Добро

Сергей Михальчук 1
Добро - рождение в самосознании человека его «Я» как осознания им своей соборности - «Я как Мы» или множественности своего «Я» - «Я + Другие»…
Добро, далее Д., - это одна из корневых категорий онтологии, наряду с такими категориями как бытие, сознание, благо, истина и т.д. и т.п.
В богословии Д. предстаёт перед нами как одно из имён Бога, так же как Благо, Истина, Жизнь, Правда, Путь и прочие…
В этике и психологии Д. является нормативно-оценочной категорией морального состояния сознания, характеризующей его положительные качества. Выступает как противоположность понятию «зло»…
Отличие духовного (пневматологического или пневмологического) понимания Д. как имени Бога и божественного нравственного качества, от душевного (психологического) понимания Д., заключается в том, что в последнем оно - дихотомично! Добро и зло здесь выступают как дихотомия, во всех сторонах психологической жизни сознания: и в философии, и в этике и в религии. Они составляют формальную пару нормативно-оценочных категорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих, в обобщённой форме, с одной стороны - всё должное и морально-положительное, приветствуемое обществом, а с противоположной стороны - морально-отрицательное и социально осуждаемое. При этом внутренние мотивы социального поведения человека остаются, большей частью, за рамками внимания, социальных исследований, так как игнорируется ипостасность (духовность в библейско-евангельском её понимании) человеческого сознания.
Социум, исторически, в своих псевдо духовных изысканиях, всегда рассматривает «добро и зло» как равновесные антагонистические силы, одинаково участвующие и абсолютно необходимые силы, создающие и движущие бытие мира и человека. В отличие от этого, христианское откровение говорит об антиномии «добра и зла», придавая её онтологическое, пневмологическое, а не психологическое содержание: - «Добро это внутреннее качество человека, которое даётся ему с самого рождения (сущности), а зло является последствием его же грехов, то есть зло исходит от него самого же, а не от Бога...»
Вся сложность восприятия «добра и зла» заключается в том, что: - «Бог даровал человеку свободу считать добром то, что добром человек сам хочет считать для себя добром».
Согласно откровению, источником добра является Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) служит совесть человека, которая называется - голосом Бога.
Следствием добра выступает любовь. Совершенная любовь изгоняет из жизни человека зло и страх. И совершенное добро, без малейшей примеси зла, соединяет воедино человека и Бога. А всё, что их разделяет - это зло! Поэтому откровение говорит, что зло не имеет самостоятельной сущности, но есть - путь умаления добра...

Интернет-источники: {3}.