Византия, Киев и Тьмутороканская Русь

Виктор Каменев
Византия, Киев и Тьмутороканская Русь

Этот материал написан по фактам, изложенным в статье «Загадки княгинь Всеволодовых» (2005) белгородского краеведа Анатолия Жучкова, в его книге «Тайны земли Бояновой» (2010). При этом дана редактура, сокращены общие места, излишние подробности, которые мы находим не важными. Роль в истории Древней Руси «княгини Всеволодовой», покупка ею «земли Бояновой» даёт повод к размышлениям... о влиянии Византии на Русь, о гибели полуязыческой Тьмутороканской Руси, «Бояновой земли», с Тьмутороканско-Печерским монастырём, под ударами ортодоксального, «провизантийского» Киева и подкупленных Византией половцев.

Принятие христианства языческой Русью в Х-XI веках представляется в ПВЛ Нестора, а затем нашей историографией практически беспроблемным, в то время как смена мировоззрения целой страны, в принципе, не может происходить без серьёзной вооружённой борьбы. Ожесточённые междоусобицы как раз и происходят на Руси в эти века, но их со времён Нестора списывают токмо на отдельных князей, обвиняя их в абсурдной жажде раздоров. Причём списывают до сих пор, почему это возможно?

По нашему мнению, историческая наука не ищет правды истории, она всегда защищает некое историческое здание, доставшееся ей по наследству, или строит новое под очередной политический заказ, со времён первоисторика нашего монаха Нестора. Отсюда постоянно рождаются «альтернативные истории», и они имеют успех, потому что опираются на «неудобные», выброшенные и забытые «историками» факты и события.

Надпись XI века в Софийском соборе

При реставрации Софийского собора в Киеве в южной его галерее на столбе с изображением Святого Онуфрия был расчищен древнерусский текст, историк С.А.Высоцкий опубликовал этот текст в следующем переводе: «Месяца января 30, на святого Ипполита, купила землю Боянову княгиня Всеволодова, перед святою Софиею, перед попами... А дала за неё семьдесят гривен собольих».


Этот текст изучил академик Б.А.Рыбаков, и дал заключение, что он соответствует последней четверти XI века, «княгиня Всеволодова» - это жена великого князя Всеволода Ярославича, «Боян» - очевидно, тот самый, о котором говорится в «Слове о полку Игореве», а стоимость земли, которую купила княгиня, равна годовому доходу с семи городов, это стоимость небольшого княжества». В «земле Бояновой», видимо, и было семь городов.

Во второй половине XI века на Руси между многочисленными наследниками Ярослава Мудрого разразилась жестокая междоусобица: киевские князья претендуют на земли значительно большего по размерам Черниговского княжества, они берут верх над черниговскими тьмуротоканьскими князьями, земли которых находятся в Черниговском княжестве. Тогда князья отбирают земли силой оружия, а «княгиня Всеволодова» покупает «землю Боянову». Почему же великий князь Всеволод Ярославич решает оформить присоединение тьмутороканских земель как покупку своей женой «земли Бояновой», причём «перед попами»?

Великий князь Всеволод Ярославич, сын Ярослава Мудрого

Великий князь Всеволод Ярославич (1030 -1093) был женат дважды, первый раз в 1046 году, в 16 лет, на «греческой царевне», «грекине», «мономахине», дочери Константина IX Мономаха, как считают некоторые летописцы. Имя её неизвестно, позднее историки, разделившие это мнение, для удобства назвали её «Марией». От неё Всеволод имел дочерей Евпраксию и Анну, и сына Владимира (Мономаха). «Греческая царевна» и мать Владимира Мономаха умирает в 1067 году.

Вторая жена Всеволода ещё более неизвестна: ни имени, ни роду-племени. Историк времён Петра, приглашённый немецкий профессор Миллер, плохо изъяснявшийся по-русски, назвал её «Анной» и выдвинул гипотезу, что она была княжна половецкая, и что от неё Всеволод имел сына Ростислава, погибшего юношей в 1093 году, в год смерти самого Всеволода. Княжна половецкая умирает в 1111 году.

Возможно, не без участия «Анны Половецкой», половцами в степи был убит тьмутороканский князь Роман Святославич, а в самой Тьмуторокани подосланными «козарами» был схвачен его брат Олег Святославич и... отправлен в ссылку в Византию, на остров Родос. После этой расправы над тьмутороканскими князьями «княгиня Всеволодова и покупает «землю Боянову».

Византийская империя

Византийская Македонская династия дала Древней Руси первую княгиню Всеволодову - «греческую царевну», ставшую прародительницей рода Мономаховичей, княжившего и царствовавшего на Руси до конца XVI века, последний его великий отпрыск — Иван Грозный. С этой «княгиней» связывается влияние Византии на Русь, но что представляла собой Македонская династия?

Византийский император Лев VI царствовал с 866 по 912 год, по мнению историков, он завершил строительство византийской монархии, ввёл основное законодательство, за что получил титул «Мудрый». Возможно, это послужило прецедентом для Древней Руси, где позже появляется князь Ярослав Мудрый.

Лев Мудрый был трижды женат, но детей не было. В четвёртый раз жениться императору запрещали каноны византийской церкви, но Лев женился в четвёртый раз и жил в незаконном браке. Когда в этом браке у него родился сын Константин, церковь отступила и обвенчала императора. Чтобы у народа империи не было сомнений в законности наследника императора, к его имени прибавили титул «Багрянородный», то есть рождённый в Багряной комнате царского дворца, где было положено рождаться наследникам престола. Константин VII Багрянородный, царствовал с 913 по 959 год и отличился тем, что написал для своего сына Романа капитальный труд «Об управлении империей», в котором упоминается и Русь.

Роман II, сын Константина Багрянородного, царствовал с 959 по 963 год, он первый император, который имеет прямое отношение к Руси: его дочь Анна была выдана замуж на Русь за князя Владимира Святославича (Святого), с нею пришло на Русь христианство: князь Владимир крестил Русь в 988 году. Правда, Анна была выдана замуж за Владимира уже в царствование брата Романа II - Василия II Болгаробойца (976-1025).

Затем византийский престол занял Константин VIII (1025-1028), второй сын Романа II, он стал отцом знаменитой императрицы Зои, которая была императрицей при трёх императорах: Романе III Аргире (1028-1034), Михаиле IV Пафлогене (1034-1041) и Константине IX Мономахе (1042-1055), с последним связано появление династии Мономаховичей на Руси.

В 1041 году Зою отстраняет от власти её приёмный сын Михаил V Калафат (1041-1042), но, как пишут историки, этим возмутился народ, и Зою вернули на царство с Константином IX Мономахом. Примечательно, что в 1043 году русское войско под командованием Новгородского князя Владимира, старшего сына Ярослава Мудрого, совершает поход на Византию, мотивы этого похода в летописях не даются, до сих пор они историкам не понятны.

Одни высказываются за то, что поход русского войска на Византию был организован в поддержку императрицы Зои, якобы её двоюродным братом Ярославом Мудрым. Другие указывают: из летописей следует, что Ярослав Мудрый не был сыном Анны Византийской: летопись под 988 годом сообщает, что ещё до приезда Анны на Русь, Ярослав уже княжил в Ростове, хотя какие-то родственные отношения у них были.

В 1042 году императрица Зоя выбирает себе третьего мужа — Константина Мономаха, и делает его, таким образом, императором Константином IX. В начале 1050-х годов Ярослав Мудрый посылает в Византию сватов за невестой для своего младшего сына Всеволода. Они привозят на Русь в жёны Всеволоду византийскую царевну, названную историками Марией, дочь императора Константина Мономаха, в 1053 году у Всеволода и Марии рождается сын Владимир. Если мы сравним год женитьбы Константина на императрице Зое (1042) и год рождения Владимира (1053), то невесте Всеволода Марии было от силы 10 лет, официально в Византии выдавали тогда девушек замуж с 14 лет.

В конце своей жизни князь Владимир Всеволодович в своём «Поучении» напишет: «Я, ничтожный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, наречён в крещении Василием, русским именем — Владимир, отцом возлюбленным и матерью — Мономахом...»

Византийские тайны в «Энциклопедическом словаре»

Титул князя Владимира - «Мономах» указывает на византийский прецедент: Константину VII присвоили титул «Багрянородный», чтобы указать на его царское происхождение, а князю Владимиру дают титул «Мономах», чтобы указать на его родство с императорским домом Константина Мономаха. Причём титул «Мономах» даёт Владимиру его мать, византийская царевна «Мария» из рода Мономахов, она же «княгиня Всеволодова», она же могла купить и «землю Боянову». Почему?

«Мария», скорее всего, была внебрачной дочерью Константина Мономаха от его любовницы Склирены, то есть не была законной царевной, дочерью императрицы Зои. Поэтому, следуя византийскому «багрянородному» прецеденту, Владимир был назван матерью своею «Мономахом», в переводе с греческого - «единоборцем».

Императрица Зоя не могла быть матерью Марии, «княгини Всеволодовой», вот что сообщает о ней «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»: «Зоя — Византийская императрица, дочь императора Константина VIII Македонского, известна, главным образом, своими любовными приключениями. В 1028 году перед смертью отца, у которого не было мужского потомства, Зоя, ей было уже 50 лет, была выдана замуж из политических соображений за Романа Аргира, который получил таким образом императорский престол и стал Романом III, он отправил Зою на второй план.

Зоя стала игрушкой в руках приближённого к императору евнуха Иоанна, он устроил при дворе своего брата-красавца Михаила и роман между ним и Зоей. Романа III отравили медленным ядом, а потом утопили. Зоя выходит замуж за Михаила, который провозглашается императором Михаилом IV Пафлогеном, после чего он отстраняется от Зои и предаётся «сокрушению о грехах».

Зоя опять оказывается в руках евнуха Иоанна, сумевшего захватить всю правительственную власть, Иоанн убеждает бездетную Зою усыновить племянника императора Михаила Калафата, после смерти его дяди Михаила IV Пафлогена он провозглашается в 1041 году императором Михаилом V Калафатом. Получив власть, новый император Михаил V удаляет от себя и евнуха Иоанна, и Зою, она впадает в мистицизм и богомольность, в 1042 году была пострижена в монахини.

Пострижение Зои в монахини послужило сигналом для давно готовившегося в Константинополе заговора, Михаил V был низвергнут, Зоя провозглашается правительницей, с неё и младшей сестры Феодоры сняли рясу. По настоянию придворной знати, 64-летняя Зоя выходит замуж в третий раз за Константина IX Мономаха, вероятно, одного из прежних её любовников. При Константине Зоя пользуется более почётным положением, чем при предыдущих императорах, умирает в 1050 году. Через пять лет умирает Константин Мономах», - заканчивается статья в Энциклопедическом словаре.

Отсюда, мать «Мария» Владимира Мономаха, в лучшем случае, любовница Склирена византийского императора Константина Мономаха, а сам Константин — бывший любовник императрицы Зои, вот такие византийские корни у русской династии Мономаховичей.

России от этой византийской династии достаются по наследству двуглавый орёл и «шапка Мономаха»: легендарные «шапку и бармы», по преданию, присылает на Русь перед своей смертью Константин Мономах в подарок двухлетнему внуку Владимиру Мономаху. Академик Д.С.Лихачёв пишет об этом: «Тогда Василий II отдал свою сестру Анну за Владимира I Святого, и в династическом плане Русь поднялась на невиданную высоту, она породнилась с императорским домом Византии. И Владимир Мономах был потомком византийских императоров. Из варварской державы на краю света вдруг явилась держава с мировой культурой, мировой религией, и сразу это было ознаменовано расцветом древнерусской культуры».

В Древней Руси расцветает христианская церковь и культура, но и междоусобицы с приверженцами языческих традиций, о «культурных» корнях которых не принято говорить. Более того, Византия начинает разжигать междоусобицы на Руси, убирая ядом и мечом неугодных чернигово-тьмутороканских князей Святославичей, чтобы посадить на киевский стол своего ставленника переяславского Всеволодовича. Его сын Владимир Мономах окончательно утверждает на киевском престоле династию Мономаховичей.

Если бы у русских князей был обычай родниться с князьями земли Русской, история Древней Руси пошла бы по какому-то другому пути, по-другому закончилось бы столкновение с «монголо-татарами» в следующем XIII веке. Но русские князья, по обычаям того времени, заключали династические браки с византийскими, с польскими, с половецкими царевнами и княжнами, а с ними на Русь, в самые высокие палаты, приходило и соответствующее влияние, и в хорошее и дурное.

От Византии Древняя Русь получила не только христианскую религию и культуру, но и дворцовые интриги, междоусобные распри, «элитные» болезни того века. Византия пала под ударами кочевников турок-османов, Древняя Русь — под ударами кочевников «монголо-татар». Вряд ли это совпадение случайное.

К 1000-летию отношений Руси с Византией

Историк Вадим Кожинов в своей статье в «Альманахе библиофила» (1989) по теме: «Тысячелетие русской письменной культуры 988-1988» пишет: «Трудно сомневаться в том, что поход Владимира Ярославича в 1043 году был вызван теми или иными деятелями самой Византии. Дело в том, что с 1028 года византийской императрицей была двоюродная сестра Ярослава Мудрого Зоя (дочь императора Константина VIII, сестра которого Анна стала супругой Владимира Святого). У Зои вообще была нелёгкая судьба, в 1042 году она была свергнута и подстрижена в монахини, и только народные волнения заставили вернуть её на престол. Затем она вышла замуж, и новый император Константин IX Мономах подвергал её унижениям, пытался заменить ей на троне своей любовницей Склиреной. Не исключено, что Зоя тайно обратилась за помощью к двоюродному брату Ярославу Мудрому».

Византийские историки об этих событиях сообщают, что император Роман III был убит в результате заговора при участии императрицы Зои и её молодого любовника, будущего императора Михаила IV. В «Хронографии» Михаила Пселла об этом говорится: «На поднявшийся тут крик сбежались люди, среди них императрица без свиты, с выражением глубокой печали на лице. Едва взглянув на мужа, она тотчас ушла, удостоверившись по его виду в близкой кончине». Удостоверилась — и ушла, и никакой скорби.

Зоина бабка Феофано (мать Анны, жены Владимира Святого) отравила своего свёкра Константина VII, а потом и своего мужа Романа II, второй муж её полководец Никифор Фока был убит третьим кандидатом в мужья Иоанном Цимисхием. На другой день Феофано пришла с ним венчаться к патриарху Полиевкту: патриарх отправил Феофано в монастырь, а Иоанна Цимисхея благословил на царство. 14-летний сын Феофано Василий (дядя Зои) вскоре отомстил за это унижение матери с помощью того же яда.

Императрица Зоя никак не могла быть «двоюродной сестрой Ярослава Мудрого»: Ярослав был сыном полоцкой княжны Рогнеды, он родился ещё в языческие времена, как и все старшие сыновья Владимира I Святого. Рождённые Владимиром I и Анной в христианстве Борис и Глеб , по летописи, были убиты в 1015 году Святополком «окоянным», хотя покуситься на их жизнь мог любой из старших сыновей Владимира: они понимали, что сыновья Анны будут иметь поддержку Византии и церкви.

В 1957 году историк Н.Н. Ильин в своей книге «Летописная статья 1523 года. Опыт анализа» приходит к выводу, что убийство Бориса и Глеба — это дело рук Ярослава Мудрого, а не Святополка, и дух эпохи XI века и отношений Ярослава Мудрого с Византией с этим выводом согласуются. Ярослав Мудрый стремится тогда к самостоятельности от Византии, об этом свидетельствует Илларионово «Слово о законе и благодати»: сам Илларион был поставлен Ярославом митрополитом Руси вопреки византийским церковным канонам, а Борис и Глеб были законные русские наследники Византии, стремившейся закрепить своё влияние на Руси династическими узами.

В конце своей жизни Ярослав Мудрый принимает царевну «Марию» из Византии, ставшую матерью Владимира Мономаха. Владимир Кожинов пишет: «В 1046 году либо, может быть, несколько позже, всего лишь через несколько лет после похода Владимира Ярославича (на Византию), его младший брат Всеволод вступил в брак с дочерью Константина IX Мономаха, в 1053 году у них родился сын Владимир Мономах».

Откуда у императора Константина Мономаха взялась взрослая дочь? - наши историки такого вопроса не задают... Но есть византийский прецедент: историк Степан Таронит сообщает, что император Василий II послал к болгарам одного митрополита для переговоров о мире. Болгары согласились на мир и захотели породниться с Византией: попросили в жёны своему царю сестру императора. Возможно, речь шла о нашей «Марие». Император обманул болгар, прислал им вместо своей сестры другую женщину, за это сватавший её митрополит был сожжён болгарами как обманщик. Мирные переговоры на этом закончились, а Василий II получил титул «Болгаробойца».

Византийская царевна

То, что не прошло у болгар, возможно, увенчалось успехом на Руси, Всеволод Ярославич женится на византийской царевне «Марие». Дочь Всеволода Ярославича была выдана замуж за брата императора Михаила VII Дука (1071-1078) — Леона: династические связи князя Всеволода с Византией продолжают укрепляться.

1073 год, в Киеве княжит старший сын Ярослава Мудрого - Изяслав Ярославич, в Переяславле — его младший брат Всеволод Ярославич, у которого жена — византийская царевна «Мария». В 1078 году Изяслав Ярославич погибает в Нежатиной битве с тьмутороканьскими племянниками, но не в самой битве, а при загадочных обстоятельствах рядом с полем битвы. После этого Всеволод Ярославич садится на Киевский стол, но тьмутроканские князья братья Олег и Роман Святославичи не побеждены и по-прежнему представляют опасность для Всеволода Ярославича. Вскоре Роман погибает от рук половцев, подкупленных византийцами, а Олег был захвачен в плен «козарами» и отправлен в Византию, а затем в ссылку на остров Родос.

Таким образом, на пути к Киевскому столу переяславский Всеволод Ярославич перешагнул, так или иначе, через шестерых русских князей, пятеро из них — тьмутороканьские. Изяслав Ярославич и Борис Вячеславич погибают в Нежатиной битве, Глеб Святославич — в Новгороде, и кто стоит за этими смертями, достоверно, сказать нельзя. Но за убийствами тьмутороканьских князей Ростислава и Романа, пленением и ссылкой на Родос Олега стоят византийские наёмники, возможно, княгиня Всеволодова - византийская царевна, она же покупает позже «землю Боянову», или тьмутороканьскую, по названию языческую, «перед попами». Почему «перед попами»?

Видимо, тьмутороканьские земли назывались ещё и «Бояновыми», возможно также, что «Боян» - это было мирское имя епископа Тьмутороканско-Печерского монастыря Великого Никона, известного своим благосклонным отношением к языческим временам, бывшего противником провизантийских церковных ортодоксов. Княгиня Всеволодова и её муж Всеволод Ярославич дают его сторонникам-попам как бы отступного?

Всеволодовы деньги, уплаченные «попам» за «землю Боянову», пойдут на строительство женского Свято-Андреевского монастыря, в котором игуменьей станет дочь Всеволода Ярославича Анна (Янка), в миру он получит имя Янчин монастырь. «Княгиню Всеволодову» можно считать основоположницей женских монастырей на Руси, с первым вносом за языческую «землю Боянову»...

Очевидно, что «княгини Всеволодовы» имеет большое влияние на князя Всеволода, и государственные дела на Руси. Летописи сообщают, что в 1097 году после Любечского совета князей был ослеплён Василько Ростиславич, сын князя Ростислава Владимировича, отравленного в Тьмуторокани неким монахом. Василько мог отомстить за смерть своего отца...

После этих событий стала назревать большая междоусобная война: «На следующее утро собрались князья перейти через Днепр на Святополка. Святополк же хотел бежать из Киева, и не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и митрополита Николу к Владимиру, говоря: «Молим, княже, тебя и братьев твоих, не губите Русской земли». Всеволодова же вдова и митрополит пришли к Владимиру, и молили его, и поведали просьбу киевлян — заключить мир и блюсти землю Русскую, и биться с погаными. Услышав это, Владимир расплакался и сказал: «Воистину отцы наши и деды наши соблюли землю Русскую, а мы хотим погубить».

Отравление и ослепление — это всё византийские методы, проникшие, как видим, и на Русь. С помощью вдовы Всеволодовой и митрополита эта междоусобная война сошла на нет. Но... и наказания за ослепление Василька Ростиславича никто не понёс...

Тайны власти роковые

Первой византийской царевной на Руси стала Анна, жена Владимира I Святого, но Анна мало влияет на Великого князя: уже через год после её смерти Владимир женится в 1011 году на немецкой графине, внучке императора Оттона. Рим и Константинополь тогда ещё анафемами не обмениваются, раскол произойдёт в 1053 году, поэтому этот брак не говорит о каком-то политическом выборе. После смерти Владимира Святого его сыновья от Анны Византийской Борис и Глеб были убиты, это говорит об уменьшении влияния Византии на Русь.

Вторая византийская царевна, названная историками «Марией», видимо, была незаконно рождённой дочерью императора Константина Мономаха, с нею пришёл на Русь культ Мономаха: шапкой и бармами императора Мономаха несколько веков венчали на царство на Руси её царей, а потом императоров. В историю Древней Руси «Мария» вошла как «княгиня Всеволодова».

Об императоре Константине Мономахе оставил свидетельство его современник, греческий историк Михаил Пселл в своей книге «Хронограф», по его словам, он пользовался милостями императора, но писал «по законам правды»: «Этот самодержец не постиг природы царства, ни того, что оно род полезного служения подданным и нуждается в душе, постоянно бдящей о благом правлении, но счёл свою власть отдыхом от трудов, исполнением желаемого, ослаблением напряжения, будто он приплыл в гавань, чтобы уже не браться за рулевое весло, но наслаждаться благами покоя; он передал другим попечение о казне, право судить и заботы о войске, лишь малую толику дел взял на себя, а своим законным жребием счёл жизнь, полную удовольствия и радостей...» Император не герой, но и не злодей, реально властвует византийская верхушка, которая и привела его к власти, не самый худший вариант, и разве это не сплошь и рядом в истории?

Тайны власти роковые... Влияние Византии на политические события на Руси в Х-XI веках историками преуменьшается, а между тем междоусобные распри на Руси во многом инициируются её агентами для продвижения своего ставленника в Великие киевские князья. Эти междоусобицы разобщают, ослабляют Русь, возможно, именно они стали причиной раздробленности Руси в XII веке, и приводят к катастрофе при столкновении с монголо-татарами в 1238 году.

Тьмутороканская хазарская Русь

Арабский историк первой половины Х века ал-Масуди пишет о столице хазар: «Город Аттил, там, где теперь живёт хазарский царь, состоит из трёх частей, на которые его делит река Аттил (Волга). Названная столица расположена по обеим сторонам реки. В середине реки лежит остров, где находится резиденция царя. Замок царя расположен на одной стороне острова, который мостом из лодок соединяется с одним из берегов. Жители столицы — мусульмане, христиане, иудеи и язычники. Иудеями являются: царь, его окружение и хазары его рода.

Царь принял иудейство во время правления халифа Харун ар-Рашида. Ряд евреев примкнули к нему из мусульманских стран и Византийской империи. Причина в том, что император, правящий ныне, то есть в 332 г.х. (943 год) и носящий имя Арманус, обращал евреев своей страны в христианство силой и не любил их... и большое число евреев бежало из Рима в страну хазар... Что касается язычников в хазарском государстве, то среди их разновидностей находятся славяне и руссы, которые живут на одной стороне города Аттил».

Понятно, что еврейская община имела решающее влияние на хазарского царя. Император «Арманус» - это византийский император Роман I Лакапин (918-944), он был фактическим правителем при малолетнем Константине Багрянородном. Византийские хроники сообщают, что уже в IX веке Хазарский каганат организует набеги «руссов» на Константинополь, на лодках через Чёрное море, что беспокоит Византию, и она принимает контрмеры: посылает в Хазарию к язычникам своих миссионеров. Об этих миссионерах говорят византийские хроники и русские летописи.

В 861 году «в Хазарию» посылаются миссионеры Константин и Мефодий. В одном из «житий» этих миссионеров рассказывается, что в Херсонесе Константин «нашёл... Евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашёл, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл его речи, и, творя молитву Богу, начал читать и излагать их».

Эти херсонесские «руссы», скорее всего, приезжают в Херсонес из бассейнов Днепра и Дона, и принадлежат к так называемой Черняховской культуре (со II века). Само имя «Русь» может происходить от греческого слова «парусия», означавшего сельскую местность, провинцию, по отношению к греческим причерноморским городам. На протяжении веков эти «руссы» соприкасаются с причерноморскими городами Византии, о чём говорят клады «римских монет» в Черняховских поселениях на Доне и Донце.

О.М.Рапов в своей книге «Русская церковь в IX-XII веках» (1988) сообщает о «руссах» следующее: «Е.Е.Голубинский придерживался мнения, согласно которому поход руссов на Константинополь был лишь один — в 860 году, и совершён он был не киевскими князьями Аскольдом и Диром, ибо они прибыли в Киев только в 862 году и поэтому «никак не могли поспеть к 860 году не только завязать отношения с греками, но и поссориться с ними, а руссами, проживавшими в Причерноморье, в районе Подонья и Азовского моря». Историк В.А.Пархоменко высказывает предположение, что в источниках речь идёт об обращении в христианство азово-тьмутороканской Руси, отделившейся якобы от Руси киевской в 30-е годы IX века».

О первом крещении руссов О.М.Рапов пишет: «А.В.Карташев, признавая, что Константин-философ в составе византийской миссии ходил в ставку хазарского каганата, в то же время заявлял, что это не исключает его путешествия к руссам, которые совсем недавно нападали на византийцев, а сейчас слали к ним послов, ища мира и даже единоверия». Где жили эти «руссы», строившие лодки для плавания по Чёрному морю?

Видимо, эти «руссы» жили в северо-западной части Хазарии, в верховьях рек бассейна Дона, где археологами была обнаружена Черняховская культура, а в начале ХХ века был обнаружен лесо-степной ареал Салтово-Маяцкой археологической культуры. Здесь жили хазарские «руссы» вперемежку с торками, в русских летописях этот регион получит имя «Тьмуторокань», «тьма» вассальных Руси торков. Видимо, население этого региона Византия стремилась обратить в христианство, чтобы отторгнуть от Хазарии. О крещении этих «руссов» в 60-х годах IX века сообщают византийские источники, но в «Повести временных лет» о нём не упоминается.

«Первое крещение Руси» и академик Б.А. Рыбаков

«Почему известие о крещении руссов в 866 году не попадает в «Повесть временных лет»? - задаёт в своей книге вопрос О.М.Рапов. - Может быть, Нестору было неизвестно «Окружное послание Фотия»? Маловероятно. Нет никакого сомнения в том, что крупнейшие русские церковные иерархи XI-XII веков, многие из которых были греки и прибыли на Русь из Византии, были знакомы с его «Окружным посланием», и должны были бы указать Нестору на первое обращение руссов в христианство. Тем не менее, оно не отражается в «Повести временных лет. Почему?»

О.М. Рапов объясняет это текущими политическими обстоятельствами: «... когда труды Нестора окончательно «редактировал» Владимир Мономах, русско-византийские отношения были весьма напряжёнными». Очевидно, он имел ввиду путч Леона 1116 года, византийского родственника Владимира Мономаха, против императора Алексея Комнина, которому наш Мономах посылает в помощь войска.

Но есть и более серьёзная причина, о ней говорит в книге «Как была крещена Русь?» (1989) Г. Прошин в статье «Второе крещение»: «Что же касается первого крещения, точнее, исчезновения рассказа о нём в «Повести временных лет», то оно, по справедливому мнению Б.А.Рыбакова, «вполне объяснимо жёстко проводимой в XI-XII веках тенденцией связывать крещение Руси только с именем одного Владимира Святого, решительно отвергая миссионерскую деятельность греков в IX веке». Теперь понятны причины умолчания летописи — её жёсткая редактура».

Академик Рыбаков, убеждённый марксист, не стеснявшийся подгонять историческую фактуру под диалектико-материалистические концепции, в приязни к церкви замечен не был, здесь ему можно верить. «Жёсткая редактура» Повести временных лет привела к забвению не только первого крещения «руссов», но и к забвению земли, где оно произошло. Рапов считает, что окончательный ответ о существовании на Руси в IX веке греческой митрополии сегодня дать невозможно из-за отсутствия дополнительных данных.

Эти «дополнительные данные» можно, однако, найти в пещерных монастырях в бассейне реки Дон, которых множество: Святогорский на реке Донец, Дивногорский на реке Дон, Валуйский на Осколе, Холки на Осколе, Крапивенский на реке Корень. Пришлое служилое русское население, воевавшее с крымскими татарами и турками, стало называть эти пещеры, соответственно, - «турецкими погребами», а скифские курганы - «турецкими могилами». В советское время от этих «погребов» пытались избавиться: взрывали, засыпали входы в пещеры.

Во время освоения в XVI веке русскими служилыми людьми, казаками этих мест, ставших после монгольско-татарского вторжения Диким полем, эти пещеры уже были, а когда и кем они были вырыты? Этот вопрос для наших историков остаётся открытым. По-существу, нашей наукой и церковью этот вопрос никогда не ставится, хотя понятно, что они были вырыты в домонгольское время, в течение веков. Чем это объяснить?

Повторим мнение академика Рыбакова: «Это вполне объяснимо жёстко проводимой в XI-XII веках тенденцией связывать связывать крещение Руси только с именем одного Владимира Святого, решительно отвергая миссионерскую деятельность греков в IX веке». Б.А.Рыбаков знает, о чём говорит: он сам проводил жёсткую марксистскую тенденцию в советской историографии, знает как это делается, можно сказать, изнутри. Краткий марксистский период «правды» о церковных делах XI-XII веков закончился, и эту «жёсткую тенденцию» подхватывает сегодня официальная историография.

«Неправильное» тьмутороканское христианство

Греческие миссионеры приходили в бассейн Дона из Крыма, Таврии, а христианство в Крыму было не совсем идентично метрополии в Константинополе. В Крыму были собственные святые, которых не было в Константинополе. Например, святой Климент, по легенде, римский папа Климент I, сосланный в Таврию императором Домицианом и принявший там мученическую смерть. Именно его святые мощи спустя столетия привезёт в качестве трофеев из Крыма на Русь Владимир Святославич.

Христианство на Руси во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого тоже было не совсем византийское: в нём присутствуют черты арианства, когда митрополита может избрать церковный клир и назначить князь, и даже могут избрать прихожане. Эта традиция до сих пор сохраняется в русской старообрядческой церкви.

Черты арианства могли быть ещё сильнее выражены в первокрещённых областях Руси в верховьях Дона и Донца, с чем борется и ортодоксальный Константинополь, и Киев. Во время покупки «княгиней Всеволодовой» «земли Бояновой» в 1081-82 году эти христианские вольности, видимо, ещё сохраняются в «земле Бояновой», в бассейнах Дона-Донца среди смешанного населения хазарского осколка - княжества Тьмуторокань, поэтому эта земля называется языческим именем «Боянова».

Хотя все тьмутороканские князья Святославичи погибли, оттуда исходит полуязыческая угроза для Киева, там нужно наводить строгий церковный порядок, поэтому «княгиня Всеволодова» покупает за большие деньги «землю Боянову» перед «Святою Софиею, перед попами», а перед мирянами она этой покупкой оправдывается в захвате отчин тьмутороканских Святославичей, племянников своего мужа Всеволода.

Виктор Каменев, лауреат премии им. Бориса Полевого журнала «Юность»

28.09.-19.10.2022