Ленинград - Петербург

Наталья Шалле
"Хотите, я покажу Вам мой Ленинград?"

/фильм Поздняя встреча"/

В Питере мне посчастливилось быть всего один раз по экскурсионной путёвке, которая включала плюс ко всему великлепию славного града Петра - Кижи, Валаам, Петрозаводск. Я гуляла по каменному Невскому, долго стояла в очереди, чтобы попасть в Эрмитаж, ездила на знаменитое Пискарёвское кладбище, где очень трудно было сдержать слёзы... Гид попался нам очень знающий и влюблённый в свой необыкновенный город, и, конечно, рассказывал о знаменитых зодчих, имена которых не задержались тогда в моей голове, только дома, памятники, мосты (помнится Поцелуев) с их причудливыми кружевными парапетами. Они завораживали изяществом плетения из чёрного чугуна. .Хотелось потрогать каждый завиток и цветок, снова удивляться и восхищаться.

Прозвучавшие из уст гида имена Росси и Кваренги были на тот момент абсолютно новыми для меня. И очень быстро выветрились из головы. Питер – это прежде всего зодчество. И это особый город, который украшает Адмиралтейство, Петергоф с Монплезиром... А вот маленькой бронзовой птички на Фонтанке тогда ещё не было... .

Но эти имена вновь вошли в мою жизнь с повестью Юрия Нагибина "Срочно требуются седые человеческие волосы" и фильмом, поставленным по этому произведению "Поздняя встреча" с великолепными Ларисой Луппиан и Алексеем Баталовым в главных ролях. Третьим героем был Ленинград.

"Смотрите, какая интересная гравюра..." – "Но это – не старая, это – современная репродукция"  – "Ну и что, я очень паруса люблю"...

Я бы возможно тихо продолжала любить и повесть, и фильм, но в моей жизни появился питерец, и всё связанное с этим городом приобрело особый смысл и звучание, цвет и восприятие. Да и героев звали так же, как и нас... Сердце откликалось на любое слово, связанное с Питером. Я с  удовольствием смотрю детективные сериалы, где красота улиц, Невы, "колодцев" – проходов между домами, архитектурные сооружения, памятники старины, живые блики на стенах от водных каналов с любовью передавалась кинооператорами... .

"Я живу на площади Искусств, пойдёмте пешком, – "С удовольствием, если можно, только помедленнее".

Смотря фильм, я как будто воочию шла к этой площади, вечерний город обнимал меня и заботливо набрасывал шаль-дымку на плечи, рассказывая об укромных уголках, о которых умышленно молчат многие экскурсоводы.

"Обычно, провожая, напрашиваются на чашечку кофе, поэтому я его не держу." –  "Я Вам даже этого предложить не могу, потому что не пью на ночь кофе". –  "Тогда будем пить чай"

А мы тоже с тобой пьём чай, очень вкусный, душистый, с бубликами или выборгскими булочками, только по разным сторонам экрана и в разных городах... ни один из них не носит имени Питер...

"Я был с вами целый день, я видел Ваш дом. Теперь мне есть чем жить" –
"Мне так тихо... так радостно с Вами... А Вы всё не верите. Поцелуйте меня... Я полюбила Вас, как только увидела. Подумала, что так не бывает... Вы – мой Кваренги".

С удовольствием и неизбывной грустью в который раз посмотрела "Позднюю встречу". Герои фильма всё так же испытывают новизну чувств, нежное бережное отношение друг к другу прикосновением первого утреннего луча, как много лет назад. И всё так же заставляют переживать их встречу, которая случается один раз в жизни, длится один день и одну ночь и не сравнится со всей, отпущенной Богом, жизнью.

"Хочешь, я покажу тебе мой Петербург?"  – мистически слышится мне твой голос, но никогда этот вопрос-безнадёга, который нашёл местечко в моей голове и притих, время от времени ворочаясь ежом, не произносился вслух... Всё потому, что ожидание... как специя, которой заправляешь мечту, и она имеет свойство заканчиваться.

*-----
В кавычках - моменты из фильма.

В иллюстрации коллаж по картинкам ИНЕТа и кадрам из фильма "Поздняя встреча".