Дневник. 14 сентября 2018 года. Осень, грибы, жура

Маргарита Лосевская
          Сегодня я снова в лесу по зову души. Чистое голубое небо, яркое солнце. В кустах суетятся синички. Их много. Наверно, в предчувствии зимы  они перемещаются из леса ближе к городу, к теплу и подкормке. С наслаждением вдыхаю дивный коктейль из ароматов берёзовой листвы, сосновой коры и травы. В лесу безлюдно. Не встретила ни одного грибника. Ощущаю себя хозяйкой леса. Иду медленно, наслаждаясь покоем, одиночеством, прекрасной погодой. Солнечные блики подмигивают и смеются сквозь древесные ветви. Но осень уже пришла. Падают листья. На лесной опушке исчезли последние цветы сивеца (сивец-цвета), а с ними и стайки бабочек.

          Грибы встречаются редко, поштучно. Опята, на которые я рассчитывала,  почти все, превратились в сухие коричневые лепёшки. Молодые уже не появляются. Выбрала несколько сохранившихся опёнков.  Моё ведёрко наполнилось до половины.

         В лесу очень сухо.  Давно не было дождей.
На лесной тропинке у Плосковского поля нашла три толстых, крепких гриба с желтоватыми шляпками. Похожи на белые. Но после срезки на мякоти их ног проступили синие чернильные пятна. Что за грибы? Хотела выбросить, как сомнительные, но положила в ведёрко.

        На автобусной остановке у садов показала их  женщинам. Они хором изрекли, что это болотовики,  но старые, их надо выбросить. Я не поверила приговору. Грибы были крепкими, свежими, твёрдыми, как орешки. Кроме того, болотовики или моховики я знала, и это были явно не они.

        Дома показала грибы надёжному «эксперту», соседке Тане.

      - Это синики или чернильники. Они съедобные, суп с ними такой же прозрачный и  вкусный, как с белыми грибами. – Сказала она. – А сегодня, по старому стилю 1 сентября, день Симеона-Летопроводника. Конец лета.

      - Да, в природе это чувствуется.

      - В октябре, до Покрова поеду в деревню Ильино провожать журавлей. Они всё лето пасутся там на полях, клюют злаки. К отлёту готовятся шумно, крикливо, обучают молодых. На днях была в Ильино, наблюдала, как журавли танцуют. Красиво! А потом они поднялись в небо и полетели цепочкой. Это близкий отлёт, куда-то по делам. А когда они совсем улетают, то выстраиваются клином и так тоскливо кричат, что сердце замирает. Я каждый год прощаюсь с журавлями.
       В прошлом году поехала в Ильино на другой день после Покрова. Погода была холодная, но в городе было сухо, никакого намёка на снег. Когда автобус подъехал к  Всегодичам,  я смотрю, снега там навалило сантиметров на сорок. Кондуктор, приметившая меня по предыдущим поездкам, спрашивает: «И куда это вы собрались, в лес что ли, в такую-то погоду»? – Да, в лес, провожать журавлей.- Отвечаю. А водитель услышал это и кричит: - «Ещё вчера три последних журавля улетели»!
       Ну, я поняла, что опоздала. Журавли заранее снег чуют и улетают до того, как он выпадет. С этим же автобусом я и уехала обратно домой, не простившись с журавлями. В этом году обязательно поеду провожать их, но надо успеть до снега.

                Примечание:

                На фото гриб гиропорус синеющий.
                Съедобность:
   гиропорус синеющий пригоден для употребления в пищу. Используется в сушенном, маринованном и отварном виде.
WikiGrib.ru