Бомж

Елена Максимова 7
                Бомж
                Утро  выдалось  пасмурным, тяжелые  тучи  заволокли  всё  небо. Ольга Павловна, услышав  сигнал  будильника, отключила  его  и, повернувшись  на  другой  бок, сказала  себе: « Мне  никуда  так  рано  вставать  не  нужно, корову  не  доить  и  в  пастбище  не  выгонять, детей  в  школу  не  провожать  и  мужа  на  работу  не  собирать. А  поваляюсь-ка  я  в  постели  ещё  немного!» Но  уснуть  уже  не  удалось. Поворочавшись  ещё  несколько  минут, женщина  встала, включила  плиту  и  поставила  старый, пузатый  чайник  нагреваться. В  квартире  было  зябко, а  потому  пришлось  надеть  тёплый  флисовый  халат, который  недавно  подарила  ей  приятельница. На  маленькой  уютной  кухне  хозяйке  всё  было  знакомо  до  мелочей. Он  не глядя  протянула  руку  к  полочке  с  посудой  и  безошибочно  достала  оттуда  свою  любимую  чашку. Чем  она так  полюбилась  хозяйке, непонятно? Когда  в  магазине  Ольга  Павловна  приметила  этот  бокал, то  решила  купить  его  с   намерением  подарить  подруге. А  дома  внимательно  рассмотрела  и  влюбилась. Казалось  бы, обычный  бокальчик, не  из  дорогого  фарфора, простенький, с  незамысловатым  рисунком  в  виде  букетика  полевых  цветов – ничего  примечательного. Глядя на  эти  цветы  Ольга  Павловна  вспоминала  юность, когда, влюблённая, бродила  по  степи  с  молодым  человеком. Позже  она  напишет  стихотворение: « Когда  мне  грустно  или  очень  плохо  Я  в  памяти  своей  ищу  тот  край, Ту  ночь, ту  степь  и  лунную  дорогу, Которой  мы  с  тобой  шагали  в  рай». Эта  простота  неприхотливых  полевых  цветов  и  подкупала, делала  бокал  уютным, тёплым, милым  и  домашним. И  Ольга  Павловна  поняла, что  не  сможет  подарить  его  и, несмотря  на  обилие  другой  посуды,  он  теперь  станет  её  любимым. Пока  хозяйка  изучала  погоду  за  окном, чайник  требовательно  засвистел, призывая  к  себе  внимание   женщины. Не  спеша,  Ольга  Павловна   насыпала  в  любимый  бокал    ароматный  дорогой  кофе, плеснула  кипяточка  и  прислушалась  к  звукам  за  окном. По  подоконнику  барабанил  дождь. Женщина  любила  такую  погоду, когда  можно  было  сидеть  в  удобном  кресле, закутавшись  в  тёплый  плед, и, смакуя, маленькими  глоточками  пить  божественный  любимый  напиток. Вот  и  сейчас, пододвинув  кресло  поближе  к  окну, она  устроилась  поудобнее  и  приготовилась  наслаждаться  жизнью. Несмотря  на столь  ранний  час  на  улице  уже  появились  редкие  прохожие. Вот  почтальон  зашёл  в  их  подъезд, неся  свежую  почту. Женщина  вспомнила, как  в  молодости  работала  почтальоном,  и  также  приходилось  работать  в  любую  погоду, будь  то  гололёд, зной, жара  или  дождь  с  градом.  Люди  ждали  пенсию  и  их  не  волновало, как  почтальон  будет  добираться  к  ним  в  непогоду. «Да  уж,  тогда  мне  приходилось  несладко, - подумала  женщина. – Надо  было  кормить  детей, вот  и  пришлось  согласиться  на  такую  работу. Люди  в  большинстве  своём  добрые  и  жалостливые. Кто-то  угостит  пирожком, ко-то  даст  конфетку, кто-то  поделится  баночкой  консервации – так  и  выживали». От  воспоминаний  Ольгу  Павловну  отвлекло  какое-то  копошение  у  мусорного  контейнера. В  предрассветный  час  в  условиях  проливного  дождя  видимость  была  плохая,  и  старушка  не  сразу  поняла, кто  там  копошится? Приглядевшись, она  ужаснулась: « Да  это  же  человек!  Что  он  ищет  в  мусорном  баке? Да  ещё  и  в  инвалидном  кресле! Видимо, бомж. Раньше  я  его  не  видела  в  нашем  дворе». Стараясь  не  думать  о  роющемся  в  пищевых  отходах  человеке, Ольга  Павловна  пыталась  себя  отвлечь  мыслями  о  детях  и  внуках. « Нет, я так  не  могу!» -  сказала  она  себе  и  начала  одеваться  для  выхода  на  улицу. Спускаясь  по  лестнице, женщина  надеялась, что  этот  несчастный  уже  уехал  и  ей  не  придётся  звать  его  в  квартиру. Но -   нет. Человек,  уже  промокший  насквозь, всё  ещё  пытался  выудить  из  грязного  бака  хоть  что-то  мало-мальски  похожее  на  еду.
                -  Здравствуйте! -  храбро  подошла  к  незнакомцу  Ольга  Павловна. – Что  Вы  здесь  делаете? Я  раньше  Вас  здесь  не  видела.
                -  А  что, нельзя? -  человек  недружелюбно  посмотрел  на  женщину. – Я  Вам  мешаю? Идите, куда  шли.
                -  Я  шла  именно  к  Вам  и  за  Вами. Предлагаю  подняться  ко  мне  в  квартиру, погреетесь, я  Вас  напою  горячим  чаем, отдохнёте.
Незнакомец  недоверчиво  посмотрел  в  сторону  говорившей: « То  ли  шутит  эта  бабка, то  ли  издевается?  Кто  же  его, такого  мокрого, грязного  и  вонючего  пустит  к  себе  в  дом?» Он  молчал, не  веря  своему  счастью.
                - Ну, долго  мы  будем  под  дождём  мокнуть? -  поторопила  его  Ольга  Павловна. -  Пойдёмте. – И  тут  же, смутившись,  поправилась: « Поезжайте  за  мной. Благо, у  нас  и  пандус  есть, Вы  легко  сможете  подняться».
Ольга  Павловна  развернулась  и  решительно  пошла  в  сторону  своего  подъезда. Пройдя  несколько  шагов, она  обернулась, инвалид  продолжал  сидеть  и  обречённо  мокнуть.
                -  Ну, же! Смелее! – подбодрила  женщина  и, увидев, что  незнакомец  двинулся  в  её  сторону, удовлетворённо  улыбнулась  себе.
                В  квартире  так  сладко  пахло  ванилином  и  корицей  от  свежей  выпечки, было  так  тепло  и  уютно, что  у  мужчины  на  глаза  навернулись  слёзы. Он  давно  отвык  от  домашней  еды, тепла  родных  и  уже  не  верил  себе, что  когда-нибудь  сможет  ещё  раз  ощутить  это  чувство  защищённости  и  спокойствия.
                -  Продвигайтесь  в  комнату, - скомандовала  хозяйка. – Не  переживайте, что  от  коляски  останутся  следы, я  уберу.  Сейчас  я  постараюсь  найти  Вам  сухую  одежду, у  меня  что-то  осталось  от  мужа, Вы  переоденетесь,  и  будем  пить  чай.
                -  Давайте  теперь  познакомимся. Меня  зовут  Ольга  Павловна. А -  Вас?
                - Николай  Петрович.
Мужчина  вдруг  улыбнулся  по-детски  трогательно, и  Ольга  Павловна  увидела  перед  собой  нестарого  ещё   мужчину, вполне  симпатичного.
В  голове  мелькнула  мысль: « Да, если  тебя  отмыть, постричь,  причесать  и  приодеть, ты  ещё  будешь  красавец  ого-го!»
                - Ну, расскажите  о  себе, кто  Вы, откуда, как  оказались  в  нашем  дворе?
                Потягивая  душистый  чай  с  мелисой  и  чабрецом, угощаясь  нежнейшим  круассаном, Николаю  Петровичу  сейчас  вовсе  не  хотелось  разговаривать. Он  просто  смаковал  каждое  мгновение  и  наслаждался  этим  мгновением, всё  ещё  не  веря  своему  счастью.  Но  хозяйка  требовательно  смотрела  на  него  и  ждала  ответа. Немного  помявшись, мужчина  начал  неторопливый  рассказ: « Родом  я  из  Новосибирска. Там  родился, окончил  школу, отслужил  армию  и  устроился  на  секретный  завод. Зарабатывал  прилично, денег  по  молодости  не  копил  и  не  считал. Появились  дружки, которые  «помогали» пропивать  зарплату. Вскоре  я  влюбился  в  девушку, красивую, умную, стройную. Начали  встречаться  и  быстро  поженились. От  завода  я  получил  трёхкомнатную  квартиру. Казалось  бы, вот  оно, счастье! Живи  и  радуйся! Поначалу  так  и  было. Жена  оказалась  чистюлей, во  всём  любила  порядок. Она  как-то  мудрёно  себя  называла  иностранным  словом, я  забыл, каким». -  Перфекционисткой, наверное? -  подсказала  Ольга  Павловна. - Перфекционизм — это  стремление  быть  безупречным, идеальным  во всем. « Вот-вот, именно  так, -  подтвердил  Николай  Петрович. – Сначала  мне  это  нравилось, приходишь  домой, а  там  -  чистота, уют, порядок. Но  постепенно  стало  раздражать: увидит  на  полу  крошечную  соринку, бросает  все  дела, хватает  пылесос  и  начинает  уборку  всей  квартиры. А  я, голодный, часами   жду  ужина. Дошло  даже  до  того, что  я  боялся  домой  приходить, если  вдруг  нечаянно  испачкаю  где-то  брюки. Обувь   приходилось   снимать  на  лестничной  площадке, не  дай, Бог, уличная  грязь  попадёт  в  дом. Жил  я  таком  напряге  несколько  лет, а  потом  «сломался». Частенько  стал  после  работы  задерживаться, появились  « на  горизонте»  старые  дружки, с  кем  по  молодости  зарплату  пропивал. В  семье  начались  скандалы. К  тому  времени  у  нас  уже  было  двое  сыновей. Жена  ругалась, мол, какой  пример  ты  подаёшь  детям? Я  и  сам  понимал, что  качусь  по  наклонной, но  остановиться  уже  не  мог. В  один  «прекрасный»  день  я  не  смог  попасть  домой, жена  сменила  замки, а  мне  выставила  чемодан  с  вещами  на  площадку  и  выгнала. Я  сначала  думал: « Ну, побесится  баба, да  и  успокоится. У  кого  в  семье  не  бывает  ссор? Одумается  и  позовёт  назад». Но  не  случилось. Первое  время  ночевал  у  друзей - приятелей,  хорошо  хоть  работа  была. Постепенно  мои  запои  становились  всё  продолжительнее, и  в  конце  концов  я   потерял  работу. Надо  было  как - то  выживать, я  начал  «путешествовать», брал  самый  дешёвый  билет  на  поезд  дальнего  следования  и  в  дороге  ходил  по  вагонам  просил  милостыню. Придумывал  какую - нибудь  легенду  типа  о  больной  жене, слёзно  рассказывал, а  люди  верили  и  отзывались. Летом  было  хорошо, переночевать  можно  было  и  в  парке  на  скамье. Постепенно  одежда  моя  поистрепалась, мыться - бриться  мне  было  негде, к  тому  же  я  потерял  паспорт, а  без  него  и  в  поезд  не  пускали. Вот  так  незаметно  я  потерял  человеческий  облик, махнул  на  себя  рукой  и  стал  натуральным  бомжем. Однажды  зимой  я  напился  вусмерть, а  был   сильный  мороз, я  пытался  греться  в  какой-то  теплотрассе, как  заснул – не  помню. Очнулся  уже  в  больнице  с  ампутированными  ногами. Кто - то  заметил  меня, уже  почти  закоченевшего, вызвал  «Скорую» помощь. Врач  потом  сказал, что  у  них  и  надежды  никакой  не  было, что  смогут  меня  спасти. Отогрелся  я  в  больнице, отоспался, отъелся, поправился  -  и  снова: « Да  здравствует  улица!»  А  потом  с  одним   корешом  приехал  в  ваш  город. Здесь  тепло, много  фруктов  и  ягод, красивая  река,  в  которой  летом  можно  купаться  и  стирать  одежду. Ольга  Павловна  слушала  Николая  Петровича  и  думала  о  своём: « Как  же  это  страшно, когда  ты  никому  не  нужен! Она  это  уже  испытала  на  себе  однажды. Но  у  неё  есть  квартира, дети, внуки -  всё - таки  какая - то  опора! А  тут  же  совсем  дело  -   дрянь! Человек  скитается  по  мусоркам, не  может  даже  помыться  и  постираться, питается  чужими  объедками  -  ужас  просто!» И  Ольга  Павловна  взялась  опекать  нового  знакомого. Взять  его  к  себе  на  постой  она, конечно, не  могла. Но  каждый  день  выносила  ему  поесть, иногда  приглашала  устроить  банно - прачечный  день. И  всё  это  время  женщина  обивала  пороги  казённых  учреждений, пытаясь  добиться  социального  пособия  или  определить  человека  в  Дом  сестринского  ухода. Но  наша  бюрократия  непробиваема. С  последней  надеждой  Ольга  Павловна  обратилась  к  главному  врачу  одной  из  больниц: « Еленочка  Александровна, дорогая! Помогите, пожалуйста! Положите  моего  знакомого  в  больницу. У  него  наверняка  есть  много  заболеваний. Пусть  он  хоть  недолго  полежит  у  вас, отогреется, подлечится. Пожалуйста! Я  Вас  очень  прошу, помогите!» Елена  Александровна  была  давней  знакомой  и  не  смогла  отказать  Ольге  Павловне  в  её   странной  просьбе. И  вот  чисто  выбритого, подстриженного, в  новой  опрятной  одежде, Николая  Петровича  на  такси  доставили  в  приёмный  покой.  К  нему  вышел  пожилой  лысоватый, невысокого  роста, хирург,  внимательно  осмотрел  прибывшего  и,  тяжело  вздохнув, произнёс: «К  сожалению, или  к  радости, «нашего»  здесь  ничего  нет. Я  при  всём уважении  к  Елене  Александровне  не  могу  положить  этого  человека  в  стационар».
                -  Я  так  и  знал, что  меня  не  положат, -  грустно  сказал  Николай  Петрович, украдкой  смахнув  с  глаз  набежавшие  слёзы,  и  покатил  свою  коляску  в  туманную  Неизвестность.