука

Лариса Даншина
     Часть 6: Возрождение патриаршества. Православие после революции
     Глава 3:Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961)

События, люди проходят через годы и столетия, оставляя свой след в истории государства Российского. Некоторые, как простые обыватели проживают свою жизнь не оставив никакого следа в истории; хотя потомки это тоже след и немалый: среди них рождаются и гении, и к сожалению деспоты, тираны…

Но речь не о них, моё внимание приковано к архиепископу Симферопольскому и Крымскому Луке (Войно-Ясенецкий), чья семья не подходит к слову обыватель, именно она дала зачатки для его будущего, сформировала как человека, и дала дорогу к его будущим делам, зажглась звёздочкой на небосводе его жизнь и горит поныне.

Жизнь человека – ручеёк иль речка,
Падений, взлётов, радости, печали,
Всегда хватало, и не замечали,
Чужое горе. Может и не знали?
Когда уходим, зажигают свечку.

И молятся тогда, скорбя душою,
И мысленно ушедших вспоминают,
Как многое в ту пору понимают,
Их жизнь хотят понять и – принимают.
Охватит грусть вечернею порою.

Мы прикоснёмся к прошлому немного,
Лист за листом страницы промелькнули,
И в жизнь Луки(1) те строчки окунули,
События мгновенно промелькнули.
Остановлюсь у этого порога.

Остановлюсь, чтоб осознать, читая,
Какой дорогой прошагал, оставил
Немалый след, задуматься заставил,
И мысли в русло нужное направил.
Всё промелькнуло, суть ту понимая.

Закладку в детстве дети получают,
В семье любовь и лад – растёт ребёнок,
И впитывает это всё с пелёнок,
Но как бывает лёд порою тонок.
И эту грань, увы, не замечают.

Добро и зло – легко и ошибиться,
О чём порою в юности мечтали,
Что мы в семье в период тот впитали,
Желаемое часто получали?
К чему твоя душа порой стремится?

В семье Луки детей не принуждали,(2)
Их воспитанием мать занималась,
В традициях их воспитать старалась,(3)
И к ближнему любовь здесь прививалась.
И это всё они в себя впитали.

Какой же выбрать путь, на что решиться?
Как в этой жизни многого хотелось,
К чему же сердце юноши стремилось,
Что выбрать в жизни, что ему хотелось?
Художник, врач, на чём остановиться?

Закончив гимназию, Валентин колебался, какую профессию ему всё же выбрать – художника или врача. На что решиться? Сперва подал документы в Академию художеств, но, всё же подумав, решил – медицина для общества полезней, и попытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошёл. Получив предложение учиться на естественном факультете, выбрал юридический, но через год его покинул. Стал учиться рисованию в частной школе профессора Книрра (Мюнхен), но наблюдая нищету и страдания вокруг, решил всё же стать врачом. Пути Господни неисповедимы, можем ли мы знать, что ждёт нас впереди? Наконец поступил в Киевский университет на медицинский факультет, рисование пригодилось в дальнейшей работе, женитьба на Анне Васильевне Ланской… Что ещё? Аспирантура, докторская диссертация и работа, работа. Всего себя отдавал медицине, не переставая совершенствоваться на этом поприще. В этом небольшом повествовании соединяю замечательного врача и православного деятеля, что и есть моя главная задача, так как это гармонично слилось в одном человеке.

В Ташкент уехал(4) он с семьёй, желая,
Жене помочь, её болезнь съедала,
Чтобы она голубка не страдала;
Препятствий много в жизни возникало:
«Быть иль не быть», решенье принимая!

Бушует время,(5) время не простое:
На улицах стреляют и стреляют,
В больницу раненные поступают,
Чем могут, тем несчастным помогают.
И не найти нигде пока покоя!

Первый арест,(6) но как могло случится?
Он только врач, и долг свой исполняет,
Любого пациента принимает,
Кто б ни был он, ведь человек страдает.
Не может от страданий отвернуться!

Хоть горе посетило,(7) в то же время,
Он кафедру возглавил,(8) не сдавался,
И помогать другим всегда старался,
И взгляды укрепились, поднимался,
«Росточек» в нём посеянного семя.(9)

Священнический сан(10) ему предложен,
Не отказался, так душа желала,
Она покой в молитве обретала,
И тяготы все стойко принимала.
И вариант другой был не возможен.

Не оставлял работу,(11) ведь больные,
Так ждут его, и сделал он немало.
Как же его на это всё хватало,
И как же тело, сердце не устало?
Такой ведь ритм не выдержат другие!

Однажды всех врачей арестовали,(12)
Вредителями тут же объявили,
И гнойных раненных им предъявили,
В суде скорей их обвинить спешили.
Но те вину свою не признавали!

Против обвинения выступил профессор Войно-Ясенецкий: «Никаких червей там не было. Там были личинки мух. Хирурги не боятся таких случаев и не торопятся очистить раны от личинок, так как давно замечено, что личинки действуют на заживление ран благотворительно», и так далее…

Через месяц стали отпускать на работу в клинику, через два – освободили. Съезд духовенства весной 1928 года Ташкентской и Туркестанской епархии рассматривал отца Валентина кандидатом на должность архиерея. Под руководством ГПУ(б) сформировано Высшее Церковное Управление обновленцев. Прибывший в Ташкент ссыльный епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), встречавшийся до этого с патриархом Тихоном, был назначен епископом Томским, имел право избирать кандидатов для возведения в сан епископа и тайно рукополагать их.

Валентин Феликсович в своей спальне был пострижен в монахи с именем Лука, и наречён епископом Барнаульским, викарием Томской епархии. Лука поехал в город Пенджикент к ссыльным епископам: Волковскому Даниилу (Троицкий) и Суздальскому Василию (Зуммер), так как для присвоения сана нужно было присутствие двух-трёх епископов. Хиротония состоялась 31 мая 1923 года с наречением архиерея Луки титулом епископа Барнаульского. Патриарх Тихон узнал об этом и утвердил законной. Епископ Андрей предложил Луке из-за невозможности уехать, возглавить Туркестанскую епархию. 10 июня после Всенощного бдения Лука был арестован.(13)

Не сломлен дух, его освободили,(14)
В Москву уехав, с Тихоном встречался,
Его допрос и там не прекращался,
Но только он с Москвою распрощался:
«В тюрьме и ссылке быть ему!»(15) – решили.

Он практику врача не оставляет,(16)
И на приём к нему народ стремится,
Лишь у него они хотят лечиться,
Для власти популярность не годится.
Луку в другую ссылку отправляют!(17)

И высылка опять, потом вернули,
И снова пациенты, снова служба,(18)
Не получилась с властью, увы, дружба:
«Богослужение,(19) – сказали, – нужно,
Ему оставить!» Ссылкой припугнули.

Всего не описать, как много было
В такой нелёгкой жизни, оказался
Несломлен и всегда он поднимался,
И трудностям Лука не покорялся.
И долг, и веру,(20) трудность не сломила.

И ветер перемен везде и рядом…
И в круговерти времени проходим,
Что в жизни мы своей порой находим?..
То свет, то тьму, то радость и… уходим,
Окинув напоследок путь свой взглядом!

Как ты прожил?..

Указом патриарха от 5 апреля 1946 года Лука переведён в Симферополь.  В 1947 году стал  консультантом Симферопольского военного госпиталя, проводил показательные операции, читал лекции для врачей в архиерейском облачении, из-за этого администрация лекции ликвидировала. В 1955 году ослеп, 11 января 1957 года избран почётным членом Московской духовной академии, активно проповедовал. В 1959 году патриарх Алексий I предлагал присвоить архиепископу Луке степень доктора богословия. Умер 11 июня 1961 года в день всех святых.

Постановлением Генеральной Прокуратуры РФ от 12 апреля 2000 года в соответствии с законом РФ «о реабилитации жертв политических репрессий» гражданин Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович полностью реабилитирован.

Архиепископ Лука много сделал и как врач, и как священнослужитель, завоевав уважение и любовь народа. В 2000 году Архиерейским Собором Русской православной церкви прославлен как исповедник (святой) в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В 2017 году поставлен памятник Войно-Ясенецкому возле главного корпуса Красноярского государственного университета. В 2019 году бюст святителя Луки открыт на территории Луганского медицинского государственного университета.

_________________________________________
1 - И в жизнь Луки… – архиепископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), родился 14 (27) апреля 1877 г. в г.Керчь – Еникольское градоначальство Таврическая губерния, Российская империя, в семье провизора Феликса Станиславича Войно-Ясенецкого и Марии Дмитриевны (урождённая Кудрина).
2 - В семье Луки детей не принуждали – отец не вмешивался в воспитание детей, не навязывал своих религиозных взглядов (был католиком).
3 - В традициях их воспитать старалась – т.е. Мария Дмитриевна воспитывала детей в традициях православия, принимала активное участие в благотворительности, помогая арестантам, в годы Первой Мировой войны помогала раненым.
4 - В Ташкент уехал… – в 1916 г. обнаружив у жены туберкулёз, Валентин Феликсович подал заявку на должность главного врача в Ташкент, где тёплый климат.
5 - Бушует время… – революция 1917 г. внесла свои коррективы в судьбы людей, затронуло и семью Валентина.
6 - Первый арест… – в январе 1919 г. вспыхнуло антибольшевистское восстание, Валентин Феликсович лечил тяжело раненного казачьего есаула В.Т. Камарчева тайно, служитель морга Андрей донёс, доктора с ординатором Ротенбергом арестовали, но вскоре отпустили по заступничеству одного из деятелей Туркестанской ячейки РКП (б), знающего доктора.
7 - Хоть горе посетило… – в октябре 1919 г. скончалась супруга.
8 - Он кафедру возглавил… – декан медицинского факультета Пётр Ситковский предложил Валентину кафедру оперативной хирургии.
9 - «Росточек» в нём посеянного семя – то, что в своё время вложила в него мать, окрепло с годами, стал посещать воскресные и праздничные богослужения, стал активным мирянином.
10 - Священнический сан… – епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский), предложил Войно-Ясенецкому стать священником, был посвящён в чтеца, затем в диакона, 15 февраля 1921 г. в иерея (на Сретение).
11 - Не оставлял работу… – больница, университет, служба, ходил в рясе с крестом на груди, перед иконой Божией Матери молился перед операцией в операционной.
12 - Однажды всех врачей арестовали – из Бухары прибыли раненные и обожженные красноармейцы, в ранах некоторых были черви, но очистить их не спешили. Врачей арестовали и обвинили во вредительстве (в том числе и профессора П.П. Ситковского), организовали суд во главе Я.Х. Петерса.
13 - Лука был арестован – его арестовали с епископом Андреем и протоиереем Михаилом Андреевым.
14 - Не сломлен дух, его освободили – 9 июля 1923 г. освободили вместе с протоиереем Михаилом.
15 - «В тюрьме и ссылке быть ему» – 24 октября 1923 г. решили выслать в Нарымский край (Таганка, потом Енисейск).
16 - Он практику врача не оставляет – Лука принимал больных и совершал богослужения на дому.
17 - Луку в другую ссылку отправляют – ГПУ 23 августа 1924 г. за популярность среди народа, Луку отправили в ссылку в деревню Хоя, позже вернули, несколько дней провёл в тюрьме.
18 - И снова пациенты, снова служба – в Туруханске его встречала толпа людей, просившая благословение. Делая сложные операции, совершал и богослужения.
19 - Богослужение… – 5 ноября 1924 г. ГПУ взяло с него подписку о запрете богослужения, но когда запретили давать благословение пациентам, Лука подал заявление об увольнении.
20 - И долг, и веру… – т.е. долг врача, долг священнослужителя.

Используемая иллюстрация: икона «Святитель Лука Крымский»