13. Дьявол и грехопадение- недоумение

Наталья Кольцова
Слияние с Троицей, единство с Богом- это цель христианского пути,  обОжение. Это ещё называется "венец". В дневнике святого Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (1896-1966) есть такое утверждение:
" Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает" . Значит , для обожения враг необходим? Нужен надрыв, преодоление? Так могла ли история развиваться без грехопадения? Думаю, ответ такой: возможно, грехопадение- это прежде-
временные роды, но роды были неизбежны. Рано или поздно надо было выйти из парника в открытый грунт.
Блаженный Августин  говорил:  "Нет ничего известнее учения церкви о первородном грехе, но в тоже время нет ничего таинственнее и недоступнее этого учения для человеческого понимания".
Но ещё более таинственной остаётся личность, ставшая причиной зла, грехопадения- дьявол, "лукавый", как назвал его Христос (Матфей 6:13), обманщик.  Грех по-гречески «амартия», то есть промах. Ошибочная цель. Хотим попасть к Богу, а попадаем к дьяволу. Грехопадение- это  ошибка, вызванная обманом  дьявола. В результате этой ошибки абсолютно у всех людей есть некий первородный грех.  Сам же дьявол- это ангел, по непонятной причине отвернувшийся от Бога.  Попытка осознать догмат натыкается на вопросы…
1. Люцефер, Денница, светозарный- архангел, ближайший к  Богу,  созданный Богом- значит благой , близко знающий Бога- абсолютное благо. И он по непонятной причине отворачивается от Бога, становится абсолютным, предельным злом. Обратно вернуться к Богу он уже не может. Кажется, его смысл- как у балаганного злодея: тупо всем вредить. Неслучайно церковь сатаны создана именно на голивудчине в Сан-Франциско. В основе МИЛЛИАРДОВ фикшнов, которые бесконечно читают и смотрят люди всей планеты, одна схема: есть коварный злодей , который всем мешает. Его разоблачают и наступает Happy End .  Цель этого злодея часто бывает не ясная, часто это просто больной маньяк. Люди получают огромное удовольствие от победы над злом. Но мне немного жаль этих маньяков. Все их ненавидят, но ведь они "держат" сюжет.
Но в чём же цель не голливудского а истинного дьявола , на что  он надеется- лучше нас зная могущество Бога? По догмату: причиной отпадения дьявола стала его свобода. Но обратно вернуться к Богу он не может. Клапан закрылся. Кстати, история грехопадения подчёркивает, что ЧЕЛОВЕК- ЕДИНСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ МИРОЗДАНЬЯ, ИМЕЮЩИЙ ВЫБОР. И ЕГО (НАШЕГО!) ВЫБОРА ОЖИДАЕТ ВСЁ МИРОЗДАНЬЕ. Даже Бог ограничен: Он абсолютно добрый. А человек уникален, он СВОБОДЕН в духовном смысле.
2. Первородный грех передаётся абсолютно всем младенцам, как некое биологическое наследственное заболевание, или как негативная карма, которую нельзя изменить. Даже у будущих святых, у Богородицы. А может и у Христа, ведь Он как все люди прошёл искушение дьявола. Но ведь душа ребёнка- от Бога. Ева, родив Каина, сказала: "Приобрела я человека от Господа" (Бытие 4:1). Моисей конечно-же не случайно приводит это утверждение. Ведь Каин- страшнейший злодей, братоубийца. Этот человек- тоже от Бога! Моисей это подчёркивает.
Псалом 138:13-16. "Ты (Господь) устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери" и т.д.
В толковании самой загадочной притчи Христа об управляющем: всё что мы имеем и душа, и тело- от Господа. Выходит, что и злосчастный первородный грех- тоже от Бога. Эта притча в начале 16 главы Евангелия от Луки. А 15 глава- это 3 ПРИТЧИ ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ- ЧТО ГРЕХОПАДЕНИЕ ЕСТЬ БЛАГО! После грехопадения люди стали дороже Богу. Христос как бы настаивает на этом, приводя подряд 3 притчи. Чтоб это было понятно всем категориям граждан: тем кто любит животных, кто любит деньги и кто любит детей. Об этом превосходстве людей над ангелами- Иоанн Златоуст (см. глава 21.Приложение). Запретное райское древо было познанием не только зла, но в первую очередь ДОБРА. Добро в уникальности людей по сравнению со всем остальным мирозданием.
Можно ещё спросить: почему нам так же как греховность, по наследству не передаётся праведность Христа? Или духовные качества передаются только биологическим наследникам?- Но это абсурд.  Ведь грехопадение было совершено случайно, непреднамеренно. Что нельзя сказать о Распятии. Сбой ведёт себя системно, а продуманная программа- нет. Это удивительно.
Да, абсолютно каждый человек имеет греховность, возможность выбора между добром и злом. Но это фундаментальное свойство человека, заложенное Богом, а никак не Адамом. "Вина" Адама только в том, что он зачал греховных существ. А те- других таких же, дальше больше. Но первых-то 2-х грешников создал Бог.
3. Дьявол- подчинённый Богу. Бог его попускает, контролирует.
Об этом книга Иова. Об этом множество свидетельств, особенно монахов,
святых.    Антоний Великий:
Христос, стоящий за деревом, ждал , желая видеть мужество испытуемого. 
Илларион Алфеев  «Происхождение зла»:
«Дьявол действует только в тех границах, в которых ему допускает Бог". 
Паисий Святогорец: " Бог не попускает ноше превышать наши силы". "И не введи нас во искушение, но избави от лукавого!"- просим мы Бога.
 Бог не только попускает, но и Сам посылает испытания! Они всегда по мере сил человека.  Блаженный Августин: "О, Господи, Ты всегда будешь исцелять мои раны, но никогда не перестанешь наносить их". Августин переиначивает слова псалма  70:20 и друга Иова (Иов 5:18) "Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает и Его же рука врачует". Обратите внимание: Библия в отличии от Августина подчёркивает, что Бог посылает сначала беду потом радость. Если наоборот- то это дьявол. Но в Исайе 45:7 Бог Сам говорит: " Я образую свет и творю тьму, делаю мир и ПРОИЗВОЖУ БЕДСТВИЯ".
 На иконе "Моление о чаше" ангел (а не дьявол) протягивает Христу чашу страдания.  Иисус говорит Петру:  "Вложи меч в ножны. Неужели
мне не пить чаши, которую ДАЛ МНЕ ОТЕЦ"(Иоанн 18:11)
4. Если изгнание из рая- это наказание, то после исправления люди должны вернуться обратно, в Междуречье. Но уже в Бытии 28: 12 говорится о лестнице, "лестнице Иакова" (так иногда называют трап на корабле или лифт)- в небо. О лестницах в христианстве я писала в главе "Идея эволюции".  Ангел на Александрийском столбе указует на небо, а не на юго-восток, где был рай.
5. Отношение к прародителям*. "Чти отца своего и мать свою". А ведь это, как говорят англичане,  grand (великие)-отец и мать, точнее grand в n-степени. Они первыми вышли, так сказать, в открытый космос, в материальный мир. А их считают виновниками АБСОЛЮТНО ВСЕХ бед.
В каждом христианском алтаре есть частичка мощей святого. Под главным Алтарём христианства- Голгофой- могила Адама. Так он святой или разрушитель идеального рая?
6. Ну и ГЛАВНОЕ НЕДОУМЕНИЕ. Наша вера в Бога подкрепляется тем, что мы видим, как СОВЕРШЕННО УСТРОЕН МИР. От созвездий до букашек. В спорах с атеистами, "обожествляющими" случайность, христиане приводят аргумент: "невероятная, восхитительная сложность окружающего нас мира. Удивительное многообразие форм, их гармоническая слаженность."((13)).
 Как же был отлажен догреховный мир, если там были все эти многообразия и не было зла! И вот всё это в одночасье испортилось по вине духовно незрелой парочки! Ну не может этого быть! Тогда всё бессмысленно.  Любая гиперидеальная система должна иметь идеальную защиту от пользователей, которые не читают инструкции.  Где люди и где Бог? История грехопадения учит (см.пункт 1), что миссия человека чрезвычайно важна в эволюции мироздания. Это да. Но не на столько же, чтоб кардинально разрушить планы Создателя.
* Прародители- Адам и Ева. Иногда их называют "праотцы", но это обозначение всех ветхозаветных святых.