Незабываемое путешествие

Лев Неронов
                "Повернув выключатель в комнате,         
                Вы о ЛЭПе, конечно, вспомните,
         Потому что глазок вольфрамовый   
         Будет пахнуть тайгой!!!".
 
        Город возник в связи со строительством Братской ГЭС на Ангаре. Это плотина гидроэлектростанции высотой 125 метров и протяженностью с километр. По гребню плотины проложена ЖД магистраль Тайшет - Лена. БАМ – байкало-амурская магистраль частично была построена и раньше. Строили ее зеки. В годы войны с немцами рельсы и шпалы разобрали и использовали на военные нужды.
        Водонапорные сооружения длиной свыше пяти километров образуют Братское водохранилище, затопившее, кстати, ряд селений, и острог, основанный еще в 1631-ом году, но сделавшее судоходными притоки Ангары.
        Под романтические песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова открывались грандиозные комсомольские стройки и желание участвовать в великих преобразованиях.
                "Крепись, геолог, держись, геолог,
                Ты солнцу и ветру брат...".
        Братск встретил и сопровождал меня прохладной погодой и моросящим дождичком. Климат, похоже, здесь непривычен для меня. Но это не мешало мне восхищаться и удивляться Лесопромышленным комплексом с полным циклом переработки древесины от распиловки бревен до производства бумаги и картона, Алюминиевым заводом и самим городом Братском!
        Я налюбовался плотиной, стоя  у ее нижнего бьефа*. Мне позволили войти в машинный зал. Даже нашелся доброжелательный экскурсовод, показавший мне всю станционную часть плотины длиной полкилометра, где размещены два десятка гидроагрегатов по 225 МВт под водонапорными трубопроводами - самая суть всех этих грандиозных гидросооружений.
        Затем я прошелся  вдоль всего лесоперерабатывающего комплекса, начиная от зоны лесосплава на водохранилище. Вспомнил все, что я знаю об изготовлении папируса из истории Древнего Мира, и понял отличие первозданной тростниковой технологии от современного целлюлозного процесса изготовления бумаги.
        Громадные мощные манипуляторы, без видимого глазу напряжения, подхватывают толстые бревна и помещают их на разделочный желоб. Круглый гигантский диск распиливает толстенное бревно на метровые чурбачки мгновенно, будто это тоненькие спички! Только непродолжительный стрекочущий звук циклически напоминает о значительном усилии резания. Чурбачки направляются к торцевой фрезе. Так и хочется сравнить ее с ножом мясорубки. Несколько секунд дребезжащего шума, и чурбачок превращается в щепу размером с ладонь.
        Поток щепы по эскалатору, пританцовывая, поднимается в загрузочный бункер огромной химической установки. Это варочный котел, где щепа превращается в жидкую целлюлозу под воздействием давления и щелочей. Потом целлюлоза отбеливается хлором и поступает на разливку, прессование и сушку в картоноделательные и бумагоделательные станы непрерывного действия.
        Готовая бумага автоматически сматывается в огромные рулоны. Весело снуют электрокары, отгружая готовую продукцию. Пройдя вдоль разливочных и прокатных станов, в конце пути убеждаешься, что получилась настоящая бумага! Не обманули! Можно потрогать ее руками.
        Теперь на готовом бланке можно, например, написать статью о губительном воздействии этого комбината на окружающую среду… Но под впечатлением размаха всего увиденного, подавленный технической грандиозностью инженерной мысли, я уже не могу выглядеть неблагодарным:  я тоже потребитель этой бумаги. Профессия такая: «инженер-бумаготворец»!
        И еще, теперь  уже как  потребитель алюминия, я побывал на алюминиевом заводе. Когда меня спросили, с кем, мол, имеют дело, я так и объяснил: из Вашего «крылатого металла» - алюминия  я строю летательные аппараты.
        Теоретически технологию производства алюминия из глинозема я представлял: «проходили» в институте. В Куйбышеве на заводе «Металлург» я видел, как из готовых чушек, доставленных с алюминиевого завода, производят листы, прокат и даже авиационные панели.
        В Братске же на меня произвел впечатление зал управления технологическими процессами изготовления слитков алюминия! С его огромными мнемоническими схемами-пультами. Это устройства отображения информации о ходе производственных процессов. Там почти нет людей.  Ход производства, контроль параметров, диспетчеризация, осуществляются, не находясь непосредственно в цехах, наблюдая за всем по наглядной «живой» функциональной  схеме…
        Я увез с собой добрую память о славном здоровом окрыляющем  времени, вызывающем щемящее чувство душевного взлета и, самое главное, желание СОЗИДАТЬ!


*Бьеф - участок реки или канала между двумя соседними плотинами или шлюзами.