Неволька. Охота на слова

Александр Ерошкин
При охоте на слово НЕВОЛЯ в словаре Владимира Ивановича Даля я встретил и слово НЕВОЛЬКА, очень знакомое мне с раннего детства. Я даже видел, как их делают из комля берёзы.
 
Из крепкого комля с кривыми волокнами отпиливают несколько кругов, а потом с помощью топора и ножа делают из  них кольца или крюки, делают сразу несколько, выбирают наиболее крепкие, а потом стеклом и наждачной бумагой  доводят поверхность до блеска. Готовую невольку верёвкой привязывают на задке телеги или саней, а потом пропускают через неё верёвку  или трос, когда требуется затянуть хорошо поклажу. Сено, к примеру, затягивают с помощью бастрыка, а конец верёвки, которая прижимает бастрык,  заматывают сложным узлом.

|| Неволька, снаряд различного вида, для сгнета, стягивания, сжима; скоба с лапами и с винтом, для стяжки обода, при шиновке колес; род тисочков, для сжатия и вставки на место ружейной пружины.   Толковый словарь живого великорусского языка

На всю жизнь запомнился мне  случай, связанный с деревянной неволькой в форме неправильного эллипса. Неволька-то тут ни при чём. Виноват тот, кто плохо завязал верёвку.

Мне было лет десять.  Поехали мы на лошади за сеном. По дороге хозяин лошади похвалился, какие у него невольки. Сам сделал, с запасом.
 
Приехали на покос, я показал, что нужно вывозить. Остановились на самой первой елани. Стог тут был большой, нужно было часть сена оставить, но Василий решил вывезти его за один раз. Возчик он опытный, всю жизнь рядом с лошадью, обычно возил сено один, меня взял, чтобы веселее было и дорогу на покос показать. В общем, сметали сено на телегу, утоптали, затянули. Василий затягивал сам. Конечно, воз получился слегка перегруженным.

«Нам пешком идти», - сказал Василий. Я не возразил, только сказал, что мне кажется: верёвку надо  покрепче затянуть, на что тот ответил, что он всегда так делает.

Навели порядок с возом, убрали остожья. Отправились в путь. Василий с вожжами в руках шёл рядом с лошадью, а я немного сзади воза. Километра через два при выезде на торную дорогу вдоль ЛЭП (у нас её называли ЧГРЭСом) было последнее опасное место, а дальше до самого дома не асфальт, конечно, но нормальная для наших мест дорога.

Я видел, что лошадь тянула тяжело, решили, что на горке передохнём. И тут я увидел, как под заднее  колесо попал  большой камень. Лошадь дёрнула посильнее, телега сыграла, верёвка в невольке без задержки проскользнула, бастрык  освободился, поднялся задним концом вверх,  полетел вперёд и упал рядом с лошадью, не задев ни лошадь, ни дугу.   Сено развалилось.  Бастрык хоть и лёгкий, но если бы попал на лошадь, то мог бы её поранить.   Василий  обошёл вокруг не на один раз, выпряг лошадь и привязал к берёзке, а потом начал и себя и меня убеждать, что ничего страшного не случилось. Обычное житейское дело. Но я ему напомнил, что он плохо затянул концы верёвки. В общем, часть сена пришлось оставить, за ним съездили на другой день.

С годами я понял, что всё показанное мне Василием как неволька по сути невольками не являются. Это крюки и кольца, основную функцию тут играют ремни, верёвки, канаты и способы их вязки, а невольки – это большая разновидность зажимов и прочего такелажного и крепёжного инструмента из самых разных материалов.