Чтобы быть собой, нужна смелость и искренность

Максим Странник Петров
По фильму "Неизвестная/ La fille inconnue" (2016). Номинант Каннского кинофестиваля

Так случилось, что мы не выбираем, где и когда родиться. Так получается, что начало нашей сознательной жизни связано с огромным потоком информации, который на нас обрушивается со стороны родителей, школы, общества. Все, кто нас окружают, все, кто так или иначе принимают в нас участие, из лучших (с их точки зрения) побуждений пытаются вложить в нас готовые истины о том, что такое наша жизнь, каковы её цели, смыслы, ценности, к чему мы должны (именно должны) стремиться, чтобы, в конце концов, наша жизнь считалась (кем?) успешной, состоявшейся. При этом как-то забывается вопрос о том, что какого бы уровня общепризнанного успеха ты не достиг, на какие бы вершины не забрался, конец всегда один: смерть — конец тебя как личности навсегда и бесповоротно. И разница между нищим бомжом и президентом чего-либо лишь в стоимости его похорон и места на кладбище. Но это уже точно не будет волновать нас после смерти, потому что осознавать себя как прежних личностей мы не сможем.

Другая проблема состоит в том, что развитие личности от детства к зрелости всегда связано с тем, что человек начинает ощущать какие-то внутренние потребности в самореализации. Эти потребности заключаются не только в том, кем хочу стать именно я. "Кем стать" — это опять-таки закамуфлированное выражение, эвфемизм, прикрывающий желание общественных институтов сделать из тебя человека, полезного обществу. Ты чувствуешь неясную потребность выразить себя в виде рисунков на бумаге? Значит, будем тебя учить рисованию, поможем тебе развить твой талант, научим ПРАВИЛЬНО рисовать. Ты хочешь помогать людям, у тебя есть к ним сострадание? Будешь врачом, юристом. Есть такие профессии. Надо только много и упорно учиться, с раннего возраста последовательно и упорно двигаясь к цели. Это долгий путь. И тебе придётся часто ломать себя, чтобы достичь успеха. Это важно, потому что к этим целям движутся многие, а мест под солнцем на всех не хватит. Это похоже на спорт — бег на длинную дистанцию или многоборье, где твоя победа определяется суммой очков, набранных в различных дисциплинах. Но всё это снова упирается в то, что правила игры по самореализации придуманы не тобой. Они спущены сверху, даны тебе как принимаемое тобой без доказательств, без проверки. Ведь вокруг тебя все твердят: хватит витать в облаках, пора и делом заняться. Упустишь время — не догонишь тех, кто уже ушёл со стартовой черты вперёд.

Но самореализация — это не то, что хотят от тебя другие. Ты хочешь сыграть в свою игру, пережить свой собственный опыт. Тебе он нужен для того, чтобы узнать, Кто Ты Есть. Тебе недостаточно того, что тебе навязывают готовую роль или предлагают выбрать готовое блюдо из меню. Ты хочешь сам его приготовить по своему рецепту. И даже если что-то не получится, это будет твой опыт, который приведёт тебя к твоему собственному результату. И на основе этого результата ты сделаешь новый, но свой выбор. Тебе не хочется повторять чужой опыт с известным исходом. Какой в этом смысл? Главное, что тебе нужно, — это творить жизнь. А творчество — это всегда что-то новое, непредсказуемое. Ты не можешь знать, к какому результату приведёт тебя тот или иной опыт, но ты готов пробовать, переходя от одного опыта к другому, меняя правила игры, меняя своё представление о самом себе и постоянно эволюционируя. То, что тебе предлагает общество — это предсказуемость, безопасность, комфорт, повторяемость и повторимость. Так гончар передаёт своё мастерство сыну, а тот своему сыну и так далее. Ремесло можно передавать по наследству, если задача состоит в том, чтобы просто иметь всегда свой кусок хлеба. Но таков ли мир вокруг нас? И для этого ли мы приходим в этот мир? Мы говорим о традиционных ценностях, имея в виду, что они установлены навсегда и в них истина. Но что если эти ценности больше не кажутся нам таковыми? Что если мы хотим быть другими, выражать себя не по лекалам общественных норм, не по наказам предков, не по догматам религиозных конфессий?

Но что делать, если вы чувствуете, что вам всё время навязывают путь, который вам не близок, но из колеи которого вы не можете никак выбраться? А время уходит. И всё глубже внутренний диссонанс между вашим истинным я и тем, какую роль вы сейчас исполняете. Чтобы сойти с траектории, нужна энергия, нужен импульс. А у вас все силы уходят на поддержание выбранного курса.

Но выход всегда есть. Всё, что случается в нашей жизни, всегда нацелено на помощь нам, на исполнение самых наших сокровенных желаний, которые мы ещё не осознаём, но которые благодаря разворачивающейся (как мы считаем) драме пробуждают нас. Главное, что необходимо, быть очень бдительными, Мы хотим сойти с поезда, но нам кажется, что это невозможно. И вот на каком-то перегоне поезд снижает скорость. И этого достаточно, чтобы спрыгнуть на землю, сойти с поезда. Важно быть внимательным и не пропустить момент, когда это произойдёт.

Так поступила героиня фильма "Неизвестная/ La fille inconnue" (2016). Всего одно, но драматичное событие заставило её круто изменить свою судьбу, отказавшись от блестящей карьеры врача (блестящей в общепринятом смысле), но найдя для себя то место, которое органически совпало с её представлением о себе. И это событие помогло ей лучше узнать саму себя.

Фильм очень интересно построен с точки зрения режиссуры и операторской съёмки. Во-первых, он весь снят как документальное кино. Это придаёт ему б;льшую реалистичность. Весь фильм камера снимает главную героиню в различных ракурсах, не выпуская её ни в одном эпизоде из-под наблюдения. Все остальные персонажи лишь позволяют лучше узнать нам внутренний мир героини, проявляющийся в её взаимодействии с другими людьми. Кино соткано из множества таких эпизодов, просто смонтированных вместе в хронологической последовательности. Именно поэтому внешне Женни (актриса Ad;le Haenel) выглядит безэмоциональной, её лицо почти всегда как маска, неподвижно. Но эта безэмоциональность не имеет ничего общего с равнодушием, цинизмом и бесчувствием. Это, скорее, остаточное явление её предыдущей жизни, кусочек которой мы видим в начале фильма.

Мы знакомимся с Женни, когда она ведёт приём в медицинском кабинете на автостраде, куда обращаются, в основном, местные жители по социальной страховке. Для неё это временная работа. Она заменила пожилого врача, который по состоянию здоровья больше не может выполнять свои обязанности. Но она прошла большой конкурс, и её берут в крутой медицинский центр, где на двери её кабинета уже укреплена табличка с её именем. И мы видим по её работе в медицинском кабинете, что она заслужила это новое место своим трудолюбием и профессионализмом. Она хорошо знает всех своих пациентов, бывает на вызовах у них дома. Для многих она стала семейным доктором. Профессионализма и пунктуальности в работе она требует и от практиканта Жюльена, который только делает первые шаги в этой профессии, и собирается поступать в университет. Она постоянно делает ему замечания, критикует его, но поясняет, что это для его же блага. "Я хочу, чтобы ты стал хорошим диагностом. Будешь страдать за каждого пациента — станешь плохим диагностом. Если хочешь стать врачом, надо контролировать свои эмоции". Собственно, эта принципиальность и стала той отправной точкой для дальнейших событий, которые привели Женни к другому выбору. После окончания рабочего дня в домофон позвонили. Но Женни не разрешила Жюльену открывать. "А если что срочное? — Если что срочное, то они позвонили бы ещё раз".

На следующий день выяснилось, что звонила африканская девушка которая затем погибла на набережной, разбившись головой о бетонную плиту. И это стало событием, которое изменило всё в жизни Женни. Ей стало ясно, что она просто не сможет жить с этим. Выяснив в полиции основные обстоятельства смерти, Женни поняла, что открой она дверь девушки вечером, та была бы жива теперь. И это заставляет её начать свои поиски. Дело в том, что неизвестно, кто она, её имя, её адрес. Никаких документов при ней не обнаружено. Сохранив себе на телефон фото девушки с камеры наблюдения медицинского кабинета, Женни начинает показывать это фото своим пациентам. Параллельно она принимает кардинальное решение: отказаться от места в престижном центре и остаться на прежней работе. В одной семье своих пациентов Женни догадывается, что подросток Брайан что-то знает, но молчит. Но он страдает несварением желудка, и любой стресс приводит его к обострению болезни. Женни пытается помочь ему, уговорить рассказать всё, не держать это в себе. В конце концов, ей удаётся выяснить, где он видел девушку накануне. Вообще, сложность поисков состояла в том, что люди, которые что-либо знали о девушке, не хотели говорить из-за страха. Не за свою жизнь, а за своё благополучие. Например, один из свидетелей боялся за то, что полиция таким образом узнает, что у него есть автомастерская, которую он, видимо, скрывает от налоговых органов. Бандиты из интернет-кафе молчали, а потом и угрожали Женни, из-за боязни за свой наркобизнес. И даже сестра девушки молчала, потому что ревновала сестру к своему парню. Молчание Брайана тоже имело причину: к смерти девушки был причастен его отец. То, что я писал в начале статьи, здесь очень хорошо проявилось. У каждого обывателя есть своё представление о хорошей жизни. И каждый боится потерять этот комфорт, это спокойствие, разрушить построенную с таким трудом видимость успешной жизни. Не вписывается жизнь и смерть девушки в их мир. Женни остаётся в своих действиях по поиску информации о девушке в совершенном одиночестве. Но это не может остановить её. Она не хочет быть равнодушной, циничной, бесчувственной, зная, что она тоже приложила руку к смерти девушки, что и она причастна к тому, что произошло. Её смелость, решительность дали ей возможность заглянуть внутрь себя. Вглядываясь в фото девушки у её двери, она, словно в зеркало, смотрела в собственную душу и видела там себя тем, кто она есть в действительности. Её смелость, настойчивость, бескорыстность стали катализатором того, что люди потихоньку начали раскрываться.

Так, в конце концов, к Женни пришёл отец Брайана. Он признался в том, что произошло той ночью. Это был несчастный случай, который он спровоцировал, но испугавшись, бросил девушку умирать, даже не попытавшись оказать помощь. Женни посоветовала ему пойти в полицию.

— Я не могу. Тогда все узнают. Меня с работы выгонят. Посадят в тюрьму. Я всё потеряю. Мы с Изабель решили сойтись, начать всё с нуля. Почему я должен портить себе жизнь?
— Потому что она этого требует.
— Кто?
— Та девушка.
— Ей наплевать. Она мертва.
— Будь она мертва, не жила бы у нас в голове.

Страх потерять то будущее, которое он наметил для себя, толкает отца Брайана к неудачной попытке самоубийства.

Всё, что я здесь пишу, не имеет отношения к оценке того, правильно или нет поступила Женни. Нет здесь никакого правильного или неправильного поступка. Но Женни была единственным человеком в этой истории, которая смогла посмотреть в лицо своим страхам. Она ощутила свою ответственность за всё, что произошло, и постаралась поступить так, как требовало от неё её внутреннее Я. Отец Брайана без помощи Женни не смог бы сделать шаг к освобождению от своих страхов и от чувства своей вины. И возможно, это привело бы его в дальнейшем к печальным последствиям (например, спился или покончил с собой). Сестра девушки призналась Женни, что именно появление Женни в кафе заставило её пойти в полицию и наконец-то опознать девушку и перезахоронить её.

Интересна и история Жюльена в этом фильме. Ведь он сначала уходит с работы, сказав, что не будет врачом. Но Женни и здесь проявляет своё участие. Она едет к нему в деревню. И он рассказывает ей то, почему он выбрал профессию врача. Оказывается, отец его жестоко бил, а местный врач смотрел на это сквозь пальцы. И он решил стать врачом, чтобы проявлять таким образом своё сострадание к людям, которого не смог получить сам в детстве. Но Женни тогда не знала этого. Она вела себя жёстко, безапелляционно, тем самым пробудив в Жульене его детские переживания. История со смертью девушки сделала Женни другой, более чуткой и отзывчивой к людям. В том числе, к своим пациентам, к их жизни, к их бытовым трудностям. И по отношению к Жюльену. В конце фильма он звонит Женни и сообщает, что сдаёт вступительные экзамены.

Мы часто жалуемся на какие-либо негативные обстоятельства нашей жизни. Но мы не понимаем (или не хотим понимать), что негативными мы делаем их сами. Всё дело в том, что жизнь не является той красивой картинкой, которую мы себе нарисовали. Есть настоящий момент. Он таков, какой есть. Нет того, что мы называем будущим. Если что-то новое появляется в нашей жизни, то оно появляется именно Сейчас, именно в этот момент. Наша проблема в том, что мы ждём только тех обстоятельств, которые нам кажутся приемлемыми. Но жизнь — это непрерывный поток, поток непредсказуемый, полный неожиданностей, полный приключений, поворотов, событий и дающий нам неограниченные возможности для творчества. Но это не мостки, которые мы прокладываем через болото, а потом бежим, чтобы первыми успеть к вожделенной цели. Но цель здесь весьма условна. Важна не она, а сам процесс проживания жизни. Если мы можем это принять, осознать, стать более внимательными к нашей жизни, то всегда поймаем тот момент, который приведёт нас к совершенно новой версии нас самих. Как произошло это с героиней фильма "Неизвестная".