Как я бежал по горам от душманов

Мельченко Евгений Александрович
Чемпион мира по бегу — это маленький ребёнок по сравнению со мной образца сентября 1984 года. Помню этот момент, как сейчас. Иногда, даже снится. А ведь было это больше 35-ти лет назад.

Служил я в обычных мотострелковых войсках. Ничего необычного. Не спецназ, не ВДВ, не ГРУ и прочие геройские вещи. Тем не менее, задачи мы выполняли вполне серьёзные. И боевых у меня было немало. Но этот случай произошёл буквально через пару недель, после того, как я прибыл после учебки на территорию Афганистана. Ехали мы на броне из части к месту, где нужно было обустроить контрольно-пропускной пункт и что-то, вроде блокпоста. Обстреливали там редко, но было. Там уже орудовали наши инженерные подразделения, которых мы охраняли, сменяя друг друга по трое суток.

Место такое: река, через неё мост и развилка — направо дорога идёт к нашей части и дружественным кишлакам, налево — к не совсем дружественным. И вот там, где недружественные, там достаточно высокая гора с «балконами». Её разведка несколько раз шерстила. Вроде, никого. Захотел наш майор ротный на тех балконах поставить пару пулемётных точек. В принципе, справедливо с точки зрения тактики. Поставил нам задачу, и на утро мы устремились в гору. Мы — это наш летёха и 11 человек личного состава. Места достаточно тихие были, и встретить кого-то мы не думали. Так вот, выходим на первый балкон, где остались лейтенант с пятью бойцами, окапываться и камнями позицию обкладывать. А сержант и нас пятеро пошли на балкон, который повыше. Дошли, и начали окапываться.

И получается так, что с одной стороны мы пулемётные точки устанавливаем, а что творится с другой стороны горы — непонятно. Я и пошёл выяснить. В общем, шёл я примерно с час, не спеша, всё тщательно осматривая в небольшом ущелье в горе. Выхожу почти на верх, а там небольшая поляна. И сидят там два душмана. Я думал сначала, что крестьяне обычные. Ага, пока один не вскинул ружьё, и не пальнул в мою сторону. И тут, откуда не возьмись, выскакивают ещё человек 10 этих басмачей. В общем, я ломанулся просто бегом по этой поляне, обегая большие валуны.

И побежал не обратно, а вправо. Почему-то у меня мгновенно сработала мысль, что бежать обратно не надо, так как тогда я приведу всю эту компанию душманов к нашим пацанам. Поэтому побежал вправо, так как знал примерно местность по картам. И понимал, что можно выскочить примерно к нашим, но уже в сторону части. И всё это происходит реально под свист и удары по камням пуль вокруг меня. Лечь и отстреливаться? Не вариант: их человек 12-15. В общем, бегу я, и они за мной, периодически стреляя.

Горные козлы, архары и прочая живность по сравнению со мной в той ситуации — это просто никто. Начал уже немного расслабляться, бегу тише, но справа появляются ещё трое, и стреляют. Второе, третье дыхание открылось буквально за доли секунды, и я помчался зигзагами ещё быстрей. Затем я увидел тропинку, и помчался по ней. Ещё по дороге я видел с брони тропу, которая поднималась в гору. Подумал, что это и есть она. Так и получилось.

Спустился я по ней, и помчался в сторону части. Так вот, я реально побоялся идти в сторону блокпоста, могли отрезать мне дорогу. Поэтому помчался в часть. И я туда добежал. А там 34 километра вообще-то. Весь в мыле, как загнанный конь. Ору дневальному, мол, зови полкана нашего, замкомчасти. Рассказываю всё, как было, показываю на карте. Тот быстро на рацию, подняли два вертолёта.

Что по итогу? Лётчики с вертушек завалили шестерых душманов. Выдвинулись спецназовцы чистить эту гору, а мы с полковником и ещё взводом выдвинулись на блокпост для поддержки. Мало ли. Приехали уже к вечеру. Меня там, как оказалось, похоронили уже. Лейтенант услышал выстрелы, и отвёл наших пацанов вниз, обратно к КПП. Там они заняли оборону. Выстрелы утихли. Они подумали, что я нарвался на засаду, отстреливался, но был убит. А потом вертолёты пошли нурами работать. Ничего непонятно.

А тут я приезжаю на БМП с отцами-командирами. В общем, получил я сначала по шее за такие прогулки в одиночку. А затем получил звание сержанта через два месяца. То есть, прослужил полгода — и сержант. Спецназ нашёл у той поляны схроны с гранатами, гранатомётами, патроны и мины. Видимо, басмачи эти набирались там сил для атаки части или нашего нового блокпоста. А я их совершенно случайно раскрыл.