Как честность строить и жить помогает

Александр Бурьяк
  А ещё ж есть большие сложности с честностью. Она как бы возве-
личена и воспета, вот только сильно мешает личному обустройству,
хоть разорвись. Ты лееешь свою честность, как красотка -- свою
прекрасную физиономию, но красотка со своего лика, приближенного
к божественному, имеет, как правило, что-то хорошее (хотя тоже
зачастую не безусловно), ты же тщетно ждёшь воздаяния и пропуска-
ешь разнообразные возможности где-то что-то хватануть или как-то
продвинуться. Красотка имеет как минимум возможность любоваться
собой, ты -- тоже, а больше у тебя от твоей честности ничего и не
будет. Честность легко имитируется, поэтому она всё равно всегда
под подозрением. И нечестность больше, чем честность, востребова-
на окружающими. Если честно, то совсем честный человек попросту не
жилец: он очень неудобен, очень опасен и очень уязвим.

  Портит ли нечестность пресловутую карму, которая то ли есть, то
ли является выдумкой? Да откуда мне знать? Полагаю, что карму
портит не всякая нечестность, а только приносящая обществу больше
вреда, чем пользы, В КОНЕЧНОМ СЧЁТЕ. А более-менее точно измерять
всякое такое ведь невозможно. И соль в том, что житуха -- это
почти сплошные компромиссы и выборы между злом чуть поменьше и
злом чуть побольше. Значит, старайся особо не грешить -- и лад-
ненько. А если согрешил не по-крупному, то сильно не переживай
[что не развернулся пошире]: всё равно есть значительная неопре-
делёнка в том, что -- грех, а что -- нет. А кто думает, что такой
неопределёнки нету, тот явно дурак, используй его в качестве
расходного материала, чтобы их, дураков, чуть поубыло.

  Что я уже ТОЧНО знаю (но понял опять же очень не сразу), так
это то, что плебс уважает успех, а не щепетильность. Про благост-
ность щепетильности он лишь одобрительно треплется, потому что
"высокие качества" в других людях человечкам чаще выгодны, чем
вредны. На чужих "высоких качествах" можно ведь при случае слав-
ненько "ездить".

  И вот не надо думать, что своим нечестным поступком, получившим
огласку, ты испортишь себе репутацию и этим существенно ограни-
чишь свои возможности. На самом деле всё очень не так. А вот как.
Если твои нечестные делишки приведут тебя к большому успеху, те-
бе всё простят. И даже будут говорить про тебя (ну, очень мно-
гие), что на самом ты вполне честный, только дуракам это трудно
для понимания. А если ты будешь реально честным и соответственно
неуспешным, но [рыпающимся] чего-то важного добивающимся (= неиз-
бежно не угодишь какой-то "партии"), про тебя всё равно будут го-
ворить (представители этой "партии" по крайней мере), что ты под-
лая мразь, покушающаяся на святое. А ещё, конечно, что ты дурак,
псих, неудачник, бездарь и невежда. Другими словами, твоя чест-
ность и то, что про тебя говорят, -- это взаимно не связанные
вещи.

  В публичной карьере мелкая открытая нечестность бывает полезна
тем, что обеспечивает почву для пересудов о тебе, притягивает
внимание. Крупная нечестность рискована, а мелкая лишь приносит
скандальную славу. Если такая слава подходит тебе по твоему
имиджу -- лови возможности отличиться. То, на чём ты "раскрутил-
ся", потом более-менее забудется. Или потеряет значение. Или
получит своё изящное оправдание, убедительное для дураков.

  Искусство хорошо жить -- это далеко не в последнюю очередь
искусство определять, когда быть честным, а когда нет: не освоишь
его более-менее -- обречёшь себя на прозябание, на муки всякие,
а то и на глупую преждевременную смерть. А ты ж, может, ценное
существо во вселенной, раз всё-таки стремишься к честности, пусть
и умеренно, в пределах разумного.

  Раз вопрос с честностью такой сложный, его надо оставить особо
толковым людям на длительное научное исследование, а пока оно не
закончится, шибко не заморачиваться тяжестью своих не очень круп-
ных грехов. У меня же по части честности пока что есть только мой
личный большой опыт, говорящий, что непосредственного проку от
неё особо не видно, а вот неприятностей, наоборот, хватает. Акку-
ратной имитацией честности ты достигаешь того же, чего достиг бы
и реальной честностью, а хорошо ведь, когда у тебя ещё и нечест-
ность в арсенале: чуть что -- шибанёшь ею внезапно и от души по
этим чёртовым грешникам, полагающим, что ты наивный чистоплюй.