Доведи идею твоей жизни до абсурда и ты прозреешь

Максим Странник Петров
По фильму «Лучшее предложение» (2012) реж. Дж.Торнаторе

"В любой подделке всегда скрыто что-то подлинное. Копируя работу другого человека, художник не может удержаться от искушения внести что-то своё. Часто это какой-то пустяк, незначительная деталь. Случайный, казалось бы, мазок кистью, в котором копиист неизбежно выдаёт себя и обнаруживает собственные и уже, конечно, истинные чувства."

"Человеческие эмоции, как произведение искусства. Их нетрудно подделать. Иногда они только кажутся подлинными. А приглядишься - фальшивка. Что угодно можно подделать. Ненависть, боль, радость. Болезнь, выздоровление. И любовь."
[Цитаты из фильма]

Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
А.С.Пушкин

Современная цивилизация ориентирует человека на борьбу за свой личный успех, за место под солнцем. В этой борьбе часто случается, что человек, отчаявшись получить вожделенное, достичь успеха, сделать карьеру или обеспечить себя материально, разочаровывается в ценностях материального мира, и уходит в мир духовной культуры. Но это не приводит его на более высокую ступень эволюционного развития. Потому что мотивом служит всё то же эго, всё то же корыстное желание быть лучше других, найти то, что поднимет его в глазах общества, что сделает его особенным. Те, кто считают, что разбираются в философии, в искусстве, в высоких материях, на самом деле, чувствуют своё превосходство над другими. И в этом они ещё больше, ещё острее ощущают грань между Я и Они.

Мир высокого искусства создаётся людьми, желающими создать свой элитарный мир, заставить поверить общество в их собственную элитарность, исключительность. И должны быть атрибуты этой элитарности, недоступные простому смертному. Иначе как объяснить то, что человек готов скупать шедевры мирового искусства, запирать их в бронированные помещения, и быть единственным зрителем и ценителем. Очень часто даже неизвестно, кто покупает то или иное произведение на аукционе. Покупателю важно само чувство обладания, пусть тайное, но ласкающее его самолюбие.

Италию можно считать колыбелью современной цивилизации. Священная римская империя дала миру самую влиятельную в мире религиозную конфессию. Большинство языков Нового и Старого Света относятся к группе романских, что означает: в основе их лежит латынь. Римское право сегодня считается основой современной юриспруденции. Рим повлиял на культуру и искусство всего мира. И понятие "классицизм" стало не просто архитектурным стилем последних веков, но и нашло своё воплощение в мировоззрении, идеологии, в искусстве. В поисках красоты представители искусства и мыслители постоянно обращались к различным школам античного искусства, античным мыслителям.

Но не только искусство оплодотворено идеями античного понимания красоты. Поиски совершенства во всём привели к идее создания справедливого общества, справедливого мироустройства. И Италия стала колыбелью фашизма и европейской диктатуры. Гитлер только перенял и развил эти идеи, признав пальму первенства за Священной римской империей. Понятие "Третий рейх" это и подразумевало.

Что бросается в глаза? Высокая духовность приводит к идеализму. Вспомните такой роман как "Вся королевская рать..." американского писателя Роберта Пенна Уоррена (Пулитцеровская премия 1947 года). Герой романа вступает в политическую борьбу из самых лучших побуждений. Но оказывается в ловушке своих же собственных идеалов. Чтобы продавить своё понимание истины, он в конце концов опускается до самых грязных дел, пытаясь устранить тех, кто ему мешает. Но начинал он ведь с того, что хотел построить лучшую жизнь, где нет коррупции, лжи, обмана. Но ради своих целей ему пришлось предать даже тех, кто искренне доверял ему.

Если в Италии мы видим источник современного мироустройства, то здесь же, в Италии, раньше других появляются люди, стремящиеся переосмыслить то, что происходит с нашим миром, вскрыть пороки, негативные тенденции. Лучшим способом, заставляющим человека проснуться, выйти из скорлупы привычного, шаблонного мышления, может быть шок, внезапность произошедшего, какое-нибудь парадоксальное событие, не вписывающееся в рамки привычной логики. Абсурдность происходящего в том, что мы не можем это происходящее объяснить, понять его смысл. В обычных условиях мы даём оценку всему, что происходит вокруг нас. Эта оценка опирается на опыт прошлого, на стереотипы мышления. Таким образом, мы не создаём новых представлений о мире, а тиражируем прошлое. Это похоже на бег по кругу. И только неожиданность и непредсказуемость ситуации выводит нас из этого круга. Вспомните, как это произошло с героем фильма "День сурка". Пока он не поднялся над своими привычными реакциями на события, пока не изменил логику своего мышления (а вернее, пока не отказался от логики), один и тот же день повторялся и повторялся бесчисленное множество раз. Кто-то скажет, что это фантастика. Но посмотрите на свою жизнь. Разве мы не тиражируем каждый свой прожитый день, не воспроизводим один и тот же шаблон, заложенный нам ещё в детстве и юности.

Итальянское кино в своих лучших образцах часто обращается к тому, что мы можем назвать театром абсурда. С одной стороны, персонажи — очень успешные и обеспеченные люди, стремящиеся к красоте, высокой эстетике своей жизни. Но зритель видит пустоту, бессмысленность их жизни, одиночество и тоску по душевной теплоте. Такое кино нам демонстрируют Антониони, Феллини. Таков и наш современник Торнаторе.

Герой фильма "Лучшее предложение" видит мир как враждебный ему. Не случайно, он всё время носит перчатки, избегает общения с людьми. И только к произведениям искусства он прикасается без перчаток. Только шедевры мастеров вызывают в нём чувство радости, счастья, наслаждения. Он готов на всё, чтобы заполучить в свою коллекцию очередное полотно. Как признанный эксперт, он может легко обмануть продавцов и покупателей, признав очередной лот подделкой, тем самым сбив цену на аукционе, и заполучить вожделенное. А потом положить его в свою тайную комнату, чтобы в одиночестве любоваться своими сокровищами.

И именно на этом он сам же попадается в ловушку. Девушка с загадочной парадоксальной судьбой, скрытая за стеной и прячущаяся от мира, манит его, разжигает в нём страсть единственного обладателя её тайны, обладания ею самой, как самой драгоценной жемчужины в его коллекции. Ради этого он готов даже расстаться со своей деятельностью аукциониста. Он достиг вершины блаженства. И в тот момент, когда он уже считал, что получил всё, чего хотел, он узнал, что стал жертвой искусного мошенничества.

Но дальше финал фильма распадается на две ветви. Это точка бифуркации, момент истины, в которой события могут пойти двояко. В одном финале он не может оправиться от потрясения, фактически превращаясь в старика-маразматика, оканчивающего свои дни в доме для престарелых. Но во втором случае он возрождается в новом для себя качестве. Духовное перерождение делает его человеком, вливающимся в тот мир, от которого он так старательно отгораживался. Он приезжает в Прагу, останавливается в самом людном месте центра города, и идёт в кафе, о котором узнал от своей возлюбленной мошенницы. Здесь само время обретает физический смысл в виде шестерёнок механизмов фантасмагорических часов. Этот финал и есть сама жизнь, контрастирующая с тем холодом и одиночеством его существования в окружении его коллекции картин.