Земляк

Евгений Шовунов
        Первокурсники сдавали летом экзамен по истории Отечества. Препод был весьма почтенного возраста. Предмет вел слабо и неинтересно, целый год что-то нудно бубнил за кафедрой. Диалог с аудиторией не проводил, сложные темы не раскрывал. Непонятно, за какие заслуги он стал профессором, доктором наук. По своей воле к нему на пары никто бы не ходил. Но старикан каждое занятие вел перекличку.

        Пропустивший откровение Иоанна должен был топать в деканат и писать объяснительную. Знающие люди говорили, что у древнего историка учебу лучше не прогуливать. Потом он вволю отыграется на экзамене. Им не верили.

        Год пролетел быстро. В зимнюю сессию все получили зачеты, исходя из работы на семинарах. Лектор был занят и на такие мелочи не разменивался. Практические занятия вела доброжелательная ассистентка. Она не зверствовала. С ней можно было договориться.

        Историю Отечества сдавали последней. Экзамен начинался в 9.00. К тому времени были готовы билеты и ведомости. На столе препода стояло угощение: конфеты, шоколад, лимонад, минералка. Студенты распределили, кто заходит в первой пятерке. В бой пошли одни старики. Пятым крался смельчак, который тихо вытянул лишний билетик для стоящих за дверью. Легендарную мельницу никто не отменял.

        Экзамен начался как обычно. Пионеры принялись бойко отвечать по своим билетам. Препод молча слушал и сперва не перебивал.

        Потом началось. Во время ответа дед начинал громко влезать:

        — А? Что? Не понял. Повторите.

        Это здорово сбивало даже отличников. Отвечающий невольно повышал голос.

        Реликт возмущенно орал еще громче:

        — Я не глухой!

        И так весь экзамен. Две трети студентов получили неуд. Еще треть едва вытянула заветный трояк.

        Под конец экзекуции в аудиторию вошел боец, который про учебу вспомнил лишь перед сессией. Парень искренне считал, что весь мир ему что-то должен. Поэтому относился к жизни легко и непринужденно. Родом он был из далекой деревни. 

        Взяв билет, отрок для вида посидел десять минут, что-то написал в качестве ответа и вне очереди пошел отвечать.

        Профессор был удивлен.

        — Вы уже готовы? Так быстро?

        Студент уверенно кивнул.

        Первым вопросом была роль битвы на Калке в дальнейшем порабощении Руси монголами. Ничего путного по теме парень не рассказал. Одни общие фразы. Преподу это не понравилось. Не подавая виду, старый лис попросил нахала перейти ко второму вопросу. Русско-японская война вообще была не знакома дерзкому хлопцу. Но он вспомнил фильмы про самураев и ниндзей и понес околесицу. Экзаменатор вежливо попросил его заткнуться.

        Студент приготовился забрать зачетку с отметкой «хорошо» и пойти выпить пива с друзьями за углом. Но не тут-то было.

        — За тридцать лет работы я не встречал такой самоуверенности, - проскрипел профессор. — Вы откуда родом, молодой человек?

        Смельчак назвал свое село. Препод сильно оживился.

        — Да вы что?! И я оттуда. Давно не был на родине.

        Студент приободрился.

        Экзаменатор продолжал.

        — Вы знаете таких-то и таких-то? А те-то и те-то до сих пор живут на той-то улице? Сельсовет стоит все там же? А клуб? Мельница?

        Молодой землячок вальяжно развалился на стуле и рассказывал профессору про родное село. Тот кивал, улыбался и совсем забыл про свою глухоту. Остальные студенты в аудитории под шумок тихо списывали.

        Беседа была в разгаре. Односельчане перемыли кости всем поселковым. Посетовали на плохую дорогу к райцентру. Препод молодел на глазах. Наглый хуторянин веселился, шутил, смеялся. Свысока посматривал на однокурсников. Дескать, вы весь год корпели, а я вон какой молодец, учитесь, бездари. За компанию с профессором налил себе лимонад и съел две конфеты. Ему казалось, что такая лафа будет у него до конца учебы.

        А удавка затягивалась. 

        Спустя полчаса дерзкий первокурсник, от души насмеявшись, передохнул и спросил:

        — Ну, я пойду?

        Препод вытер лоб мятым платком, шумно высморкнулся и кивнул:

        — Ага. Иди.

        — А что вы мне поставите? Мне четверки достаточно. Я после вуза в аспирантуру не планирую.

        Профессор повертел в руках синюю зачетку, поправил на переносице мутные очки и прогундел:

        — Два тебе, земляк. Ты же совсем нулёвый, ничего не знаешь. Жду на пересдачу.

        Аудитория замерла. Тишина стояла гробовая.

        Уничтоженный юнец молча взял зачетку. Постоял, помялся, хотел что-то сказать, потом махнул рукой и медленно вышел.

        По рассказам его однокурсников, на пересдачу он не пошел. После армии из парня получился неплохой страж порядка. А историю Отечества тогда в итоге все сдали на «три».