Поэтов не меняют времена

Надежда Викторовна Ефремова
Совсем недавно Виктора Воинкова приняли в члены Союза  писателей России. Что же это за автор? Многие читатели уже знакомы с его творчеством, может быть у кого-то открытие этого писателя впереди.
 Я, со своей стороны, смею утверждать, что Виктор Воинков  - поэт самобытный и оригинальный, поэт тонкой душевной организации, откровенный и искренний, открытый перед читателем. Разнообразна, и даже масштабна, тематика его стихов. Заинтересованный и взыскательный читатель найдет в его сборнике «Тихая даль» стихи о Родине, о любви,  дружбе,  природе, о смысле жизни, о семейных отношениях, мечтах, о преходящем,  настоящем и будущем, о творчестве и еще о многом другом, что не оставит равнодушным, не останется незамеченным.  Сборник стихов поэта Виктора Воинкова «Тихая даль» можно назвать исповедью, откровенным разговором со всеми, кто читает его произведения: вот я какой, вот чем я живу, о чём печалюсь и мечтаю. И это смело, автор не боясь, без страха и упрёка, раскрывает перед читателем свою душу:
Под переборы изнутри,
С аккордом тонким и протяжным,
Душа – журавлик мой бумажный,
Простые крылья сотворив,
Впорхнула в мир забытых снов
И, закружившись в поднебесье,
По облакам стихов и песен
Нашла заветное окно…

Автор ведёт с читателем доверительный разговор о своей высокой мечте, о смысле жизни: человек мал в этом огромном мире, с его непростыми вызовами, но не ничтожен, он способен мечтать, любить, восхищаться и менять этот мир. Этот разговор с читателем подтверждает высокую духовность поэта, стремление его к идеалу, к философскому пониманию мира.
Тучи низкие ниву трогают,
И шумит золотая рожь.
Убегает, петляя дорогою,
То ли правда-жизнь, то ли ложь.
Степь огромная, а я маленький
Колосок на ветру судьбы,
Одинокий среди прогалинки,
Но мечтающий хлебом быть.

Лирический герой поэта мечтает вернуться к своим истокам, к самому себе:
Однажды я в снега твои вернусь,
Быть может, вместе с первой сединой,
И воскрешу задумчивую грусть
Дороги за околицей родной…

Вернуться в простой «заповедный старый мир», сиганув «через прясло», ибо только там, по мнению автора, живёт  «настоящий человек». Особое отношение автора к родному краю, к деревне, где родился и вырос, к её «божественной простоте», куда всё время хочется возвращаться и вновь и вновь обретать себя, исцелять свою душу. Это отношение не что иное, как безграничная любовь и преданность.
Я люблю по траве босиком
И с разбега – в речную волну.
Свежий хлеб с ледяным молоком
И «таранку», хотя бы одну…
А ещё сенокоса дурман,
Сладкий запах картошки с углей,
Зорьку алую, белый туман,
Небо с голосом журавлей.
 
…Любо мне по холмам и долам
Мерить волю, дивясь красотой,
И людей узнавать по делам,
И божественной жить простотой.

Для поэта это всё Родина: «…милый сердцу дивный край, // Куда всегда вернусь, // Как заповедный вечный рай, // Что именуют Русь!»
В стихотворении «Русь бурьянная»  автор размышляет о судьбе глубинной, деревенской России, и судьба эта горька, как полынь.
Здравствуй, Русь бурьянная,
Матушка моя!
Правда покаянная –
Наша да ничья…

…Воля сенокосная,
Взгляд куда ни кинь.
Тишина погостная,
Горькая полынь…

Читать такие стихи можно только со слезами на глазах и с болью в сердце, настолько всё сказанное правда, и правда эта в «перекошенных судьбах, выстроенных зря», и катятся эти судьбы, горе мыкая, «калиной горькою…». Всей душой присоединяюсь я к автору, который просит и надеется:
Зажгите свечи за Россию
В церквях, за здравие её!

… Поднимем Родину с коленей
Словами правды и трудом,
Чтобы десятки поколений
Смогли гордиться ей потом!

Конечно, в стихах о Родине, о России,  нельзя обойти тему происходящих  исторических перемен, Виктор Воинков этого и не делает, он отражает в своём творчестве реалии сегодняшнего дня.
Меняет время взгляды и понятья:
История, как мутная вода.
Недалеко ушли мы от распятья…

И  не ко  всем историческим событиям однозначное отношение у автора,  есть такие перемены, которые он не принимает, потому что эти перемены не к лучшему будущему коснулись самого дорогого. И не только для автора дОроги родные деревни, земля и поля, которые зарастают бурьяном, но и для многих  читателей.
Зарастает в глубинке погост:
Разнотравьем укрыта земля,
И в оградках родных в полный рост
На могилах стоят тополя…

Любой поэт, любящий свою Родину,  не может обойти тему её героического прошлого. В стихах Виктора Воинкова  о подвиге народа во время войны звучит неподдельная боль за безвестных героев «И жаль теперь, что в деле ратном // Не все известны имена», боль за то, что иногда «ржавеет память…» последующих поколений. Но, не смотря ни на что – низкий поклон «Соли родной земли..»
Прямо над обелиском
Клином летят журавли.
Кланяюсь в пояс, низко,
Соли родной земли.

И, как набат,  звучит мысль поэта:  «Не возвращаются с войны, // Она не покидает души…», а значит в памяти всё живо, кровоточит, не заживает… Светлая память тем, кто не вернулся, тем, кто уже ушёл из жизни, и низкий поклон живущим героям.
Как гражданин и патриот, Виктор Воинков тревожится за сегодняшний хрупкий мир, ведь и в наши дни «Глаза устали от войны, // Ведь каждый день лишь смерти лики…», и как хочется автору защитить эту землю, уберечь от невзгод,  обнять и согреть:
Мне хочется землю сердечно обнять,
Прижаться и грудью согреть,
И память ее на себя перенять,
И тысячу раз умереть…

Интересна, своеобразна и, я бы сказала, индивидуальна пейзажная лирика Виктора Воинкова. С особой нежностью и любовью относится поэт к природе, она в его творчестве друг, собеседник, врачеватель души,  автор отождествляет её с тем, что дорого и мило сердцу.

Чернобровая рощи красавица
В изумрудных кудрях листвы.
Как серёжки мне эти нравятся
Посреди густой синевы.
Шелест ласковый и родной такой
Ветерок лесной подарил.
Я обнял тебя и обрёл покой,
Словно с мамой поговорил…
***
Преклоню я колени
Подле белой бёрезы.
Здравствуй, русская прелесть,
Что воспета в веках!
Не смогу удержать
Накатившие слёзы,
Когда к тёплой коре
Прикоснётся рука.

Пейзаж в поэзии Виктора Воинкова не существует отдельно от чувств лирического героя, пейзаж только подчёркивает душевное состояние человека, его эмоциональный настрой. Природа, её состояние являются условием, которое определяет, как и чем жив человек, о чём он думает, грустит, мечтает...
Меня, читателя, восхищает такое искреннее, неподдельное преклонение перед, казалось бы, простыми, обыденными  явлениями: «Берёзы дух и сосен хмель», перед «тополиной метелью», «и сладким ароматом садов, который не купить». «Петушиный ранний крик», «Старенькой телеги скрип» - все это для поэта «Милый сердцу дивный край», где «Букет полей святой», «Ромашка желтоокая // Пленяет простотой», и «тонет» поэт «В белых строках знакомых берез», «В поцелуях зелёного ветра», и «хочется» ему «Веткой привиться к дороге родной тишины».
Какие яркие, интересные, неповторимые метафоры и эпитеты находит поэт для описания милых сердцу просторов родной стороны: «…небо, белый бисер на черном сукне», «Вдоль непаханой млечной межи».   О  берёзе: «чернобровая рощи красавица», о дороге: «По зелени строчкой курсива», «…белые туманы ковыля», зимнее утро: «…из розового перламутра»,  об осени: «…сусальные ладони осени», о весне: «…фата проснувшейся черемухи», «…тают полей покрывала»...
И, конечно,  справедливо будет заметить, что речь поэта образна и выразительна, мастерски использует он и метафору, и эпитеты, сравнения, инверсию, олицетворение и другие средства художественной изобразительности, это обогащает язык его произведений и дает нам право назвать его поэтом ярким и самобытным.
Любуется поэт окружающей его природой, живой, дающей силы, воспевает её, она для него, да и для нас, читателей, доктор:
В ясном небе висит золотое драже –
Витамины от белой печали…
…Март, как доктор в палату к душевнобольным,
Входит в мир, где зима докучает:
Всех тяжёлых – на солнышко, а остальным
Слушать капельницу назначает…

Вместе с ней он размышляет о смысле жизни, в которой обязательно должно быть беззаботное бескорыстное детство, соловьиная весна, долгие спокойные года и «Старость в саду, где снегири».  Стихи: «Жизнь», «Ромашковых грёз разгоняя туман», «Спешат часы», «За звездой последнею», «Падает снег» и другие – размышление о жизненном пути  человека, о его неразрывной связи с природой.
Поэт много думает о быстротечности времени о его невозвратности:
Мелькают жёлтым сентябри,
Сгорая навсегда…
Летят над школой сизари –
Счастливые года…

И совсем другой  характер и настроение несут в себе стихи о городе. Цикл стихов о городе говорит о драматическом конфликте, который состоит в противоречии природы с натиском мрачного города из бетона, кирпича и асфальта, из-за которого «не виден рассвет», это «безжизненная серость», «…город мрачный,//В грязи и лужах раннею весной».
Такой пейзаж не принимает лирический герой, он выбирает зарю, родней ему «…зелёные цвета// И змейкою запутанные тропки», его душу согревают «соловьиные ночи» и «пьянящий сиреневый дым».
Герой поэта - мечтательный лирик с неудержимым полетом души.
Ах, если бы небо охапкой дарить
С дурманом цветов полевых,
В алмазах росы на истоке зари,
Струящейся в мир синевы.
***
Опрокину себя в это небо,
В белый бисер на чёрном сукне,
Что ссыпается в звёздную небыль,
Подмигнув на прощанье Луне.

Для любого человека детство и далеко и близко, и вспоминается, вспоминается...  И сердце щемит. Проходят годы и воспоминания становятся острее и необходимее. Детство – это какие-то особенные ощущения, когда душа ещё легкая, запахи насыщеннее, парное молоко слаще… Стихи Виктора Воинкова о детстве особенно трогательны, автор восклицает: «Детство – это жизнь такая, как парное молоко!», и философски подмечает: «Ведь там, где глубже стало дно,// Кораблики плывут!». Не отпускают эти воспоминания человека никогда. Важно для поэта посмотреть на мир глазами ребенка, и он, этот мир, оказывается совсем другим: в нём «…даже дождь финала ждёт// над пяточком земли», здесь «не принято злиться «И даже в слезах// Краснощёкие лица// Со счастьем в глазах…», и, вероятно, только в детстве:
Гонит солнце к реке
Босоногих ребят,
Их следы на песке
Тонкой пылью клубят,
… И поёт ветерок,
И разносит легко
Озорной говорок
Далеко, далеко…

Действительно, как всё это теперь далеко, и как сердцу мило, и как «Жаль, что в детство не ходят автобусы,// И не купишь волшебный билет// К безымянному месту на глобусе,// Где тебе навсегда девять лет…»
Всё осталось за грозными ливнями,
За дугою над краем земли,
В мире том, где с глазами счастливыми
Моей жизни лампадку зажгли.

Но до сих пор, как прежде «Озорные сизари кружат в вальсе небо,// Им, как в детстве, посвистеть тянется рука».  Великолепно удается поэту передать глубину чувств и эмоций человека, душевное состояние его, будь то ликование и восторг или печаль, грусть.
Воспоминания о детстве связаны с воспоминаниями о своей милой бабушке, которая, так уж случилось, стала ближе мамы:
Крепко с тобою я связан –
Всем, что мы вместе прошли.
Жизнью своею обязан!
Низкий поклон – до земли!
Ты – человек важный самый,
Главное счастье моё!
Бабушка, ты мне как мама!
И даже ближе её!

Поэт в мельчайших подробностях помнит её уроки: «Говорила с улыбкою бабушка мне,//  Из печи вынимая картошку://  «Можно биться с голодным теперь наравне…// Век живи, век учись понемножку…», «Стоять на семи ветрах // Способность ты мне дала...». 
Помнит, как было ей нелегко: «Шаркают старые мятые чуни, // Мокнут седины под сбитым платком. // Верит она: не растратится втуне // То, что даётся ей так нелегко…».  И, конечно, вспоминает бабушкины руки, которые с детства привычны к земле: «Нежно целую морщины// Ласковых рук золотых…»,  «Линии жизни военной//  Эти ладони хранят. // Праведно, самозабвенно//  Вы поднимали меня».      
«Низкий поклон – до земли!» бабушке, которая воспитала и довела «до мужей», поставила на ноги.   Особенно остро звучат стихи, посвященные её уходу из жизни: «По ниточке пульс…»,  «Прощание», и потом:
Будет всё: рассветы и закаты,
Свежий снег и талая вода.
Будут летним зноем дни объяты,
В радость станет осень иногда.
Будет ясный путь, и крест на плечи:
Жить и верить, о судьбе скорбя.
Будут в церкви покаянья свечи,
За мои грехи и за тебя…

Конечно, жизнь не остановится, но больнее и горше станут воспоминания,  жечь будет вина за то, что что-то недосказал, недоделал, обидел ненароком, любя, и бесконечными будут сожаления, что «Пробежало то время сквозь старую крышу,// И в ладонь светлой памятью сверху течёт. // В сенцах голос родной я уже не услышу// Среди шума дождя, что нещадно сечёт…».
Но в памяти милая бабушка останется навсегда: «Мне кажется рядышком где-то// Душа повторяет слова:// Запомни последнее лето,// В котором я вечно жива…».

  Особым драматизмом наполнены стихи, обращённые к матери и отцу, поэт откровенно, открыто говорит о своей личной трагедии, о боли, которую ему пришлось испытать, о трудности простить: «Отряхну, словно пыль с души,// Отголоски минувших лет.// Не пиши, мама, мне, не пиши,// В сердце адреса больше нет…». Отцу:  «Ты святое разбил,// Слепо внемля речам// Той, что зло породила в тебе.// Может быть, ты любил,// Но любовь палача// По моей прокатилась судьбе…»
Да, это стихи личные, и, наверное, очень смело для автора затрагивать эту тему, раскрывать её, но помните, я уже говорила о том, что Виктор Воинвов в своих стихах ведет откровенный разговор с читателем, исповедальный разговор.  Это с одной стороны, а с другой? Разве мало таких судеб, таких или других трагедий в жизни, я думаю, что многие читатели найдут в стихах поэта отголоски своих личных переживаний и чаяний. Но даже если Вы, к счастью, не пережили ничего подобного в жизни, прочитав стихи Виктора Воинкова, Вы, читатель, глубоко прочувствуете, что переживает человек, которого предали, что переживает человек с обманутыми надеждами, и эти раны, глубокие, незаживающие, нанесли ещё в детстве. Вы переживёте вместе с автором эти эмоции: боль, разочарование, желание понять и простить, и невозможность этого прощения.
Пахли мамины руки хлебом,
Сладким мёдом и молоком,
А ещё самым ясным небом
И цветущим в саду дичк;м…
Только н; был согрет я ими
Или был, но когда-то давно.
Так давно, что в душе лишь имя
Да мелькающих пальцев кино…:

Не трудно предположить, что эта, трагическая для поэта, жизненная ситуация отразилась не только на его судьбе, но и творчестве. Ведь его стихи о любви, их, кстати, немного, очень сдержанны и лаконичны. Нет в них излишнего пафоса, воспевания и восторженности, в них искренняя, иногда до боли, благодарность судьбе за ту «…что милее всех на свете//Мне улыбается во сне».
Вообще, для современного молодого поэта любовная лирика – это рискованное, я бы сказала, предприятие. Здесь очень легко попасть в область  избитых, извините, затасканных,  рифм, метафор, эпитетов… Зачастую авторы становятся вторичными и банальными.
Этого не случается с Виктором Воинковым.  Он находит уникальные метафоры, чтобы рассказать о глазах возлюбленной: «Озёр зеркальных тёмно-карий мед…», их «…судеб главные страницы», о времени:  «В белом переплете января».  Его стихи о любви опять же исповедальны, для него любовь – это святое, спасительное чувство, ведь   только любимая может уберечь его от обиды и тоски, от горьких воспоминаний и размышлений:  «Укради меня, пожалуйста,// У обиды и тоски…», обращается лирический герой к возлюбленной:
Отними у неба серого
И холодного дождя
Я в тебя желаю веровать
Свято, душу не щадя.

Мне не страшно перед богом встать
С твоим образом внутри.
Обними меня, пожалуйста,
И с собою забери…

Только  этой женщине, которая из пепла умыкнула его душу, слова благодарности:
С тех пор я вновь дышу, весь мир любя,
Спасибо, что ты делишь со мной век,
Бесценная, храни Господь тебя!
Единственный родной мой человек!

Можно сказать, что поэт Виктор Воинков пишет стихи о себе и пишет только правду. Но нет, это стихи о нас с вами, дорогой читатель, о нашей жизни, любви, о нашей Родине, природе, городе, деревне…
Есть у поэта удивительное стихотворение о дороге:
Мне видится часто дорога,
Петляющая по лесам.
Она без присмотра у Бога,
Нет дел до неё небесам.
Чиста и как прежде красива,
И, на удивленье, цела,
По зелени строчкой курсива –
До крайнего дома села…

Дорога – это символ жизненного пути. Сколько таких дорог, легких и трудных, но неповторимых, которые, кажется, «…без присмотра у бога»? Но нет, все мы под Богом ходим.