Мой Есенин. Часть вторая

Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2022/10/17/1089

Прошел фестиваль в Анапе «Киношок» и многим актером презентовали поездку в Стамбул на теплоходе «Витязь», на котором мой муж работал врачом. Часто и меня он брал в рейсы. Вот и в этот раз я предвкушала, что поездка с актерами будет интересной.
 
Стою на палубе и наблюдаю, как по трапу поднимаются пассажиры. День летний, жаркий. Многие в шляпах или в кепках. Среди пассажиров много актеров, которых я знаю по фильмам и спектаклям. Людмила Касаткина, Инна Макарова, Валентина Талызина, Любовь Шевчук, Сергей Шакуров, Светлана Крючкова и многие другие. Кто-то из женщин посетовал - какая крутая лестница. На что Сергей Никоненко тут же отреагировал - крутыми могут быть нравы людей, но не трап.
 
На теплоходе, Никоненко случайно подошел к нам в то время, когда я читала стих  ПЕСНЬ О СОБАКЕ
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

В детстве, когда я читала этот стих, у меня появлялись слезы. С собаками связана вся моя жизнь.

Никоненко остановился возле нас и начал рассказывать о Есенине.

- Вы сами "были Есениным" - исполняли роль поэта в самом первом фильме о нем…1971 год -  «Золотая голова на плахе».

Никоненко: Мало того, я родился и до сих пор проживаю в доме, где когда-то некоторое время жил мало кому известный начинающий поэт Есенин, куда он наведывался время от времени и потом, после того как стал знаменитым. Он ведь начинал "карьеру" с работы в сытинской типографии, сначала работал курьером, а затем подчитчиком - помощником корректора молодой симпатичной девушки Ани Изрядновой. Помогал он ей, помогал править тексты, а потом… у них сын родился. Так бывает. Жили они с Анной Романовной недолго, Есенина увлекли более яркие, "роковые" женщины - Зинаида Райх, Айседора Дункан… Но первую свою семью поэт не забывал - приносил по возможности деньги, заходил поиграть с сыном Георгием. Здесь, в этой квартире, по воспоминаниям Изрядновой, он незадолго до своей гибели сжег очень большую кипу рукописей. Она отговаривала его, умоляла не делать этого, но Сергей был непреклонен…

В молодости я читал воспоминания первой жены Сергея Александровича. Точного адреса она не называла в своих мемуарах, но очень подробно рассказывала, как добиралась домой: "Шла по Смоленскому бульвару, потом переулком в сторону Арбата, перед Арбатом сворачивала направо и затем в подворотню налево…" Не живи я в этом доме, по адресу Сивцев Вражек, 44, я бы не понял, что эта дорога идет в наш дом. А потом, когда у меня появилась возможность рыться в архивах, домовых книгах, я выяснил, что Анна Изряднова и ее сын Георгий Есенин жили действительно в нашем доме, снимали комнату в квартире 14. Так что связь у меня с ним с рождения, и не отпускает Есенин меня, как видите, до сих пор…

-И вы, узнав, что Есенин был вашим "соседом", решили основать в этой квартире его музей?

Никоненко: Не сразу, конечно, далеко не сразу. На Арбате есть два замечательных букинистических магазина, я в них часто заходил, покупал прижизненные издания поэтов Серебряного века… Попадались и книги Есенина, посчастливилось даже прикупить несколько изданий с его дарственными надписями. Когда идея создать музей созрела, у меня многое уже было готово. Я не буду описывать всех своих хождений по кабинетам, скажу лишь, что в 1994 году, за год до празднования столетия великого поэта, моя мечта осуществилась. Квартиру удалось перевести в нежилой фонд, под организацию частного музея поэта. Здесь какие-то бомжи жили - стекла были выбиты, лужи кругом, даже следы от костра. Мы все вывернули, сделали ремонт. Теперь там очень интересная экспозиция собрана. Так что будете в Москве - милости прошу на Сивцев Вражек, 44, в музей великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Вдумайтесь - жизнь длиной всего в тридцать лет. Из них менее десяти - активная творческая деятельность. И за это время человек успел написать шесть томов гениальных стихов… Только при жизни, в то очень трудное, голодное время он ухитрился выпустить в свет 31 книжку. Потрясающая, фантастическая трудоспособность. Когда он ухитрялся пить и развратничать? Никто не видел Есенина в несвежей рубашке и мятом костюме, небритым. И это опустившийся, пьющий человек? Перестаньте. Пьянки, скандалы - это часть раскрутки, пиара поэтического творчества. Мне ли нынешним звездам шоу-бизнеса это объяснять? Сергей Александрович делал это интуитивно, опережая, как гениальный человек, свое время и в этом. Есенин очень глубокий поэт, и этого в фильме, к сожалению, мы не разглядели…

Есенин - это навсегда. Его творчество будет жить, пока на земле живет хоть один человек с русской душой. Он и сейчас актуален и интересен. 

http://proza.ru/2022/10/18/925