Глава 19. Новая встреча с Кислингом

Татьяна Иванова 14
Перед тем, как осуществить свое замужество и навсегда уехать из Перми, мне нужно было забрать документы с подготовительных курсов университета, предъявив довольно весомую причину для ухода. Учиться, к сожалению, не пришлось, профессия в экономике не сложилась, и жизнь набирала совсем другие обороты.

Я раздумывала над своей судьбой, как вдруг на снежной тропе, в переулке, столкнулась с ученым секретарем НИИУМСа Виктором Кислингом. Он торопился куда-то по своим делам.

Но именно его мне и хотелось тогда увидеть, чтобы объяснить свое отсутствие в университете и причину неожиданного отъезда. Ведь с этим человеком у меня складывались не только официальные, но и негласные дружеские отношения.

-Виктор Александрович,- тихо промолвила я, стараясь конкретнее выразить свою мысль,- я выхожу замуж и уезжаю в Кронштадт.

Но Кислинг так сиял от радости, что встретил меня, и, скорей всего, ничего не понял из моего объяснения. Похлопав меня по плечу, он заторопился куда-то вдаль.

Казалось, что это была последняя наша встреча, но после смерти мужа, я вдруг вспомнила про своего наставника и решила его разыскать.

Помня, что человек он все же известный, то поиски я начала в интернете, тут же открыв для просмотра его статью о пермских промышленниках- «Вчера пнули- сегодня упал».

Оказалось, он уже давно не жил в Перми и его местом поселения был город Бохум в Германии. К счастью, имелась и электронная почта Виктора Александровича.

Недолго думая, я написала этому замечательному человеку, сыгравшему немаловажную роль в моей судьбе. Он ответил. Так, вновь состоялась наша заочная встреча через 24 года, которая продолжается и по сей день.

Присылая очередное письмо, он восторженно писал:» Вчера, между прочим, опять перечитал книгу о НИИУМСе «Наука управлять». Трепетно! Еще раз увидел и тебя на одном фото ( стр. 69). А что, вообще, оставил в твоей памяти НИИУМс?

Интересны были его размышления о сегодняшнем обществе, о текущих проблемах, которые его постоянно волновали.

«В этом смысле,- откровенно писал он.- Я давно уже не согласен с высказыванием, что добрых людей больше…Больше безразличных, пассивных… Сам же жил и живу по принципу: ни одного дня без доброго поступка и жить по плану. А он у меня есть на каждый день и более… А насчет климата и погоды: « Климат от Бога, а погоду по жизни следует создавать самому, своим трудом и активной жизненной позицией.»

Собственно, активная жизненная позиция всегда давалась Виктору Александровичу нелегко,  и хотя он никогда не боялся озвучивать свои передовые взгляды, но властные структуры постоянно ограничивали его, мотивируя тем,  что он, видите ли, немец, которому суждено всегда быть на вторых ролях и не идти на компромисс с руководством.

«Многое меня не радует в сегодняшней жизни России.- писал он свое наболевшее: и в части науки, и в части промышленности. Но в большей степени, в части морально- нравственного состояния общества. Ценностные ориентиры разрушены. А новые? Ведут ли они к прогрессу в обществе?

Ты спрашиваешь: «Почему уехал из России?- Ответ прост. Там я исчерпал свой жизненный ресурс в борьбе  за реабилитацию российских немцев, каковым являюсь и я.»

Принижение их национальности в социальных правах, так и остается болью в душе Виктора Александровича.

Ведь Закон РСФСР 1991 г. « О реабилитации репрессированных народов, предусматривающий восстановление государственности… не выполнен до сих пор.

Об этом также, в своей статье- эссе, из цикла «Ментальности присуще постоянство», упоминает и Виктор Александрович, рассказывая о судьбах российских немцев.

Его история также была незамысловата. « Нас было четыре брата,- писал он в своих биографических воспоминаниях.- Родителей я потерял в детстве. Отцу было 35, маме 32. Мы остались круглыми сиротами. Нас усыновили в разные семьи, разные города, нам «присвоили» разные фамилии и отчества.

Я единственный, который категорически отказался от другой фамилии, оставаясь на собственной фамилии Герцен.

Мои приемные родители позволили мне это до окончания школы.

А вообще нас хотело усыновить 13 семей. Меня- 5 семей. Ни в одной из этих семей не было мальчиков. Вот так и появились у нас сводные сестрички. И ты…одна из них, появившаяся позднее, не возражаешь?

Что касается братьев… Старший, оканчивая университет, разыскал нас. На сегодня двоих я уже потерял.»

«Какова же судьба ныне российских немцев? Они так и продолжают оставаться, как бы «несуществующим народом», опять в стороне. О нем как бы забыли надолго, его умышленно не замечали, его проблемы умалчивались, не решались. И он все в большей степени превращался в народ вынужденно «исчезающий».

Депортация, случившаяся 28.08.41 г. была без права возврата…и фактически вынужденная эмиграция в последние годы. Кому это надо было и остается необходимым сегодня в России? Почему российские немцы, как народ, до настоящего времени неравноправен в России? Почему он пребывает в униженном состоянии? Ведь к войне он не имел никакого отношения и всегда работал во благо России… Почему же долгие годы унижается его достоинство?

Разве не очевидно и то, что подобное может иметь место только от невежества, от незнания истинной истории, от отсутствия культуры.»

Указ 2016 г., подписанный в воскресенье 31-го января главой государства, лишил последней надежды российских немцев добиться исторической справедливости и прав за свое существование.

В. Кислинг считает, что это было абсолютно недальновидное решение. Мнением народа в очередной раз пренебрегли. А эффект последействия проявит себя еще неоднократно. Но  будет уже поздно.»

Виктор Александрович пытался выйти на «Прямую линию» с Президентом Путиным, подготовив для беседы два конкретных вопроса.

Вначале он кратко рассказывает о судьбе российских немцев, о том положении, в котором они находятся в настоящее время. И открыто задает Президенту вопрос 1: «Готовы ли Вы, уважаемый господин Президент, подписать государственный Акт- Указ «О полной реабилитации российских немцев?»

Возможные варианты в случае «да»: сверхидеальный- до 9 мая 2015 года, идеальный-к 28.08.15 г., предельно- допустимый- до 28.08.16 г.

В случае «нет»: за эти годы потеряно многое. Вот неожиданно как бы ( по недальновидности) просмотрена и потеряна Украина. Но  если будет потерян народ российских немцев, то это «аукнется» бедствием навсегда.

Вопрос 2: «Готовы ли Вы распорядиться в адрес Правительства РФ, чтобы оно дало в течение месяца ответ в адрес всех ветеранов- российских немцев, вынужденно покинувших Россию и проживающих в настоящее время в Германии.

Речь идет о российских пенсиях, которые не были выплачены им за первый квартал 2015 г., что привело к негативным последствиям?»

Но увы, это был глас вопиющего в пустыне. По каким-то своим соображениям Кислингу даже не ответили. Просьба так и осталась до сих пор неудовлетворенной. Умом Россию, порой, действительно не понять, остается лишь вера, но во что?

Кислинг В.А., урожденный Герцен Виктор Петрович, инженер- электрик, кандидат экономических наук, специалист по системным исследованиям, эксперт- аналитик- покинул Россию и навсегда переехал в Германию в символическую для него дату: 28.08.2002 г., когда в годы Великой  Отечественной войны был депортирован советской властью его народ. Но и сейчас  родная страна в нем не нуждалась, и он был вынужден вернуться на землю предков.