Колхоз Ленинец

Елена Разум
     Говорят, что в деревне живут бедные люди и очень много заброшенных деревень, но зато в городах, как в гадюшниках, многолюдно, суетно.
    
      Я родилась в селе Крученая Балка Сальского района и ещё это был колхоз "Ленинец", в которое входило ещё одно село Сысоево-Александровское, были ещё какие-то хутора и колхоз ещё делился на бригады. Здесь я мало что понимала, так как мои родители, когда мне было 3 года уехали с деревни в Калмыкию, а потом перебрались в город Сальск, где построили себе дом, в котором мы с братом и росли, и учились в школе. Но на каникулах пропадали в деревне у бабушек то у одной, то у другой. И деревенская жизнь проходила перед нашими глазами.
      
     Моя бабушка жила на центральной деревенской улице, где проходила целая жизнь. Напротив через дорогу была пилорама и оттуда доносился стук и звук пилы, всегда было там оживлённо, шумно.
      
      Я ещё помню как по улице ездили подводы, в которые запрягали огромных быков и они перевозили разные грузы. А также подводы и брички с лошадьми. В колхозе была своя конюшня и много лошадей, мы с деревенскими ребятами часто туда наведывались и любовались лошадьми и жеребятами. Утром и вечером колхозники с песнями ехали на работы и с работы возвращались тоже с песнями. А по вечерам в клубе показывали фильмы. Мой дядя был киномехаником и мы с двоюродной сестрой Ольгой часто бесплатно ходили в кино, а билеты тогда стоили 10-20 копеек. А после фильма были танцы под радиолу. В клубе была библиотека и много кружков, и народной самодеятельности. Дядя Миша-киномеханик здорово играл на гармошке, а его жена пела в хоре. По соседству с бабушкой жил зав. клубом с семьёй и мы дружили семьями, собирались на праздники, пели, плясали и жили весело и дружно.
      
      Я знаю, что тогда в колхозе, кроме полей зерновых , были свой сад, огород, бахча, рыболовецкая бригада.
Кроме свиней и коров, выращивали овец и дядьку моего часто отправляли в стригали и я однажды наблюдала, как стригут баранов и овец, и козочки там бегали. Была ещё своя птицефабрика и утиная ферма, а в Сысоевке работал кирпичный завод. Ещё в деревне была своя мельница, маслобойка, пекарня, молокозавод.
      
      Я ещё помню как мы, детвора, срывали листья  тутовника, а проще тютины, очень вкусная, сочная и медовая ягода, и эти листья раскидывали по столу, где выращивали гусениц тутового шелкопряда.
Была в деревне своя пасека и пасечник.
      
      Вы представляете, какими богатыми были раньше советские колхозы, а люди умели работать на разных работах, на фермах, на птичниках, на полях, садах и огородах, всем хватало работы. Летом много было командировочных с города и военных, которые помогали убирать хлеб с полей.
       
      Естественно, были и школа, и детский сад, и столовая, и магазины продуктовый, хозяйственный и промтовары, а по субботам и воскресеньям народ ездил в Сальск на базар. Базар в Сальске был известный и огромный, туда съезжались автолавки с разных сёл, деревень и ближайших городов. Да и сами колхозники привозили  и продавали то мясо, то картошку со своего подсобного хозяйства. Почти все тогда держали и скотину, и птицу.
    
      Я не знаю, сколько тогда было жителей в селе, но немало и многие друг друга знали и в лицо, и по именам, и по фамилиям, и по кличкам. А в праздники всегда было многолюдно, весело, шумно, классно и сытно.
      
      А теперь запустение во всём, но село моё родное живёт своей жизнью, есть фермерские хозяйства, но я про них ничего не знаю и редко теперь там бываю, но бываю и очень грустно мне там, потому что многие уже на погосте - деревенском кладбище.
      20.10.2022 г. Тольятти