Наш внутренний ребёнок

Артём Соломонов
«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3)

Мы поговорим о книге, которая по числу переводов на другие языки уступает только Библии. О «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери.

В этой мудрой аллегорической сказке противопоставляются два восприятия мира: детское и взрослое. Первое представляет Маленький принц, житель крошечного астероида, который любит свою единственную Розу и борется с баобабами. Одиночество и сомнения, стремление найти друзей и научиться любить толкает его к путе­шествию. 

К миру взрослых относятся обитатели планет, которые посе­щает путешественник. Маленькому принцу непонятны их мнимые идеалы. Например, король, охваченный жаждой власти, убеждён, что ему подчиняются все, хотя кроме него на планете никого нет. Честолюбец требует восхищения. Пьяница пьёт, чтобы заглушить голос совести, упрекающий его за это. Делец жаждет бо­гатства ради богатства. Географ никогда не выбирается из-за стола и даже не знает, что находится на его собственной планете. Один лишь фонарщик симпатичен маленькому путешественнику, потому что в отличие от других думает не только о себе. Но и верность фонарщика долгу, лишившая его сна и отдыха, тоже абсурдна.

Экзюпери защищает детское восприятие мира и иронизирует над взрослым. Ребёнок способен удивляться, его сознание гибко, открыто новому и неизведанному. Взрослея, че­ловек подчиняет свои действия определённым правилам и шаблонам. Мир неотвра­тимо теряет краски в его глазах. Таким образом, в сказке-притче ставится проблема утраты взрослыми детской непосредственности, поклонения неправильным ценностям. 

Вот как говорит об этом главный герой сказки:

«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?». Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?». И после этого воображают, что узнали человека».

Не менее остро Экзюпери переживает это и в жизни. Так, в одном из писем к своей возлюбленной, внучке русского императора Александра II Натали Палей он пишет: «Нелепая планета, нелепые проблемы, нелепый язык. Может быть, есть где-нибудь звезда, где живут просто».

Эти письма написаны в том же 1942 году, что и «Маленький принц».  И, конечно, звезда, «где живут просто», это мир Маленького принца. Мир, где можно любить розу и заботиться о своей планете. А еще любоваться закатами всякий раз, когда захочется.

Поэтому мир «взрослых» отталкивает Маленького принца, его пугает их чёрствость и расчётливость. 

Однако, несмотря на это, герою и самому приходится повзрослеть. Но повзрослеть не физически, а духовно. Научиться любить и беречь то, что любишь, быть преданным и чутким, быть «всегда в ответе за тех, кого приручил». И учится он этому на Земле. На других планетах Маленький принц находит множество примеров ложных истин и идеалов. На Земле же он наконец встречает настоящее. И это настоящее открывает ему Лис.

Принято считать, что Роза в сказке символизирует любовь. Да, так и есть. Но, на мой взгляд, это любовь, которая еще не осознает себя, любовь незрелая, эгоистичная, направленная скорее на самого себя, чем на другого. А полной, безусловной эту любовь делает Лис. Именно благодаря ему герой находит ответы на свои вопросы.

Ведь Маленький принц воплощает в том числе и стремление человека познать смысл человеческого существования и истинную суть вещей. 

И этим он очень похож на своего создателя. Неслучайно в одном из писем Экзюпери пишет о себе так: 

«Быть может, я по призванию — искатель подземных ключей. Искатель того, что таится глубоко под землей».

Повзрослеть, не растеряв детской непосредственности и веры в чудеса. Это дар, доступный немногим. В том числе и самому Экзюпери. Поэтому его слова так близки и понятны детям.

И это дар, которым Маленький принц наделяет своего нового друга-летчика. Ведь тот — взрослый, но благодаря Маленькому принцу возвращает почти утраченное детское восприятие. В какой-то степени он одно­временно принадлежит двум мирам — детскому и взрослому. В его лице они сливаются воедино, а герой обретает цельность. 

А Маленький принц... Маленький принц исчезает. Его путешествие завершается. Он возвращается на свою крошечную планету.

Можно ли воспринимать это как смерть? С одной стороны, безусловно, да. Но в то же время эта смерть носит символический характер. На мой взгляд, это ещё один пример смерти как условия трансформации. Причём трансформацию переживает как сам Маленький принц, так и его взрослый друг.

Наш внутренний ребёнок (эссе)