На одной волне часть 4

Виктория Романюк
 


     - Бабуль, смори, я- джентльмен! - сообщил прибежавший с игровой площадки внук.

    Сашенька прохаживался перед бабушкой, опираясь на палку, имитирующую трость и явно  ожидал одобрения .

   - Нет, Александр, вы совсем не похожи на джентльмена- вынесла суровый вердикт бабушка, разглядывая перепачканное лицо внука, взъерошенные волосы , пыльные ботинки и висевшую на  ниточке пуговицу.
 
    - А трость, бабуля, -перехватив ее взгляд , заканючил внук.
 
    - Да, молодой человек, трость- это , конечно непременный аксессуар джентльмена , но он остался в прошлом.  Тогда трости изготавливали не только из дерева, но и из слоновой кости и из стекла!  Случалось, что  в трость вмонтировали  подзорные трубы, бинокли и свистки ( это для визита в театр) , часы, охотничьи рожки, табакерки.
 
    - Бабуль, а в музей мы сегодня пойдем?- перевел  тему внук, - ты обещала, в кунсткамеру!

    - Да, сегодня мы успеем в музей, но, чур, сначала домой, переодеться, причесаться, идет?

   - Да. А в музее точно будет заводной кораблик с сюрпризом?

   - Конечно будет и кораблик и паровозик, все увидим.
 
    Умытый и причесанный мальчик  подпрыгивал на одной ножке от нетерпения в ожидании бабушки. Сменив гардероб, они пешком отправились к венскому историческому музею.  По пути, бабушка, впрочем не совсем успешно, пыталась втолковать Сашеньке кодекс джентльмена, мальчик слушал рассеянно, вертелся и с гораздо большим интересом рассматривал витрины магазинов.
 
    - Вежливость- первое и самое главное правило джентльмена, - увлеченно вещала  бабушка- искренность и честность, сдержанность и хорошие манеры...

   - Бабуль, а кораблик  большой?
 
   - Кораблик? Какой кораблик ?- не сразу сообразила бабушка- а-а , который в музее? Вы не слушаете меня , Александр, - констатировала она  печально , жаль, молодой человек, жаль...

    Завидев издалека знакомое здание музея, Сашенька радостно припустил вперед, бабушка охнула и поспешила догонять сорванца. А мальчик уже добежал до окошка кассы и завел разговор:

   - Здравствуйте, а мы с бабушкой пришли посмотреть на кораблик!

   - Похвально, молодой человек! А где же ваша бабушка?

   - Она немного отстала, у нее такие высокие каблуки, а я быстро бегаю!
 
   - О, как нехорошо получилось, Вы сбежали от бабушки?

    Сашенька покраснел, но не успел ответить, как дверь отворилась и вошла бабушка. Она сразу направилась  в кассу  и поздоровавшись, заказала один билет и аудиогид.   Внук по возрасту еще мог  посещать  музей бесплатно.    Расплатившись, бабушка и внук  направились  было  в зал, как в спину им  раздался встревоженный голос продавца билетов  :

   - Молодой человек, а вы куда? Где же ваша бабушка?

    Стройная женщина с  каштановыми локонами   обернулась  и  сообщила :

    - Не беспокойтесь, я и есть бабушка этого  мальчика.
 
    Кассир  так удивился, что водрузил на нос очки , заглянул в сияющие зеленые глаза женщины и... не удержавшись, вышел из помещения кассы , чтобы убедиться  в том, что бабушка действительно на каблуках.
 
     Поведение кассира, так позабавило Сашеньку, что он громко  рассмеялся, а бабушка , бросив :,,Извините", схватила внука за руку и поспешила удалиться.  Сотрудник  музея  так и стоял некоторое время озадаченно прислушиваясь к перестуку ее каблучков.

                ***

    Сашенька включил запись экскурсии на аудиогиде  и сделал вид, что с  интересом   слушает  , бабушка просто наслаждалась живописью.  Они не торопясь переходили из зала в зал. Мальчик каждый раз с надеждой замирал в предвкушении , вот сейчас , сейчас , он увидит кораблик. Но как назло , плавная речь экскурсовода была о картинах и скульптурах великих мастеров, а про кораблик совсем  ни слова... Мальчик  терпел, сдерживал свое любопытство, зная, что в музее свои правила, что нужно еще подождать.
 
     И вот, наконец , долгожданный зал!  Редчайшие старинные экспонаты величественно расположились на полках под стеклом. Здесь разместились  механические  заводные миниатюры  , их было так много, что глаза разбегались. Но кораблик, сияющий золоченными бортами , с большими  расписными парусами- он сразу же привлекал внимание.  На палубе собралась вся команда во главе с капитаном . Трубачи держали в руках горны, барабанщики -палочки.
 
    Сашенька с немым восторгом смотрел на это великолепие , изучая детали одежды моряков и оснащение морского судна.

   -Александр, а вы заметили часы, вон там, в корпусе кораблика?

   -Нет, упустил, бабуля, не приметил... А пушки, они как настоящие- восторгался мальчик.

   Бабушка, напомнив о сюрпризе, подвела внука к интерактивному экрану и предложила нажать кнопку.  Раздались звуки старинной музыки и барабанная дробь , на экране появилось изображение кораблика. Вся команда пришла в движение: барабанщики выбивали дробь, трубачи трубили, поднимались паруса!  Зрелище было таким необычным, что Сашенька захлопал в ладоши .  В завершении действа раздались залпы из корабельных пушек, следом  появился дымок! Это был шок! Мальчик замер, а потом снова и снова нажимал кнопку , наслаждаясь необычным фильмом.
 
                ***

   - Александр, - обратилась бабушка к внуку-а хотите, мы посмотрим чудесное творение Челлини- солонку?

   - Бабуль, я помню Челлини,  мы с тобой во Флоренции видели ,,Персея с головой  Медузы Горгоны".  Солонка? А что там интересного ? Бабуль, расскажи, я не хочу больше слушать аудиогид, расскажи, а бабуль?

   - Хорошо, только давайте договоримся : вы вспоминаете , что я  ранее рассказала   о мастере, то , что запомнилось, идет?

   - Да, идет, я помню! Бабуль, а ты подскажешь мне, если я забуду, - забеспокоился внук.
 
   - Лады, будем  вспоминать вместе!
   
   - ,,По имени твоему тако и житие твое"- писано в Библии- начала бабушка.  Вспоминайте, Александр , как звали Челлини?
 
   - Я забыл, бабуль- огорчился мальчик.
 
   - Его назвали Бенвенутто, что переводиться как желанный, или добро пожаловать. Вот такое странное имя.
 
   - Я вспомнил, он из золота разные вещи делал для знати и скульптуры и картины писал.  А еще он много лет скитался по разным городам  и в тюрьме сидел.  Кажется мастера обвинили в воровстве... Это что же получается- Челлини не был джентльменом?- удивился мальчик.

   - ,,Я - сущий дьявол, потому что сделал то, чего искусство не смогло сделать; и столько великих дел, каковых было бы слишком даже для дьявола... " - процитировала на память бабушка из дневника гения.  А знаете, Александр, Челлини заточили в тюрьму, из которой никому не удавалось сбежать- замок Ангелов в Риме.  А он стал единственным, кому это удалось.   В какой - то момент, мастер возомнил себя святым и на прогулке в тюрьме демонстрировал охранникам нимб, тень которого якобы  была видна по утрам.
 
  - Бабуль наверное это и помогло ему сбежать из тюрьмы?  Охранники увидели нимб, подумали, что он святой и отпустили ?

  - Возможно, очень находчив был мастер!
 
  - А почему тюрьму назвали ,,Замок Ангелов?"- проявил любопытство Сашенька.

  - Я же рассказывала, вам, Александр, забыли? Забыли... Замок построили почти  две тысячи лет назад . Во время крестного хода  верующие заметили на крыше силуэт архангела Михаила и назвали строение замком Ангела.

                ***
  Они вошли в зал,  где была представлена солонка. Чудо находилось за стенами стеклянного куба. Сашенька замер очарованный  произведением.

   - Какая она красивая , бабуль, -  радостно возвестил  внук- А я знаю,  с трезубцем- это Нептун, верно?
 
   - Да, все верно, 1543 год, мастер создал  солонку  для французского короля. Рядом с Нептуном- Церера- повелительница земли. Челлини  хотел показать ,что в их союзе рождается соль. Работа почти полностью сделана из золота, лишь основание из слоновой кости.  А знаете, Александр, на изготовление ,,Сальеры" потребовалось  шесть килограммов золота!  Соль ранее была предметом роскоши, чем больше соли на столе, тем богаче хозяин, поэтому она  объемнее  привычных нам солонок, ведь туда можно поместить больше соли.

   - Бабуль, а почему солонка  внутри стеклянного куба?

   - Дело в том , что ее несколько лет назад похитили прямо из музея средь бела дня , искали три года и нашли в лесу, закопанной в земле. Этот шедевр оценили в 60 миллионов долларов!
 
    - А это много?

   -Это очень много!  Вот  обратите внимание, Александр на   мелкие детали, что вы видите?

   - Богиня  Церера восседает на храме!
 
   - Верно, храм- это перечница!  Вот , смотрите, здесь есть рыбки и морские коньки.  А на дне- маленькие колесики, чтобы солонку можно было перемещать по столу.
 
    Они еще долго не уходили, любуясь золотым чудом, тонкой работой, полной изящества и гармонии.  Позже,  решив сделать перерыв, бабушка с внуком забрели в буфет,  и расположившись за столиком, продолжили вспоминать поездку во Флоренцию и первое знакомство Сашеньки с работой великого мастера.
 
    Тогда, во Флоренции,  они заняли большую очередь, чтобы попасть в музей. Сашенька заскучал, стал кукситься и бабушке пришлось купить   мыльные пузыри, чтобы улучшить настроение внука. Счастливый мальчик весело надувал радужные шары , которые подхватывал и уносил ветер. Ребенок пытался догнать переливающиеся на солнце пузыри  и  споткнувшись, вылил мыльную пену на асфальт. Он так громко расстроился, что бабушка, выйдя из очереди, поспешила его отвлечь. Она подвела внука  к скульптурным шедеврам в лоджии Синьори  на площади Веккио и  поинтересовалась,  какая композиция нравиться ему больше всего. Внук вытер слезы и уверенно указал на Персея Челлини. Бабушка нисколько не сомневалась в выборе внука. Персей притягивал взгляды своей грацией. Она подхватила мальца на руки и предложила потрогать скульптуру.  Мальчик завороженно водил рукой по металлу и улыбался, он не просто видел чудесную работу мастера, он ее чувствовал.
 
    Бабушка напомнила эту встречу внуку  и голосом сказочницы рассказала историю создания шедевра:

  - Представьте  себе, мой дорогой, мастер работал над ,,Персеем " долгих девять лет! Влиятельные во Флоренции правители Медичи заказали этот проект как символ своих  побед.
 
   - Бабуль, а Челлини один создавал ,,Персея", ему никто не помогал?

   - Как же, помогали подмастерья, (мастерская располагалась на улице  Борго  Пинти ) они - то чуть и не загубили великое творение. А дело было так: скульптор, одержимый лихорадкой вдохновения, сутками не покидал мастерскую, обучая учеников, совершенствуя свою работу. Усталость взяла свое и он удалился на отдых. Вскоре его разбудили крики: ,,Пожар!" и ворвавшиеся в спальню  испуганные ученики, недосмотревшие за печью. Челлини, страшно ругаясь и отвешивая мимоходом тумаки провинившимся, бросился в мастерскую. Картина, представшая перед ним была плачевна, металл сгустился. Повсюду метались люди, кто поливал водой разгорающееся пламя, кто просто причитал, наблюдая хаос. Бенвенутто не медля ни секунды, начал спасать работу, он приказал бросать в горн всю оловянную посуду, что была в хозяйстве . Помощники метались по дому, добывая блюда, тарелки, чашки, все летело в огонь  ( набралось около  200 килограммов). Челлини поменял сосновые и ольховые дрова на дубовые, чтобы пламя было жарче.  У него получилось! Бронза стала более жидкой и форма наполнилась.  Пожар удалось потушить и работа тоже не пострадала.

   Бабушка  замолчала, а внук, ерзая на стуле от нетерпения спросил:

  - А дальше? Что было дальше?

  - Скульптура  остывала два дня. За это время купили новую посуду и закатили пир на весь мир! Мастер, забыв свои  обиды на учеников, веселился  от души.
Позже Челлини  изготовил постамент , который украсили четыре скульптуры, по четырем углам красовались головы козлов- знак козерога в эмблеме Козимо Медичи . Персей, гордый своим триумфом, эффектно позирует с головой Медузы Горгоны.   Сашенька вспомнил, как ему удалось потрогать   шедевр.  Но.... Кораблик!!!!

   -Бабуль, а ты купишь мне кораблик?- вернул бабушку в реальность Сашенька- я видел в магазине, он такой красивый, а бабуль, купишь?

   Бабушка рассмеялась, втайне надеясь, что кораблик внук углядел  не в антикварном магазине!