ДИП. Пушкин. Дантес. Дуэль. Пуговица. Ч2

Поль Читальский
Часть 3
  Форма одежды кавалергарда и красный виц-мундир

Чем чорт не шутит : а вlруг на свой роковой для Пушкина Перекресток Судьбы поручик вышел ... в парадном красном виц-мундире!?

Красный вицмундир кавалергарда
(текст из сети…)
Я думаю, все читали хоть что-нибудь о Наталье Пушкиной и Дантесе. Но речь сейчас не о них. Просто достали уже упоминания о прекрасном белом мундире кавалергарда Дантеса, который был ему, лапушке, так к лицу. Впрочем, я не сомневаюсь, что белый кавалергардский мундир действительно очень шёл Жоржу Дантесу, вот только, не блистал он в этом мундире на великосветских балах. По той простой причине, что кавалергарды той эпохи - а, возможно, и всего 19 века - надевали на балы и разные светские вечера специальные вицмундиры, являющиеся парадно-выходной формой.

В Кавалергардском лейб-гвардии полку вицмундир был красным, воротник и обшлага - чёрного бархата с серебряными петлицами, которые также были вышиты на рукавах и фалдах. Вот он, родименький, на мужчинке справа: 

Под найденной в интернете картинкой не было никакой подписи. Но для меня это не суть важно, потому что картинка лишь демонстрирует данный факт. А вот картинка, попавшаяся мне где-то полгода назад, из статьи про форму 1812 года:

1. Генерал тяжелой кавалерии.
2. Старший (генеральский) адъютант, штаб-офицер Малороссийского кирасирского полка.
3. Обер-офицер Лейб-гвардии Кавалергардского полка в красном вицмундире (при бальной форме)
4. Обер-офицер Лейб-кирасирского Ее Величества полка в вицмундире.
5. Штаб-офицер Лейб-гвардии Конного полка в темно-зеленом вицмундире.

Наткнувшись на эту картинку, я пришла в лёгкий шок. Как это так - не белый? А "Война и мир" и другие исторические фильмы? Даже у Лотмана в комментариях к "Евгению Онегину" упоминается только белый мундир кавалергарда. Начала искать информацию - фигушки! Потом каким-то окольным путём вышла на давний пост одного умного человека, где разносили экранизации "Войны и мира", и окончательно уверилась, что бальный мундир кавалергарда был действительно красным. Точнее не мундир, а вицмундир... слово-то какое казённое, боже мой! Раньше я была уверена, что вицмундиры носили только гражданские, ан нет, и военные тоже - вне строя. У кавалергардов и конногвардейцев были красные вицмундиры, а вот у кирасиров - белые. Но это парадные, а ещё были повседневные, обычно тёмно-зелёные. Впрочем, эта тема настолько сложна и запутана, что сам чёрт ногу сломит.
Что меня больше всего возмущает? А то, что все кому не лень так и норовят запутать бедного писателя исторических романов. У меня, правда, жанр любовный, но, как говорится, мелочь, а неприятно. Про неискушённого зрителя вообще молчу. Видимо, создатели фильмов считают, что такая ерунда, как офицерская форма, их вообще не должна волновать.

- Мундир на вас, я вижу, Павлоградский?    Нет, фигушки, он Сумского полка!

Так что Жорж Дантес должен был щеголять на светских приёмах в красном вицмундирчике. А в белом парадном мундире - на манёврах и парадах.

Что же до Андрея Болконского, то... тот самый легендарный белый мундир, в котором он танцует с Наташей, вообще условен, и к исторической военной униформе не имеет никакого отношения. Просто Толстому захотелось, чтобы его герой был в белом мундире. А создатели экранизаций... Нет, молчу, это надо отдельный пост писать!)

Да! И никакими шпорами кавалергарды не гремели! Ибо никто бы их не пустил на великосветский бал в сапогах. Это Пушкин ввернул для красного словца, а, может, для рифмы. И не только Пушкин, но и мой любимый Владимир Соллогуб... М-да, понаписали, понимаешь ли, а бедным консультантам по историческому костюму теперь разбирайся, чтобы не путать заразу-зрителя:)))
23 апр, 2010
Конечно на балах в шпорах не танцевали, но были и танцевальные вечера, особенно в провинции, где военные могли "блестнуть", тем более было с кого брать пример.
У графа Жозефа де Местр - дипломата и писателя есть описание бала у французского посла в августе 1809 года: " Великий князь Константин Павлович танцевал с длинными шпорами, как подобает тактику. И вот, во время энергичной атаки (танца), случилось, что взяв Марью Антоновну (Нарышкину) под бока, он до того запутал свои шпоры в ее шлейф, что несмотря на самый отчаянный отпор, воюющие стороны (танцующая пара) пали вместе самым живописным образом на поле битвы." - в скобках мои пояснения. Т.е. не только Пушкин упоминает шпоры на балах. Были различия между балами и танцевальными вечерами. Так, например последний Российский придворный бал был в 1903 году, но были танцевальные вечера.

Оленька, я вот тут подумала, что со шпорами может тоже быть, что и со шляпками. Все ж помнят прокричали женщины "ура" и в воздух чепчики бросали". А смысла-то современные читатели и не знают. Бездумно цитируют, а ведь тут очень тонкий намёк на очень "толстые обстоятельства": замужние женщины тех лет обязательно ходили в чепцах и снимали их, толmко когда ложились в постель... А не подбрасывали свои чепчики в воздух от просто радости созерцания кавалеров на лошадях... Такой простой фразой обозначался повальный адъюльтер среди провинциальных дам, с приходом на постой полка "гусар летучих"...
Может сия звонкая фраза у Пушкина тоже намекает на какие-то особенности моральных устоев общества того времени.

***

Часть 4 - Мундир кавалергарда по Висковатову:

"4 Апреля 1804 - Кавалергардскимъ генераламъ и штабъ и оберъ-офицерамъ, для вседневной службы, даны сертуки или темнозеленые вице-мундиры, по образцу вышеописанныхъ Конно-Гвардейскихъ, но съ воротникомъ, обшлагами и выпушкою (по борту, у обкладокъ на фалдахъ и у карманныхъ клапановъ) изъ черного бархата и съ пуговицами серебряными". Однобортные, пуговиц 8. Ссылка не на ПСЗ, а на Определение Государственной Военной Комиссии.
   
рис. Портрет А.Я. Охотникова. 1804

"7 Декабря 1813 - офицерамъ Кавалергардскаго… повелено иметь воротники на сертукахъ… вместо черныхъ, бархатныхъ, темнозеленые, суконные, съ красною выпушкою". Тут уже ПСЗ.
"6 Апреля 1814 - офицерамъ Кавалергардскаго… также темнозеленые вице-мундиры, вместо восьми, съ девятью пуговицами". (ПСЗ)

 рис.   Портрет З.Г. Чернышёва. 1818

собственно, вопросы есть.

У Охотникова обшлага никак не чёрные. И, главное, что вицмундир Александра почему-то чёрный, а не тёмно-зелёный.

Но главное вот в чем: мысленно согните руку у Чернышева в локте будто защищаете ею грудь и проведите траекторную линию пули от мякоти руки к пуговице ... и потом от нее, не плотно сидящей на ткани (!) сделайте рикошет в ... животик (!). Это как же так подлетела пуля и дала чудный двойной рикошет!?

рис. Шинель конного полка:
 

Я могу встать в исходную позицию и сделать пять шагов до барьера и в шинели. Это зависит от погоды, самочувствия и …

а что там я подъодел под шинелку то… ?