Прости нас, неосторожный гений!

Анатолий Апостолов
         ПРОСТИ  НАС, НЕОСТОРОЖНЫЙ ГЕНИЙ!
            
«…Гений имеет свои слабости, которые  утешают посредственность, но печалят  благородные  сердца, напоминая им о  несовершенстве  человечества.               
                А.С. ПУШКИН
   
«Поэт — редкий гость на  земле.  Среди  миллиона — один  настоящий».
                Федор  СОЛОГУБ
      
         Совсем недавно, в сентябре, закончил я  ПЕРЕЧИТЫВАТЬ  документальный сборник  «Последний год жизни  Пушкина.  Переписка. Воспоминания. Дневники» (М., «Правда», 1988). Перечитал  я его  ещё  как бы заново, уже с иных мировоззренческих позиций, далеко не тех, на каких находился   тридцать лет назад в конце  катастрофической перестройки, накануне  развала СССР. С особым интересом прочёл я те  мемуары и эссе, которые  являются сами по себе историческими источниками, —  в самом деле, что может быть полнее  и достоверней    приложенного к мемуарам  документа?! Живое свидетельство, подтверждённое документом (хотя бы списком карточных и ресторанных долгов имярека) есть подлинное в квадрате  изображение  нравов и характеров эпохи.         
        Было больно, было  трудно читать это объёмистое документальное  повествование о последнем годе и последнем дне жизни Пушкина. Ведь  в свой последний год жизни (1836-37) Пушкин ежедневно  делал непроизвольный шажок  к смерти. С каждым  днем  всё  невыносимей  для него  становилось  давление беспощадного и жестокого  бытия. Трудно контролировать себя, сохранять хладнокровное  спокойствие.  Трудно сохранять  бодрость духа и оптимизм,  когда ежедневно и ежечасно грозно уплотняется и густеет время, становится  «всё тяжелее груз и тоньше нить» (Фёдор  Сологуб), особенно тогда, когда   «надо мной плитой  могильною  глухие  виснут небеса». (Зинаида  Гиппиус)   
       Последний год жизни Пушкина — это звенья одной цепи  горестей, болезненных уколов и ударов судьбы, которая опутывала его и являлась  петлёй-удавкой. Больно  мне было читать печальные рассказы о позорно тайных похоронах великого сына России, о строго засекреченных причинах гибели поэта и всех обстоятельств  с этим связанных. Больно было читать, но зато душеполезно.   Перечитал этот огромный блок документов  с точки зрения  преодоления  трагически непреодолимого бытия, с его  косным бытом и житейской суетой, и стало мне за Пушкина  и за всех таких, как он,  до слёз больно и обидно  —  бедный, бедный, бедный Пушкин! Никто так глупо и бесшабашно не швырялся жизнью, как  Пушкин. Никто так бездумно и неосторожно  не испытывал Судьбу и «ревность  богов», как Пушкин. Житейскими невзгодами и тревогами оплачивалась участь нашего   неосторожного  Гения.
    Бедный Пушкин! Как мимолётна юность и как обременительна своими заботами и обязательною   службой зрелость.  И как страшна  приближающаяся старость! Повышенная нервная возбудимость,  перманентное любовное и творческое горение, безудержная  эмоциональность и  резкий спад  настроений — от восторженной  эйфории к чёрной меланхолии. Затяжное безумие любви, мучительная любовная лихорадка «двойной любви», когда ты  одинаково влюблён в мать и её дочь, в девушку, которая тебе в дочери годится, или в жену известного писателя-историка, которая на 20 лет старше тебя,  но выглядит свежо и молодо как девушка.
       Сеть ранних морщин, рассеянный, усталый взгляд, нервный тик у глаза и  в уголках рта, дрожательный паралич, повышенное сердцебиение и слабость  — синдром Паркинсона, английского врача, знакомого   ему  ещё во время пребывания на юге. Чтобы продлить молодость и как-то  противостоять старости, нужна юная жена, всегда желанная, пленительная и свежая!  Своя жена — это не чужая жена-любовница, целительница  и утешительница, временный предмет плотских наслаждений.  Нужна юная жена на любых условиях, даже бесприданница, пусть и фригидная, но зато сочная и животворная. Бедный Пушкин, как он ошибался на этот счёт.   
       Бедный Пушкин! Для  своего времени он всего на всего лишь  — поэт и камер-юнкер, муж красавицы-жены, на которую положил глаз сам император. Увы, Пушкин — не богатый бравый улан, не рослый и могучий красавец кавалергард,  и не видный  генерал, и тем более не герой Бородинского сражения и Заграничного похода и не  командир Егерского или лейб-гвардии Конного полка,  над  которым шефствует сам  император,   а всего лишь, известный литератор и весьма неблагонадёжная личность.
       Бедный Пушкин! В 27 лет  — он  незавидный жених и весьма ненадёжный муж в глазах   родителей невесты и всего дворянского  общества. Но  опытный волокита, ловелас и соблазнитель молодых вдов и юных жен престарелых сановников, он назло всем  захотел жениться,  чтобы, наконец, узнать, что такое семейное счастье.
        Бедный Пушкин — жертва собственных иллюзий и массовых заблуждений!  Можно  подумать, что он никогда не знал, не  ведал о грубой, косной и незавидной    «изнанке»  такого  простого «земного счастья». Как будто он совсем забыл своё недавнее  отрицательное  мнение о браке и семье: «Брак  холостит  душу. Законная… (жена) — род тёплой шапки с ушами. Голова вся в неё уходит…».  Но нет, Пушкин — другой, он не создан для такого вульгарного и  косного брака, его женой станет русская  вечно юная Аспазия,  вмещающая в себя сокровища сердца и сокровища ума и мудрости,  чья страсть к нему  (страсть легендарной   Дианы  де Пуатье)  переживёт  самоё пламя.
        У  него, потомка Абрама  Ганнибала, будет идеальный брак, а его женою станет юная  благонравная  и благовоспитанная, прекрасная,  великосветская Мадонна, прекраснее  которой невозможно отыскать на этом  свете. К роковым своим  тридцати годам у него окончательно  сложился идеал Жены-Мадонны и Ангела живородящего. Бедный  Пушкин  —  все невесты, которых он намечал себе в жёны в эти годы, относились к одному типу — молоденькие  барышни из московского и петербургского общества. Все они  красивые, превосходно воспитанные, совсем юные существа 16-17 лет с  ещё не сложившейся  индивидуальностью, мотыльки и лилии, а не взрослые  опытные женщины, умеющие по-настоящему любить в постели  и способные рожать здоровое потомство. Таковыми  дворянскими, тепличными «нежными лилиями»  были  Софья Пушкина, Екатерина Ушакова, Анна Оленина и, наконец, юная первая красавица Москвы и Петербурга 17-летняя Наталья Гончарова, которая и стала,  в конце концов, роковой  женой поэта.
Бедный Пушкин!  Жертва  любовной  магии и «химии  любви»», он мгновенно ослеплялся внешней красотой и миловидностью, тем обликом и запахом  свежести, юности и  убедительной, показной   невинности, который бросался  ему в глаза и ноздри при самых  первых встречах. Черты магической женской природы, её дурманящий дух  сильнее всего  манили Пушкина. Его Жена-Ангел должна быть превосходно воспитана и достигать во всём  пределов совершенства, быть молодой, изящной светской женщиной, способной доставлять  только  мужу (и никому другому!) множество утончённых и разнообразных рафинированных наслаждений. Пушкин дорожил своей принадлежностью к аристократическим кругам.
      Как поэт и художник Пушкин любил   тип светской женщины, как источник  особой неги и наслаждения, как побудитель творческого горения и   вдохновения.  Ещё бы! Любовь удваивает  гений!  Бедный Пушкин! Его женитьба на  прекрасной косоглазой Мадонне оказалась роковой ошибкой. Он забыл, что с успехом играть роль светской дамы на  великосветской сцене может  только женщина, обладающая сильным характером, живым, разносторонним и критическим умом. Бедный Пушкин! В повседневной, семейной  жизни его Ангел-женка оказалась вздорным,  капризным, избалованным, взбалмошным, суетным и тщеславным  существом. Его  молодой супруге критически не хватало того, что было в избытке у  Татьяны Лариной — спокойного женского  достоинства,  собственного чувство  такта, чёткого понимания того, с кем   можно не   только пококетничать, но и позволить себе  даже большее, а с кем категорически нельзя, — например с Дантесом. Натали, несмотря на просьбы мужа, откровенно   кокетничала с государем, но это для Пушкина  было ещё полбеды (с императором всегда можно договориться, и даже поделиться своим «дорогим товаром»). Но к досаде Пушкина,   Натали, мать троих детей,  продолжала кокетничать с  Дантесом, явно  не желая поставить наглеца  на надлежащее  место. Если  кокетство (и близость) жены с царём,  для Пушкина имело  хоть какое-то разумное  объяснение, то  даже сама мысль о встрече  Натальи Николаевны на стороне,  наедине  с Дантесом, приводила Пушкина в бешенство и умопомрачительную ревность. В ухаживаниях Дантеса он видел личное для себя  оскорбление.  Ведь по собственному опыту поэт знал, что ради плотских удовольствий  можно волочиться за замужней женщиной (и за двумя сразу) совершенно спокойно и цинично, без тени уважения к ней. Пушкин знал и хорошо помнил, что роль обманутого мужа (трагическая по существу)  навеки останется смешной в людских глазах. Несомненно, что ему приходили  на память имена мужей-рогоносцев А. Давыдова, Ризнича, Воронцова, Керна, Закревского и других злополучных супругов, которых жены обманывали при его участии или при участии его друзей.
        Бедный, бедный неосторожный Пушкин! Жертва собственных страстей и любовных приключений. Жертва женского тщеславия кокетливой  жены! 1836 год  стал для Пушкина роковым, заключительным, завершающим   годом. Никогда ещё петербургский свет не был так кокетлив, так легкомыслен и так неосторожен в гостиных, как в эту зиму. (Дарья Фикельмон, внучка Кутузова)   Никогда ещё не трудились  с таким энтузиазмом и  с такой беспечностью  дворянские  психеи и амуры  на   маслобойне российской жизни, зачиная в глубокой тайне  и рождая на  белый свет «цветы жизни» —  когорты внебрачных, незаконнорожденных детей, бастардов, будущих революционных демократов и  инакомыслящих разночинцев-интеллигентов.
        Бедный, бедный Пушкин —  жертва  природной «химии любви» и той страсти, которая никогда не бывает умной, но под воздействием которой,   порой  хочется рискнуть жизнью, чтобы разом от неё отделаться или её возобновить и постараться жить сначала.       Бедный Пушкин!  Суровый климат России не для таких гениев как он. Студёные пространства  Северной Евразии  не приемлют пламенных африканских, итальянских,  испанских и прочих «тропических»  страстей. В царстве лютых морозов, где сила любви  слишком часто  соизмеряется  с приданным и числом крепостных живых душ, которые  жених рассчитывает получить от невесты — любовь как страсть, остается непонятной блажью.
     Бедный Пушкин! Современники считали, что его женитьба на Наталье Гончаровой была трагической ошибкой, что красавица-жена его никогда не понимала! Понимание пришло к ней, когда он умер. «На кой черт ты женился?» — спросил поэта  живописец Карл Брюллов, когда тот показывал ему своих детей. И бедный  Пушкин был смущен — не смог дать художнику  вразумительный ответ! Бедный, бедный Пушкин! Не глупо ли было  жертвовать  ему  ради «фарфоровой куклы» своей прекрасной жизнью?  «Ради  чего?  Ради чего Пушкину надо было обязательно жениться?» — спрашивали  друг друга его обожательницы и поклонницы. (Елизавета и Софья  Карамзины)  Многие великосветские красавицы и даже не совсем красавицы, считали, что многие из них  могли бы  стать  достойной заменой его косоглазой и фригидной Мадонне. Никто из них не мог отказать пылкому  Пушкину, когда Пушкин очень-очень просит. Не  так уж и  много требуется от любящей женщины усилий, чтобы  остудить огонь слепой и тёмной страсти в крови мужчины  и вернуть его в  прежнее, нормальное и трезвое   состояние! Совсем пустяк! Особенно  для светской зрелой дамы! И  для незамужней девицы тридцати и более лет  —  тоже! (Анна Вульф)
       Бедный, бедный Пушкин! Жертва  вопиющего ханжества и фарисейства своего века, жертва своей чрезмерной чувственности,  диких страстей  и неосторожного волокитства.  Увы, до женитьбы узы чужого  брака  для него  никогда не были священными. Случай с любовной запиской Екатерине Андреевне Карамзиной для него не стал уроком. Морального барьера в отношении чужих жён для него не существовало, поскольку  тогда таковы были нормы поведения  между полами в дворянском обществе, а браки заключались не на небесах и не по любви, а в основном по расчёту, и связи с чужими женами были «круговой порукой».     Бедный неосторожный  Пушкин!  Жертва тёмной похоти и модного тогда среди светских ловеласов  донжуанства.   Такое отношение мужчин к замужним женщинам обернулось против него самого, когда дело коснулось его собственной жены, когда её любовником и попечителем семейства Пушкиных  стал сам царь.       Бедный, бедный Пушкин! Он так хотел казаться  перед  высшим светом русским денди атеистом и нигилистом Евгением  Онегиным, а  на самом деле оказался православным романтиком  Ленским. Его жизнь, как и жизнь  всякого великого человека, была  окрашена  в трагические тона. Жизнь Пушкина — это жизнь, высшее назначение которой вырастает в трагедию любви, трагедию творчества, трагедию России. Трагическая гибель Пушкина — самое убедительное доказательство тому, что быть одарённым человеком  и  тем более гением в нашей стране предвещало  смертельную опасность —  непременно  (и обязательно) быть убитым.          Бедный, бедный Пушкин! Перед нами  человек, который стал не только жертвой своих страстей, но  и жертвой той общественной системы, весомой и зримой частью которой он сам  являлся. Как не пожалеть его и не выразить ему своё человечное сочувствие?  Перед нами  неосторожный Гений, который стал жертвой лютой зависти и ревности и омерзительного по своей  сути   имперского  самодержавного   фарисейства.          
      Пушкину завидовали по крупному и по малому. Тому, что рядом с ним, таким любвеобильным,  под одной крышей живут три молодых  женщины, три сестры Гончаровых, две свояченицы, с ещё неустроенной судьбой и туманными перспективами. Ему приписывали преступную кровосмесительную   связь с ними. На Пушкина клеветали жёны даже  тех   вельмож, кто имел свои реальные  «гаремы» из крепостных девочек, те, чья  зависть к поэту порождалась  их  больной  сексуальной фантазией. (П.К. Губер)       Многодетному отцу, камер-юнкеру  и литератору Пушкину,  представителю древнего, но обедневшего рода, владельцу всего-то  «220 душ в Нижегородской губернии, из коих 200 были  заложены в  казну за 40 000 рублей»,  обременённому долгами и большим семейством,  завидовали  самые богатые и влиятельные  крепостники страны.
      Бедный, бедный Пушкин! Никто из его детей, рождённых в законном  браке, не стал гением и просто выдающимся,  знаменитым человеком.   Никто из его потомков, рождённых от внебрачных связей (за исключением его внука — демона  красной революции Льва  Давидовича  Бронштейна-Троцкого) не стал известным политическим и общественным деятелем,  композитором, писателем, художником. Канул в неизвестность   его сын от Екатерины Раевской, неизвестна судьба  и «детей любви» поэта в нескольких поколениях от дам  высшего света и полусвета, за исключением    внебрачного  сына Леонтия от прекрасной и неистовой в любви полячки   Анжелики Дембинской, билетерши передвижного  зверинца.  «У меня нет детей, а все вы****ки», — признавался Пушкин в 1827 году Богдану Федорову, редактору  альманаха  «Памятник отечественных муз».
       Бедный, бедный Пушкин! Одно дело отдать своему  другу Пущину  на одну-две ночи  свою любовницу – сенную, крепостную  девушку, другое дело   — периодически в глубокой тайне  вынужденно  делиться своей красавицей-женой с самим царём. Как быть  самому теперь    в этом случае? Каково теперь ощущать себя в роли  обманутого  мужа и условного отца своих детей?  Закрывать глаза на блуд монарха со своей Мадонной и не подавать виду? Однако, сам  утверждал не раз, что «Истина  сильнее царя», что за неё сам Бог  велел страдать. И в то  же  время глупо, защищая честь семьи, дерзить монарху, бросать царю перчатку. Царь —  не грозный шеф жандармов  Бенкендорф, не  барон Геккерн  и тем более не презренный  бастард Жорж Дантес. Царь выше всего земного. Он  —  единственный,  кто  определяет  твою дворянскую честь и твоё бесчестие. Итог такой  борьбы за Истину и Честь  известен — петербургский  «Дом скорби», палата №6 и  Опекунский  совет  над осиротевшей  семьёй.   Не лучше ли,  и  не разумней ли принимать эту связь жены с государем  как дар небес и высочайшую милость, быть довольным  жизнью и  заниматься своим главным литературным  делом?  Лучше  быть прагматиком и даже циником, чем сумасшедшим, лучше  считать царя  своим  партнёром и «молочным  братом», извлекать  для своей семьи выгоду и пользу, быть спокойным за будущее  своих детей: «Царь позаботится о них, он знает моё дело».   Увы, бедный Пушкин! К сожалению, о его  «тайном деле», кроме царя,   в полной мере ведали ещё  Бенкендорф, Нессельроде, завистливая сводница  Идалия  Полетика. 
       Бедный, бедный Пушкин!  Не так уж велики были его  долги, в том числе и карточные, чтобы так  отравлять ими  себе душу в последний год своей жизни,  и всё глубже погружаться   в тревожно-депрессивное состояние. Его долг на  сумму 92 500 рублей ассигнациями — жалкая  и  смешная  сумма по сравнению с теми сотнями  тысяч и миллионами золотых рублей, которые оставляли русские   вельможи и крепостники-кутилы у парижских куртизанок. Что такое этот долг Пушкина по сравнению только  с картёжными долгами его друга, героя Бородина, поэта, публициста («памфлетёра»),   князя Петра Вяземского, который, по его собственному признанию, «прокипятил» свою кровь на картах около полумиллиона рублей. Это применительно к реалиям 1823 года  примерно  составляет  671,5 млн. рублей  образца   сентября 2022 года.   Бедный, бедный Пушкин! Не будем так же сравнивать доходы Пушкина-помещика и доходы нынешнего  депутата Госдумы или главы администрации районного масштаба. Они несравнимы  и не сопоставимы. Увы,  возмутительно, но факт  — даже  всё совокупное  движимое и недвижимое имущество рода Пушкиных и рода Гончаровых по нынешнему  золотовалютному курсу не составит даже 1,5% от стоимости самой дорогой в мире яхты «человека  случая», современного  долларового  миллиардера  Романа Абрамовича. По  воровским понятиям и  гнилому духу  нашей больной   эпохи,  Пушкин —  полный неудачник и банкрот по жизни, один из многих  наших  нищих отечественных гениев.
       Бедный, бедный Пушкин! В  последний год жизни (а он  в глубине себя понимал, что 1836 год для него последний) Пушкину ничего больше не хотелось, кроме тишины, покоя и  надёжного последнего приюта. Так, 24 декабря 1836 года в письме  к Прасковье Александровне Осиповой  Пушкин  пишет: «Хотите знать, чего бы я хотел? Я  желал бы,  чтобы Вы  стали владелицей Михайловского, а я — оставил бы за собой усадьбу с садом и десятком дворовых…»  Вот и всё, больше ему  ничего не надо! Ни шумных сборищ и пирушек, ни пунша с  ромом  и «Мадам  Клико»,  ни женских ласк, ни  азартных игр, ни пения сенных девушек, ни откровенного кокетства «капризных барышень» — своячениц,  ничего не надо! Поэт устал, «душа покоя  просит».
                Туда б, сказав «прости»  ущелью,
                Подняться к горной вышине!
                Туда б  в заоблачную  келью,
                В соседство  Бога  скрыться мне!
     Бедный, бедный Пушкин!  Нет, не он искал  смерть, а смерть сама в образе  ростовщика  Скупого рыцаря, кредитора-филантропа и августейшего сластолюбца    шла за ним по его следам, шурша долговыми расписками и кредитными обязательствами.  Так вышло, что  в  образе красавицы-жены  Натальи Николаевны к Пушкину  явилась и пришла    его Судьба, его Смерть.  Трудно и порой невозможно совмещать  ежедневный  щей горшок, горячую плоть  молодой пышногрудой   хозяйки  с  высоким вдохновением и золотой арфой Аполлона.  И в то же время Пушкин всегда ратовал за полноценную семью и  всегда радовался семейному счастью своих друзей.  Об этом он писал за год до смерти    П.В. Нащокину: «Моё семейство умножается, растёт, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и смерти нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения…  Из этого следует, что мы хорошо сделали, что женились…».   
        Бедный, бедный Пушкин!  Добрый малый, щедрая душа! Нам больше никогда  не  найти  в мире  такого  доброжелательного писателя, как Пушкин.  Общительность его не знала границ, «начиная с булочника до царя». (А.О. Смирнова-Россет) Больше всего в людях  Пушкин ценил  благоволение — слово морально   устаревшее ещё сто лет назад и  нами навсегда  забытое.  Только у Пушкина можно  обнаружить   столько  глубокого сочувствия   и жалости к людям, в их  попытках найти «в  мрачных пропастях земли» своё личное «земное щастие».    Бедный, бедный Пушкин! Пушкин — добрая и щедрая   душа! Это он вывел малоросса Николая Гоголя в русские великие  писатели. Это Пушкин благословил поэтическое творчество воронежского мещанина  Алексея Кольцова (1808-1842). Это Пушкин помог социально  и финансово стать  на ноги юному сибиряку и студенту Петербургского университета  Петру Ершову(1815-69), сделав его автором стихотворной сказки «Конёк-Горбунок» (1834).  Это Пушкин помог издать Надежде Дуровой  «Записки кавалерист-девицы» и тем самым прославить её имя на всю страну.
     Это Пушкин, ссылаясь в своём письме на мнение «беспристрастного  ценителя истинного таланта» Ивана Крылова, морально поддержал и тем самым благословил на литературное творчество  сибирского  бытописателя-романиста Ивана  Калашникова (1797-1863), автора романов «Дочь  купца  Жолобова» (СПб., 1832) и Камчадалка» (СПб.,1833). Это Пушкин   (за несколько часов до своей гибели) в  личном письме к первой русской детской писательнице Александре Ишимовой (1804-1881),  высоко оценил её  литературные  труды: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу Историю в рассказах («История России в рассказах для детей» — А.А.)  и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!»
       Это Пушкин породил на Руси  мыслящего и благородного, нравственного  читателя, который ищет истину через любовь, ибо по Пушкину «нет истины, где нет любви». Бедный, бедный Пушкин! С такой  отзывчивой душой как у него,  мучительно  тяжело  жить на свете! Таким как он всегда    трудно  оставаться человечным!
            Бедный, бедный Пушкин! Как трудно быть поэтом. Как трудно быть в России  человечным человеком  и продолжать оставаться им!  Как не повиниться  нам перед Пушкиным  и не попросить  у него прощения за наше недомыслие и тупое непонимание его пророческих  посланий в будущее?
      Прости, нас, русский Гений,   за то, что мы, дети атомного века и советского «афеизма»,  так и не смогли до конца  прочитать все шифрограммы твоей души, все  «кардиограммы» и мистификации  твоего ума и сердца. Плохо обстоит дело с нашим логическим интеллектом и благодарной памятью. Ты до сих пор до конца нами  не разгадан, не дешифрован, не принят к сведению и не использован нами  как навигатор  на крутых  путях-дорогах к доблести и славе.  Нам понадобилось 175 лет, чтобы, наконец, выяснить истинные причины твоей гибели, осознанной необходимости твоего добровольного ухода из-за наследственной болезни и нежелания  дальше жить такою жизнью.    
       Прости нас, неосторожный гений,  за нашу чрезмерную осторожность, гражданскую  трусость и  конформизм,  за нашу умственную  леность,   отсутствие живой  любознательности и  чувствительной эмпатии. 
    Прости нас, неосторожный Гений, за то, что наш   XX век  оказался более бесчеловечным и  беспощадным, чем твой жестокий век.  Прости нас, неосторожный гений, за то, что мы не оправдали  всех твоих надежд и упований, что за прошедшие  два века  мы так и  не стали лучше, добрей и человечней.       
     Прости нас за грехи отцов и дедов наших! За их бездумное попустительство всему злому и кромешному, что было связано с твоим светлым именем  и твоим светлым животворным оптимизмом. Прости всех  тех, кто по умыслу и без умысла, из-за своих  амбиций и больного тщеславия пытался сбросить тебя вместе с дворянской культурой и русской  литературой с  украденного бандой большевиков  «парохода современности».
        Прости, если можешь,   наших беспутных и обманутых отцов и дедов — осквернителей отеческих гробов и храмов, разорителей  и грабителей могил и склепов  героев 1812 года, безбожников, грабителей, кромешников, насильников  и разрушителей.  Прости их   варварское разрушение   в 1927 году во Владимирском  соборе Севастополя гробов  русских адмиралов  М. Лазарева и П.Нахимова, вице-адмирала  В. Корнилова и контр-адмирала  В. Истомина, прах которых якобы  «оскорблял революционное чувство трудящихся масс». Мы знаем, что такое не прощается, а проклинается навеки, но всё же…
       Прости, неосторожный гений, наших предков за то, что они  согласились считать день и год твоей трагической гибели  всенародной юбилейной датой на уровне церковного праздника — Дня усекновения главы Иоанна Предтечи!  Прости и  нас за то, что мы  бездумно, слепо и тупо шли по стопам лжеучителей и  мучителей своего народа.  Прости нас за то, что  мы всегда находили и сейчас находим  для себя веские доводы и аргументы в  деле уничтожения друг друга из-за весьма сомнительных проектов и идей, учений и утопий.    Прости нас, если можешь, за то, что  мы так и не изжили  в себе за два века  пороки Каина-братоубийцы, нашего лютого  и завистливого  родоначальника.  Прости нас, если можешь, если видишь и слышишь нас,  никчемных и ничтожных, потерявших разум,  стыд и совесть. Мы знаем, что тебе от нас ничего  уже давно не надо, даже макового зёрнышка.   
     Прости нас, неосторожный и бесстрашный гений, за нашу леность и не любопытство,  за низкий интеллект, за неглубокое понимание тебя как гения и человека, за  своеобразное большевистское истолкование той,  современной тебе  жизни.       Прости нас, неосторожный гений, за нашу гражданскую трусость, за идейно-политическую осторожность и осмотрительность. Прости нас за то, что  мы всегда находили и сейчас находим  для себя веские доводы и аргументы в  деле уничтожения друг друга и себе подобных.  Прости нас, если можешь, за то, что  мы так и не изжили  в себе за два века  пороки Каина-братоубийцы, нашего лютого  и завистливого  родоначальника, нашего наставника-насильника и блудника.   Прости нас, если можешь, если видишь и слышишь нас,  никчемных и ничтожных, потерявших разум,  стыд и совесть. Мы знаем, что тебе от нас ничего не надо, даже макового зёрнышка. Но всё же…
       И всё же, ради Бога, прости нас, смелый и неосторожный Гений, за наш низкий коэффициент полезного действия и вопиющую социально-историческую нерентабельность.   Мы не знаем, как нам дальше жить  и что нам делать. Утонули, как в трясине,   в нашей неблагодарной и дырявой  памяти  все герои дня и года,  наши  славные деды и отцы, «коих мы готовы взять за образцы».  А новые кумиры дня стократ  омерзительней героев дня   вчерашнего.  Увы, что делать нам в Новом времени? Продолжать и дальше воевать между собой и против всех?  Продолжать плыть по течению и жить по принципу: «Жизнью пользуйся живущий, мертвый в гробе мирно спи»? Жить  и дальше растительной жизнью, и ничего не делать? Жить радостями одного дня? Быть гедонистами  и   жить без оглядки на пророков, наставников и учителей? Не стремиться к доблести и совершенству, к тому, чего нельзя купить-продать?  Оказаться снова пылью на ветру, или спастись от Небытия  под покровом Великой Матери этого Мира?  Ещё раз  смертью  победить смерть  с помощью  Девы Господней в плаще милосердия и умиления,  в лучах несказанной радости  и утешения, с Ней,  одной-единственной во многих ликах?  Madonna dell’ Umilta’, Madonna Immaculata, Мадонна Гликофилуса (Мадонна «сладко целующая»).    Мадонна в саду роз, как «новая Ева  в качестве  «нового начала».  Невеста неневестная, жена непогрешимая и целомудренная. Жена   плотника-обручника и возлюбленная самого Господа  Бога. Владимирская и Донская  Богоматерь.  Мадонна семьи  Якопо Пезаро, папского коменданта.  Фрейлина императорского двора и тайная любовь императора. Первая красавица Москвы и Петербурга.     Мадонна  камер-юнкера Пушкина   на  Мойке — «вертоград земного наслаждения», простого счастья и уюта.     —  «Tota pulchra es, amica mea,  et macula non est in  te» («Вся ты  прекрасна, возлюбленная моя,  и пятна нет на тебе»: Песн. 4:7). Колодец жизни и сакральная  верёвка  смерти, протянутая из Небытия в Бытие, в юдоль печали…  Всегда есть  надежда на спасение, но  не всегда личная  мадонна  желает быть для стареющего мужа  воплощением «внеземной  вечной  радости», и тем более его  спасительницей. 
       Прости нас, неосторожный гений, но Пророк-Креститель с отрубленной головой в правой руке продолжает до сих  пор  стоять посреди выжженной  пустыни нашего пространства-времени, и не видна пока  на горизонте  святая  грешница  Мария Египетская, и не спешит со своей животворной влагой великая блудница Мария Магдалина.    Нет больше в мире как пророков-утешителей, так нет и пророков-обличителей, учителей нравственности.   Как нет  пророков в своём   отечестве, так нет пророков  и в «чужом времени» (и в очередном  безвременье).   

16.10.2022, в День сщмч. Дионисия Ареопагита