Лучше нету того свету

Владимир Калуцкий
Когда читаю историков западных - да и своих тоже - то возникает подозрение, что они поют с одного голоса. Вот , дескать, в те годы, когда Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание, когда итальянский гуменист Марсинио Фичино переводил "Диалоги" Платона на латнский язык, когда западная Европа переживала эпоху Возрождения - в России вообще не было никакого движения светской мысли. Зачатки письменной литературы лишь зарождались в монастырях, о науке речи вообще не шло.
Конечно, с этим можно согласиться. Хотя уже одно наличие "Слова о полку Игореве" и изустных былин говорит о наличии на Руси тех времён высокого художественного слова....
.. а уж если говорить о науках! У Эйнштейна была жена - сербка Милева Марич. Первая женщина-математик новейшего времени. Поговаривали, что она и есть настоящий автор Теории относительности. А если вспомнить, что фамильные корни Милевы уходят глубоко в историю славянства и знать, что Маричи и русские Майковы есть демографические ветки одного генеологического древа - мы выйдем на имя великого русского святого Нила Сорского.
Какое это имеет отношение к науке?
Прямое.
У преподобного Нила есть летописная работа "Послания", в которой он уже тогда, в конце 15-го века, задавался многими вопросами физики. На современном русском это звучит так: "Если не найду согласное с моими соображением о начинании дела, откладываю его, пока не найду; когда же найду, благодатью Божьей, делаю в благой уверенности как одобренное. От себя же не смею делать, поскольку я невежда и поселянин»,
И вот этот невежда и поселянин неожиданно, среди богословских работ, вдруг размещает абсолютно научную статью "Се бо поприще зерцальна светила". То есть - "Путь солнечного зайчика". Статью он предваряет совсем крамольными для церкви строками : "«Когда случается мне что-то предпринять, если не нахожу того в Святых Писаниях, откладываю на время, пока не найду».
Так зачем же глухому затворнику, аскету и боярскому сыну солнечный зайчик?
Думается, что для детального разбора потребуется писать научную диссертацию, не ниже кандидатской. Я же попробую суть задачи Нила показать, по возможности, на пальцах.
Она в том, что исследователь рассуждает :"акы медныя пластыны луч исходяхом, а аз на лучи тым сидяхом. И вот я с того лучи бегучи - видяхом ли дале тму або тот свет, иныя"?
Тут сделаю отступление. Вплоть до конца 15-го века, до 7000-го(1492) года от Сотворения мiра, ожидался Конец Света. Отсюда и злободневность тематики. Так вот до этого времени в русских летописях не было глаголов будущего времени. Какое будущее, если помирать придется? Отсюда в летописях и эти тяжеловесные формы -вместо "сяду" "сидяхом", вместо "увижу "видяхом"
Но мы отвлеклись.
Вы ощущаете грандиозность уже самой  постановки вопроса? Монах рассуждает : вот я нахожусь на кончике летящего луча. А что будет, если я его обгоню? И не ударит ли
 мне в глаза иной свет, "тот"?
И не отуда ли в русском сознании мы имеем этот стереотип - "тот свет", при котором уже начинается иная жизнь, вечная?
А теперь вернёмся к Эйнштейну. Ведь его теория относительности - это практически то же самый "путь зерцальна светила". И не включила ли этот луч для мужа далекая потомок Нила Сорского Милена Марич, влолне возможно, знакомая с трудом далекого пращура Нила? ?
Я ни на чем не настаиваю. Мне остется лишь напомнить, что, когда Нил Сорский изучал и описывал путь солнечного зайчика, в Европе король Фердинанд и Изабелла, по благословению Папы Павла II, учредили святую инквизицию.