Рок - это путь
От того места, который указан Богом
К той цели (в пространстве-времени), которая прописана в Судьбе
Судьба = это твой итог, твоя жизненная доля и ее цель
Согласно исследованиям Н. Д. Арутюновой « Истина и судьба» у Судьбы (мифологемы) пять функций: Распределитель, Игрок, Режиссёр, Заимодавец, Судья:
• Распределитель (Дистрибутор) — это греческие мойры ((Клото, Лахезис, Атропос) и римские парки (Нона, Децима, Морта). Они наугад и вслепую распределяют возможные варианты жизни. В их действиях нет логики, зато много хаоса, поэтому для такой судьбы характерны женские образы. Каждый человек получает от них свою долю (часть), поэтому судьбу-распределитель называют уделом (участью). У Гесиода образ гомеровской Мойры растраивается. Теперь одна богиня — Клото — прядёт, другая — Лахесис — отмеряет, третья — Атропос — перерезает нить жизни. Одновременно в лирике (ярче всего у Пиндара) усиливается тенденция подчинить мойр воле богов, конкретно Зевса (Зевс-Мойрагет). Противоположной позиции придерживается Эсхил, чьи «трёхликие» мойры и «помнящие» эриннии управляют космической необходимостью — «ананкой
• Судьба Играющая — это также в основном женский образ: Тюхе, Фортуна. Её отличает непостоянство, случайный каприз, выбор фаворитов и злая насмешка над постоянными неудачниками. «Везёт / не везёт» — так описывает человек влияние на свою жизнь этого вида судьбы.
• Режиссёр — судьба, наоборот, рациональная, имеющая цель (сценарий) своих действий. Каждый человек от этой судьбы получает роль во всемирном спектакле: у героев — главные, у посредственных — массовка. Эта роль называется предназначением, предопределением.
• Судьба-Заимодавец наиболее гуманна. Здесь предназначение заменяется призванием, человек получает некий дар с условием правильно им распорядиться. Если это происходит, судьба к человеку благосклонна: он выполнил её задачу, но и человек не остаётся в накладе: ведь он реализовал свой талант.
• Судьба в облике Судьи также судит человека по его поступкам Это часто делается по законам не человеческим, но небесным, которых человек может не знать. Поэтому возможны случаи, когда известный праведник получает наказание, а грешник — награду. Все же именно два последних облика судьбы наиболее совместимы со свободой воли.
(см. . Понятие судьбы в контексте разных культур. — М.: Наука, 1994)
А. Лосев уведомилв начале 90-х бурно-бандитских:
«судьба есть нечто такое, что движет всем и в то же время непознаваемое»
(см. Лосев. А. «Признавая абсолютную истину» // «Студенческий меридиан». 1991. № 10. С. 28)
Но древние учили верить в судьбу: вера в судьбу среди древних греков выражается в трагедии Софокла «Царь Эдип». И на этой вере Шломо Сигизмунд Фрейд построил целую теорию психоанализа, Альтернативой ему служит судьбоанализ, в который за модель взята судьба Каина
***
Судьба означает природную, шире - космическую и мировую необходимость - ее же не прейдеши, - охватывающую всю тварь, все иерархические ступени бытия, вплоть до богов (как в язычестве всех видов).
***
Основные философские и обыденно-личностные позиции по отношению к Судьбе:
- необходимость следования Судьбе, мудрое приятие всех ее предначертаний.
- гордо-стоическое противостояние судьбе, позиция человеческого достоинства перед лицом неизбежного (это "равнодушие высокое" Баратынского с его
"Вострепешу ль перед судьбою?")
- героическое сопротивление Року (возможен и вызов ему) да пока возможного предела. Пример тютчевского:
"Мужайтесь, боритесь, о храбрые други. Как бой ни жесток, ни упорна борьба" в
мире, "где над вами безмолвные, звездные круги, под вами немые, глухие гроба"
***
Прошли века…
И вот две формулы Судьбы, высказанные почти одновременно, с интервалом в десяток
лет:
"любовь к судьбе" впервые у Ницше в "Веселой науке" в 1881 г.,
"ненависть к судьбе" - у Н. Федорова в начале 90-х годов.
***
В вавилонском "Эпосе о Гильгамеше" смерть характеризуется как судьба человека:
Боги, когда создавали человека, -
Смерть они определили человеку...
***
Судьба = это Приговор в Модели Мира
Человек появляется на свет, а судьба, участь-часть, доля ему уже назначена.
Рождение - ее первое про я в л е н и е начало осуществления некоего плана.
По модели мира (ММ) этот план может быть представлен как рождение - "самое
жизнь" (п р о ж и в а н и е в котором предполагается брак и потомство, Т.е.
закладывается возможность продолжения жизни за пределами срока, отпущенного данному человеку) - смерть.
(см. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СУДЬБА ПРИГОВОР В МОДЕЛИ МИРА т.в. Цuвьян)