лс. Пушкин и Сатана II

Поль Читальский
часть 2
 о сатанинских зигзагах в лирике  Нашего Всего и Навсегда (НВН)

***
Пушкин знает исходную миссию сатаны в Генезисе (Берейшит, Начале) книги Бытие – стартовому тексту собрания из 39 ливров, образовавших каноническую Библию:

(а) в пародирующей христологию и ее догмат о непорочном зачатии и святости (бесгреховности и целомудрии Святой Троицы и Святого Семейства) - в Гавриилиаде:

Умолкнул бес. Мария в тишине
Коварному внимала сатане.
«Что ж? — думала, — быть может, прав лукавый;
Слыхала я: ни почестьми, ни славой,
Ни золотом блаженства не купить;
Слыхала я, что надобно любить...
Любить! Но как, зачем и что такое?..»

Подумала Мария:
«Нехорошо в саду, наедине,
Украдкою внимать наветам змия,
И кстати ли поверить сатане?

Друг демона, повеса и предатель...
Раскаянье мое благослови!
Приемлю я намеренья благие,
Переменюсь: Елену видел я;
Она мила, как нежная Мария!
Подвластна ей навек душа моя.
Моим речам придай очарованье,
Понравиться поведай тайну мне,
В ее душе зажги любви желанье,
Не то пойду молиться сатане!

Усталая Мария
Подумала: «Вот шалости какие!
Один, два, три! — как это им не лень?
Могу сказать, перенесла тревогу:
Досталась я в один и тот же день
Лукавому, архангелу и богу».

В этой поэме Сатана предстал хранителем тайных знаний Творения о Добре и Зле, об истинном источнике Зла и его потомках Грехах, о Сущем, Смерти, Вечной Жизни и  Бессмертии = о реальном смысле богоподобия = основном принципе Творения адамитов «по образу и по подобию Его»

В Демоне (1823)  Сатана уже злобный гений все отрицающий и все проклинающий или отвергающий все, что условно принято считать добром и добросодержащим…

В Онегине - романе  сатиры нравов (!) - на подходе к его геометрическому и семантическому центру (!):
Так ваша верная подруга
Бывает вмиг увлечена:
Любовью шутит сатана.

II

Миссия Сатаны по мере становления демонологии Церкви Христа:

*а)
библейский лик и миссия:
- Оппонент Творца при защите проекта создания адамитов по образу и по подобию с бессмертной и неистребимой душой, свободным духом и активированным разумом

- Обвинитель людства в неисправимых неистребимых грехах

- Бунтовщик, отказавшийся пасть ниц перед адамом ишей Адамом и стать слугой того, кто признан Творцом вершиной всех акций своего Творения в Шестиднев

- Обвинитель адамитов на суде Творца по делу греховности адамитов (реально – по делу и нарушении одного единственного запрета и (главное и сущностное!) риске стать богоподобными из-за активного пытливого интеллекта

- Очернитель адамитов

Прим.
Амфитеатров А.В. в работе «Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков – 1911» в главе «Родословие и эволюция Сатаны» вывел следующее:
«Всем известен поэтический миф о возмущении и падении ангелов. Этот миф внушил Данте несколько стихов — из числа прекраснейших в «Аде», а Мильтону — незабвенный эпизод «Потерянного Рая». В христианстве миф этот разными отцами и учителями церкви по-разному излагался и окрашивался. Между тем под ним нет решительно никакого иного основания, кроме толкования одного стиха у Исайи и нескольких довольно темных мест в Новом Завете.
В чем заключалась точная причина к бунту духов против своего Творца, легенды изъясняют схоже в общей психологии мифа и очень разно в подробной мотивировке.
В одном из общеизвестных мест Корана говорится, что ангелам было поведено преклониться пред Адамом, наместником Аллаха на земле, но Эблис (дьявол), полный гордыни, отказался совершить это поклонение.
Другой миф, совершенно иного характера, но не менее поэтичный и усвоенный писателями, как еврейскими, так и христианскими, рассказывает об ангелах или сынах божьих (bene haelohim), которые, увлекшись дочерями человеческими (beno haada’m), пали с ними и, в наказание за грех, были изгнаны из царства небесного и из ангелов обратились в демонов. Этот второй миф освящен, как излюбленная тема, стихами Мура и Байрона.
Таким образом, оба мифа признают демонов падшими ангелами, а падение их связывают с грехом: в первом случае — с гордостью или завистью, и с преступную любовью — во втором.
Но это лишь легенда, а не история Сатаны и товарищей его.»
В Книге пророка Захарии, приблизительно датирующейся концом VI века до н. э., описано видение, в котором первосвященник Иисус предстает пред судом Божьим. По правую руку от Иисуса стоит сатана, “чтобы противодействовать ему”, т. е. выступать в роли обвинителя. : Бог упрекает его за попытку обвинить праведного человека (Зах. 3:1-2)
В первых двух главах Книги Иова, созданной приблизительно на сто лет позднее, чем Книга пророка Захарии, сатана по-прежнему остается обвинителем грешников, но здесь его злонамеренность уже вполне очевидна
С.С. Аверинцев  в заметках «Сатана» для энциклопедий мифов мира  подвел  итог толкованиям библейских версий  миссии Сатаны у евреев-иудеев :
«По своей природе Сатана подобен ангелам («сынам Элохима»), в кругу которых предстаёт пред лицом Яхве (Иов 1, 6). Его отношенияс Яхве поначалу не ясны, хотя очевидно, что он зависим от Яхве и боится его запретов (Иов 1, 12; 2, 6; Зах.3, 2); но человеку он во всяком случае враг и порочит его перед Яхве (Иов 1, 9—10), что даёт ему роль не то прокурора на суде Яхве, не то интригана и наушника при его дворе «

*б)
В последующей истории теологии, догматического богословия изменены лик и миссия Сатаны = из носителя Правды, Гнозиса и Истины усилиями теологов и богословов христологии он превращен в:

- Совратителя адамитов, сутенера  и греховодника

- Злого искусителя и злоумышленника = Змия первородного греха, соблазнившего иши Адама (еще даже не Еву, коей она стала только после Приговора Его об Изгнании адамитов из Рая)

- Очернителя адамитов

- Совратившего себя искушением плоти и половой связьюс грязными греховными совращенными и наказанными дщерями землян

- Падшего взбунтовавшегося Ангела превратившего в итоге злобного Демона

- Левиафана Земли, Духа Тартара и Люцифера предела Ада (Запредельного)

- Князя Мира сего и главкома армии Демонов, Злых Духов и расзношерстной разнопородной и разномастной банды Нечистой силы Тьмы


III

Знал ли Пушкин об исходной миссии Бога  - обычного для практики НИОКР оппонента на защите проекта Творения?

Ведь против создания адамитов выступили в начале процесса зашиты  три ведущих началаба – супер ангелы = Тора, Правда и Мир!

Не ангел ли Правда была превращена затем в Сатану!? или добровольно  пошла «до конца» !?

Не был ли этот Сатана носителем Гнозиса, отцом всего гностицизма, Богом гностиков  и держателем истинных знаний о замысле и ошибках Творения, об истинном источнике Зла и Греха ?

Не эта ли миссия сатаны легла в основу легенды о Докторе Фаусте с его приятелем Мефистофелем?

И не двойник лишь Фауста этот Мефисто ?

И не в этом ли источник сальеризма (включая сальеризм Пушкина и его друга Вяземского) ?