Роман Камень одиночества. Глава 39 Время скитаний

Татьяна Соснина
 Наступил май. Деньги от продажи вечерних маминых платьев быстро закончились. Работа не появлялась, жить в чужих стенах становилось невыносимо. Мы экономили на всём, а мне очень хотелось сладкого, я уже не говорила о шоколадках, и пряники сошли бы обыкновенные. Пряники были в доме, но их почему - то прятали от детей, я нашла и съела пряника два. Тут же была поймана с поличным бабушкой, которая как фурия налетела на меня и закричала: "Воровка!" Она была очень страшная, с седыми космами, с диким взглядом! Да ещё это слово "воровка"! Со мной была истерика: " Мама, давай уйдём отсюда!Давай уедем, я хочу домой, к бабушке!"  Мама тихо мне отвечала: "Идти нам здесь некуда.Возвращаться сейчас обратно я не могу и не хочу.Я попросила бабушку продать твоё пианино. Скоро она вышлет нам деньги. Отдадим долги, купим много пряников. Лично высыплю прямо на голову этой бабке!" Я немного успокоилась.
Мама продолжала искать работу, она не сдавалась. Ей начал помогать родственник дяди Серёжи - Григорий Митрофанович. Он помогал семье тёти Нади в самом начале жизни здесь. Григорий Митрофанович работал в строительном управлении, был знаком с мэром города, но у него ничего не получалось, чтобы помочь моей маме. Он знакомил её с нужными людьми, которые в большинстве своём были мужчинами. А мужчины не воспринимают красивых женщин серьёзно. В мае мама часто уходила на встречи по поводу устройства на работу, встречи превращались в посиделки в ресторанах до поздней ночи. На этих встречах маме предлагали не работу, а совсем другое, но маме не нужно было другое и она уходила, а я ждала её , сидя у окна на широком подоконнике комнаты, в которой давно уже все спали и видели сны. А я сидела в темноте, смотрела в темноту и ждала. Мама всегда приходила, она не могла оставить меня одну. Один раз поздно ночью в комнату вошла тётя Надя и громким шёпотом заставляла ложиться спать, но я ей не подчинилась. Я не могла лечь спать, если не услышу маминых шагов.
На одну встречу с "работодателем" мама взяла меня с собой. Встреча была назначена у него дома. "Работодатель" очень удивился, когда увидел меня. Был накрыт стол, играла музыка, разговор о делах не складывался. Мне дали полную вазочку шоколадных конфет, угощали бутербродами с чёрной икрой ( я тогда ничего не понимала в чёрной икре),конфеты были вкуснее для меня. Хозяин дома, пока его жена отсутствовала, решил приятно провести время, но моё присутствие нарушило все его планы. Он ждал, что я засну, а я всё не засыпала, я даже пересидела его. Он ушёл в другую комнату и уснул, а мама легла со мной на узком диване, обняв меня крепко. Мы так и проспали с ней, не раздеваясь, рано утром сбежали, до пробуждения хозяина, захлопнув за собой дверь.

Через день мама пошла работать в школьную библиотеку. Там кто - то ушёл или в декрет, или просто уволился. Эта работа была временной и малооплачиваемой, но она была.Я теперь могла приходить к маме   на  работу и рисовать, в библиотеке была огромная коробка цветных карандашей, в которой лежал мой любимый - "цвет морской волны".
Бабушка, наконец, продала пианино и перевела нам деньги. С моим пианино у меня были сложные отношения. Родители решили начать  моё обучение музыке с пяти лет. Но у меня не было желания, мне не нравилось, у меня не получалось.Пряталась за бабушку и высказывала родителям: " Сами купили, сами играйте! А я не хочу!"Пианино для меня было "ступеньками" к прекрасному. Я забиралась по нему к радиоприёмнику, брала маленькое радио цвета морской волны, приближала его к своему уху и слушала, слушала свою любимую радиопередачу: "Взрослым о детях".Я горько плакала в темноте над судьбой бедной девочки Маруси из повести Короленко "В дурном обществе"("Дети подземелья").

Мама раздала долги, пряники на голову злобной старухе мы высыпать не стали, мама поссорилась с тётей Надей из - за Григория Митрофановича, который много внимания уделял нам, мы для него никто, а им  - родня. Ушли жить с мамой к Григорию Митрофановичу. Его жена лежала в больнице и ему нужен был человек, который присматривал бы за его младшим сыном -_ Гришутой.

Григорий Митрофанович называл свою жену "Клавик". "Клавик" часто болела, лежала в больнице. Врачи говорили мужу, какое лекарство следует достать, какие продукты принести для больной. Григорий Митрофанович доставал, ездил по аулам, ловил куриц , петухов, потому что врачи были против , красиво упакованных импортных бройлеров, тёте Клаве необходимо было полноценное питание. Было нужно верблюжье молоко, ехал к верблюдам и доставал.
На маленьком базаре появилась черешня и клубника, завезённая в наш город из Краснодарского края. Ягоды стоили дорого, их везли к нам на самолёте. Но мама мне их покупала, а я ела и не могла наесться. До сих пор очень люблю раннюю черешню и клубнику, ем и всё мне мало!
Мама занималась с Гришутой английским. Он баловался и говорил всякую ерунду. Читал: "I see a cat", переводил: "Я вижу кошака". Григорий Митрофанович очень хорошо готовил. Варил бульоны Клавику,нам - плов, борщи, компот из алычи, мне нравились обеды на террасе его дома. На террасе жили жёлтые кеноры и волнистые попугайчики.Кенары пели, попугайчики что - то бормотали. Птиц кормили семечками, очищенными от скорлупы, я ела эти семечки горстями.

Григория Митрофановича нельзя было назвать красавцем. Круглые, светло - серые глаза, длинные, почти белые ресницы, оттопыренные уши. Телосложения крупного, на руках толстые пальцы. В Краснодарском крае, в селе Архипо - Осиповке ещё живёт его девяностолетняя мама. Она поднимает тяжёлые мешки, выполняет работу по дому и приходится родной сестрой тому самому борцу и силачу -Ивану Поддубному. Говорил племянник Поддубного с характерным для его  родных мест "хэ". Он часто рассказывал о своей жизни моей маме, она умела слушать.

Григорий Митрофанович Тупота воевал под Сталинградом, попал в штрафную роту, за расстрел командира, который посылал солдат на верную гибель. Солдаты не могли даже встать под непрерывным огнём немцев.Сначала Григория Митрофановича хотели просто расстрелять за убийство бездарного, не жалеющего солдатиков офицера, но потом дали выбор - искупить кровью. Время такое было, каждая боевая единица нужна была! Он искупил, с тяжёлым ранением попал в госпиталь, где встретил медсестру Клаву, у них случился роман. Когда он выписывался из госпиталя, Клава была уже беременна. Григорий дал ей адрес своей мамы и обещал написать письмо, в котором бы всё объяснил. Но не успел, опять участвовал в боевых действиях, был представлен к награде. Война закончилась, а он в Архипо - Осиповку не возвращался. Мама с Клавдией его ждали, у него родился сын Коля. Коля уже бегал по двору, когда Григорий постучал в окна родного дома.
Оказалось, он остался восстанавливать разрушенный Сталинград. Изучил все строительные специальности, купил мотоцикл, катал на нём девушек.Случилась авария, одна девушка в ней погибла. Чтобы скрыть гибель девушки, он закопал её труп в лесополосе и уехал к себе на родину.Приехал повидать родных, был арестован, после отбывания срока, оказался здесь, в Казахстане.Он приехал сам, чтобы построить новый город. Жил в землянке, в палатках, чтобы построить дома, школы , больницы - всё что необходимо человеку. Потом перевёз жену и ребёнка. Родился Григорий - младший, Григорий _ старший руководит строительством разных объектов, которые строят заключенные. Они его уважают, а он их понимает как никто другой.Вот такая история, вот такая жизнь. "А Клавик много из - за меня натерпелась.Сейчас у неё сердце больное и я должен её поднять, вытащить! Как она когда - то меня в госпитале выхаживала, израненного осколками!"- сказал задумчиво Григорий Митрофанович ,и лицо его посветлело, стало даже красивым.
Его старший сын Николай был мало похожь на отца. Весь в мать, близорукий взгляд карих глаз, очки в роговой оправе, тёмные волосы зачёсаны назад. Коля напоминал польского актёра Збигнева Цыбульского: нервный,увлекающийся,пьющий художник. То он рисует картины, то делает чеканку, то женится, то разводится, то ищет работу. Отец был им очень недоволен: "Зачем он так рано женился?!Теперь развёлся. Ребёнок у него в той семье растёт, Оксанка.Опять ищет себя! Не понимаю его!Не понимаю"
Через месяц "Клавик" вышла из больницы и проходила лечение дома.Мы ещё прожили у них две недели, чтобы помочь восстановить силы тёте Клаве. Я ходила в магазин, выполняла её поручения, мама после работы помогала делать уборку и готовить. Однажды тётя Клава попросила меня сбегать в магазин за шоколадками: "Купи четыре шоколадки.Для себя и для Гришуты. Он из школы вернётся, обрадуется" Шоколадки были толстые, с фруктовой начинкой. Мне очень понравился шоколад с апельсиновой начинкой.