Бомж - звездочёт

Елена Абилгасанова
Недавно похоронили одного бомжа.
Нам как-то нет дела до таких людей, верно?
Мы, соседки, разговаривали возле подъезда. Некоторые из них, как и я, в одиночку детей растили: кто похоронил мужа, кто развёлся.  На спортивной площадке собралась большая группа молодёжи, среди которой были и наши сыновья. Валерка принёс им целую охапку букетов.
- Чего это они собрались? – удивились мы.
А ребята уже пошли на автобусную остановку. Одна из соседок догнала своего сына, что-то спросила. Получив ответ, вернулась к нам.
- Да они на кладбище, на могилу к бомжу поехали. Вот чуднЫе! – сказала она, подходя к нам.
- Да, тот бомж часто бывал с нашими ребятами – то в теннис играл, то на спортплощадке руководил  ими. Помните?
Мы утвердительно закивали, припоминая, как он то волейбольный матч судил, то качели смазывал, чтобы не скрипели, то просто сидел на лавочке, радуясь солнышку. Он часто улыбался…
Появилось чувство какого-то беспокойства, неизвестно откуда закравшееся. Отмахнулась от него.
Глядим, ещё несколько ребят из нашего двора с букетами прошли куда-то.
Распрощавшись, мы пошли по домам, - а то не успеем ужин приготовить.
Готовлю, а сама всё того бомжа вспоминаю. Он всегда кому-то помогал, что-то мастерил. И мне пару раз помог сумки до подъезда донести. Нёс, а сам стеснялся, побаивался, что я, или кто другой осуждающее слово какое скажет  ему. И робко так улыбался. А на бомжа он вовсе и не был похож – прилично одет, правда,  в рабочую одежду.
И чего это мои мысли всё вокруг него крутятся? Скорее бы сын вернулся, ужин почти готов! – думала я.
Сын пришёл домой. Прошёл в ванную, вымыл руки, умылся. Выходит, пытается улыбаться мне, но глаза красные, веки припухшие. И голос осип:
- Мам, что у нас сегодня на ужин вкусного?
А потом, в порыве каких-то чувств, подошёл, обнял меня, проговорив:
- Ой, мам, как хорошо, что ты у меня есть! Люблю я тебя!
Я тоже обняла сына, зарылась рукой в его густых волосах, поцеловала в макушку.
Мы сели, поужинали, разговор не клеился.
Но вечером, перед сном, я всё-таки спросила:
- Это вы на могилку к бомжу ездили?
Сын вспыхнул весь:
- Не к бомжу, а к Сан Санычу!
Я и не знала, что для него был так важен этот человек. Отошла, чтобы ссоры не вышло, подростки – они ведь такие вспыльчивые!  Но сын, успокоившись, сам подошёл ко мне. В руке у него была большая пачка фотографий:
- Вот, мам, смотри. Это – созвездие Большой медведицы, это – галактика Млечный путь. Здесь – пояс Ориона, дальше Кассиопея. Правда, красиво?
Я посмотрела – действительно, красиво.
А затем он показывал фотографии, где ребята нашего двора. То они  играют в разные игры, то общаются, то  просто смеются. Да это же фотографии за целых три года! Видно, как дети  подросли. Откуда?
- А это Сан Саныч нас фотографировал, а затем каждому фото вручал. Понимаешь, он нам как друг был. Мы с ним познакомились, когда пацаны драку затеяли. Озверели все тогда. А он не испугался – в самую середину залез и разнял нас всех. Потом не ругал, мамкам не жаловался, а принёс воду и бублики. Ну, слово за слово, помирил нас, подружил. Он всегда говорил, что нам надо любить родителей, ценить. Вон он каким стал – слесарем-сантехником, у него то не было родителей, детдомовец. Некому было учить его, а потом уж поздно было. Так и говорил: « Я для вас – наглядный пример, как скелет в кабинете биологии». Нам весело с ним было. Вроде и учит, но не как учителя – сверху вниз, а, наоборот, мол, это мы его учителя. Вроде, не делайте меня ещё хуже, чем я есть! Вот как!
А жил он на чердаке. В конторе, где он работал, он ключ  от чердака взял. Маленькую комнатка себе отгородил. И там же стоит его телескоп. Это единственное, что было для него важно. Он так про звёзды рассказывал - заслушаешься. Ни один космонавт, наверное, столько про них не знал.
А вот теперь Сан Саныча больше нет с нами. А он был душой нашего двора. Помнишь, я часто говорил тебе:
- Мы пошли с Саней в футбол гонять?
- Я не знала, что  это ты про него говоришь.
- Конечно, иначе бы запрещала, верно? Каждому из нас запрещено с «отбросами общества» дружбу водить. А, между прочим, это Сан Саныч чинил всё, что на детской и спортивной площадке ломалось. Я думаю, нечестно, если человек добро делает, чинит всё, а вот дружить с ним нельзя.
Сын грустно улыбнулся, глядя куда-то в пустоту. У меня кошки заскребли на душе.
- Как-нибудь переживём. Спокойной ночи, мам. Теперь, когда его не стало, мы поняли, что он нам как родной был, да и нас всех братьями сделал. Наверное, именно таким отец должен быть.
Мы легли спать, только сон приходить никак не хотел. Я лежала, пытаясь поймать какую-то важную, но  ускользающую мысль…
Как я, за целых три года не разглядела такого хорошего человека?!
Почему ярлык «бомж» не дал мне увидеть лицо человека, ставшего настоящим другом нашим сыновьям?
До меня вдруг дошло, что когда он нёс мои сумки, то не за себя переживал, а за меня, мою репутацию! Вдруг, кто-нибудь посмеет сказать: « Смотрите, вон она, с бомжом идёт!».
Мне стало обидно и…стыдно за себя, за своё безразличие к добрым, хорошим  людям.  Горько-солёные слёзы покатились по моим щекам.

(фото из интернета)