ДИП. Пушкин. Дантес. Дуэль. Пуговица. Ч6

Поль Читальский
Часть 6
Кавалергард на дуэли
Во что мог быть одет Дантес на дуэли 27 января

Фома и И.Х.
Из Историческое описание одежды и вооружения Российских войск... 2-е изд. Ч. XV. Спб., 1901. заключаем как версию:

1) д’Антес в январе мог прибыть на дуэль в повседневной форменной одежде вне строя или в гражданском платье любого покроя, фасона и состава;
2) если предположить, что д'Антес по уставу обязан был как офицер кирасирского кавалергардского полка носить и вне дома только служебную одежду, то из повседневной обязательного набора уставной формы вне строя он мог выбрать:

а) Двубортный темно-зеленый сюртук на белой подкладке
прим. Абс исключается двубортный колет из белого сукна как элемент формы одежды для строя. Вне строя офицер (а ЖШД, не сдав обязательные для всех экзамены! был назначен сразу мл.офицером – корнетом – в элитный придворный полк кавалергардов! в конце января 1836 – в год решающей атаки заговорщиков на НН и АСП - ему присвоено звание поручика = старшего лейтенанта у нас и лейтенанта во Франции) плюс шпага, подпоясываемая под сертук (sur tous) < Обыкн. кавалерийскую» шпагу обр. 1798 г. надевали под сюртук на поясной портупее с лопастью> + <Сверху портупеи повязывался офицерский шарф из серебряной нити с вплетением черного и оранжевого шелков. Шарф стягивался узлом на левом боку, оставляя висеть две массивные кисти>

б) Темно-зеленый однобортный вицмундир или в особо торжественных случаях, а также на бал или раут офицеры надевали красный двубортный вицмундир

в) Панталоны лосиные белые, ботфорты тупоносые с раструбами вышиною до чаши колена и на них стальные на широких ремнях по данной форме шпоры = носить всегда с колетом, с виц-мундиром и сертуком». Кроме того, вне службы с сюртуком и темно-зеленым вицмундиром разрешалось носить темно-зеленые панталоны

г) головной убор - каска. Вне строя каску могла заменять как суконная фуражка с черным лакированным козырьком из кожи, так и черная фетровая шляпа.
Особо не рискуя и зная, что в предстоящий вечер ЖШД на службу и на бал не собирался, предположим, что д-Антес на дуэль в рощицу на берегу Черной Речки явился или в ношение вне строя в прохладное время) , или в темно-зеленом однобортном вицмундире. Они отличаются рядностью и числом пуговиц, а они были не чета нынешним – давали рикошет. Это важно. Но нотабеннее иное – сюртук мог позволить спрятать под ним кирасу (в худшем случае, казарменную сковороду со Шпалерной, подаренный НН вариант корсет-кирасы и спецтрусы надежные как … нет стюардесса мисс Одеса, а весь ельцинский Аэрофлот).
Так почему все описания дуэли и ковырялки в ней казенных и любо-пытов упорно умалчивают об этой стороне дела?
Форма одежды кавалергарда
Коммент к посту в Яндекс-дзен : что-то мнится ... перепутали вы мундир с виц-мундиром... и форму одежды (есть такой у военных термин = типа как в команде дневального роты п-.п-ка Свистуна (ц.е.н.) "форма раз - трусы и противогаз»), которая различалась для похода, строя, службы (включая дворцовые выходы), парада и торжеств и т.н. повседневная вне службы ...
ссылка: Мундир - это основная форма одежды для несения службы кавалергардом - т.е. охранник (гард) на коне = тяжелая кавалерия, сопровождающая дворцовый выход.
Таким мундиром был белый колет (collet + белые лосины + бортфорты (высотой до сгиба ноги в колене) + шапо (двууголка) + поясной шарф и палаш.
Вицмундир - это форма одежды вне службы и строя. Ими были темно-зеленые китель и лосины, сюртук, шинель, фуражка, плащ-накидка с воротником, а для особо торжественных случаев - красный колетт с белыми лосинами.

И тут интересный вопрос: что надел д’Антес на дуэль в среду 27 января в сумерки... (в иконографии дуэли чего только не увидишь ... вот уж русская легендарная лень и бесстыдство) = ответ зависит от ... использованных им защитных доспехов = кирасы или мужского корсета спец.изготовления. Без них не было бы легендарного рикошета, так пугавшего д’Антеса, но ... проигнорированного и следователями комиссии и самим корпоративным судом. Ведь д’Антес сам настойчиво жаловался на ушиб… живота! Жаловался, ибо понимал и боялся, что суд пытливо займётся этим странным рикошетом…Двойной рикошет – это уже не случай и удача = это вещдок! Но следователи и судьи были свои – в Штабе Заговора «всё было схвачено» и поставлено на учет = никаких расследований и допросов = всё сделать быстро, формально и «шито- крыто» = корсет вернуть НН – пригодится = тут еще Лермонтов возбух… обезумел.

Чудится мне чудо чудное = отдала НН своей корсет своему ненаглядному Жоржу... ой, отдала ... А поясом верности от Венеры ей дар обмотала ему его причиндалы без всякой вроде бы причины. Она была права, когда в 1863 приплелась на тренинг Судного личного дня с повинной: свидание было, но, присяжные и Ваша честь, оно было сколь коротким столь и невинным = Жорж мой любимейший как никто примерил корсет-кирасу и… я убежала. Не виноватая я!

корсет от Натали = вариант 1

Убежала из казармы, надо было еще успеть заштопать это:
бронежилет для причиндал - Жорж, навсегда местам твоя!
Оля-ля:

Рис. торакс под сюртук тут как тут

Статьи о мундире и его пуговице для обоснованного ответа пытливым читателем на вопрос «Так кто во что был одет и откуда рикошет» в пушкинопыточной завершены.
Теперь перейдем к смежной теме «Мужской корсет и кираса д-Антеса». Эта тема естественна инее выдумка досужих в камерах пушкинопыточной:
если кираса была штатным элементом формы одежды и экипировки кавалергарда (кавалериста тяжелой кавалерии) для боевых условий, атак лавой с пиками и стрельб пулями да картечью из огнестрельного , а корсет – вполне обычной частью мужского гардероба, то чего ж Жоржу было стесняться, брыкаться и не надевать корсет-кирасы!?
Ему ж еще сношаться и сношаться…