лс. Пушкин и Сатана I

Поль Чтецкий
Пушкин, Иов и Сатана

Тема заметки =
= о каком сатане или Сатане  вело речь Наше Всё в своих не стихийных стихо-творениях
= характер демонологии или сатановедения в лирике  Пушкина
= отчего такое увлечение нашего гения книгой библейского  Иова

I

В ЭРЖД  (романе «Евгений  Онегин» = сатире нравов а ля Беппо лорда Байрона) Сатана Пушкиным упомянут по делу  всего два  раз:

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.
XXI.
Зато любовь красавиц нежных
Надежней дружбы и родства:
Над нею и средь бурь мятежных
Вы сохраняете права.
Конечно так. Но вихорь моды,
Но своенравие природы,
Но мненья светского поток...
А милый пол, как пух, легок.
К тому ж и мнения супруга
Для добродетельной жены
Всегда почтенны быть должны;
Так ваша верная подруга
Бывает вмиг увлечена:
Любовью шутит сатана.

ГЛАВА ОСЬМАЯ.
XII.
Предметом став суждений шумных,
Несносно (согласитесь в том)
Между людей благоразумных
Прослыть притворным чудаком,
Или печальным сумасбродом,
Иль сатаническим уродом,
Иль даже Демоном моим.
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

И в черновиках вариации сатанизма:
Любовь уносит Сатана
А чем не шутит Сатана

II

Зато еще раньше в 1821 г Пушкин отдал сатане (не Сатане! = дьявольская вечно у Пушкина разница!  = т.е. с громадным знанием темы и дела сатанизма и демонологии)  должное в своей пародии на генезис христианской любви  и на всю догматическую Святую Троицу Святого семейства - в поэме «Гавриилиада»:

Но, старый враг, не дремлет сатана!
Услышал он, шатаясь в белом свете,
Что бог имел еврейку на примете,
Красавицу, которая должна
Спасти наш род от вечной муки ада.
Лукавому великая досада —
Хлопочет он. Всевышний между тем
На небесах сидел в унынье сладком,
Весь мир забыл, не правил он ничем —
И без него всё шло своим порядком.
***
Возможно ли? О, чудо из чудес!
Кто ж говорил Марии простодушной,
Кто ж это был? Увы, конечно, бес.
Краса змии, цветов разнообразность,
Ее привет, огонь лукавых глаз
Понравились Марии в тот же час.
Чтоб усладить младого сердца праздность,
На сатане покоя нежный взор,
С ним завела опасный разговор:
«Кто ты, змия? По льстивому напеву,
По красоте, по блеску, по глазам —
Я узнаю того, кто нашу Еву
Привлечь успел к таинственному древу
И там склонил несчастную к грехам.
Ты погубил неопытную деву,
А с нею весь адамов род и нас.
Мы в бездне бед невольно потонули.
Не стыдно ли?»
— «Попы вас обманули,
И Еву я не погубил, а спас!»
— «Спас! от кого?»
— «От бога».
— «Враг опасный!»
— «Он был влюблен...»
— «Послушай, берегись!»
— «Он к ней пылал...»
— «Молчи!»
— «...любовью страстной,
Она была в опасности ужасной».
— «Змия, ты лжешь!»
— «Ей-богу!»
— «Не божись».
— «Но выслушай...»

Подумала Мария:
«Нехорошо в саду, наедине,
Украдкою внимать наветам змия,
И кстати ли поверить сатане?
Но царь небес меня хранит и любит,
Всевышний благ: он, верно, не погубит
Своей рабы, — за что ж? за разговор!
К тому же он не даст меня в обиду.
Да и змия скромна довольно с виду.
Какой тут грех? где зло? пустое, вздор!» —
Подумала и ухо приклонила,
Забыв на час любовь и Гавриила.
Лукавый бес, надменно развернув
Гремучий хвост, согнув дугою шею,
С ветвей скользит — и падает пред нею;
Желаний огнь во грудь ее вдохнув,


***
Умолкнул бес. Мария в тишине
Коварному внимала сатане.
«Что ж? — думала, — быть может, прав лукавый;
Слыхала я: ни почестьми, ни славой,
Ни золотом блаженства не купить;
Слыхала я, что надобно любить...
Любить! Но как, зачем и что такое?..»
А между тем вниманье молодое
Ловило всё в рассказах сатаны:
И действия, и странные причины,
И смелый слог, и вольные картины...
(Охотники мы все до новизны.)

***
Но вдруг восстал, исполнен новым жаром,
И сатану нечаянным ударом
Хватил в висок. Бес ахнул, побледнел —
И ворвались в объятия друг другу.
Ни Гавриил, ни бес не одолел:
Сплетенные, кружась идут по лугу,
На вражью грудь опершись бородой,
Соединив крест-накрест ноги, руки,
То силою, то хитростью науки
Хотят увлечь друг друга за собой.

**
Подумала Мария:
«Нехорошо в саду, наедине,
Украдкою внимать наветам змия,
И кстати ли поверить сатане?
Но царь небес меня хранит и любит,
Всевышний благ: он, верно, не погубит
Своей рабы, — за что ж? за разговор!
К тому же он не даст меня в обиду.
Да и змия скромна довольно с виду.
Какой тут грех? где зло? пустое, вздор!» —
Подумала и ухо приклонила,
Забыв на час любовь и Гавриила.
Лукавый бес, надменно развернув
Гремучий хвост, согнув дугою шею,
С ветвей скользит — и падает пред нею;
Желаний огнь во грудь ее вдохнув,

**
Аминь, аминь! Чем кончу я рассказы?
Навек забыв старинные проказы,
Я пел тебя, крылатый Гавриил,
Смиренных струн тебе я посвятил
Усердное, спасительное пенье:
Храни меня, внемли мое моленье!
Досель я был еретиком в любви,
Младых богинь безумный обожатель,
Друг демона, повеса и предатель...
Раскаянье мое благослови!
Приемлю я намеренья благие,
Переменюсь: Елену видел я;
Она мила, как нежная Мария!
Подвластна ей навек душа моя.
Моим речам придай очарованье,
Понравиться поведай тайну мне,
В ее душе зажги любви желанье,
Не то пойду молиться сатане!
Но дни бегут, и время сединою
Мою главу тишком посеребрит,
И важный брак с любезною женою
Пред алтарем меня соединит.
Иосифа прекрасный утешитель!
Молю тебя, колена преклоня,
О рогачей заступник и хранитель,
Молю — тогда благослови меня,
Даруй ты мне беспечность и смиренье,
Даруй ты мне терпенье вновь и вновь,
Спокойный сон, в супруге уверенье,
В семействе мир и к ближнему любовь!

Сатана в этой поэме, за которую Пушкин был подвергнут по решению грозного Синода уголовному преследрванию с риском оказатьв казематах Соловков иль и вовсе у таманных берегов , выступил главным персонажем вертепа и сексуальных приключения небожителей = он показал пример  сношений с молодой еврейкой Машей и…ему последовали с большой охотой и эффективнсотью и апостол Гавриил в чине архангела и Сам  Творец,в чинах не нуждающийся :

 Усталая Мария
Подумала: «Вот шалости какие!
Один, два, три! — как это им не лень?
Могу сказать, перенесла тревогу:
Досталась я в один и тот же день
Лукавому, архангелу и богу».

III
Аспектация демонологии Пушкина

Мы привели подробные описания деяний сатаны, который у Пушкина реализует не библейскую функцию обвинителя адамитов, а функцию их испытателя  и совратителя

При этом отметим два существенных момента демонологии Пушкина :

1) главное для него прегрешение сатаны  = соращение жен и делание их мужей рогачами, покровителем которых заявлен отчим Христа  - столяр или плотник Иосиф = по совместительству официальный или формальный муж любвеобильной молодой еврейки Марии
2) сатана не имя – а миссия или функция, ибо написана с прописной буквы (!) 
3)

Зло у него соблазнительно , хотя и губительно

***
Чижов А.Г.  в заметке  «...как говорит бог Иова или Ломоносова» (1991) сообщил :
« Книга Иова всегда пользовалась особым вниманием Пушкина. В 1832 г. П. В. Киреевский писал Н. М. Языкову: «Пушкин был недели две в Москве, и третьего дня уехал. Он учится по-еврейски, с намерением переводить Иова».
 В литературе уже отмечалось, что этот не воплощенный в жизнь замысел все же получил отражение в творчестве Пушкина — в его поэме «Медный всадник».
 Несколько раньше, в 1828 г., он предполагал предпослать стихотворению «Чернь» цитату из Книги Иова: «Послушайте глагол моих»
Первые же упоминания имени Иова мы находим в переписке Пушкина периода южной ссылки: «милейшим Иовом Ловеласом» («aimable Job lovelace») называет он своего корреспондента (А. Н. Раевского?) в октябрьском письме 1823 г. (XIII, 71), а 29 июня 1824 г. взывает к А. А. Бестужеву: «Мужайся — дай ответ скорей, как говорит бог Иова или Ломоносова» (XIII, 101).

**
А теперь attention ! 
Пушкин потому так работал с книгой Иова, что в ней впервые и почти единственный раз упомянут в Библии сатана:
 В первых двух главах Книги Иова, созданной приблизительно на сто лет позднее, чем Книга пророка Захарии, сатана по-прежнему остается обвинителем грешников, но здесь его злонамеренность уже вполне очевидна
(см. Беляев Федор. Происхождение Сатаны- мифы и легенды, христианство)
 
или :
 
По своей природе Сатана подобен ангелам («сынам Элохима»), в кругу которых предстаёт пред лицом Яхве (Иов 1, 6). Его отношенияс Яхве поначалу не ясны, хотя очевидно, что он зависим от Яхве и боится его запретов (Иов 1, 12; 2, 6; Зах.3, 2); но человеку он во всяком случае враг и порочит его перед Яхве (Иов 1, 9—10), что даёт ему роль не то прокурора на суде Яхве, не тоинтригана и наушника при его дворе
(см. Аверинцев С. С. Сатана)

Справедливости ради:
1) первым о Сатане как противнике  (оппоненте) Бога  сказал в Библии пророк Захария
Слово “сатана” в более привычном нам значении появляется в двух более поздних фрагментах, написанных после вавилонского пленения. Здесь сатана (satan) – это ангел, принадлежащий к окружению Иеговы и выступающий в роли обвинителя грешников перед Богом. В Книге пророка Захарии, приблизительно датирующейся концом VI века до н. э., описано видение, в котором первосвященник Иисус предстает пред судом Божьим. По правую руку от Иисуса стоит сатана, “чтобы противодействовать ему”, т. е. выступать в роли обвинителя. В этом фрагменте дан лишь намек на то, что сатана относится к своей задаче чересчур ревностно: Бог упрекает его за попытку обвинить праведного человека (Зах. 3:1-2).
(см. Беляев Федор. Происхождение Сатаны- мифы и легенды, христианство)
2) Эту миссию Сатаны сохранили арабы в Коране:
На одной из иллюстраций персидского текста Корана  ангелы склоняются перед недавно созданным Адамом, но Иблис (вверху справа на картинке) отказывается падать ниц
(см. рис. на титуле)
3) Первыми противниками (сатанами или сатанистами) по Мидрашам  выступают уже три ангела до начала шестого дня Шестиднева:  Тора, Мира и Правда были против создания адама как идеального образца греховного существа !


III
Аспектация демонологии Пушкина

Отметим  наиб  существенные моменты демонологии Пушкина :

A- главное для него прегрешение сатаны  = совращение жен и делание их мужей рогачами, покровителем которых заявлен отчим Христа  - столяр или плотник Иосиф = по совместительству официальный или формальный муж любвеобильной молодой еврейки Марии
B- сатана у АСП не имя – а миссия или функция, ибо написана с прописной
        буквы (!) 
C- Зло у него соблазнительно , хотя и губительно
D- Архангел Гавриил у АСП = Младых богинь безумный обожатель, Друг демона, повеса и предатель... Друг  демона!  Предатель …  Т.е. пушкинский сатана – свой среди своих в ОКБ небожителей и его функционал прописал в проекте «Жизнь Люди на Земле» исходно и с умыслом…. А вот добрым или злым = иное и нам непонятное дело = ибо тайну и критерии Добра и Зла Творец от нас злоумышленно скрыл, а пытавшихся ее понять и ими овладеть он просто прогнал со своей дачи «Рай» (т.е. просто огороженное место с садом и огородом и садовником и сантехником ишей адамом Адамом в нем)
E- Это всё у Нашего всего и Навсегда выдает глубокое знание и предельное понимание им гностической природы сатаны

О миссиях сатаны и Сатаны в истории демонологии христианства мы потолкуем в отдельном месте в отдельное время …

Chiao

***
На титуле изображено понимание персами миссии Иблиса = коим они прозвали сатану библейского = отказ падать ниц пред телом только что созданного первого образца адамитов