Мои сибирские корни

Таня Киселёва
     О своих сибирских корнях знала мало.
Беседы с отцом, выдержки из его фронтовых писем о родных, воспоминания родственников, некоторые знания истории государства Российского и логическое мышление, а в последние время и помощь интернета, позволили мне собрать по крупицам сведения о наших сибирских корнях.
Это увлекательное исследование семейных, родовых корней напомнило мне разгадывание затейливого генеалогического ребуса.
     Все началось с вопроса к моему двоюродному брату о годе рождения нашего сибирского дедушки Марка. 
      Оказалось, что на могильной плите моего деда, Марка Яковлевича Киселева, в далекой сибирской деревеньки Зарбь, значится только год смерти-1946. Эту дату выбили по заверению младшей дочери деда, тети Марии, при замене полуразрушенного креста на памятник.
     В детстве отец, конечно, рассказывал о своих родителях, но в то время мне было это не интересно, а теперь отдала бы всё, чтоб узнать, но уже не у кого.
   Кое-что из рассказов отца навсегда стерлось из памяти, но некоторые даты и моменты остались даже после прошествии стольких лет. Сейчас на 76 году жизни трудно вспомнить подробности этих рассказов, но то, что поразило детское воображение, периодически всплывает из глубин памяти.
     Так, рассказывая о Сибири, об охоте в тайге, отец упоминал о моем деде Марке, как о хорошем охотнике.  Это подтверждают и воспоминания старожилов д Зарбь, добрым словом поминавших деда Марка, во время моей поездки на родину отца. В суровые, голодные годы Великой Отечественной войны колхоз работал на фронт; хлеб и мясо - все для фронта. Будучи преклонного возраста дед на фронт призван не был, работал в колхозе, еще и охотился. Занятие охотой и рыбалкой помогало не только выжить его семье, но и снабжать дичью соседей по деревне в голодные военные годы.
      Но увлечение охотой сыграло и трагическую роль в судьбе деда.
После войны дед продолжал в одиночку уходить в тайгу на охоту и рыбалку.
И однажды, в конце зимы, проверяя «МОРДЫ», так называемые рыболовные снасти, установленные по речушке, дед увидел медведя-шатуна, лакомившегося чужой добычей. Поспешив ретироваться дед Марк случайно провалился в полынью, промок, и после многокилометрового возвращения домой, простудился, слег и умер от воспаления лёгких.
     Предполагаю, что этот рассказ засел в моей памяти потому, что уж больно странное название «МОРДА» было у рыболовной снасти, да и рассказ о медведях шатунах, не спящих зимой, услышала впервые.
      В одном из писем с фронта, написанных к моей маме в 1945 году, в котором мой отец знакомил со своими родственниками, прочитала:

    «Мать умерла 1927 году, есть сестра, которую я выписал в Владивосток и учил на свои средства, теперь она работает самостоятельно, ей 25 лет.
Брат 1924 г рождения, на фронте. Вот и все мои близкие родственники.
     Вношу ясность, когда умерла мать, отцу было 50 лет, он женился на девушке, теперь имеет 2х детей, живут и здравствуют.
Изредка с ними поддерживаю письменную связь.»

     Становится ясно, что вдовец Марк остается с двумя малолетними детьми на руках - с 7летней Ольгой и трехлетним сыном Григорием.
Из рассказа дочери от этого 2го брака, моей тетки Маруси, разница в возрасте у родителей была в 20лет, вторым ребенком в этом браке был мальчик. (умер в малолетстве). Вторая жена тоже Татьяна   (дев.фамилия -Салимон.) - мачеха отца (в деревни её звали Марчиха)
     Если в 1927 году деду было 50, то родился он около 1877г. Так что зная год смерти (1946) и год его рождения – 1877г можно с большой долей вероятности сказать, что прожил дед Марк Яковлевич Киселев -69 лет.
     О сибирской бабушке Татьяне, матери моего отца, знаю немного.
Отец говорил, что меня Татьяной назвали в ее честь, а умерла она в 34 года при родах.(четвертого ребенка) Видно эта трагическая весть о бабушке так застряла в подкорке, что я подсознательно боялась иметь детей, вот Бог и не дал.
В одном из фронтовых писем отца прочитала;

    «Мать (покойница) с Украины в Сибири с 1907 года».

     Если учесть, что умерла она 1927г в возрасте 34 лет, то в 1907 году ей было всего 14 лет. А если учесть, что 1907г приходится на время аграрной столыпинской реформы (1906-1910), времени массового переселения крестьян с Украины и центральных районов России в Сибирь, то с большой долей вероятности можно сказать, что 14 летняя Татьяна была членом семьи переселенцев с Украины.
    По достижении Татьяной 17лет, её выдали замуж за Марка в 1910, через год, в 1911 родился мой отец, нареченный популярным в тех местах именем Иннокентием.
    В свидетельстве о рождении, выписанном по метрическим данным Тангуйской церкви, в которой крестили Иннокентия, родителями прописаны: Марк Яковлевич Киселев и Татьяна Степановна Киселева.
А девичья фамилия была Татьяны Степановны была Артеменко.
Итак, выяснила что, мои прадеды: Яков Кисель- отец дедушки Марка и Степан Артеменко. - отец бабушки Татьяны
   

О родителях Марка (моих прадедах)
   Запомнилось, что при рассказе о сроках службы в армии отец говорил, что его дед Яков Кисель (мой прадед) был солдатом, отслужил 25 лет царю и отечеству. По национальности Яков, был русским, с детства запомнились названия городов Гомель,Новозыбков,Стародуб …У Якова было два сына  и дочь.
 Если учесть, что в рекруты в царское время забирали в 17 лет, то прослужив 25 лет, после окончания службы, деду было 42г. После окончания службы Яков Кисель женился, его первенец -Марк Яковлевич (мой дед) родился, как выяснено, в 1877г. Зная это не мудрено вычислить и год рождения Якова Киселя -1835г (1877-42=1835)
По подсчетам историков в начале XIX века до 90% солдат были выходцами из крестьянского сословия. Армия почти наполовину состояла из бывших крепостных.
Очевидно, Яков, по прозвищу Кисель, мой прадед по отцовской линии, родившийся в 1835г., был крепостным крестьянином. (Крепостное право было отменено только в 1861г).  В 17лет Яков был отдан помещиком в рекруты и прослужил 25 лет солдатом верой и правдой царю и отечеству.
   Отдавали в рекруты молодых людей. Пожизненная или 25-летняя служба в глазах односельчан и самих рекрутов была равносильна смерти. Даже если солдат выживал в многочисленных сражениях, считалось, что он забывал крестьянский труд, и поэтому с рекрутом прощались, как с умершим, пели на проводах похоронные песни, родные плакали. Семья не надеялась увидеть снова сына.
 
Грустная русская народная песня- «Последний нонешний денечек» как нельзя лучше показывает настроение рекрута и его семьи:
Последний нонешний денечек
Гуляю с вами я, друзья!
А завтра рано чуть светочек
Заплачет вся моя семья,
Заплачут братья мои, сестры,
Заплачут мать и мой отец…..»,

     Рекруты должны были соответствовать требованиям по состоянию здоровья и возрасту. В начале XIX века увечных, страдающих болезнями глаз, глухих, слабоумных, а также беззубых, худых, «шелудивых» и даже лысых и низкорослых признавали негодными к службе. Могли забраковать и кандидата, чей рост был менее двух аршин и трех вершков — 155,4 см.        На комиссии тем, кого признавали годными, выбривали волосы на лбу. Считалось, что человеку с таким отличительным знаком труднее сбежать. От этой традиции родились выражения «брить лбы», «забрить в армию».
    Так что призванный в рекруты Яков Кисель был вполне стандартным по тем временам хлопцем.
А вот о характере Якова Киселя можно судить по его кличке. Характер, вполне возможно был мягкий, покладистый, особенно не инициативный, (ни рыба, ни мясо), что и способствовало прослужить в солдатах 25 лет. Ведь в те времена рекруты редко дослуживали до 25 летнего стажа.
    XVIII–XIX веках Россия проводила десятки войн и сражений: присоединяла новые территории и отражала нападение врагов. Битвы вели военачальники, но основной силой армии были солдаты-рекруты, вчерашние крестьяне, которых вырвали из привычной им жизни.
Если вспомнить о войнах периода с 1850 по 1880, то можно думать, что прадед поучаствовал хотя бы в одной из нижеприведенных баталиях:
Крымской войне 1853-1856 г.
 (Синопское сражение, Оборона Севастополя (1854-1855), результатом которой было поражении России, Парижский мирный договор. Запрет России держать флот и крепости на «нейтральном» Черном море, Присоединение Бессарабии и дельты Дуная к Молдавскому княжеству (вассалу Османской империи.).
или   
Русско-турецкой войне 1877-1878г.
С победой Российской империи. (Оборона Шипки, Осада Плевны,, сражение под Шейново. результатом которой было присоединение к России Южной Бессарабии, Карсской и Батумской областей. Сан-Стефанский мир
  Солдат Яков Кисель выжил, но особых подвигов за ним не числилось. Кличка КИСЕЛЬ говорит сама за себя. Кисель, киселем, но успел после окончания службы в 42 годы женится, родить двух сыновей (Марка и Свиридова) и дочку Лукерью.  Семья жила в с.Ивановка, Черниговской губернии.
     До конца 19 века большая часть населения не имела фамилий: в деревнях одного человека отличали от другого по отчеству и прозвищу.   В 1888 государство обязало россиян иметь фамилии. Указ Сената гласил: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».
 Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем или именем Кисель, со временем получили фамилию Киселевы.
О жене Якова Киселя ( прабабке) могу сказать только следущее:
      В памяти осталось, как в 1956-1957 годах мы отдыхали на Украине. Припомнился случай на базаре. Нам нужна была подвода, чтобы доехать до хутора, где мы проводили лето ..Подойдя к трем цыганкам на базаре отец как-то очень игриво заговорил на цыганском. Даже я, девочка, поняла по смешкам цыганок, что он сказал что-то не совсем приличное.
    Высокий, смуглый, с черными как смоль волосами и карими глазами, да еще общающийся с цыганками на их родном языке, показался мне похожим на цыгана. Я спросила отца:»» Нет ли цыганских корней в нашей родословной? Над чем смеялись цыганки? »
     Отец хитро усмехнулся, сажая меня на подводу и сказал:» Цыган в роду нет, есть чумаки.»
 Затем объясняя мне незнакомое слово «чумак» (не путайте с модным во времена моей юности словом «ЧУВАК»), отец впервые рассказал о чумаках, возивших соль из Крыма на Украину. Прабабка была украинкой, родом из-под Киева, дочерью чумака. К сожалению, имя её я не помню.
    Долгое время я считала, что появление Марка Яковлевича Киселева с Сибири связано с переселением крестьян из Украины и центральных районов России во времена столыпинской реформы 1906-1910гг, но однажды прочитав одном из фронтовых писем отца к моей маме, где он знакомил ее со своей родней:
        « Касаясь вопроса из какой я семьи, то по национальности отец у меня русский, в 1902 году царским правительством был сослан в Сибирь под Иркутск. Братский острог, на север вверх по Ангаре, где и сейчас».

промелькнуло: «Ведь 1902г никак не подходит под период столыпинских реформ (1906-1910г) !      Неужели, действительно преступник, сослан, братский острог?»
      Покопавшись в учебниках истории России, поняла, что аграрный вопрос в царствование Николая II принял угрожающие формы — население Российской империи росло чрезвычайно быстрыми темпами, в результате обеспеченность крестьян землей падала. Измельчения крестьянских наделов, обезземеливания части крестьян и нарастающая бедность вызвало восстания недовольных, обнищавших крестьян в Российской империи в 1890-х годах., в частности и в  Черниговской губернии ,где проживали наши братья - Марк и Спиридон.
     Очевидно и сыновья Якова –Марк и Свиридон   поучаствовали в этих волнениях, раз были сосланы царским правительством в Сибирь. В подтверждении этого могу сказать, что вторая жена Марка, которая на 20 лет моложе его, рассказывала, что помнит, будучи ребенком, как его угоняли в Сибирь в 1902г. Её семья в годы столыпинской реформы переселилась в Сибирь из той же деревни, откуда Марка забирали в ссылку..
Дочь Якова, Лукерья, работая экономкой у пана осталась на Украине, в Ивановке. В советское время проживала в селе Ивановка Семеновского района Черниговской области.
     О родителях  Татьяны
Повторюсь, родители Татьяны (1ой жены Марка) переселились с Украины в Сибирь в 1907 году.  По достижению Татьяной 17-летия  в 1910 году  , её и Марка  поженили . Очевидно Марк пошел, как говорится, в примаки, ведь мужские руки в крестьянском хозяйстве никогда не будут лишними. Через год, в 1911, родился мой отец, нареченный популярным в тех местах именем Иннокентием.
     В 1914 году  Марк, уходит воевать на Первую Империалистическую, попадает в плен, затем вихри революции и гражданской войны надолго, почти на 5 лет, не позволяют Марку добраться до Сибири.
     Только в  1920 году Марк возвращается в сибирскую деревню Зарбь,
     Спрашивается, как смогла выжить почти 5 лет без мужа в суровых сибирских условиях молодая женщина с младенцем на руках одна?  Только, если Татьяна с малолетним сыном на руках жила в семье своих родителей!
     Мой отец, вспоминая свою жизнь при своих украинских бабушке и дедушке Степане, говорил, что в хозяйстве была корова и хромая лошадь Маргарита. Это экзотическое имя для лошади удивило меня в детстве, и, очевидно, поэтому помню про этих животных до сих пор.
     Смею предположить, что эти корова и хромая кобыла Маргарита были вывезены с Украины во время переселения в Сибирь.
   Как известно, царское правительство ассигновало значительные средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах. Семьям переселенцев предоставлялся льготный железнодорожный проезд с багажом, для них даже разработали специальные вагоны, с торца которых имелись подсобные отсеки для перевозки скота и сельхозинвентаря.
По пути следования переселенцев на крупных станциях были организованы специальные пункты временного размещения с медицинскими пунктами, столовыми и бараками. Такие пункты одновременно могли принимать до 10 тысяч человек.
    Если о русском деде, солдате Якове, мой отец только слышал, то дед Степан тетёшкался с ним с момента рождения. И детская украинская потешка , с которой дед тетёшкался с Кешей навсегда запала в памяти  моего отца.
     Помню, как папа с этой потешкой игрался с сестрой Олей и с моими младшими двоюродными сестрами. Сажал ребеночка на колени, приговаривал потешку, а в конце подбрасывал и ловко  хватал коленями падающего дитятку за попку, приговаривая .» попа застряси !!!!»
 Смысл украинских слов из этой потешки отец объяснял мне в детстве.
     Так, что стишок про пугливого зайку, испугавшегося жучков на мельнице, воробушков в конопельке и   с испугу застрявшего в трясине – это нематериальное наследие от украинского прадеда.
Зайчику, зайчику,
 де ти був?
— У млині. у млині.
— Що ти чув?
— Там були кравчики,
Побили пальчики.
Я насилу втік —
Через попів тік,
Я на тын
Там — Мартын,
Я в конопельки,
Там воробейки
Конопельки трісь, трісь!
А воробейчик: «Пісь, пісь».
Я на тряси
попа застряси !!!!

    Вспоминая о дедушке Степане, отец говорил, что старый трубку не курил, а нюхал табак.
Пятилетние отсутствие Марка в семье сказалось на воспитании сына. Кеша был шаловливым,
Несмотря на то, что его дедушка Степан, заменявший Иннокентию в то время отца, трубку не курил, а только нюхал табак, Кеша уже в начальной школе покуривал. Вот, что я вычитала в фронтовых письмах моего отца:
     «Тоня , в детстве  я за два с половиной учебных года окончил 4 класса сельской школы.
До экзаменов все учебники покурил, и во время экзамена вместо учебников пришлось сдать только одну грифельную доску, применяемую в то время в начальных школах.»

     «На самом деле с отцом я жил всего-навсего 8 лет, до 1920 года я его в глаза не видел. Первая империалистическая и гражданская война не позволили сделать это.»
- писал отец.
     Спустя год после возвращения Марка в Зарбь, в 1920 году , у Татьяны и Марка рождается девочка Ольга, а в 1924 г второй сын- Григорий.
    О характере Марка можно судить по воспоминаниям младших детей Марка –дочери и сына Григория, да некоторым выдержкам из фронтовых писем ,где мой отец  пишет о своем отце

   «Когда я жил ещё у своего отца, то в одно время загорелся наш дом, народ собрался ликвидировать пожар и выручит кое какие вещи, мать и другие женщины охают, голосят, а отец курит трубку, поет песни и успокаивает других. Мне, кажется, я родился в своего отца.»

«В письмах   ругает, что воюем плохо. Всегда спрашивает: Сколько лично убил немцев? Бабки, клади на стол. Ничего не понимаешь, старик дело говорит».

«Одновременно получил письмо от отца. Как только на нашем участке хорошие успехи, то старик строчит хорошие письма, как только у нас затишье, старый хрыч ругается, обвиняет, что плохо воюем. Мало бьем немцев. Ничего не поделаешь, претензия старика справедливая.»

    В годы коллективизации Марк оставался единоличником и был обложен различными разверстками, то есть налогами. По рассказу сына Григория однажды он был отправлен в Тулун. То есть на своих конях с грузом должен был сходить в Тулун и обратно, дорога в один конец занимала 3 дня. Вернувшись из поездки и не успев даже отдохнуть его опять посылали в Тулун везти какого то уполномоченного. Марк отказался. Это все происходило весьма эмоционально. К тому же была весна и Марк с сыном Григорием в этот момент прокапывали канал из ограды где скопилась большая лужа, пытаясь её спустить в канаву. Прокапывая канал Марк использовал и топор, который в сердцах воткнул в сруб дома. Этот топор и послужил обвинению его  и аресту. Все это происходило после 1934 года. Так как уже была рождена младшая дочь. Какое ему дали срок неизвестно, и когда был отпущен тоже неизвестно. Младшая дочь помнит, момент возвращения отца из кутузки, она тогда играла с подругами на улице, и мне говорила, что отсидел он там дней десять.

Вот такой "ГУСЬ" был мой дед Марк:  при царском правительстве был сослан  в Сибирь, а  при  Советская власти посажен в тюрьму.(правда не на долго)

      После пожара, приключившегося в семье, Марк строит дом, который, простоял почти 100 лет, до 21 века . В 72 году я была в гостях у моей тетушки Марии, младшей дочери Марка, в этом дедовом доме, видела след от выстрела из кулацкого обреза на подоконнике. Это была месть комсомольцу Иннокентию. Дом, построенный дедом Марком (простоял до начала21 века)
     В 1926 году Иннокентий вступил в комсомол, начал работать в Тангуйском Кредитном Товариществе и обществе Потребителей  и ,как член правления по хлебозаготовкам, был в комиссии по объекту обложения кулачества.
      Иннокентий принимает на УРА решение партии и правительства по объединению единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы и совхозы), в этот период Коллективизации учится управлять трактором, и в порядке агитации приезжает на тракторе ФОРДЗОН в родную деревню, шокировав невиданным железным конем односельчан.
О этом я узнала не только из отцовских рассказов, но и воспоминаний старушек деревни, во время моей поездки на его родину.
С 16ти летнего возраста Иннокентий работал трактористом, в последствии бригадиром в коммуне «Верный путь» Новосибирского обл., был избран на руководящую комсомольскую работу, работал секретарем Новосибирского Горкома ВЛКСМ, оттуда был призван на флот, служил в береговой обороне Тихоокеанского флота, где приобрел специальность ст. машиниста турбинных установок.
     После окончания срочной службы, следуя призыву партии на Укреплению Дальнего Востока, Иннокентий остался жить и работать во Владивостоке.
Женившись после демобилизации и став на ноги Иннокентий выписывает сестру несовершеннолетнюю сестру Ольгу к себе в семью, помогает ей окончить школу, получить профессию.
    В 1938 году он участвует в боевых событиях на озере Хасан.  В 1939 по путевке Приморского крайкома КПСС Иннокентий направляется на работу в органы Государственной безопасности, по выполнению охраны государственной границы Дальнего Востока

  «Я  одно время не видел своего родного отца 13 лет,и на протяжении этих 13 лет написал ему всего-навсего 2 письма. По правде сказать, я научился писать письма только как стал переписываться с тобой, Тонюша.»    – писал отец моей матери, с которой познакомился по фронтовой переписке.

     По воспоминаем младшей сестры Марии, весной 1941г, спустя 13 лет после ухода Иннокентия из деревни, в деревню Зарбь приходит письмо с вопросом, остался ли есть ли кто из Киселевых в деревне?.
Узнав, что живы отец, мачеха и сестра Мария, Иннокентий приезжает в родную деревню погостить. Но прибыв 21 июня 1941г в деревню, уже 22 июня пришлось уехать в связи с вероломным нападением на страну Германией.
 Об этом можно также прочитать в одном из фронтовых его писем :

«От отца я уехал в 1928 году, за 13 лет пришлось увидеть отца только 21 июня 1941года, когда я приехал к нему в отпуск. А уже 22 июня был отозван в связи с вероломным нападением фашисткой Германии на нашу Родину. »

ДЕТИ МАРКА ЯКОВЛЕВИЧА КИСЕЛЕВА:
Мария Марковна (1930г.р.) -  младшая дочь Марка Яковлевича от второго брака, хранительница семейных историй.

   Все старшие дети Марка Яковлевича Киселева внесли свой вклад в победу нашей страны в Великой Отечественной войне.

Григорий Маркович   (1924г.р.)- воевал на Украинском фронте, затем был переброшен на Дальний восток на борьбу с японцами.

«Получил письмо от брата, зовут его Григорий, он с Украинского фронта оказался на границе Дальнего Востока. Ходатайствует на фронт. Я порекомендовал ему охранять рубежи Дальнего Востока.»  - писал Иннокентий в одном из фронтовых писем.
    Григорий «За время боев с Японией за Хайларский укреп.район, благодаря своей настойчивости и мужеству,  показал пример своим товарищам, блокировал ДОТ, ворвался в него и уничтожил троих самураев. Награжден орденом Славы 3 степени и Орденом Великой отечественной войны» – прочла я в интернете
     Но самое интересное, увидела фото из личного дела молодого Гриши, такой фотографии в семье нет, как и нет ордена Славы. Судьба регалий известна – они были потеряны в детстве его сыновьями.

Ольга Марковна (1820 г.р.) во время Великой Отечественной войны проходила службу в пограничном отряде Приморского округа.
«После того, как прочитал в апреле этого года своей сестре нотацию, что она мне не писала, теперь, на днях получил от нее письмо. Сестра набралась смелости извиниться и сообщает, что она мобилизована и проходит службу в пограничном отряде Приморского округа.»
- писал Иннокентий

Иннокентий Маркович (1911г.р.) во время Великой Отечественной войны воевал в рядах 102-й стрелковой Дальневосточной Новгород-Северской ордена Ленина Краснознамённой ордена Суворова дивизии.
    В конце 1942г из пограничников Дальнего Востока в Хабаровске формировалась 102 стрелковая дивизия. В это время Иннокентию пришлось побывать в командировке во Владивостоке, свидится с женой и сестрой.
Уже на фронте он узнает от сестры и от друзей, оставшихся во Владивостоке, что его жена избавилась от их будущего ребенка. Как сам пишет:

«Но вот на третьем году Великой отечественной войны моя жена сделала то, что делают многие жены фронтовиков. (Ожидать это во  Владивостоке можно!). Это и явилось основной причиной разрыва с ней всяких взаимоотношений.»

 Иннокентий разводится, оформляя развод через свое ведомство. И начинает переписку с девушкой Антониной, своей будущей женой.
     Неисповедимы пути господни и никому не дано познать куда приведет его колесо судьбы. Вот и сибиряк Иннокентий Маркович, воюя в рядах Дальневосточной 102й Новгород-Северской стрелковой дивизии, в 1943 году освобождая Черниговскую землю от немецких захватчиков, встретил на исторической родине родителей, на пепелище, больную, старую и почни незрячую свою тетку Лукерью, сестру Марка, всю жизнь прожившую на Черниговщине ,в селе Ивановка Семеновского района .
История эта закрепилась в моей памяти после рассказа моей тетки Марии, гостившей у нас в Москве по пути на родину предков в Ивановку.
     Критически настроенный читатель, может усомнится в правдивости этой истории, ведь как можно найти солдату во время боевых действий незнакомую родственницу, известную только по рассказам отца?
     Но надо заметить, что Иннокентий был ст. оперуполномоченным контрразведки «СМЕРШ», в функции контрразведывательной деятельности которой входило выявление изменников, шпионов и дезертиров не только среди военнослужащих, но и среди населения освобожденных территорий.
   
 «Любитель я беседовать со стариками и подростками; они во многом помогают в нашей работе.
     Только что, полчаса назад, закончил разговор с бабушкой. 89 летняя старуха охотно рассказывала, как жила в панской Польше и работала на пана, как её внуки платили по 5 злотых за одно выговоренное русское слово …»   можно прочитать в одном из писем Иннокентия с фронта.

     В правдивости этой истории меня уверяет и тот факт, что боевой путь дивизии, в которой воевал отец как раз проходил по черниговской земле, да и успешное взятие г.Новгород-Северск запечатлено в почетном наименовании этой дивизии. (102-я стрелковая Дальневосточная Новгород-Северская ордена Ленина Краснознамённая ордена Суворова дивизия.
     К 75тилетию Победы в интернет было выложено много оцифрованных документов, касающихся Великой Отечественной войны.
 Как же интересно было прочитать в одном из полковых донесений об отце!
 
« т. Киселёв, работая старшим Оперуполномоченным контрразведки «СМЕРШ» при полку, в своей работе много работал над личным составом полка и помогал командованию полка.
Ещё далеко до наступления личный состав был подготовлен и нацелен на повышение бдительности, в результате чего 19 мая с/г были пойманы и задержаны 2 агента военной немецкой разведки, пытавшиеся перейти линию нашей обороны.
 Это все способствовало в значительной степени общему успеху полка при прорыве сильного узла сопротивления немцев на правом берегу реки Друть 24.6.44г в районе г. Рогачёва севернее в 1 км.
Во время прорыва обороны т. Киселёв находился непосредственно в боевых порядках пехоты, зачастую рискуя жизнью.»

     Сразу вспомнила, как в детстве отец журил меня за невнимательность, рассказывал, что во время войны проверяя документы у прибывших в полк из госпиталя воинов, только внимательность и наблюдательность помогли ему вычислить агентов немецкой разведки «АБВЕР». Сейчас не помню, что именно в проверяемых документах насторожило отца.
      А уж увидев записи о награждении отца удивлению не было предела!
  Мы знали только о двух боевых орденах и медали, хранящихся в нашем семейном архиве; о них есть записи в орденской книжке отца.
А в документах из интернета числятся три ордена!
     Приказ о награждении третьим орденом был от 28 апреля 1945! Но при внимательном рассмотрении Приказа войскам 48 армии №817\н о награждении от 28 апреля 1945 года заметила, что напротив фамилии Киселев стоит дата 17 марта 1945, выделенная синим цветом.
     Отец так и не узнал об этом награждении, так как был тяжело ранен 17 марта 1945 в боях за г.Браунсберг в Восточной Пруссии, был эвакуирован г Казань, откуда его  на долечивание забрала моя мама.
 
«20 марта 1945г               
                Здравствуй родная!
10 марта написал тебе письмо. 17-го в бою получил 8 ранений. Володя -7 ранений. Все ранения с положительным исходом. Много ушло крови. Теперь выправляюсь. Самочувствие прекрасно.
Пишу, Тонечка, левой рукой. Скоро буду писать правой. Привет родным.
Крепко-крепко тебя целую, Кеша.»

    После излечения Иннокентий был направлен по линии контрразведки на 5 лет в советскую зону оккупации Германии. С полковыми товарищами свидеться так и не удалось,102 дивизия была расформирована после войны. Да и кто будет искать воинов, представленных к наградам, но не получивших их в силу каких-то обстоятельств.
После войны пропавших без вести было не счесть!
До конца своей жизни отец так и знал о третьей своей награде.

      После войны дети Марка: Иннокентий, Григорий Ольга и Мария, обзавелись семьями и детьми, которые в свою очередь продолжили это движение жизни и уже стали не только бабушками и дедушками, но и прадедами.
Так, что теперь гены Марка Яковлевича Киселева можно встретить не только в Сибири (  Братске,  Иркутске, Тангуе), на Дальнем Востоке ( Славянке ,Владивостоке), но и в Москве, Сочи и Санкт-Петербурге