Театральное дело. Новелла вторая

Юрий Радзиковицкий
Новелла вторая
Театральное дело,
или Смерть во всесловном народном доме
 Театр. — Подумать только,
 что Бог, который видит всё,
 обязан смотреть и это!
Жюль Ренар
Увидев вошедшего пожилого мужчину, Арсений тотчас встал из-за стола и направился ему навстречу:
— Милейший Фрол Саввич, вы ли это? Извините, моя Седа, секретарь, видно, не знает вас в лицо. А то и минуты не заставила бы ждать. Уж простите покорно
— Да оставьте эти ваши извинения, любезный.
Да к тому ж я и не помню, когда в последний раз
томился в ожидании в присутственном месте.
Одетый в чесучовый бежевый костюм с поддетой под пиджак цвета хаки футболкой с надписью
«Ты меня ещё не знаешь?» пришедший походил
на обычного курортника, приехавшего на воды в
поисках удовольствий и приключений. Но выражение его лица говорило, что ему не до них. Его
явно что-то тяготило.
— Располагайтесь в этом кресле, а я сейчас что-
31
нибудь соображу для приятной беседы
.— Оставь в покое свое радушие. У меня нет
желания сегодня им пользоваться. Тут у нас такое
творится в театре, что в пору броситься в провальскую лужу и сгинуть в ней.
— Ну уж лужей вы зря величаете это сине-зелёное чудо. Мне говорили, что его средняя глубина
где-то около десяти метров. И позвольте мне не
допустить подобного осквернения этого природного сокровища. Что случилось в вашем богоугодном заведении
Тут надо сообщить этим неожиданным визитёром был директор местного театра музыкальной
комедии, здесь ранее упомянутый. Именно он способствовал Арсению в приобретении раритетной
люстры для гостиной. Фрол Саввич не спешил с
ответом. Его, скорее всего, раздосадовала несколько легкомысленная реакция Арсения на его обеспокоенное признание о неблагополучии дел в театре. Но переборов некоторое неудовольствие, он,
сделав паузу, приступил к обстоятельному рассказу.
— Чтобы ты ясно представлял всю драматичность обстоятельств, к которым я перейду чуть
позже, мне хотелось сделать некий экскурс в прошлое. Не многие пятигорчане в наши дни, ты, конечно, не входишь, по моему убеждению, в их
число, знают, что выше Николаевского цветника
(ныне просто «Цветник») располагалась на склоне
32
Горячей горы богатая усадьба ногайского князя
Султан-Гирея. Того самого, который, влюбившись
в красавицу дочку известного местного ресторатора, ради женитьбы на ней отказался от веры своих
предков и перешёл в православие. Но недолго
длилось его счастье. Новый бог вскоре призвал его
к себе. Через малое время материальные обстоятельства заставили княжескую вдову продать эти
земли, на которых в начале Первой мировой войны было построено импозантное трёхэтажное здание из жёлтого кирпича и машукского камня в
неоклассическом стиле с элементами модерна. В
первые годы существования, с 1915 года, в нём, в
народном доме, так его именовали в ту пору, располагался всесословный клуб — «рассадник разумного времяпровождения для семейных и холостых», как писалось тогда в местной газете «Пятигорское эхо». Именно здесь, теперь в здании театра оперетты, почти через столетие произошли события, заставившие меня и многих других вновь
задуматься над проблемами добра и зла. А вернее,
над вопросами: как далеко зло может зайти в новом тысячелетии, и почему современный ум так
подвластен его чарам? Так вот три недели тому
назад на вечернем субботнем спектакле произошло нечто из ряда вон происходящее. Где-то 20.45
на сцене театра игралась четвёртая картина известного американского мюзикла «Дорогая Памела». Это был тот момент, когда Сол искал путь к
33
сердцу Памелы. Представь, на сцене разворачивалось следующее действие. Появляется Человек театра, который изумлённо смотрит на танцующих
Памелу и Сола. Поскольку я знаю репертуар своего театра почти наизусть, постараюсь воспроизвести то, что говорилось на подмостках в этит момент.
Человек театра. Мистер Бозо, вам не попадалась на глаза пьеса? Синяя папочка...
Сол. Не отвлекайте меня, молодой человек. Я в
нирване!
Человек театра. (Увидев пиджак.) Что случилось? Вам стреляли в спину? Сол. (Невозмутимо.)
А! Сквозные ранения! Ерунда! В такую жару даже
приятно.
Человек театра. (В отчаянии.) Что происходит? Где пьеса? Я ничего не понимаю. (Скрывается.)
Памела. Смешной джентльмен! Что ж тут не
понимать? Два человека танцуют, у них хорошее
настроение.
Сол. Не просто хорошее, а замечательное. Даже
лирическое! Ах, как жаль, что у нас в типографии
не печатали стихи, я бы вам сейчас прочёл что-нибудь из кого-нибудь... Миссис Кронки, можно я
задам бестактный вопрос. Сколько вам лет?
Памела. Восемнадцать. А вам?
Сол. Мне чуть больше. Таким образом, мы уже
взрослые люди. И вот как взрослый человек взрос-
34
лому человеку я вам скажу: мне с вами хорошо.
Мне тепло! Мне уютно в вашем подвальном гнёздышке. Мне весело с вами разговаривать. В связи
с этим, я подумал, может, нам объединить наши
судьбы, а?
Памела. (Играя.). Ах, сэр, у меня закружилась
голова!
Сол. Могу ли я обратиться к вашему папаше и
просить разрешения?
Памела. Он умер, сэр, и похоронен на лондонском кладбище.
Сол. Ерунда. У меня есть знакомый спирит, он
вызовет его дух.
Памела. Тогда не забудьте взять с собой на беседу бутылку джина. Покойный очень его любил...
Зрительный зал пятигорского театра оперетты
Именно в этот момент, когда на лицах зрите-
35
лей блуждали благостные улыбки умиления, раздались в зрительном зале истошные крики: «Она
не дышит. Совсем не дышит! Помогите кто-нибудь!» Улыбки разом слетели и сменились испуганными выражениями. Хотя многие думали, что
это новомодная пьеса, и действие перенесено непосредственно куда-то в партер. Но истеричные
крики возобновились с новой силой. И тогда в середине зала прошло какое-то волнение. Послышались возгласы: «Врача. Есть ли тут кто-нибудь из
врачей?» Затем возникла тишина, и чей-то голос
внятно произнёс: «Поздно. Она умерла». Всеобщее смятение охватило зал, зрители спешно потянулись к выходу. Занавес медленно сдвигался,
скрывая фигуры артистов, замерших в недоумении. И вновь, всё перекрывая, кто-то заорал: «Это
убийство. Где полиция?» Вспоминая потом эти события, я не понимал, почему нам в голову не пришла мысль афишировать эту пьесу под её изначальным названием. Ведь оно так подходило к обстоятельствам того позднего вечера, если не ночи:
«А не пришить ли нам старушку?» Уж не это ли
утаённое название пьесы навело преступника на
на мысль об убийстве в моём театре?
— Да, вы упустили удивительную возможность
взбудоражить умы своим дьявольским предвосхищением! То-то был бы фурор! И считай, полный
сбор на все спектакли до конца сезона был бы
обеспечен. — И заметив вновь возникшую тень
36
недовольства на лице своего визави, продолжил,
— мне помнится, до меня доходили слухи о какихто драматических обстоятельствах, имеющих отношение к театру. Тем более, что и в местной
прессе ничего не было об этой печальной истории.
Так что внимательно выслушаю ваше сообщение о
последующих событиях.
— Мы договорились с редакторами пятигорских печатных изданий не давать никаких материалов касательно данного происшествия в театре.
Да и городские власти поддержали нас в этом вопросе, резонно полагая, что не нужно акцентировать на этом внимание в преддверии курортного
сезона.
— Извините, уточните, пожалуйста, когда это
всё случилось?
— Время и день я уже упомянул, а произошло
это 3 мая.
— Спасибо, теперь у меня есть полное представление о временных обстоятельствах этого дела. А теперь давай перейдём к детальному освещению тех событий, придерживаясь той последовательности, в которых они развивались.
— Ну вот, я теперь вижу перед собой вдумчивого профессионала, а не несколько гаерствующего молодого человека. Скажу мне было несколько
неожиданно наблюдать тебя в таком качестве. Я
уж было пожалел, что обратился именно к тебе за
помощью. Уж извини, но было неприятно выслу-
37
шивать твои сомнительные эскапады.
— Каюсь, виноват. Начало лета — удивительное время, всё вокруг стало таким красивым и
привлекательным. Да и почти двухнедельное отсутствие дел — всё это настроило меня на весьма
легкомысленное восприятие бытия. Но как видите,
милейший Фрол Саввич, я с этим вовремя справился и готов погрузиться со всей серьёзностью в
ваше дело. Не изволите продолжить, я весь во внимании.
— Не обращай внимание, Арсений, на моё
брюзжание. К тому же ты знаешь, что я отходчив:
быстро забываю всякие шероховатости жизни. Так
вот. Прибывшая следственная группа обнаружила
между 6 и 5 рядами партера и в районе 1-10 места
лежащую на полу пожилую женщину без признаков жизни в лужах собственной рвоты и мочи. Полицейские, что появились через пятнадцать минут,
начали искать среди удерживаемых служителями
и охраной театра в фойе и танцзале зрителей граждан, сидевших в непосредственной близости к
месту события. Остальных опрашивали на предмет, не видели они в антракте или ранее что-либо
странное, имеющее отношение к той, что оказалась в столь плачевном состоянии. Сотрудников
буфета, распорядителей в зале и другой театральный персонал собрали в отдельном помещении, и
с ними тоже начали работать полицейские. Через
четыре часа интенсивной работы на совещании
38
следственной группы были оглашены предварительные выводы. Рассмотрению подлежали две основные версии. В основе первой лежали данные,
которые предоставили следствию медики, Это несчастный случай с передозировкой лекарства под
названием дигоксин, в результате чего произошла
дигиталисная интоксикация. При этом отмечалось,
что время для оказания помощи было упущено в
силу нестандартности возникшей ситуации. На
возможность такого обобщения указывают факты,
установленные следователями и медэкспертами.
Ими было выяснено, что у погибшей пожилой
женщины были боли в животе, обильная рвота, судороги, потеря сознания, остановка пульсации.
Всё перечисленное указывало на симптоматику
отравления указанным медицинским препаратом.
Время приёма его установить до проведения клинических и лабораторных работ невозможно. Возможна, она его приняла дома согласно врачебному
предписанию. Но что-то пошло не так, как ожидалось. Вторая версия предполагала покушение на
жизнь потерпевшей с неустановленными мотивами путём добавления дигоксина в её питьё непосредственно в театре. Имеются свидетельства, что
её видели пьющей какой-то сок в буфете во время
антракта. Брала его она сама, или кто ей приносил,
установить не удалось. В зале буфета была особенно большая скученность. Это всегда бывает,
когда на спектакль приходит несколько организо-
39
ванных групп школьников. В антракте они все
устремляются в буфет за напитками и мороженым.
Установить, кто был одновременно с ней за столиком, не удалось. Последующие следственные действия подтвердили первую версию: зрительница
по своей бестолковости или невнимательности выпила дома избыточную дозу этого препарата, и затем в театре он неожиданно стал действовать. В
результате эта её ошибка привела к фатальному
летальному исходу. Дело закрыли, так как состава
преступления не было установлено.
— И что вы от меня хотите? Труп есть, а дела
нет. Частному сыщику чем тут заняться? Хотя постойте, у вас есть своя версия произошедшего, не
совпадающая с официальной. И вы хотите, что бы
я обнаружил факты в её подтверждение. Тогда мне
нужны все материалы это дела, и тогда...
— Остановись. Это материалы может быть тебе
и понадобятся, но совсем в другом ракурсе. Я хочу, чтобы ты взялся за другое дело.
— Как за другое дело?! А зачем вы мне тогда
столь пространно рассказывали о смерти одной из
ваших зрительниц в момент показа этой дурацкой
постановки? Извините, я смотрел весной этот
спектакль. Всё, что происходило на подмостках,
было, по моему разумению, предназначено для социального планктона, то есть для непритязательного повсеместного обывателя! И я не понимаю...
— Охолонь, дорогуша. Я пришёл не к театраль-
40
ному критику, а к сыскарю...
— Что прикажете мне делать, сударь, в таком
разе? Я весь во внимании.
— Арсений, угомонись, в последний раз прошу.
Дело крайне серьёзное. Давай обойдёмся без этих
твоих пируэтов. Эк обозвал наших зрителей — социальный планктон! И где ты только набираешься
эдаких выражений?
— Это рудименты моего филологического образования. Ладно. Я думаю, для некоторой разрядки нашего дружеского общения нужен небольшой
перерыв. Давай посвятим его чаепитию. Тем более
что моя несравненная Седа-джаник дала для этого
неотразимый повод: она, томясь бездельем, испекла пахлаву.
Через некоторое время всё было готово для чаепития. На каменной столешнице в стеклянном сосуде, стоящем на изящной керамической подставке с подогревом от свечи, мерцала тёмно бордовая
жидкость чёрного байхового чая. Серебряная сахарница с кусковым сахаром, плетёная соломенная конфетница, наполненная кусочками пахлавы,
нарезанными ромбиками, и зажжённая тапперта
доводили сервировку до полного совершенства.
Ведя непринуждённую беседу, Седа, Арсений и их
гость пили чай из армунд, своеобразных стаканчиков восточной кухни. Пёс Траст, лежа на паласе и
положив голову на передние лапы, не мигая смотрел на вздрагивающий от движения воздуха язы-
41
чок пламени зажжённой тапперты. Через полчаса
застолье завершилось, и друзья вновь оказались
одни.
— Ну как вы находите чай и пахлаву, Фрол
Саввич?
— Не подлизывайся. А если сказать честно, то
я Седой и этими яствами полностью умиротворён.
Так что перейду к сути моего сегодняшнего визита
к тебе.
 — Что опять труп в театре?
— Да ты прав. Вчера произошла ещё одна трагическая сцена, выражаясь нашим театральным
языком
 — И что жертвой этого случая стали ещё одна
зрительница или зритель?
— Хуже, если так, прости меня Господи, так
можно сказать. В костюмерной был обнаружен без
признаков жизни портной этого цеха Викентий
Егорович Славитов. Он двадцать семь лет
трудился в нашем театре. И несмотря на свои 73
года, превосходно исполнял свою работу.
 — И что было в этой смерти такого, что заставило вас прийти ко мне?
— Диагноз. Сволочной диагноз, как ты понимаешь! Он, по мнению медиков, отравился дигоксином.
— Постойте, так вы боитесь, что следствие
опять, объяснив эту смерть несчастным случаем,
прекратит и это дело? А вы считаете, что в городе
42
появился серийный убийца, который местом своего преступного замысла избрал ваш театр?
— Именно так. Поэтому я настоятельно тебя
прошу вникнуть в эти два происшествия. Поначалу я было решил свернуть сезон и увезти театр на
гастроли куда-нибудь подальше от Кавминвод. Но
потом подумал, а что если злодей обретается в нашем коллективе? Что помешает совершить свои
злонамерения, скажем, в Красноярском крае, где с
удовольствием примут наш театр? Так что театр
никуда не поедет, и вся моя надежда на тебя.
— Хорошо, оставляйте какие есть у вас материалы по этим обстоятельствам. А я ещё постараюсь набрать сведений в Следственном отделе прокуратуры. Там у меня есть свои источники.
Оставшись один после ухода директора театра,
Арсений погрузился в изучение оставленных им
документов. В результате им было выяснено, что
Лидия Георгиевна Томилина, 62 лет, жила в двухкомнатной квартире в микрорайоне Ромашка. Работала до пенсии поваром в столовой «Академия
вкуса», что находится на улице Карла Маркса.
Разведённая, имеет взрослую дочь, которая проживает в Белоруссии. Страдая от сердечной недостаточности, лекарство дигоксин принимала по
предписанию врача. Смерть наступила из-за сердечной аритмии в следствии фатальной передозировки указанного препарата, что было подтверждено клиническими исследованиями. Что касает-
43
ся Викентия Егоровича Славитова, то он жил с
супругой в микрорайоне Квартал Е. Их сын, штурман дальнего плавания, служит на военном корабле, приписанным к Севастополю. Дигоксин принимал по той же причине, что и первая потерпевшая. С той лишь разницей, что наблюдался он у
другого доктора.
В последующие три дня Арсению удалось получить копии материалов по данным делам. Убедился, что и второй смертельный исход был признан следствием несчастным случаем, то есть
смертью по неосторожности самого потерпевшего.
Казус mortem per negligentiam в чистом виде.
Предположение Фрола Саввича подтвердилось со
всей очевидностью. Важно и другое, что следствие отказалось объединить эти два дела в одно, несмотря на просьбу руководства театра. А следователь, который вёл эти два дела, просто поднял Арсения на смех, когда последний спросил, а не прослеживается ли в этих делах след деяний серийного маньяка? За это время Арсений побеседовал с
соседями, знакомыми и сослуживцами жертв так
называемого несчастного случая. Посетил на дому
вдову театрального портного, увиделся с сестрой
поварихи. Информации было много, но весь этот
хаос фактов, чьих-то суждений и наблюдений никак не выстраивался в единую картину, которая
могла бы как-то направить его на поиски преступника, если такой был на самом деле. Озарение
44
пришло на четвёртый день, когда он выгуливал
Траста. Осмысляя раз за разом все свои беседы, он
вдруг припомнил, что закройщик из костюмерного
цеха, а именно он обнаружил труп своего приятеля, зайдя в бокс, где тот работал, обратил внимание на одну любопытную деталь. На столе лежал
раскрытый портсигар. Но не это было странным.
Дело было в том, что Викентий Егорович ранее
был заядлым курильщиком. Но теперь он бросил
курить, а в портсигаре он носил горошинки-конфетки. И они всегда были белыми, А Николай, так
звали закройщика, в тот раз увидел, не только белые, но жёлтые горошины. И почему-то в этот момент Арсению очень захотелось узнать, сколько
их было там разного цвета отдельно. Он быстро
вернулся домой к явному неудовольствию Траста.
И там сразу устремился к своим записям. Нашёл
нужное место и выписал на чистой странице своего блокнота: повариха умерла 3 мая в 6 ряду на 7
месте. Портной умер 9 июня, и у него было в портсигаре 7 жёлтых и 14 белых горошинок. Затем после некоторого размышления записал эти данные
следующим образом:
3 5 6 7 — первое убийство
9 6 7 14 — второе убийство
Призадумался, стараясь обнаружить хоть какую-нибудь логику в этой записи. Важно было понять, что зашифровал преступник в последних
двух цифрах в каждой строке. И ключом к этой за-
45
гадке является прежде всего тайна цифр 6 и 7 из
первой строки. С остальными её цифрами всё очевидно: они напрямую соотносятся современем,
днём и месяцем, когда произошла трагедия, унёсшая её жизнь, то есть 3 мая. Однако при некотором размышлении он, допустил, что число 6 из
первого ряда указывает не только на место, где сидела несчастная зрительница, но, возможно, на месяц, когда произойдёт следующее покушение, то
есть на июнь. И это соответствует тому, что произошло с работником театра — он погиб в июне.
Тогда число семь, соответствующая количеству
его белых бусинок, должно указывать, что преступник сообщает, что он собирается нанести свой
смертоносный удар и в июле. Но какого числа настигнет эта кровавая кара очередного сотрудника
театра? А что если допустить, что интервал первыми цифрами в рядах имеет постоянное значение, а
оно равно 6, то 15 июля театр ждёт новое ужасное
потрясение. Принимая во внимание эти допущения, Арсений записал все данные следующим образом:
 3 5 6 7 — первое убийство
 9 6 7 14 — второе убийство
 15 7 8 ? — предполагаемое третье убийство
Первые два вертикальных ряда содержали числа, фиксирующие данные о времени убийств, третий и четвёртые ряда соответствуют ожидаемым
событиям. Причём третий столбик обозначает ме-
46
сяц, когда запланировано маньяком следующее
злодеяние. В таком случае, что хочет сообщить
преступник числами 7 и 14 в четвёртом вертикальном ряду. И какое число надо поставить вместо
знака вопроса. Вопрос не праздный, ведь,
возможно, это имеет отношение к гипотетическому убийству 15 июля. А времени для разгадки
этой тайны остаётся очень мало. Помощь пришла
Арсению совсем с неожиданной стороны. Вошедшая с почтой Седа ни с того ни с сего стала жаловаться на современные песни: они простые, бесхитростные, подчас не просто глуповатые, а какие-то навязчивые. Вот утром услышала и всё время потом ловит себя на том, что непроизвольно
про себя, а то и вслух напевает: «Яркое небо мне
говорит о тебе. Солнце и ветер мне говорят о тебе.
Все на белом свете (все на белом свете) взрослые
и дети говорят о тебе, о тебе». Арсений пропустил
её жалобу мимо ушей: не до песенок ему каких-то.
Но после ухода секретарши вдруг замер: в голове
стала неожиданно оформляться новая версия. Машинально повторяя: «О тебе, о тебе, о тебе...», —
он стал выстраивать следующую цепь рассуждений: «Если третий и четвёртый вертикальные ряды чисел определённо что-то сообщают ему о
жертвах, тогда первый из них точно указывает на
месяц свершения преступного замысла. В таком
случае четвёртый вертикальный ряд тоже должен
нести полезную для сыщика информацию о чём-то
47
важном, скажем, о личности следующей жертвы.
Числа в нём обязаны быть говорящими». И тут его
осенило: ведь есть наука нумерология, наука, объясняющая, как числа могут раскрыть характер человека и даже предсказать его будущее. И Арсений допустил, что предполагаемый преступник,
хорошо изучив свои жертвы, подбирал по какомунибудь руководству числа, чьи нумерологические
характеристики были адекватны чертам будущей
жертвы. Решил сопоставить нумерологические показатели числа семь с теми характеристиками
портного из костюмерного цеха, что он получил в
ходе бесед со знавшими его. И если эти характеристики совпадут по существенным показателям, то
предположения Арсения, что преступник предоставляет в руки следствия подсказки, которые могут помочь найти предполагаемую жертву и, может быть, способствуют задержанию преступника
в момент совершения им злодеяния. В таком случае и число четырнадцать должно указывать на основные характеристики предполагаемой третьей
жертвы в стенах бывшего всесловного дома. Арсений, не доверяя интернету, немедленно отправился книжный магазин, где купил два самых основательных издания, посвящённых нумерологии. Затем на их основе составил компиляцию, соотнесённую с числом семь. Она выглядела следующим
образом: человек, имеющий какое-то отношение к
числу семь, характеризуется рядом качеств:
48
— сам себе хозяин, скрытный, предпочитающий одиночество и уединение;
— под внешней замкнутостью и холодностью
скрывается романтичная натура;
— спокойный и молчаливый;
— склонен сдерживать эмоциональные порывы;
— временами, однако, способен на внезапные
спонтанные поступки или на проявление нервных
срывов, в которых выглядит подчас жестоким и
агрессивным;
— перфекционист с аналитическим складом
ума;
— щепетильный, любит качество, точность, порядок;
— его мало волнует одобрение со стороны знакомых и близких;
 — имеет стремление к духовному;
— склонен к самокопанию и зацикливанию;
 — любит находиться наедине с природой, предаваясь созерцанию;
— в амурных делах предпочитает обоюдность
чувств;
— иногда бывает наивным и доверчивым;
— склонен жить в мире иллюзий, или предаваться пустым мечтаниям;
— эгоцентризм и концентрация на самом себе
часто делает его глухим к чувствам окружающих;
— мало общителен и имеет незначительное ко-
49
личество друзей.
Теперь Арсению оставалось сделать подобную
характеристику второй жертвы, исходя из заметок,
что делал во время бесед с родственниками, сослуживцами, друзьями и знакомыми Викентия Егоровича Славитова. Осуществив это, он сравнил эти
два реестра данных и замер, поражённый результатом сопоставления: из шестнадцати нумерологических позиций одиннадцать имеют место в составленном им перечне, имеющему отношение ко
второй жертве и составленном по свидетельским
показаниям. Таким образом у него появилось доказательство, что преступник подбирал жертву по
определённому принципу: он находил в коллективе театра, человека, подходящего под выбранный
им нумерологический аспект, под определённое
число. Первая жертва была выбрана случайно. Ей
была предназначена роль послания о последующем преступлении, Это было приглашение к игре,
загадочной и жуткой. Арсений понимал, что нужно срочно составить профиль предполагаемой
третьей, жертвы. Для чего ему необходимо поработать с тем, что сообщают учебники по нумерологии о числе четырнадцать. Он также допускал,
что если всё же произойдёт третье убийство, то
новая жертва каким-то образом в свою очередь
даст указание на число, соотнесённое с ожидаемой
четвёртой жертвой. Тогда это число заменит знак
вопроса в его таблице. Составив профиль на осно-
50
вании числа 14, Арсений тут же позвонил Фролу
Саввичу и спросил, если в театральном коллективе
кто-нибудь, кто давно работает в театре и знает
всех в нём. Необходимо также, чтобы этот человек
отсутствовал в городе на момент совершения обоих известных злодеяний. Получив положительный
ответ, тут же попросил как можно скорее приехать
с указанным человеком в особняк на Царской. Через четыре часа директор театра в сопровождении
импозантной дамы, чем-то напоминающей известную правозащитницу Валерию Новодворскую,
уже входил в гостиную-приёмную сыскного агентства.
— Арсений, извини. Не мог явиться ранее. Дела
совсем одолели, то одно, то другое, то третье. Да
что я о делах... Позволь представить. Это Ариадна
Львовна Поплавская. Он в театре подвизается на
должности художника-оформителя, по нашему —
декоратора. Работает без малого двадцать четыре
года. Знает всех и вся в нашем заведении. В то
злосчастное время отсутствовала не только в городе, но и в стране. Ездила на крестины внучки в
Прагу. Днями вернулась и никак не может отойти
от шока. Ведь Викентий Егорович был её стародавним приятелем.
После непродолжительной беседы за чайным
столом Арсений обратился к присутствующим:
— Я, кажется, нашёл нить, которая поможет не
только предупредить следующее злодеяние, но и
51
изловить этого дьявольского злоумышленника. Я
сейчас вам зачитаю перечень некоторых человеческих качеств, а вы постарайтесь найти в своём
коллективе такого человека, которому подходят
большинство качеств из тех, что вы услышите сейчас в моём оглашении. Будьте внимательны. После прочтения я дам отпечатанные копии данного
перечня. Вглядитесь в него, вчитайтесь, подумайте, взвесьте все за и против. Но ни в коем случае
не советуйтесь. Потом подойдите по очереди к моему столу и на листочке напишите фамилию и имя
человека, который может быть, по вашему мнению, аттестован указанными качествами. И так я
читаю. Этот человек:
— испытывает неудобства из-за своей недальновидности;
— общителен, владеет даром слова и убеждения, легко добивается взаимопонимания;
— всегда готов прийти на помощь, отзывчив,
искренне проявляет заботу и доброту;
— сдержан и обязателен;
— позитивен, имеет хорошее внутреннее равновесие;
— практичен и самостоятелен;
— расчётлив;
— не перекладывает ответственность и обязательства на других;
— не самокритичен;— вполне доволен своим
образом жизни;
52
— нередко излишне прямолинеен;
 — раздражает некоторым занудством;
— бывает резким в своих суждениях и выводах;
— порой импульсивен и непредсказуем;
— страдает некоторым непостоянством.
Оставив гостей за чайным столиком, Арсений
встал и направился к своему столу, сев за который, стал просматривать какие-то бумаги. Время
тянулось медленно, и казалось, что вот сейчас в
этом помещении вдруг материализуется нечто невообразимое. Но вот Ариадна Львовна, шумно
вздохнув, разрушила этот морок. Подойдя к столу,
решительным движением руки взяла листок и
нервной скорописью что-то написала на нём. Затем, стремительно развернувшись, подошла к картине с изображением Царского проспекта в начале
прошлого века. Закурила, достав сигареллу и винтажную серебряную зажигалку из сумочки, плетёный ремешок которой всё это время ни на мгновение не покидал её покатого плеча. Видимо, картина её настолько заинтересовала, что она спустя
минуту вновь щёлкнула замком сумочки, достав
из неё золочёное пенсне. Водрузила его на надлежащее место и погрузилась в созерцание явленного ей прошлого. Скорее всего именно этот резкий
щёлк, громкий и внезапный, вывел Фрола Саввича
из глубокой задумчивости. Но она, вероятно, всё
его ещё не вполне отпустила, Ибо он медленно, с
каким-то промедлением встал и, намериваясь идти
53
к столу, неожиданно замер, поднеся к глазам лист
бумаги с отпечатанным на нём текстом. Ещё раз
прочитал, шевеля полными губами на одутловатом лице. По прочтении вновь погрузился в размышление. Но через минуту он был уже стола, где
неторопливо, старательно выводя каждую букву,
сделал требуемую запись. Потом вернулся в кресло, сделал глоток остывшего кофе и требовательно
обратился к своей спутнице:
— Ариадна, здесь тебе не вернисаж. Возвращайся в своё кресло. Сейчас «судьбы свершится
приговор». Арсений, не томи. Огласи свой вердикт скорее. Сил моих нет в этом во всём находиться. Поспешай, милый.
Арсению выпала лёгкая задача. Сомнений нет.
Третья жертва установлена. На листках была названа одна и та же личность. Это был некто Родион Львович Белокопытов. Осталось выяснить, кто
он такой и чем занимается в театре. Что и было
сделано в дальнейшем обмене мнениями. Оказалось, Родион Львович вот уже более десяти лет заведует постановочной частью театра. И к нему
применимы по крайней мере двенадцать из пятнадцати качеств, приведённых в предложенном Арсением перечне. Ему 59 лет, женат. Жена тоже работает в театре, заведует гримёрным цехом. И
многие знают, что у него были проблемы с сердцем. Пару раз ему на работу вызывали скорую помощь из-за сердечного недомогания. Явных вра-
54
гов у него не было замечено. Со всеми работниками у него уважительные отношения, а с некоторыми весьма дружеские. Гостям явно тягостно было
во всём этом участвовать, поэтому через некоторое время с явным облегчением покинули особняк, дав заверения, что никто не узнает о предмете
здесь состоявшегося разговора.
Через час Арсений уже подъезжал к Следственному комитету, что находился на улице Первомайской. Там он нашёл руководителя следственной группы, ведущей расследование двух недавних смертных случаев в городском театре, и передал ему свои материалы по данному делу, в том
числе и те, что указывали на третью жертву и на
15 июля как предполагаемую дату очередного преступления. Ответственный сотрудник заверил его,
что приложит максимум мер по предотвращению
убийства и по поимке маньяка на месте преступления, задействовав лучшие силы отдела и ФСБ, с
руководством которого он договорится незамедлительно. Операция будет детально разработана и
осуществлена успешно, в этом он заверил Забродского. Но принять дальнейшую его помощь в этом
деле отказался, заявив, что миссия частного сыщика в этом вопросе исчерпана. Об исходе дела Арсения он оповестит как только, так сразу. Но не от
него пришли ожидаемые новости. Открыв свежий
выпуск «Городского телеграфа», Забродский увидел интригующий заголовок: «Убийце вход в на-
55
родный дом заказан». Это была не заметка с развёрнутым описанием славного достижения Следственного комитета, а скупое информационное сообщение о том, что накануне было раскрыто шокирующие преступления, совершённые в одном из
старейших театров Ставрополья. Злоумышленник
был схвачен при попытке совершения очередного
насильственного действия. Им оказалась работница реквизиторского цеха — некто Безверхих Виктория Сергеевна, 52 лет от роду. Подробности
анонсировались в ближайшем номере. Прочитав
заметку, Арсений тут же нажал кнопку вызова
секретаря и заявил появившейся Седе:
— Седа-джан, у нас праздник. Учинителя
зверств в театре вчера изловили. Всё сработало:
мой допущения оказались верными. Накрывай у
себя стол и достань из холодильника наше любимое киндзмараули. Уже на пороге, выходя из гостиной, Седа, обернувшись, спросила:
— А гонорар будет приличный? — и добавила,
— и не смотри, что Фрол Саввич твой закадычный
приятель. Пусть не скупится. С него не убудет. И
ты знаешь, что я знаю, что говорю.
Фрол Саввич не заставил себя долго ждать. Но
пришёл не с лицом довольного человека. Он выглядел как человек, недавно переживший серьёзное потрясение. И в подтверждение этому он с порога заявил:
— Дорогой, ты думаешь, что ты раскрыл пре-
56
ступление? О да, ты это сделал. Но не знаешь, что
тем самым ты спас мне жизнь, мамой клянусь, как
говорят здесь, на Кавказе. Не знаю, ведомо ли тебе, что при злоумышленнице обнаружили подвеску из белого золота с какими-то драгоценными
камнями. Кажется, из танзилита, или подделкой
под него. В ходе следствия было выяснено, что эту
подвеску она никогда не носила. Она явно предназначалась жертве. Скажу больше. На этой штуке
было девять таких камней. И памятуя твою логику
раскрытия этого ужаса в моём театре, я приобрёл
пособие по нумерологии, чтобы узнать, что это за
человек, который может быть представлен этим
числом, числом 9? Кроме того, мне было любопытно узнать, что из-за себя представляет последующая жертва. Я несколько раз прочёл то место,
в котором говорится о числе девять. И неожиданно осознал, что я читаю о себе. Эти строки просто
врезались мне в память. Суди сам, ведь это обо
мне можно сказать такое. Этот человек
— сильно расстраивается из-за любой неудачи;
— всегда переживает за родных и близких, хороших и не очень знакомых
— увлекается искусством;
— достигает богатства, но никогда не кичится
этим;
— знает, что любить — это значит отдавать;
 — терпим и великодушен;
— мягкотелый и милосердный;
57
— импульсивен и вспыльчив;
— склонен драматизировать обстоятельства;
— пристрастен вплоть до навязчивости.
Каждая строка из этого перечня просто вопит
обо мне. Разве ты не согласен?
— Фрол Саввич, оно может и быть так. Гипотетически. Так что я вряд ли спас вашу драгоценную
жизнь.
— Тебе не к лицу такая скромность. Эти деятели из Следственного комитета все лавры присвоили себе. Уже дырочки крутят в кителях под награды, шельмецы поганые. А о тебе ни гу-гу. Но ничего, я тут посуетился и напряг городских меценатов. Вот в этом кейсе они просили передать тебе
гонорар за исполненную работу. Да и я не зажал:
перечислил на твой счёт круглую сумму. Так что
можешь полгода пожить где-нибудь на Каймановых островах. Да и Седе организуй какой-нибудь
тур по Европе. А сейчас собирайся со мной ехать в
ресторан «Центральный». Там нас ждут мои друзья. Будем праздновать мой второй день рождения, который ты мне, Арсений, подарил. И возражения не принимаются. Даю вам с Седой двадцать
минут на сборы. Жду в машине, дорогой сыскарь
ты наш. Красавец и только!
Слушая этот дифирамб в свой адрес, Арсения
понял, что на месте вопросительного знака должно быть число 9, и его давняя запись приобрела законченный вид:
58
 3 5 6 7 — первое убийство
 9 6 7 14 — второе убийство
15 7 8 9 — предполагаемое третье убийство.
И только в этот момент он осознал, что ему
удалось прервать эту зловещую череду преступлений, и 21 августа ничего трагического не произойдёт.