О музыке из разных книг

Анатолий Марасов
МУЗЫКА
(из книги «И звук, и свет», 1997)

Наконец, музыка...
Вдруг требуемая настолько, что прорывает все прежние твои диалоги и находишь ответы в ней, ответы, которые можешь получать только от фраз музыкальных... И доверяешься музыке, и веришь неистово.
Без слов. И неясны ответы тебе, и не осознавал ты протест свой прежнему, да вот увлекла, покорила тебя... логика времени, которую забыл ты или не знал, покорила тебя трактовка времени, и уже сам ты находишь неожиданные подтверждения этому ходу.
Музыка обнажила спрятанные в тебе нити, цепочки связанных когда-то мгновений, и нитей таких, прекрасно распускающихся, развертывающихся сейчас, звучащих, — не счесть: суть твоя, наша суть в своеобразном аналоге «...третичной и четвертичной... структуры ДНК», где с каждым уровнем свертывания информации последняя пронзается все новыми и новыми связями, объединяющими казалось бы самые отдаленные структуры.         
Звук организовал (?) наш внутренний мир, уже преобразовал (?) его... Ясно одно — структуры его все считываются звуковой информацией.
Музыка старше Слова, многозначнее, язык ее — язык природы, но... как бриллиант отличается от алмаза, так и  язык  музыкальный  отличен  от  звуковых  эффектов природы неживой.
И Слово... в основе своей музыкально, и подчиняется требованиям музыкальным.
Музыка рождается и в тебе... от избытка сил? но и от осознания какого-то будущего времени, где силы твои прибудут и доля твоя будет счастливее... Можно ли осознавать время будущее? От веры твоей музыка.
Музыка может быть игрой со временем, с его бегущим    моментом, а может быть срезом целой толщи времени; любые наши чувства может выразить музыка,  может выразить боль, отчаяние, но и радость, счастье.
Все явления может прочесть музыка, и прочесть так глубоко, что слова как перевод, как аналог лишь будут приближаться к звуковой гармонии, и может быть, собственной гармонией звука.
Движение — музыка; нам естественно движение, нам  естественны музыкальные перевоплощения. Воспринимаемая более(?!) чувствами, музыка — это проявление силы ума (ведь ум — прежде всего динамика): музыка — это протест свой против собственной же роли статиста, против всего, что растворяет твою индивидуальность...
Может быть, твоя индивидуальность... звуковая? Ибо свет, создав мир, возмутил его, звуковые возмущения и есть ответ свету.
Создав и мир наш внутренний, свет отразил в нем мир внешний, подобно тому, как отражает, обогащает водная поверхность собою небо и берега;
...сопровождает звук мира внешнего все действия наши, и отразил их в Имени, как отразил в Имени все картины мира большого...
Мы — ответ свету! мы ответ свету и небу, ответ звуковой!

     Музыка раскрытия личности

...логика развития прежде всего физического мира с самого начала такова, что появление разумного внутреннего мира, и так или иначе несущего в себе параметры мира физического, внешнего, было неизбежно.
И не может существовать человек без других, как не может и раствориться в других, не может исчезать в общей массе себе подобных. Противоборствующие силы огромны: как мир внешний есть миг и вечность, есть беспредельная конечность и предельная бесконечность, есть все и ничего, так и мир внутренний, личностный, есть мир всех и мир одного, есть открытый и только открытый мир, но и стремящийся к самодостаточности, захлопывающийся мир...
Есть ли напряжение на Меру — самосохранение Человека?
Поэтому музыка, подчеркивающая подобные горизонты и масштабы, музыка, подчеркивающая трагичность и силу, музыка, привязывающая ко времени и месту, но и музыка, лишь приоткрывающая пространства, музыка, раскрепощающая от обстоятельств,
есть музыка раскрытия, возвышения человека... Такая музыка обогащает его, может быть, отбрасывая нежизненные фразы, может быть, оставляя самые главные, — спасает человека.
Музыка раскрытия наших способностей есть музыка новых связей, есть музыка повторения прежних функциональных направлений, и на основе их — поиск соответствия со временем.               
Музыка раскрытия зовет нас не забывать о других — о близких и далеких, вообще о человеке; музыка раскрытия напоминает... о тебе самом, о твоем вечном одиночестве — но не могущим быть замкнутым! не страшном! Музыка раскрытия, собственно, и призвана снять значение этой неизбежной пропасти, куда может упасть и куда падает человек; музыка эта есть музыка, защищающая именно человеческое...
Ведь человеческое — это связь! только связь, ибо при¬рода наша — «низменная», а отказ наш в пользу другого есть возвышение Духа над плотью, духа над материей.
Музыка возвышения нам есть убежище при ослабевших силах, ослабевающих, есть музыка поддержания Духа нашего, а при силе нашей духовной музыка такая есть пример построить новый храм...
Музыка раскрытия личности есть музыка нашего взгляда на мир, есть поиск человеческого решения; это не есть эксплуатация одних и тех же найденных музыкальных средств, но использование их крепости: где будет необходимым новое принципиальное решение?
...музыкальные ответы тогда возвышают нас, когда не забывают об опасностях, когда указывают на возможное падение, когда сохраняют светлые ноты утверждения, даже тогда, когда оставляют нам только надежду на него...
Есть ордината направления — тогда музыка раскрытия личности, есть компас в музыке — тогда это музыка спасения...
Как день бездонный и бескрайний, но и безразличный к тебе! напоминает о величии и неслучайности твоей жизни, так и музыка настоящая — музыка углубления твоих всесторонних связей, музыка приглашения, сомнения...
Функционален звук, функциональна музыка, функционально Слово: свет господин.
Так  «что» же такое наше Я?               

     Музыка разрушения личности

Многие силы созидают личность, в том числе неведомые. Что разрушает?
Музыка разрушения — не искусство, но его имитации. В основном эстрадные, они занимают большую часть «музыкального» времени. Они не запоминаются, раздражают, но чаще умные, расчетливо отштампованные, они останавливают личностное на проблемах мелких, бытовых, надуманных...
Сниженные масштабы личности и есть показатели ее разрушения. И многих раздражает, напротив, настоящее музыкальное искусство: даже частушечная форма или рок-форма, поднимаясь до искусства, беспокоит, раздражает потребителей, и стараются они от нее избавиться, находя в конце концов свой звуковой хлев.
Это та музыка, где подчеркнуты и животные потребности, потому пошлость — ее непременная характеристика. Тем не менее, мы знаем, что чувство пошлости возникает и от тупого повторения чего-либо, то есть, является нам банальность. И все же как трудно, например, в некоторых случаях отличить психологические обоснования от физиологических, так, тем более — нормальную психику от какой-либо патологической. Лишь пом¬нить мы должны: в отсутствии садовника сад со временем зарастает бурьяном.
...можем забыться в музыкальных и иных сюжетах, но музыка забвения не есть музыка разрушения личности: забвение есть инерция без самоконтроля, оно может и спасать тебя!
Ясно, что   р е ч ь   о проблемах музыки отдыха, музыки расслабления.
Почему чаще она решается на жаргоне? то есть, как бы и не «получается»? Потому что у нас еще нет выверенной пропорции труда и отдыха. Как только отдых будет достойным, не унизительным, не беспокойным предприятием, так соответствующая музыка займет конкурентоспособное место и в нашем мире и вообще в мире. Между прочим, в эпоху раннего социализма, когда идея еще была сильнее своего чудовищного воплощения, музыка отдыха была гениальной...
Да, формирует личность не только музыка, даже сов¬сем, может быть, не музыка, как и разрушает личность далеко не только музыка. Но музыка — нерв общественной обстановки; ее репертуар, стиль отражает и формирует моду — выражает время. И более всего образцы оказываются однодневками, оказываются ориентированными на запросы физиологии и патологии.
Общее упрощение человека, даже одичание, связано, помимо с утерей господствующих идей, с исчезновением последних моральных запретов, это упрощение человека диктует соответствующие запросы, а нетвердые жизненные принципы большинства оказываются бессильными перед низкопробным «музыкальным» потоком... Поток оказывается и не музыкальным, а бытовым, даже мировоззренческим.
...светлые горизонты должны окружать нас (как забывают это люди, облеченные государственной властью!): личность — это всегда на вырост, и разрушает ее то, что не направлено к другому, другим, разрушает ее то, что не направлено на духовное, на возвышенное.

Музыка
(из книги «Бытие», 2005)


…и наступают, непременно наступают такие моменты в жизни, когда вдруг слышишь в себе то, что звучало для тебя десятки лет назад, но незаметно заслонилось в сознании всевозможными событиями и заботами
и сразу же непонятно-острое и сладкое волнение переполняет грудь, переполняет всего тебя…
и выстраиваются за серенадой Шуберта немедленно потрясающие своей достоверностью, даже яркостью, давно ушедшие картины: ландшафты, лица, события, и возрождаются давно забытые чувства…Это школьное время, эти улицы того времени: в солнечных лучах, в травах, с деревьями!
С другим воздухом, другим ветром, другими глазами…
Другими глазами!

И теми же, всё теми же: объединяет мелодия времена, объединяет оценки, такие разные и…несопоставимые, но взаимодополняющие (?). Одни и те же? Как бьётся сердце!
возвращает и возвращает музыка к каким-то оценкам, состояниям, к каким-то мгновениям: время само становится чужой, даже враждебной обстановкой, и что-то бесконечно-важное ты почти начинаешь понимать…Что?
Музыка, развиваясь в лоне времени, уже отвергает его: убыстряет, «не замечает» или – просто сопровождает
Музыка – «старше»  и «тоньше» Слова, глубже, ведь звуковая гамма, допустим, тревоги или радости в живой природе, разнообразна несчётно, а вообще в природе – бесконечна.
И вот она (музыка) настигает
и возвращается смысл, вкус, запах жизни…словно время вокруг – инерция, не более, а настоящие (собственные) импульсы жизни что-то иное….
И если игра – исходное правило Бытия (как в шутку говорят самые крупные учёные), то музыка – имитация игры (т.е. игра только звуком)
Ведь (сама) игра тогда имитация жизни всей, целиком, и мы страдаем быть в чужой игре
Человек выстроен всей игрой – света и звука: звук – фонетический «ответ» неведомой световой гамме, создавшей условия для жизни и Разума на Земле…
Музыка – звуковой аналог действительности, в котором можно выразить мысли и чувства – протест, согласие, радость от избытка внутренних сил, смирение перед самой горькой необходимостью…
Слово в основе своей музыкально: человеческая основа музыкальна…
Шуберт или Бетховен, Скрябин или Рахманинов сердцем своим, духом своим в кипящей поверхности нашего Мира отражали (воссоздавали!) неизвестную и волнующую глубину Бытия