Я жила в СССР. Строительные отряды

Нина Джос
    В вузах Советского Союза был так называемый "трудовой семестр". Осенью студентов младших курсов посылали на месяц работать в колхоз, на завод или на стройку. Называлось это шефской помощью.   
    Я поступила в институт в 1988 году. На первом курсе, уже в сентябре всех студентов отправили в колхоз убирать виноград. Я туда не попала, поскольку имела ребёнка и меня освободили от работы. Я и ещё несколько освобождённых студенток красили окна в здании института и занимались уборкой.
    Через месяц одногруппники вернулись на занятия. Они с упоением вспоминали посиделки у костра, танцы в сельском клубе, романтические приключения. За этот месяц в группе сложились три влюблённые пары. Кто-то нашёл себе друзей и подруг. Все перезнакомились и лучше узнали друг друга. Сейчас, по прошествию многих лет, при встречах всегда вспоминают колхоз.
    За работу в трудовой семестр студентам платили зарплату. Стипендию они тоже получали. Для городской молодежи это был ценный опыт. Они учились уважать труд крестьян, работающих на земле.
    Когда я жила в Кагуле, помню, что в сезон студенты работали на консервном заводе. Поселяли их на время работы в пионерских лагерях, опустевших к осени. Привозили студентов и из других регионов. Институты заключали договора с заводами и колхозами. Например, в Молдавии трудились студенты из Татарстана.
 
    Хорошо это или плохо - судите сами. Я просто рассказала, как было.