Байна

Сергей Груздев Валаамский
Возвращаясь к напечатанному...
Из серии:"Всё мы родом из детства" Моё Заонежье.

Байна...
;;;;;
Какое утро сегодня над нашей деревней Комлево!
Ясное, солнечное. Деревья по осеннему начали менять свой зелёный наряд на жёлто-красный. Вдалеке блестит на солнце и переливается искристыми бликами наше Яндомозеро, куда бегаем мы, деревенские ребята, летом купаться. Отцветают  травы и другие растения, жёлтея, засыхая и осыпая в землю созревшие семена.Только ромашки вдоль дороги качают своими белыми головками, убаюкиваемые  прохладным ветром - севериком.  С каждым  днём в небе  курлыча, будто прощаясь с родными краями,  пролетают стаями журавли и гуси-лебеди цепляя крыльями облака.
Сегодня суббота. Вечером  намечается помывка в бане, или байне, как говорят в Заонежье.
В деревне у нас всего две бани.
Одна стоит на самом краю поляны, по дороге к деревенскому колодцу - роднику  (Ох и вкусная в нём вода: пьёшь - не напиться... и студёная такая, что зубы ломит от холода).Топится она по чёрному, и уже пожалуй никому не принадлежит - общая как-бы. Хозяева то ли умерли, то ли уехали  жить в города - кто  сейчас скажет?.. Не раз бывало, протапливали мы её, и мылись всем семейством. Хороша банька - жаркая... только вся дымком пропахла, да сажа чёрная по углам...
Вторая  байна ,стариков Кондратьевых: деда Ивана, да бабы Нюры. Живут они в деревне давно. Дом стоит на пригорке, старый как и хозяева. А чуть поодаль банька срублена у огорода. Это наши соседи, но не самые ближние, зато самые гостеприимные. Мы с мамой и сестрёнкой Наташей, часто ходим к ним на бесёду. И другие соседи приходят. Женское население с прялками, шерсть в нитку прядут и байки да новости рассказывают, или  песни поют.Мы ребятишки слушаем рты разинув и ждём когда все чай пить начнут с калитками, фырандать значит по-заонежски. Деревня живёт дружно. Из мужицкого племени, не считая нас, "молокососов", только дед Иван, да отчим мой и остались. Женщины прядут, а дед Иван в это время, лучину из сосновых поленьев нащипывает, впрок заготавливает - зима-то долгая  впереди... да за самоваром поглядывает, или валенки подшивает, к зиме, чёрною дратвой. Все при деле.
Они сЕгодня баньку топят для себя, да и нас на второй пар пригласили.
Старшая сестрёнка друзей моих, братьев Роговых, Сашки да Володи, Галинка, попросилась помыться. Она уже взрослая  дивчина, ей в Петрозаводск надо ехать завтра, поступила учиться на киномеханницу. Вон, гляди из байны-то вышла распаренная, раскрасневшая лицом.. а красивая - глаз не отвести!.. Я тайно влюблён в неё, мальчишеской своей любовью. И долго любуюсь, смотрю( зорю) вслед на её длинные ноги и стройную фигуру. Она, конечно, моей любви не замечает, я  же для неё "шпингалет" ещё. В деревне она такая - одна. Милое создание...
Это внизу, под горушкой, в Пургино, и мужики есть и девчонки, но мы Комлевские, как бы отдельно.
В  баню идём все вместе: и мама с сестрёнкой, и я с отчимом, Осипом Ивановичем -так принято,  и никто не стесняется и даже внимания не обращает. Только мне интересно подглядывать за  всеми - как все неодинаково устроены. "Мойся, мойся" -кричит мне мама, и брызжет водой на каменку, парку поддаёт. Жара, аж дух перехватывает. " Три -три мочалкой себя  лучше, грязь отмывай, да "шулята"  не забудь помыть "- продолжает мама. Я и стараюсь, тру, а мама меня ещё веничком сверху обхаживает, а потом спину мочалкой. Осип Иванович только себя моет в сторонке. Он старый, лет на двадцать мамы-то старше. Мама у нас за главного в семье. Сестрёнка - та пищит, или плачет от жары - она-то совсем кроха.
Вот и помывка закончилась." Как легко после бани, будто в раю побывал"- восторгается Осип Иванович, закрывая калитку банного полисадика. Поблагодарив хозяев, идём домой чаи гонять, а на душе легко и восторженно. Вот и пёс наш, Шарик бросился навстречу, хвостом виляет, радуется. Я к нему наклонился, а он меня прямо в нос и лизнул шершавым и тёплым своим языком.
А потом уже, откушав чаю, спать  ложимся отдыхать, (удновать - по местному). А,  мамка ещё корову ходила поить, вон из хлева поднимается по ступенькам, гремит(либондает)
пустыми вёдрами...
А на улице уже и заря вечерняя занимается, пурпурными красками небо раскрасила. Красиво(баско)вокруг! И чудится(блазнится)  мне облик Галинки - соседки. Будто идёт она навстречу(встрету) всё ближе и ближе, улыбается, и говорит- говорит так ласково и нежно... Словно целует... А это мама подошла, одеялом накрыла.
 Я закрываю глаза и засыпаю...