Сущность государства всеобщего благосостояния

Аникейская Правда
     Впервые такое понятие, как общество социального благоденствия, было предложено Лоренцем фон Штейном в середине 19 века. Тогда считалось, что идея такого общества заключается в том, чтобы для всех было восстановлено равноправие, свобода и социальная справедливость, которые были в доклассовом общинном обществе, где все законы устанавливались демократическим путём всеми дееспособными гражданами общества при общем голосовании.  А не только власть и богатство имущими господствующего класса из владельцев средств производства. Когда все самоуправляемые общины объединяются в государство и государственные службы обеспечения законности обеспечивают соблюдение законов принятых абсолютным большинством всех дееспособных граждан общества, защищая законные права и свободы всех граждан и наказывая преступающих закон. А прав и свобод, как известно, без законов не бывает.

     Кроме того, сегодня для развития такого общества необходимо поднять низшие деградированные и обездоленные слои общества до уровня сильных духом, социально грамотных и хорошо обеспеченных хотя бы в социально-бытовом плане. Но как это можно сделать в обществе, где сложилось слишком большое различие по уровню развития как физического, так и морально-нравственного здоровья граждан страны, по уровню образования и по интеллектуально-духовному развитию? А значит реализовано это может быть лишь посредством государства как бюрократического аппарата власти, которое в соответствии с новыми целями реорганизует как социально-экономические законы в обществе, так и службы обеспечения законности, которые теперь должны следить за тем, чтобы осуществлялся социальный и экономический прогресс всех его граждан прежде всего в социально-бытовом плане при развитии в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости!

     А значит только сильное государство, созданное из объединённых и сплочённых единой целью всех сторонников гуманизма, равноправия и социальной справедливости, способное так организовать население, чтобы оно было способно производить и распределять необходимые каждому гражданину общества и его семье блага для жизни по количеству и квалификации его труда по достойным человека нормам от общего количества производимых базовых благ необходимых каждому! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социально-бытового благополучия населения страны! Чтобы каждый был защищён как от внутреннего произвола, так и от внешних врагов и чтобы все стремились к установлению в стране более мудрых законов. И всё это должно быть при социально-политической активности всех честно и добросовестно трудящихся граждан страны, ибо только в этом случае можно создать социально благополучное общество!

     Ведь благородные цели государственного аппарата страны при социальной активности трудящегося народа в решимости достижения этой цели, при ответственном творчестве масс в решении этой задачи, обычно реализуются.  Рост социально-политической активности народа, при парламентаризме и сплочении трудящегося народа в свою политическую партию с целью достижения этой цели будут только способствовать экономическому росту и повышению производительности труда народа, что будет способствовать и равномерному росту благосостояния всех членов общества по количеству и квалификации своего труда на его благо!

     А значит теория государства всеобщего благоденствия должно предусматривать такие особенности реализации, как активное участие всего трудящегося населения, направленное на решение всех социальных проблем в обществе, что уже можно увидеть в большинстве стран мира, которые преуспели в своём социально-экономическом развитии. Поэтому сейчас многие пытаются создать самые различные варианты воплощения такого общества, причем практические особенности некоторых рассмотрены и систематизированы, а ознакомиться с ними уже можно в социальных сетях Интернета. Кроме этого, во многих теориях имеется ряд предположений на счёт того, как можно улучшить существующее положение дел в разных странах. Однако до сих пор никто не смог предложить что-либо лучше, чем Маркс в своём «Капитале» и страны, народы которых приняли предложения Маркса, сегодня считаются самыми социально справедливыми.

     При создании разных теорий такого государства, социальная политика строится вокруг определённых принципов, которые внутренне взаимосвязаны. Такими являются разные социальные группы в обществе, природа государственного устройства, социально-экономические законы, разные формы производства и распределения производимых в обществе благ и прочее.

     Разные концепции экономической политики социального государства всеобщего благоденствия получили широкое распространение после Второй мировой войны. Отличительной особенностью данного времени считается наличие мощного движения наёмных трудящихся масс, которых обирают разного рода предприимчивые люди для увеличения своих прибылей, а не для удовлетворения потребностей населения по количеству и квалификации их честного и добросовестного труда.

     Только там, где трудящийся народ голосовал за свои рабочие партии с социально прогрессивными программами развития, именно там и начиналось развитие гуманизма, равноправия и социальной справедливости. Но если у партии не было чёткой, диалектически и логически выверенной программы развития такого общества, то в обществе побеждали буржуазные силы. Поэтому лишь в тех странах, где ещё помнили о жизни в развитых общинах своих государств и стремились к сохранению общинных принципов гуманизма, равноправия и социальной справедливости, именно эти страны так до сих пор и развиваются по этим принципам!

     Одновременно с этим в этих странах существует возможность проводить политику, в рамках которой постоянно создаются условия для постепенного роста эффективности экономики как с целью увеличения благосостояния трудящихся граждан и их семей, так и с целью защиты своих интересов жить по своим законам.  Справедливое распределение результатов процветания экономики по количеству и квалификации труда в государстве всеобщего благоденствия стали такими, какими мы их видим сейчас именно благодаря социально-политической активности населения. Ведь благотворное влияние этой активности сказывалось на населении этих стран и на ряде внутренних факторов, что и привело к желаемому результату.

     Ведь ещё в конце 70-х годов казалось, что ещё надо немного потерпеть и скоро в общественной жизни всех государств «социалистического лагеря» будет царить полное благоденствие и люди будут защищены от основных жизненных рисков и нужды. Но вместо этого с началом 90-х годов пришёл и частный капитал, который потеснил государственно-монополистические начала для зарождения социалистических принципов и вновь начался значительный рост безработицы, вернулись и все капиталистические формы бедности и обездоленности.

     Весь этот негатив показал, что все высказанные ранее предположения как сторонников "советского социализма", так и сторонников капитализма оказались иллюзорными. И всё потому, что власть и богатство имущие не захотели сокращать монополию капитала и развивать монополию законов о социальны гарантиях по количеству и квалификации труда от общего количества производимых в обществе и необходимых каждому базовых средств для жизни из страха утратить свои буржуазные привилегии за счёт своих финансовых, материальных, административных и прочих капиталов безбедно жить результатами труда наёмных трудящихся, оставляя им лишь объедки со своего богатого стола.

     Так государство всеобщего благосостояния в разных странах постоянно переживает свои экономические и политические, философские и идеологические кризисы из-за нежелания читать, а больше из-за неспособности понимать и творчески осмысливать и обрабатывать основные идеи в трудах Маркса, Энгельса и их последователей по теме развития самой идеи общества социального благосостояния, то есть по перерастанию капиталистического общества в коммунистическое.

     Почему-то идеологически постоянно ставится под вопрос эффективность используемых методов государственного регулирования экономики при внедрении более социально прогрессивных законов для постепенной замены товарного производства на бестоварное при переходе от капиталистической экономики к социалистической. Особенно это касается производства и распределения базовых социальных благ, к которым легко можно применить плановую экономику от количества населения и природных ресурсов при подготовке необходимых специалистов в данной области экономики, что необходимо для эффективного социального развития в государстве.

     Особенно критиковалась бюрократизация государственного аппарата, а также закрытый характер принимаемых решений. В результате этого образовалась не только путаница в социальных приоритетах, но и нежелание осмыслить сами социально прогрессивные идеи Маркса и попытаться применить их хотя бы в пробном, опытном режиме. Это в свою очередь вызывало кризис легитимности, а проблемы развития социальной справедливости по Марксу оставались нерешенным. В конце 90-х годов возник ещё и философский кризис. Кроме всего вышеперечисленного, под вопросы ставилась концепция социальных прав и свобод, принципы общественной солидарности. А ведь они являлись концептуальными и ценностными основами предлагаемой социальной модели по развитию в обществе социального благополучия для всего народа страны.

     Представители многих теорий государства всеобщего благоденствия утверждали, что в конечном итоге можно решить многие трудности и в будущем такая модель позволит избежать социально-экономические проблемы внутри страны, особенно если у неё богатые природные ресурсы. Но всё оказалось не так просто и легко. В конце 70-х годов значительные социальные гарантии при товарном производстве и рост безработицы при старении населения начали давить на бюджет государства. Но это было только начало.

     П. Розанваллон (французский исследователь) утверждал, что эта модель пережила уже три кризиса только за ХХ век и всё потому, что мало где стремятся монополию капитала заменить на монополию закона о социальных гарантиях по труду на благо общества, чтобы непосредственно все производимые в обществе и необходимые каждому социальные блага распределялись по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации труда, как и предлагал сделать Маркс.

     А сущность предложения Маркса в двойственности узаконенного государством относительного равенства рабочего времени для всех граждан страны!  Чтобы при полной занятости трудоспособного населения, а также при честно и справедливо нормированном труде или службе на благо общества по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, это равенство определяло не только относительно равное количество труда по времени, но и узаконенные относительно равные нормы количества производимых в обществе и необходимых каждому таких базовых средств для жизни, как добротное жильё, качественные продукты питания и фактуру для одежды!

     Чтобы имея по равенству рабочего времени все эти блага, каждый мог сам формировать для себя и своей семьи благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике общества!

     И тогда что помешает всем грамотным и добросовестным людям жить в мире и согласии? При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества и при хорошо работающих службах обеспечения законности общества по защите естественных прав и свобод всех его граждан при такой смешанной экономике, при постоянной корректировке норм социальных гарантий в процессе развития экономики общества.

     Ведь все остальные труды Маркса и Энгельса только объясняют, зачем это необходимо делать для развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости.  Что при полной занятости трудоспособного населения в экономике страны с правом трудиться на благо общества у каждого честно и добросовестно трудящегося должно быть право иметь от общества и все необходимые для достойной человека жизни по количеству и квалификации своего труда!

     Когда каждый трудится для всех и все для каждого! Когда от каждого по способностям каждому для удовлетворения насущных потребностей по достойным человека нормам от общего количества производимых трудящимися общества базовых средств для жизни необходимых для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого!

     Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого, рационально устроенного общественно необходимого труда и отдыха после работы от общего количества качественно производимых базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительно равному рабочему времени как относительно равного и узаконенного для всех количества труда или по заслуженным льготам без ущемления социальных прав и свобод других граждан страны.

     А благоустройство жилья, приготовление блюд питания и изготовление одежды чтобы каждый мог формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике общества по разрядам, категориям, классности или по другим критериям определения квалификации, независимо от профессии и формы собственности средств производства. Или по пенсии на заслуженном отдыхе, или по дополнительным заработкам по каким-либо не запрещённым видам деятельности. При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для удовлетворения базовых потребностей населения страны, то есть для социального благополучия всех членов общества.

     Что и будет способствовать стремлению людей учиться, повышать квалификацию труда на рабочем месте в экономике страны с целью повышения производительности труда и для повышения своего благосостояния!

     Отсюда следует, что финансы в хозяйственных отношениях при капитализме играют лишь вспомогательную роль для развития производственных отношений и для удобства расчёта с наёмными трудящимися без забот о их социальном благополучии. И если развитие финансовых отношений начинают мешать развитию социального благополучия общества, то общество от монополии капитала, анархии рынка и власти денег постепенно освобождается и товарно-денежные отношения начинают постепенно отмирать под действием развития монополии законов о социальных гарантиях по труду!

     Сначала на базовые средства необходимые для нормальных социально-бытовых условий жизни каждого члена общества по количеству и квалификации труда, затем на средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, тоже необходимые населению для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития. А на рынке лишь конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают их стандартные и общественные формы.

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее нашей страны и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое для жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие достойную старость!

     В гражданском равноправном социально справедливо устроенном правовом государстве не должно быть классовых, сословных, религиозных, национальных и прочих противоречий, а объединяющей силой такого общества должна быть экономика направленная на социальное благополучие всех граждан страны достойно количества и квалификации общественно необходимого труда, где каждый трудится для всех и все для каждого, при единстве целей, общности убеждений и схожести судеб!

     Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый будет заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом месте общественно необходимого труда в экономике страны для повышения качества своей жизни и жизни общества! Если производить будем больше, нормы будут повышаться, если меньше — снижаться. Но это всё возможно только при условии, что добросовестно будут работать службы государства по обеспечению законных социальных гарантий, прав и свобод для населения страны!

     Если брать примером кибуцы Израиля, а первый кибуц был основан в 1909 году переселенцами из Российской империи, то ведь и они постоянно совершенствуются и до сих пор продолжают жить и развиваться! Так ведь и социально-экономический и политический режим Советского Союза с момента образования 30 декабря 1922 года вплоть до 1991 года постоянно реформировался, менялся и преобразовывался, пока не развалился из-за внутренних разногласий как в правительстве страны, так и в народных массах, пока рост количества негативных изменений в обществе не привёл к качественной перестройке всей системы государства, вернув его обратно из государственно-капиталистического состояния без каких-либо равных для всех социально-бытовых гарантий по труду для населения обратно в частно-капиталистическое, но на новом витке диалектической спирали.

     Что касается кейнсианской доктрины экономической политики, то она рассматривает государство всеобщего благоденствия в качестве многофункциональной системы,  характер и возможности которой должны способствовать одновременному решению многих конфликтующих аспектов и стратегий, а значит такая организация дел должна быть привлекательной для широкого круга разнородных сил общества. Но в чём диалектико-логическая сущность такой системы развития, если постоянно решать конфликтующие аспекты такой стратегии, вместо того, чтобы не создавать такие аспекты?

     Интерес представляет и концепция государства всеобщего благоденствия, озвученная Клаусом Оффе. Что она собой представляет? Он считал, что суть государства всеобщего благоденствия формировалась как комбинация последствий широкого набора факторов, структура которых различаются в разных странах. Таковыми являлись социально-демографический реформизм, христианский социализм, крупные отраслевые профсоюзы, а также наличие просвещенных политических и экономических элит.  Но и у него тоже не раскрыта диалектико-логическая сущность конечной цели его концепции.

     Всё это повлияло на то, что со временем были признаны и реализованы многие всеобъемлющие схемы обязательного социального страхования, устанавливалась минимальная ставка заработной платы, принимались законы о защите труда, развивалась система образования и здравоохранения.
 
     И только когда всем честным и добросовестным гражданам и их семьям законом стали гарантироваться достойные человека нормы жилья, качественных продуктов питания и фактуры на одежду от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, стала более чётко вырисовываться картина общества всеобщего социального благополучия при полной занятости в общественно необходимом труде всех трудоспособных граждан такого общества!

     Особенно когда люди получили возможность формировать благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего добросовестного общественно необходимого труда! Что стало способствовать повышению квалификации труда населения на рабочем месте в экономике страны с целью повышения производительности труда и для повышения своего благосостояния!

      Общество не может не стремится к развитию и совершенствованию своих принципов социальной справедливости, если его члены физически, интеллектуально и нравственно здоровы и полны сил. Именно поэтому главным в рассматриваемой концепции общества социальной справедливости является преодоление внутренних социальных конфликтов, когда с помощью государственных структур создаются достойные человека условия жизни  для всех добросовестных и законопослушных граждан общества. Для этого используются программы социальной адаптации и помощи с развитием рабочих мест для неустроенных граждан общества и принимаются меры не только направленные на их полную занятость в экономике общества, но и на социально-бытовые блага по достойным человека нормам от их общего производимого количества!

      То есть решаются проблемы, которые сам по себе рынок решить не в состоянии. В некоторой степени перенималась программа, работавшая в СССР, но с развитием прямых социальных гарантий на производимые и необходимые каждому базовые социальные блага по достойным человека нормам от их общего производимого в стране количества. Причём всё это количеством относительно равномерно, по равенству рабочего времени, с зарплатой по квалификации честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее.  При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества и благодаря этому возник и активно используется термин «социальное государство».

     Что касается самого этого термина «социальное государство», то под него в определённом смысле подпадает любое общество, где государство при помощи своих справедливых социально-экономических законов и служб обеспечения законности берёт на себя обязательство по обеспечению всех граждан страны достойными человека нормами количества  необходимых каждому социально-бытовых благ от их общего производимого в обществе количества при полной занятости трудоспособного населения по их производству и оказываемых услуг.  И обязательно с узаконенным правом всех законопослушных граждан на этот прожиточный уровень социальных благ при достойной квалификации труда зарплате, с правом на  медицинское обслуживание и образование из государственного бюджета при честном и добросовестном труде каждого трудоспособного гражданина на благо общества, но при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     Первые шаги в направлении государства всеобщего благосостояния, которые продержались некоторое время, были сделаны в 80-х годах 19 века на территории Германии. В качестве инициатора таких изменений выступило правительство Отто фон Бисмарка. Оно реализовало систему социальных гарантий, куда было включено страхование на случай болезни или несчастного случая, пенсии по старости и прочее. Но некоторые убеждены, что это было введено не столько из-за заботы о трудящихся гражданах, сколько для ослабления набирающей влияние социалистической рабочей партии Германии. Что этот пример оказался заразительным и чтобы не потерять всё, буржуазные правительства разных государств с капиталистической экономикой при власти денег и анархии рынка наработанный опыт по социальным гарантиям начали использовать повсеместно.

     Особенно показательным в данном случае является пример Швеции. В стране практически искоренили бедность, несмотря на то, что в стране одни из самых высоких налогов. Проводимые действия получили название «социально-ориентированной политики». Но опять есть мнение, что на увеличение масштабов и темпов внедрения этих программ немалое влияние оказало наличие СССР.  Что именно для возможности конкурентной борьбы гражданам Швеции и было предоставлено бесплатное среднее и высшее образование, здравоохранение, высокие социально-бытовые гарантии и так далее.  А я уверен, что просто трудящийся народ Швеции захотел жить более счастливее, чем жили их предки, они объединились для достижения этой цели и  сделали это! Как и народы Финляндии, Норвегии, Дании, Канады, Сингапура, Швейцарии и прочих социально развитых государств.  Зачем им тратиться на полёты в космос, если можно жить счастливо, в мире и согласии на своей земле? А покорение космоса можно организовать общими силами всего человечества!

     Такое социальное государство на основе полной занятости населения и роста производительности  заинтересованного в добросовестном труде населения создаёт определённые условия для снижения разрыва между благосостоянием самых богатых и самых бедных граждан общества.  В таком государстве правительство страны старается гарантировать минимально необходимый уровень для достойной человека  жизни, но основным камнем преткновения для сторонников данной концепции являются не экономические, а социально-нравственные и философско-идеологические проблемы.

     Жажда наживы власть и богатство имущих, конечно, со временем будет преодолена и партия с социально прогрессивными целями и в России когда-нибудь организуется, получит большинство народных голосов, станет правящей и сформирует свой государственный аппарат!

     Но пока многие честно и добросовестно трудящиеся на благо общества граждане не смогут иметь достойно труда даже социально-бытовые блага по его количеству и квалификации, как это должно быть в социально развитом обществе, поскольку при товарном производстве, при власти денег и анархии рынка, при господстве власть и богатство имущих, их лизоблюдов, а также их зарубежных покровителей,  обеспечить социальную справедливость невозможно.

     Это только в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости, где трудящиеся сплочены и организованы для борьбы с буржуазными привилегиями, жажда наживы и любовь к деньгам будет считаться, как это и должно быть, психическим заболеванием, а пока стремление любыми способами добывать деньги для многих граждан России - это их основная цель жизни, как и в любом капиталистическом обществе.

     Что такое экономика -

     http://proza.ru/2021/12/16/959