Воспоминания

Галина Дейнега
Личность состоит из воспоминаний и прежде всего детских. В них сохранились свежесть красок, запахов, ощущений мира,  полоного открытий, удивлений, приключений.
Застывать в благоговении — состояние детства.

У каждого человека есть первое воспоминание, с которого начинается история жизни. Многих знакомых опрашивала об их первом запечатлённым в памяти событии. Обычно оно относится к трёхлетнему возрасту. Именно в этот период жизни ребёнок начинает воспринимать себя, как личность, понимать своё «Я». Как правило, эти  воспоминания  яркие, радостные.

Я запомнила, как бабушка впервые (а дело было в военное время, шёл 1944 год) испекла пирожки. Перед глазами так и стоит картина из далёкого детства:
сложенная из кирпичей печка во дворе,  бабушка у плиты, крылечко, где я сижу в ожидании, и пирожки, горячие, с картошкой. Такай вкусной еды я ещё не ела.

Мужчина вспомнил День победы:
—  Отца, как высококвалифицированного специалиста, после Сталинградской битвы отправили в тыл. Победу встречали семьёй. Из громкоговорителя, висевшего на столбе,  прозвучали слова диктора Левитана. Началось общее ликование. Отец высоко подбрасывал меня, трёхлетнего,  ловил и при этом утирал свои слёзы. Такой был праздник.

Послевоенные дети вспоминают мирные картины детства. Часто это приезды в гости к бабушке. Один мужчина рассказал про впервые увиденную в деревне русскую печку с тёплой лежанкой. Другой — про впервые увиденный у бабушки самовар. Огромный, с внутренней топкой, высокой трубой. Запомнилось ему, как он, трехлетка, помогал растапливать это чудо, как от горячего самовара стало тепло и уютно.

Услышала я детское воспоминание об увиденном впервые широком Днепре, без конца и края.

Один сосед вспомнил радостную картину:
— Жаркий летний день. Мы, малыши,  голенькие, босые бегаем по двору, а отец обливает нас мелкими брызгами воды из поливного шланга. Было так весело. Все визжали от восторга.

Второй сосед испортил радостную картину. На мой вопрос о первом воспоминании он ответил так:
— Жили мы в Киеве. И, как в песне поётся, «ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война».

— А сколько вам тогда было лет?

— Двенадцать!

— Я же спрашиваю о первом впечатлении.

— Оно и стало первым ибо оказалось столь сильным, что всё прежнее выбило из памяти