несусветная Грамота необычное в трудные минуты -1

Нина Похвалинская
 
        1. Раненый олень

       Обидно! Никогда я не получала профсоюзной путёвки для летнего отдыха, хотя и проработала 55 лет... Даже уходя на пенсию, не удосужилась на такую премию. Вот и вспомнилось былое время: мой муж в конце июля пришёл домой радостный и принёс две путёвки в курортно-санаторную базу. Путёвки были бесплатные, все затраты: только моя дорога в половину стоимости. Льгота жене офицера. Шёл 1988 предперестроечный год.
       Как нарочно, в последний день перед отпуском я принимала экзамен у курсантов третьего курса. Жара стояла необыкновенная, по дороге домой я почувствовала себя так плохо, что добравшись в переполненном автобусе, еле поднялась до лифта. Он не работал. Не помню, как я сумела доползти до 9 этажа, позвонила, потому что сил поискать ключи в портфеле уже не было. Ноги подгибались, смерили температуру - почти сорок!
       Муж с хмурым лицом, покачав головой, ушёл на кухню, а сын-студент начал тормошить меня: "Мам, вызвать скорую или участкового врача? Где у тебя записан телефон?"
       - Не надо... Обойдусь. Это мой организм не выдержал летней жары и годовой усталости. Врачи недаром советовали мне жить в Прибалтике. Но всё у нас решали "звёзды" твоего отца...
       Утром надо было спешить в аэропорт, дождались такси. Перелёт был до посадки в городе Шахты, потом - до Одессы. Я по-прежнему температурила.
       - Садись на скамейку у фонтана, здесь прохладнее, а я пойду разбираться, как нам ехать дальше.

       Муж поспешил уйти, а я впервые улеглась, как бездомная, на скамейке.
       - Ты, что же - спишь? Вставай, тут совсем немного пройти до автобуса, и он доставит нас  прямо к воротам турбазы. Пошли...
      
       Наконец-то мы добрались, оформили документы, получили ключи от номера. Всё было, но я хотела пить. Поздно! Только завтра...
       - Мне бы только кипячёной водички...
       - Всё уже закрыто! Поздно приехали!Стакан я вам дам свой, он чистый, а оставшийся кипяток заварю сейчас и принесу в палату. Потерпите немного.- Посочувствовала мне дежурная по этажу.
      
       Утром в столовой объявили, что после завтрака всем надо собраться в клубе. Там нам расскажут о порядках и распорядке первого дня.Оказалось, что идёт запись на поход по песчаной косе в глубину лимана. Поход к морю!
       - Обрадовали!- проворчала я, мечтая только о покое и отдыхе, когда супруг сообщил мне, что записал нас в первую же группу.- Семнадцать километров под южным солнцем, самое "полезное" для меня лечение...
       - Для пожилых выделена машина, остальные пойдут пешком... Ну, как?
       - Я тебе, во-первых, ещё не пожилая, мне и пятидесяти нет; во-вторых, в машине духота, шум, тряска. Нет, уж, пойду! Умирать всё равно когда-то придётся..."Если - смерти, то мгновенной, если раны - небольшой!"
       - Ага, уже шутишь, значит, полегчало, - заявил Володя. - Всё! На сборы даю полчаса...
 
       В походе я продолжала ворчать про себя: "Он меня нисколечко не жалеет.Умру, но дойду! Пусть узнает, кто виноват...
      
     Вскоре нас догнала машина с пожилым составом, мне предложили сесть, но я покачала головой. Подошёл инструктор, посоветовал лечь у дерева, подняв ноги по стволу, сделать дыхательную гимнастику. Потом стал измерять давление:
       - В общем неплохо...
       - В самом деле полегчало, не беспокойтесь, теперь я дойду, я упорная! Жара мне только противопоказана...
       - На нашем пути будет много склонов с лечебными травами, разомнётесь, наклоняясь, а там уже и конец пути будет близок... Искупаетесь в лимане, отдохнёте... И впереди ещё вся смена! Уезжать не захочется!

       Наконец-то, пришли. Ранее прибывшие уже расставили палатки, расстелили матрацы, разожгли костры. Пахло борщом, но меня затошнило... Я заглянула в палатку, там уже лежала девушка.
       - Можно?
       - Конечно, конечно! Ложитесь, скоро обедать будем, почти всё готово.
      
       Осторожненько заглянул инструктор: "Милые дамы! Наши женщины тут, у костров, "ухайдакались"! На вашу долю осталось приготовить чай и вымыть в лимане посуду. Хорошо?
       - Сделаем,- согласились мы, хотя мне больше всего хотелось полежать, но я не подала и виду. Приготовили заварку, вода уже закипала, я достала из пакета букетик чабреца, бросила в котёл и плотно закрыла крышку. Чай всем так понравился, что приходили делегации от мужчин за "рецептом".
       - Ничего особенного! Богородичная травка, иначе "чабрец", чистая вода и свежий воздух, для цвета ещё добавили обычной заварки.
       - Теперь за нами посуда! Пойдёмте!

     Мы тщательно губками вымыли ложки, вилки и плошки, оттёрли копоть и сажу с котлов, можно было уносить посуду, но я посетовала:
       - Я так плохо себя чувствую в последние дни, переутомилась за учебный год, даже затемпературила. Думала всё время: "Вот упаду и не встану..."

       - О, сейчас буду вас лечить, это для практики! Всё "как рукой снимет"! По народным методам! Вот увидите! У меня здесь мама работает, а я пока учусь в медицинском. Сейчас всё сами увидите и прочувствуете. Заберёмся с вами поглубже, по горлышко. У вас с сердцем как, не барахлит?
       - Говорили, что сильное...
       - Вот и замечательно! Видите, пузырьки на дне? Это - родон! Природный газ. На лиманах здесь везде грязелечебницы. Нажмём ногой на дно там, где виднеются пузырьки. Сядем и будем лечиться. Вы знаете легенду о раненом олене?
       - Нет, не пришлось, ещё не успела пообщаться...
      
    - Тогда слушайте! Олень в панике бежал от охотника и от его собак, ослабевал, теряя кровь, изнемогая от боли, страха и всё увеличивающейся усталости... Дохромал до лимана, принюхался и пошёл в воду. Лёг в мелководье, только рогатая голова видна была на поверхности лимана. Отдышался, оглянулся,  вскочил и как ни гнались за ним и охотник на коне, и свора собак, его так и не догнали... Как вы сейчас себя чувствуете?
       - Гораздо лучше! В самом деле: в висках не ломит, голова не кружится... Кажется я от одного вашего рассказа начала выздоравливать. Я тоже, как ваш олень, всю жизнь кручусь, как белка в колесе... Вот и начались сбои. Будем начинать лечиться вековыми методами. Слава Оленю! Всю усталость "как  рукой в старину сняли"!
       - Это от целебных газов и воды... Ну, пошли сдавать посуду?

       2. Необычное в глубинах моря

       Быстро пробежала наша смена. Купались, загорали, посещали назначенные врачами процедуры. Ходили вечерами в кино, ездили на автобусе в крепость Измаил, в Одессу на городскую обзорную экскурсию. А потом собирали заметки в шуточную стенгазету с карикатурами, готовили номера для заключительного концерта у костра. Попрощались с новыми знакомыми и разошлись по своим номерам для отдыха. После завтрака - организованный отъезд...
       - Володя! Я бы всё-таки пошла попрощаться с морем напоследок. Может, и не приведётся больше посмотреть на наше  Чёрное, а в прошлом - Русское в Х1 веке, Море.
       - Не хочу! Дай отдохнуть! - проворчал муж и отвернулся к стенке.
       - Я тебя редко о чём-нибудь прошу. Но сегодня, сейчас... умоляю!
       - У меня - радикулит. Я не хочу вечером купаться, да ещё так поздно.

       Зная упрямый характер "заслуженного ракетчика", я продолжала на своём.
       - Ты только постоишь на бережочке. Всё-таки одной мне идти не безопасно Я быстренько искупаюсь и - назад! Темнота же... Мало ли что может случиться...
       Нехотя, но он всё же поднялся.
       - Только недолго! Договорились?
      
    - Вот теперь слушай, что мне рассказали "аборигены", - шагая по неосвещённой дороге, начала я. - Говорят, что сын Александра Васильевича Суворова, генерал, был тяжело ранен и сильно страдал от болей в ногах и в крестце. Он объехал разных знахарей и костоправов, советовался с ними, построил дом на берегу лимана и начал лечиться грязями. Ему настолько полегчало, что он на свои средства построил корпус, где стали лечиться раненые воины, не только офицеры, но и рядовые. Вот ведь были настоящие люди с широкой душой! А при советской власти во всех таких местах организовали всеобщие здравницы... Смотри, какие здесь звёзды, я наглядеться не могу. А море, а волны, а какие "барашки". Смотри-смотри, словно светятся!
      
       Подошли к лиману. "Здесь?- спросила я. -Остановимся!- Быстренько сбросила халатик, и не мешкая побежала в резиновых тапочках по мелководью, но оно всё не кончалось. В самых глубоких местах мне было только по колено. Но странно: ноги в воде были ярко освещены.- Я оглянулась.
       Володя махал мне руками и что-то кричал, но из-за плеска волн я не могла разобрать, что именно... Пришлось возвращаться.
       - Что случилось?
       - Не видишь, тебя с пограничных катеров освещают. Дай людям спокойно отдежурить. Здесь же пограничная зона! Не понимаешь? Выходи немедленно из воды!
       - А! Тогда пойдём вон туда, к скале, видишь, там молодёжь. Там темно и никто никого не освещает... Один ты вечно на меня кричишь... Сам же всегда стоишь за безлюдные места...

       У скалы я разбежалась и бросилась в воду. Да... Тут было поглубже, но вода всё равно была тёплой. Вот, можно даже нырнуть.  Я погрузилась в воду, открыла глаза в солёной воде и чуть было не ахнула от удивления. Я увидела Чудо! Да-да, настоящее чудо! 
       В воде светло-зеленоватой и прозрачной покачивались цветущие водоросли и кусты, былинки и кудрявые растения. Среди них спокойно плыли рыбы и рыбёшки,  какие-то коньки, гребешки, крабы и неисчислимое количество разноцветных медуз разных по величине: от "Пуговки" до большого "банного таза"...
     Всё это двигалось, ныряло, гонялось за кем-то или подчинялось общему строю. Но, главное, всё было освещено, как на сказочном балу, так, как никогда и нигде не светится на праздниках даже в самые торжественные даты.  Я вынырнула и сразу же свет исчез, как будто его и не было. Тёмная поверхность воды Чёрного моря, крутые завихрения волн вдалеке и светлые-пресветлые барашки. Небо по-прежнему чёрное, а звёзды - крупные, такие, каких мне видеть раньше не привелось.
       Я снова нырнула и снова попала в чудесную, по-настоящему волшебную сказку. Мне захотелось крикнуть: "Золушка, где же ты?" Но ни Царя морского, ни Водяного, ни русалок, поблизости не было... Только бесчисленные хороводы рыбёшек и медуз... Нет надо позвать Володю, пусть и он подивится!

       Я поплыла к берегу. По пути встретились юноша и девушка.
       - Вы видели сказку на Яву? Что это такое?
       - Нам рассказали соседи. Никогда не видели такого таинственного богатства Света в воде, да ещё и ночью, когда никакие лучи не могут создать такого вот зрелища... Это неисчислимое количество маленьких светлячков создали такой потрясающий эффект. Мы уже в банку наловили, они поживут немного...Покажем всем завтра. Вы сейчас из воды выйдете, сами на купальнике обнаружите россыпь этих созданий. Нам сказали, что очень редко, в жаркие дни, где-то в глубинах  центра моря при благоприятных условиях плодятся эти светлячки и волнами их приносит к берегу, чтобы показать людям всевозможные красоты морских глубин... Садко был прав!
       
       Я выбежала на берег: "Немедленно раздевайся и в воду. Ныряй, открой глаза и сам всё увидишь! Я постою, покараулю вещи и документы. Не волнуйся, вода очень тёплая!"
       - А что это за купальник у тебя? Я его вроде бы не видел?
       - Это мне Морская Золушка гирлянды свои подарила на долгую память!Нырни и сам всё увидишь. Скорее, а то вдруг отлив начнётся.

        Купался он долго, заплывал далеко. Вышел с блестяшками на руках, на груди и на плавках...
        - Ну, как твой радикулит?
        - Какой там радикулит! Я обо всём забыл!  Кругом одно и тоже... Вот не ожидал такое увидеть.
        - Это Оно со мной решило так попрощаться. Я тихонько к стихиям обратилась с просьбой показать мне самое необычное. Представляешь, местные жители говорят, что такое бывает так редко, столетние не упомнят... 

 
         3. Воспоминания о необычном

     Мне пришлось с пятнадцати лет жить одной среди чужих людей. В нашем зверосовхозе была только школа-семилетка, а в окрестных деревнях и сёлах - лишь начальное обучение. Восьмой класс я закончила в Ульяновске, родной брат мамы был директором школы. Но когда за мной приехала мама, я с горечью убедилась, как она состарилась за учебный год. Виду я не показала, но сказала, что я должна быть поближе к ней, больше я не хочу учиться так далеко. А первая же медсестра из нашей амбулатории сказала мне по секрету, что мама больна, что у неё цирроз печени, который лечить не умеют, она обречена и счёт идёт буквально на месяцы...
Пришлось снять "угол" у знакомых в Казани. Летом после девятого класса погиб мой старший брат в армии и мама, как все говорили "отмучилась". Я вернулась в школу после зимних каникул , пропустив вторую четверть. Внезапно, после занятий в школе, у меня страшно заболел зуб, да так, что я "на стенки лезла" от непереносимых мук. Моя хозяйка буквально взяла меня за руку и повела к знахарке.

     Мы шли по тёмным улицам Казани куда-то на окраину "заговаривать зубы". Тётя Маша, несмотря на глубокую ночь, впустила нас к себе, в бедно обставленную комнату, посадила меня, а сама встала перед иконостасом на колени и начала тихо молиться. Потом подошла: "Где болит?" Молча, стиснув зубы, я показала ей на левую щеку.
     - Помоги уж ей, тётя Маня! У девчонки недавно мать умерла, четверо сирот осталось, а она - старшая...
     - Помогу, как не помочь - дело святое.
    
    Она достала из шкафчика графинчик с голубоватой жидкостью и дала мне попить. Потом обеими руками начала делать руками какие-то движения.
      Я терпела боль адову, а в голове рождалась мысль: " Теперь меня навсегда исключат из комсомола!"  Хозяйка молча смотрела на нас.
     - Сейчас болит?
     - Уменьшилось...- еле прохрипела я.
     - Потерпи, ещё немного, заговорю! Где сейчас боль?
     - Ушла вот сюда,- я показала на мышцы шеи,- но уже терпимо.
     - Совсем пройдёт! Но завтра ты иди к врачам, зуб надо вырвать, а я не рву, я только боль снимаю. И, пожалуйста, никому не говори обо мне. Я, милая, восемь лет отсидела за то, что во время войны помогала людям. Запомнила? Вот ведь, клиники по ночам закрыты, а зубы всегда по ночам людей мучают... Ну, иди, тебе поспать надо, скоро уже светать начнёт.
   
       По дороге в школу я помчалась в клинику за талоном.
     - У нас уроки в три часа кончаются.
     - Только талончик на полчетвёртого остался, смотри, не опоздай, а то потом долго ждать придётся. Болит?
     - Нет, сейчас уже не болит. Всю ночь страдала. Надо удалить, а то никакой жизни нет...
    
     Я спокойно отработала все шесть уроков и побежала по лестнице в раздевалку. На площадке стояла директор школы.

     - Это куда собралась наша скромница? - Директор обладала хорошей памятью и всех называла по имени и фамилии, помнила условия жизни всех выпускников, не говоря уже об их промахах.
     - Ты что, сбежать хочешь? А сейчас занятия хора! Кто петь у нас на выпускном вечере будет? Забыла?
     - Нет! У меня талончик к врачу! Вот! - Я вынула талончик из кармашка чёрного фартука и показала директору.- Я всю ночь не спала от страшной боли. Говорят, вырвать надо...
     - Нарочно взяла, чтобы с хора сбежать?
     - Взяла то, что дали, боюсь, что к вечеру опять разболится...
     - Ну уж, иди! - Посторонилась директор. - Больше не пропускай, ни уроков, ни хора.
     В поликлинике врач осмотрел мой рот:
     - Сильно болит?
     - Сейчас пока нет. Всю ночь промучилась...
     - Как это не болит? Смотрите сюда! - позвал он своих коллег. - Воспаление
надкостницы, а она говорит, что не болит. А вот так? - он постучал по зубу.
     - Пока не болит!
     - Понятно... И что ты делала?
     - Всю ночь металась от боли. Побежала в скверик, даже выть начала. - На ходу придумывала я, чтобы не выдавать тётю Маню. - Тут женщина подошла. Она от вокзала шла. И как-то заговаривать стала, пожалела меня. И боль ушла куда-то. Но я боюсь, что опять повторится... Вот к вам пришла почти сразу за помощью.
     - И где она живёт эта женщина?
     - Не знаю я. От боли ничего не соображала. И как выглядела тоже не помню... Не до того было...
     - Вот видите, умеют они всё-таки что-то делать, заговаривают, а нам не говорят... Ну, не говори и ты... Зуб удалять надо, спасти его нельзя. Научили тебя врать, а ведь ты - комсомолка!
     - Она ещё сказала, что за помощь такую их по тюрьмам разбрасывают зеков лечить.
   
     Даже, когда он удалял мне зуб без укола, больно не было... Так я впервые встретилась с удивительной, старинной, бескорыстной, народной медициной.  Денег она с меня не взяла: "Побойся Бога, с сироты брать?! Я ещё себе не враг! Только не говори никому вообще. Молчать о нас приходится. Гонение не оставляет  нас в покое..."

     4. Встреча с Котом Учёным

     Была у меня в Москве приятельница, лучше - не пожелаешь. Познакомились мы случайно в Ленинской библиотеке с аспиранткой - биологом, её дочерью. Светлана часто уезжала в монастыри для беседы со "старцами", а меня просила проведывать её маму. У нас были похожие судьбы: дети войны, даже родились в один месяц, то есть отличались по возрасту всего на несколько дней... Мать, я звала её Антониной Дмитриевной, была первой помощницей хирургов на сложных операциях у раненых в голову бойцов. Дочь свою она не видела всю войну: не видела, как та начала ходить, бегать, лепетать. Воспитывала девочку Свету всю войну не мама,а бабушка, тоже медик.Маму встретила её дочь уже первоклассницей, отличницей, всё никак не теплела к ней душой, хоть и жили вместе после смерти бабушки.
     Вот звонит мне как-то эта заслуженная старушка и приглашает в гости с ночёвкой.
     - Приезжайте, сегодня пирогов напекла, вкусные получились, а в одиночку есть не хочу. Светочка моя опять в отъезде. Я вам сюрприз приготовила. Вы, говорят, народной медициной интересуетесь, вот сегодня у нас с вами будет практика. Жду!

     Встретили меня они втроём. Кроме хозяйки ещё кот и кошка.
     - Сначала у нас с вами чай с пирожками, мойте руки после транспорта и в кухню - за стол.
     - Я вам коробку хороших конфет привезла и свежий тортик прямо из пекарни.
     - Это мы завтра попробуем. Сегодня у нас русские пирожки. Пробуйте: эти с печёнкой; треугольные с курицей; ватрушки с творогом, со свежим, не думайте, Светочка всего напокупала перед отъездом. А самые крупные - с яблоками. Объеденье! Рассказывайте, какие у вас в школе новости.
     Потихоньку делясь новостями, пили чай. Вдруг, хозяйка встрепенулась.
     - Это мой сюрприз начался! Видели: кот Рыжик стремглав помчался, а кошечка  Муська давненько спряталась. Пошли в светочкину комнатку.
    
    Мы уселись на диванчик.
     - Видите, как я всё приготовила. Вы рассказывали мне, как сейчас бывает в роддомах. А сегодня увидите, как это происходит в Природе, по старинной науке. А то рожать приходят наши женщины, а как котятки и щенки появляются на свет Божий не имеют понятия. Сегодня узнаете...
     Кошка вылезла из-под кровати.
     - Мусенька, я тебе, видишь, всё приготовила, залезай, милая, только не свались.
     Прямо напротив диванчика стояла накрытая клеёнкой, простынкой и пелёнкой детская кушеточка. Появился и Рыжик, стал обнюхивать кошечку и носом подталкивать её к кушетке. Муська подошла, но не стала вспрыгивать.
     - Тяжело забираться, - посочувствовала ей старушка.- Ты сбоку, сбоку подойди.
    
    Кот, тихо мяукая, подталкивал страдалицу наверх. Наконец, кошка изловчилась и оказалась на простынке, обнюхала её, разлеглась и потянулась во весь свой рост. В животике, видно было, как шевелятся ещё не родившиеся котятки. Рыжик встал на задние лапы и своим носом принялся осторожно тыкать в кошкин вздувшийся живот, урча и не забывая, словно советуясь и о чём-то спрашивая  "пациентку".
     - Ни на минуту не отходит от неё, всё что-то поправляет, обменивается что ли информацией... И так каждый раз. Этих кошек Светочка мне таскала, не сосчитать. Лечили, растили, находили хороших хозяев, отдавали уже обученных, чистоплотных.
     - Смотрите, что она делает: потягивается, укладывается поудобнее, постанывает, видно, и им больно бывает.
     - Вроде трёх принести должна...
     - А меня Мурзик удивляет: не отходит ни на шаг, участвует в процессе...
     - Переживает, сочувствует, да и помощь оказывает, подталкивает то одного, то другого. Мордочку ей всю облизал... Анализ, что ли делает, в порядке ли мамочка. Вот-вот, что-то сейчас будет...- Кошечка подняла заднюю лапку вверх, мяукнула, раз-другой и выкатился влажный рыжий комочек, схватился коготками за шерсть и полез вверх, ища уже розовый мамкин сосок. Уцепился за него и замер ...
     - Вот, явление номер один, старшенький,- засмеялась Антонина Дмитриевна.
     - И никто не кричит, не оскорбляет. И кот не отошёл, понимает, что кошкины слёзы ещё впереди...
    
     Так мы сидели, наблюдали, тихо комментировали и поругивали наши, человеческие, порядки... Кот продолжал неустанно и бережно совершать массаж живота кошки, что-то мурлыкая, в чём-то убеждая страдалицу.
     Снова кошка, поняв его просьбы, подняла заднюю лапку вверх и выкатился второй тёмно-рыжий комочек, нашёл свободный набухший сосочек и замер...
     Кот что-то спросил, мяукая, кошка ответила стоном, в третий раз подняла ножку и произвела на свет Божий третьего, светло-рыжего потомка.
     - Ну, вот и всё! - вздохнула облегчённо старушка.- А теперь посмотрите на кота, он отошёл, значит больше котят нет. Только послед. Его должна съесть кошка, это для неё - лучшее лекарство. Видите: никакой кровопотери, никаких разрывов, никакой хирургии, хотя котятки довольно крупные для неё...
     - Да... Наука наша никуда не годится... Врачи себе создают дальнейшую работу, обеспечивают, безработица им не грозит, а нам мучаться приходится всю жизнь после первого же ребёнка. Жаль, что у меня такого помощника не было, ещё бы родила, авось кто-то из них и по моей дороге пошёл!

     - Глядите-ка! Он уже спит, смотрите, как на коврике развалился в полном изнеможении! Устал, отдыхать ему надо. А ей не до отдыха... Выкармливать надо! Правда не двадцать, двадцать пять с лишком лет, как нам приходится, особенно мамам-одиночкам, таким, как я или моя мама. Ну, как ваша учёба, не пригодится? - пошутила Анастасия Дмитриевна. - Сюрприз мужу?
     - Да вы, что? После такого... В роддом - ни ногой! У нас столько издевательства над женщинами, не передать словами...
     - Пошли допивать чай по второму заходу! Кот ещё спит, как убитый, а кошка всё вылизывает, трудится...
     - А скажите-ка, дорогая Анастасия Дмитриевна, откуда они узнали, как себя вести?
     - Ума не приложу. Вопрос не ко мне! Каждый раз удивляюсь. Теперь у меня пока стимул есть: жить надо! Котятки вырастут, на рынок придётся идти, хозяев для них искать. У нас они красивые бывают, воспитанные, в один день обычно любители находятся. Вот с месяц-два с ними позанимаюсь, всё дело найдётся. Не так одиноко будет мне. И вы в школе поспрашивайте, может, кому-нибудь и понадобится наша кошечка или котик.

     - А я всё успокоиться не могу, своё вспомнила, память расшевелила... Трудно мне было: не только родить, не только растить, но и с мужем воевать из-за его эгоистичного и жестокого характера. Не хотел детей, а страдать мне приходится. Ну, да что уж теперь. У других женщин и того хуже: изменяют, бросают, помоложе находят, от алиментов прячутся.
     - Да уж, мужики наши послевоенные - не подарок, а сплошное горе. Лучше и не связываться, замуж ни за кого выходить нельзя было...

     - Но ваш Рыжик! 0, это - настоящий джентльмен, хоть и с хвостом! Всю кошку пригладил, облизал, промассировал... Настоящий Кот Учёный, только не понятно, кто же его обучал, когда и в каком возрасте? Нет, совсем не случайно в старых русских сказках Кот Баюн появляется в трудные для героя моменты...
 
       5. После встречи с народными экстрасенсами

        Помню, я стояла в коридоре больницы в Казани. Прислонившись к подоконнику спиной, опираясь на костыли, рядом стояла хорошенькая девочка лет десяти.
     - Тебе надо бы сесть. Я пойду, поищу стул, где-нибудь дадут. Тебе же стоять трудно. Перелом?
     - Да...
     - Болит?
     - Ужасно. Гипс сняли, врач сказал:"Можно ходить и без костылей", а я не могу наступать на правую ногу. На катке сложное движение делала, не справилась, упала. Вот, теперь страдаю, - совсем по-взрослому говорила девочка.- Учителя ко мне на дом ходили, объясняли новый материал, давали задания. Я всё честно делала! Вот, а ходить не могу...
      - Хочешь, пойдём в конец коридора, там есть, где присесть. Поговорим, может, я смогу тебе помочь. За беседой  забудешься немножко, полегчает, авось справишься с болью. Пойдём я добрый человек, учительница, не бойся...

     Мы прошли в тупик, где были сложены то ли лишние, то ли запасные кровати.
     - Сядь сюда, а ногу положи на перекладину, пусть она отдохнёт от нагрузки хоть немножко. Я в свободное время хожу к экстрасенсам, учусь у них снимать боль. В школе, ты знаешь, всякое случается. Учитель должен многое уметь, всегда, всю жизнь учиться мне приходится.
     - И как это "снять боль"?
     - Вот сейчас увидишь. Покажи мне своей рукой, где у тебя болит. Ты свой рентгеновский снимок видела?
     - Да, видела. Несколько раз...
     - Чуть расслабь ногу, не напрягайся... Дыши спокойно, ровно. Вот смотри, я не дотрагиваюсь до тебя, а только провожу своей рукой. Что-нибудь чувствуешь?
     - Щекотно! - засмеялась девочка.- Столько боли перенесла, думала, что смеяться разучусь. А не разучилась!
     - Тебе стало полегче?
     - Да! А вы где учитесь? В ГИДУВЕ?*
     - Нет,я в Москве живу, работаю и учусь. А здесь у меня сын лежит, его к операции готовят, получил тяжёлую травму. Ну, а как у тебя нога поживает? Не убежала от тебя на прогулку?
     - Нет!- опять засмеялась девочка,- Она без меня никуда не уходит. И я только вместе с ней!
     - Ну-ка, покажи, как ты стоять можешь, положи костыли на кровать, теперь встань на ножку, не бойся, надо начинать ходить, моя дорогая. Без костылей, а то замуж никто не возьмёт!
     - Ой, и правда не больно! Можно уже ходить? Понемножку, да!? А кто вас этому научил? Помогать людям?
     - Наверное, добрая учительская душа... Шучу! У нас в последние дни занятия ведёт Николай, мы зовём его Колей, он ещё совсем молоденький, но добрый, талантливый, отзывчивый, настоящий наш, русский человек. Он рассказал, что с детства заинтересовался древней народной медициной. Мама родила братишку, но врачи сказали им, что малыш родился больным, не может двинуть ни ручонкой, ни ножонкой. Узнав об этом, отец бросил их с матерью, куда-то скрылся...
     - У меня точно такой же отец, изверг, я его никогда даже не видела... Скрылся, наверное, за границу. Награбил денег и "отмывает" их где-то там. А мне обидно: я уже учусь, только на отлично, и маме стараюсь во всём помогать, а он оказался такой... Предатель!
     - Ну и забудь о нём. Хочешь, я расскажу, что сделал Коля для своего братика? Слушай: сначала он оставался дома, на семейном обучении, потому что мама всех врачей объездила, потом ей потихоньку посоветовали обратиться к знахарям в селах, в глухих деревнях, где врачей нет. Часто врачи ничего поделать не могут или не хотят без денег. А они с мамой бедные. Коля стал ездить с матерью к этим самоучкам, советовались с ними, учились... Вот теперь братик уже заканчивает школу, своими ногами ходит, готовится поступать летом в медицинский институт. Коля и нам показал, как он буквально за полчаса может поставить на ноги даже совсем уж дряхлую старуху. И всем нам снимал боль в тех местах, где были когда-то получены травмы.
     - Интересно!
     - Тебе пора идти разыскивать маму, а то она волноваться начнёт, а я пойду в реанимацию, там сына положили, а мне сказали через часок подойти. Я в палате буду за ним ухаживать по-матерински... Пожелай нам удачи!
     - А вы - ведьма?
     - Слово "Ведь-Ма" стало нехорошим, ругательным. А нём два корня:"ведь, ведать, знать, Веды..." И второй корень - Ма (сокращённое мать, мама). Что получается? Ведь-Ма: Мать Знаний! Вот так вот! Запомни и всем друзьям расскажи!
     - Спасибо вам! Никогда не забуду! Пусть ваш сынок тоже поправится поскорее, До свидания, я побежала и без костылей! У-Ра!

     ...Сын поправился и я ехала домой, в Москву в Южное Медведково, где  осталась после похорон матери... В автобусе мне уступили место, напротив сидел молодой мужчина с девочкой лет четырёх на коленях. Она безостановочно плакала. Он был спокоен. Я в конце концов не выдержала.
     - Послушайте, почему ваш ребёнок так безудержно рыдает?
     - Извините, она у нас с самого рождения рыдает. Не знаем, что и делать... Всех врачей обошли. И сейчас из поликлиники возвращаемся...- Тихо и печально ответил мне пассажир.
     - Поверните ребёнка ко мне... Вот так. Теперь я, не прикасаясь, не дотрагиваясь до неё, постараюсь всё же ей помочь.
    
     Я поводила руками, делая пассы. Девочка перестала плакать и удивлённо смотрела на меня красивыми голубыми глазами и молчала. Молчали и пассажиры вокруг.
     - Вот и всё!
     Я дотронулась до симпатичной ямочки на левой щёчке девчушки и сказала:
     - Ты такая приятная девочка. А когда улыбаешься, у тебя здесь появляется ямка. Вот и улыбайся почаще! А плакать не надо, у тебя в жизни будет так много интересного... Пока!
 
     Автобус остановился у моего дома, и я спустилась на тротуар. Но, как только машина двинулась, у меня сердце пронзила внезапная боль. Я никогда ещё не испытывала никакой боли в сердце. Согнувшись в "три погибели", с трудом доковыляла до скамейки у подъезда и села. Подошла старушка.
     - Что, сердце схватило? У меня всегда валидол с собой, вот возьмите под язык, сейчас будет полегче... Но надо вызвать врача или скорую помощь. С сердцем шутки плохи! На опыте убедилась...
    
     Я не спала всю ночь. Боль возвращалась и возвращалась снова. Утром поехала в институт, где слушала лекции экстрасенсов. Знакомая лектор раскладывала по трибуне карточки. Я подошла к ней посоветоваться.
     - Вот, видите, я тоже страдаю, когда в клинике снимаю боль с пациентов. Поэтому соглашаюсь только в крайних случаях. Особенно, когда приводят детей. У девочки что-то произошло во время беременности матери и как результат - непонятное заболевание прямо с рождения. Каково ей пришлось, бедняжке?! У вас постепенно пройдёт. Но остерегайтесь помогать кому попало. Только детям и если испытываете сильное желание помочь. Ничего больше не могу посоветовать. Сама такая же ранимая...
    
    Боль утихала от таблеток, но что-то оставалось, а потом вспыхивало внезапным приступом.
     Но через несколько дней прозвенел звонок:
     - Помните, мы познакомились с вами, долго беседовали по дороге. Нам было интересно. Не хотите прогуляться со мной? Вы сегодня до скольки работаете?
     - У меня выходной.
     - А у меня - отгул за переработку! Давайте встретимся. В парке. В Измайловском! Вы там были?
     - Нет, никогда. Меня муж-офицер "катал" по всему Советскому Союзу. Даже мать умерла без меня.
     - Я вас буду ждать на скамеечке с журналом в руках.
    
     Мы долго ходили по аллеям, рассказывали друг другу о разных случаях и встречах. И потом она спросила:
     - А сейчас вы как себя чувствуете?
     - Где-то в глубине боль остаётся...
     - Подойдем к дереву. Встаньте сюда. Сделайте вот так. (Она показала мне несколько движений руками, наклонов)
     - Как ощущение?
     - Удивительно, но прошло... Ничего  не осталось.
     - Что и требовалось доказать! Всякий раз, если боль вернётся, повторите всё у дерева, обязательно у дерева. Вспомните при этом, что наши Предки были дружны с Природой. Они научились выделять священные деревья и насаждали священные рощи, которые посещали "всем колхозом" в строго определённые дни.

     ...Больше мы не встречались. Но как она вычислила, что именно я нуждалась в её помощи и совете? Москва - огромный мегаполис. Неужели почувствовала, что мне нездоровится? Для меня это - ещё одна загадка!

                Продолжение следует!