Благодарность

Юрий Шель
Иногда человек хочет вспомнить какое-то важное событие своей жизни. Думает, бьет рукой по лбу, а не вспоминается. А вот какие-то забавные случаи в памяти оказываются самыми живыми.

В 90-е годы я вторым образованием получал юридическое. Был расцвет коррупции, доценты и профессора бессовестно требовали доллары за сдачу экзамена. Одного такого доцента я "увековечил" в рассказе "Крыса".

Но с благодарностью и юмором вспоминаю одного академика. Надо сказать, что было много профессоров, но это был вообще единственный академик Университета, заслуженный деятель науки РФ, завкафедрой криминалистики. Он не брал взяток принципиально. И едко высмеивал коллег, которые тащили себе в карман баксы и ртом, и попой. Я с интересом записался на его кафедру, писал у него курсовые и потом защищал диплом. Но, вот помнится другое...

Как-то зимой мы компанией из нескольких человек стояли на улице. А рядом был частный сектор на спуске к водохранилищу. Историческая часть города, храмы, пожарная каланча. Было очень холодно. И по этой дороге вверх, весь запорошенный снегом, шел какой-то мужик. Он постоянно падал, вставал, но его сильно качало по сторонам. Ребята в моей компании засмеялись. И один из них подвел итог:

"Да мужик бухой. Сейчас свалится и замерзнет. Пойдем отсюда, а то менты потом всех таскать будут, кто его видел".

И они пошли в другую сторону. Я посмотрел вниз, и увидел, что мужик уже лежал на спине. Я спустился с обледенелой горки и начал его ставить на ноги. И тут я узнал знакомое лицо с бородкой и толстыми очками. Это был он, Олег Яковлевич, академик права. Вот где встретились, твою мать.

В общем, пару раз вместе свалившись, мы поднялись наверх.
Он настолько был пьян, что не узнал меня. Но непрестанно говорил:

"Вот, старику помог. Похвально, молодой человек, похвально. Приглашаю Вас в ресторан. Деньги у меня есть. Поехали в "Старый город"!

Надо сказать, что это был самый дорогой ресторан в городе, и я там не был.

Конечно, мы не поехали в ресторан. А я поймал такси на последние деньги. Посадил туда Олега Яковлевича. Пришлось потрясти академика за шиворот и грубо узнать его адрес.

Я доставил его до квартиры и передал на руки какой-то испуганной женщине.

Потом мы встречались в Университете, но ни я, ни он об этом не вспоминали.

Я был уверен, что он ничего не помнит.

И вот мы уже сдали дипломные работы. Академик пригласил меня на кафедру. Он сел в большое удобное кресло и начал подробно разбирать мой диплом. Сказал мне много лестных слов. И вдруг неожиданно поднялся:

-Выпить за тебя хочу. Что тут у нас есть?

В верхнем шкафчике стояли две бутылки с водкой. В каждой оставалось не более ста грамм. Он достал две хрустальные рюмки.

И тут постучали в дверь. Зашли две хорошенькие девчонки. Я их раньше не видел.
Олег Яковлевич вздохнул. Вытащил еще одну рюмку. Наполнил все три рюмки до краев. Подал девушкам по рюмке. И, усмехнувшись, сказал:

-За тебя, непьющий!

Девушки махом выпили водку и заулыбались.

Я попросился на выход. Помню, что я был зол и расстроен.

Вскоре состоялась защита диплома. Он выставил мне "отлично". Поздравил. Я подошел прощаться.

-Не торопись,-сказал он мне.- Подожди немного.

Все преподаватели и студенты вышли. Мы остались на кафедре вдвоем. Академик поднял трубку стационарного телефона и куда-то позвонил.

-Надеюсь, ты сегодня свободен?-спросил он.
-Да, Олег Яковлевич, если надо..
-Надо, надо. Пойдем.

Мы спустились вниз и вышли из Университета. Возле двери стояла машина Волга.

-Садись, поехали.

Я ничего не понимал. Машина остановилась у ресторана "Старый город". Нас уже встречал разодетый, как петух, швейцар, и открыл двери.

Официантка провела нас и посадила за заставленный блюдами и коньяком столик в глубине зала. На рояле играл музыкант. Рядом в платье с блестками пела женщина.

Я внутренне сжался и ждал какой-то подвох. Это было очень странно.

Академик почувствовал мое настроение. Когда нам налили коньяк, он встал, вздохнул, и сказал:

-Я все помню, как ты меня тащил тогда. Друг детства у меня умер, и я с поминок шел. За тебя, дорогой мой.

За вечер мы выпили две бутылки коньяка и откровенно поговорили. О доцентах-взяточниках, и кто их крышует. О его молодой любовнице. О нескольких преподавателях-педиках и их закрытом кружке. О грязной политике.

Я разговаривал с ним на равных. И чувствовал от мудрого, прошедшего жизнь человека тепло и уважение.

После ресторана водитель нас развез по домам.

Прошло уже двадцать лет. Я почти не помню предметы и дисциплины юридического факультета, забыл те нудные лекции и семинары. Но человеческое тепло, умные глаза академика и абсолютную откровенность во всем чувствую до сих пор.