А я говорила!

Николай Львов 4
   КРИЗИС КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ
                ( причины и следствия ).

          Уровень духовной культуры - показатель состояния и особенностей функционирования всех сфер жизнедеятельности общества, критерий развития или упадка его. Современный кризис духовности ( не только российского общества ) детерминирован кризисом материального развития всей цивилизации и выражается в форме общего культурного кризиса.
         "Покорение природы", научно-технический прогресс на исходе второго тысячелетия от Рождества Христова уже не могут оставаться целью деятельности человека на Земле. Не производство средств к жизни, но производство Человека - проблема проблем современной науки!
          На каких основаниях, в связи с какими принципами необходимо строить процесс ПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕКА? Если с проблематикой воспроизводства человека как биологической сущности современная наука все-таки справляется, то принципы производства человека как существа социального сегодня вдруг нас поставили в тупик. Где те нравственные, этические, и,наконец, политические ориентиры, которые помогут преодолеть развернувшийся кризис духовной культуры? Где те составляющие Бердяевского ИНОГО СОЗНАНИЯ, которое только и способно покончить с "ночной эпохой"?
          Вульгарно-материалистический взгляд на природу и человека, равно как и обратная его сторона - христианско-аскетическое мировосприятие, ориентирами служить нам не могут.
         Чтобы повернуть вспять длящийся многие тысячелетия процесс глобального отчуждения человека от природы земной и от своей собственной сущности, необходимы гигантские усилия, направленные на поиск принципиально новой научной базы сферы образования и воспитания. Ни социология, ни педагогика, ни философия не могут дать достойные ответы на вопросы, касающиеся содержания и особенностей социальных взаимодействий по поводу производства Человека третьего тысячелетия.
         Базовой проблемой системы образования, на наш взгляд, является проблема снятия отчуждения образования от личности, формирование гуманистической направленности мышления, опирающейся на процесс гуманизации научного знания. Однако, этот процесс нам представляется как процесс адекватного отражения закономерностей формирования НООСФЕРЫ как высшего из многих составляющих эволюции биосферы. Потому философский анализ фундаментальных оснований функционирования социума как биополевого образования - важнейший шаг в обновлении гуманитарной науки вцелом, и прикладных исследований социума в частности, что призваны изучать общественные взаимоотношения и по поводу образования и воспитания.

   (Тезисы доклада на международной научной конференции 1993 года в Новосибирском Академгородке)