ДИП. Пушкин. Дантес. Дуэль. Пуговица. Ч1

Поль Читальский
27 января или 8 февраля
Солнце в СПб село в 16-29 пополудни
Сильно смеркалось ...
Полянка в рощице за Черной речкой
16-45
Два и сека и с ними стрелок д-Антес выбрали место для стрельб и стали утаптывать снег меж барьерами на расстоянии в 10 шагов (усл. 7 метров)
Пушкин сидел на медвежьей шубе в отрешенности искавшего смерти ( по его признанию Зизи Вревской)
Морозно
17-00
Сильно стемнело
Секи зарядили дуэльные пары пистолетов
Стрелков расставили по местам в 5 шагах от барьеров
Сек Пушкина К. Данзас ... махнул головным убором... (очень заметный сигнал "Начинайте" в темноте... и кому он махал...)
Начали сходиться
Пушкин подошел быстро к своему барьеру (граница - шинель Данзаса) и стал целиться
во врага
д-Антес сделал 4 шага и, встав на мгновение в устойчивую позу, поднял пистолет и прицельно выстрелил
Пушкин упал на шинель  и замер
***
Когда он очнулся, он вернул подбежавшего д-Антеса к барьеру и получил второй  пистолет (первый забился снегом при падении)
Он долго целился в противника из положения полулежа и выстрелил, когда срок на ответный выстрел по кодексу уже истекал...
д-Антес покачнулся и упал ...
Пуля Пушкина прошила насквозь мясо его руки, которой он с зажатым в кулаке пистолетом защищал грудь и голову, и ...
Рикошетом от груди или даже живота ушла в небеса   

Позже на следствии поручик д-Антес пояснил этот немыслимый чудодейственный рикошет ... броневым качеством пуговицы своего одеяния

Во что был одет поручик на вечерней дуэли рабочего дня...  осталось тайной
Где была прикреплена эта сказочная магическая пуговка и из чего она была сделана такой, что обладала свойствами боевых доспехов также осталось тайной

Миф о боевой пуговке подхватили комментаторы дуэльной истории Пушкина с Дантесом = поэты царедворцы - Вас. Жуковский и Петр Вяземский

***
Мы с мстинским фра пытались найти эту пуговку в тайных одеждах поручика дворцовых кавалергардов

Ниже публикуются материалы нашего архива исследований мундиров кавалергардов, понимая, что скорее всего, находясь вне службы и уставных ограничений, д-Антес использовал штатную форму коя у офицеров зовется "повседневная вне строя"

Но все по порядку = по  хроно дневника ДИПи нашего ликбеза:

+++

Часть 1.
Униформа офицера–кавалергарда и как мог быть одет поручик д’Антес на дуэли вечером в среду 27 января 1837 года

Основа главного мундира – белый колет тонкого сукна с дутыми пуговицами
Это форма одежды для службы (по дворце или в конном строю)

 Вне строя и вне парадной обстановки (включая дворцовые выезды):
-  колет заменял двубортный темно-зеленый сюртук на белой подкладке с черным воротником:

- каску заменяла суконная фуражка с черным лакированным козырьком из кожи (в походе многие офицеры предпочитали носить мягкие солдатские бескозырки). Строжайше предписывалось офицерам в колете носить палаш, а  вне службы – шпагу, подпоясывая под сюртук.
Вне строя офицерам предписывались два виц-мундира:
- темно-зеленый однобортный на такого же цвета стамедной подкладке, котрый застегивался на 8 пуговиц
 
- красный двубортный на белой подкладке для особо торжественных случаев

Панталоны лосиные белые и ботфорты тупоносые с раструбами до чаши колена – всегда носить с колетом, вицмундиром и сюртуком. Вне строя разрешалось носить темно-зеленые панталоны.
Офицерские шинели имели бархатные воротники и дополнялись пелериной – другим отложным и висячим большим воротником
Головной убор - вне строя с сюртуком или виц-мундиром одевалась черная фетровая шляпа – двууголка

Итак, в среду 27 января (8 февраля) не занятый на службе поручик кавалергардского полка и ординарец царя Жорж д_Антес мог надеть:
Вариант 1 – темно-зеленый сюртук с фуражкой
Вариант 2 – темно-зеленый виц-мундир, сверху шинель с пелериной или без нее и фуражка
- темно-зеленые или белые панталоны-лосины
- черная фетровая шляпа двууголка
- ботфорты.
Выбор определялся не столько погодой, удобством варианта униформы вне строя для стрельбы в дуэльном поединке. Кроме того, на выбор мог повлиять вариант используемых жестких или гибких доспехов – кирасы металлической либо пластинчатой  или суконной кирасы-супервеста.
При использовании д-Антесом защитных доспехов  специального изготовления под верхнюю одежду вне строя и службы  предпочтительным для сокрытия уловки был вариант с шинелью и пелериной…  Однако кирасу-супервест с доп.пластинами можно было надеть и под сюртук.
Неизвестно имел ли право офицер вне службы носить гражданское платье…

**
Форма одежды кавалергарда = красный виц-мундир

На изо графике дуэли часто изображают Дантеса ...в красном ...
что-то мнится ... перепутали вы мундир с виц-мундиром... и форму одежды (есть такой у военных термин = "форма раз - трусы и противогаз), которая различалась для похода, строя, службы (включая дворцовые выходы), парада и торжеств и т.н. повседневная вне службы ...
ссылка:
Мундир - это основная форма одежды для несения службы кавалергардом - т.е. охранник (гард) на коне = тяжелая кавалерия, сопровождающая дворцовый выход. Таким мундиром был белый колет + белые лосины + бортфорты (высотой до сгиба ноги в колене) + шапо (двууголка) + поясной шарф  и палаш.

Вицмундир - это форма одежды вне службы и строя. Ими были темно-зеленые китель и лосины, сюртук, шинель, фуражка, плащ-накидка с воротником, а для особо торжественных случаев - красный колет с белыми лосинами. 

И тут интересный вопрос:  что надел д_Антес на дуэль в среду 27 января в сумерки.... (в иконографии дуэли чего только не увидишь ... вот уж русская легендарная лень...) =

ответ зависит от ... использованных им защитных доспехов = кирасы или мужского корсета специзготовления.  Без них не было бы легендарного рикошета, так пугавшего д-Антеса, но ... проигнорированного корпоративным судом... Ведь д-Антес жаловался на ушиб… живота! 

Двойной рикошет – это уже не случай и удача = это вещдок! 

Ищите не телку, в пуговку, господа !