Гордость - мода, украшение, товар?

Сергей Белов 13
                «Человек – это звучит гордо!»
                А.М.Горький.
                «Не любите ли вы клопов
                так, как не люблю их я?»
                Автор.

   Человеку,  как социальному существу, необходимо внимание других членов сообщества. Не только просто пайка, крыша над головой, одежда и обувь и, к сожалению, работа. Пайка должна быть жирной, крыша над головой на особняке, одежда от модных модельеров, работа престижная и высокооплачиваемая. Не у всех это получается, взять к примеру меня, но многие к этому стремятся. В принципе это нормально.

   Но хоть ты тресни – должен иметь определённый социальный статус. И ты, как член общества, достоин уважения, хотя бы в той социальной среде, которая тебя окружает. Есть способы, которые помогают тебе  в этом. Но их описывать мне не хочется. А хочется обратить на такое явление, которое я вывел в заголовок статьи.

   Первое что хочется сделать – это разобраться с эпиграфом писателя, которого во второй половине его жизни еле удалось уговорить вернуться в страну, на историях о которой он сделал себе имя, состояние и социальный статус.
Какого человека он имеет в виду в своём высказывании? Себя? Писателя, которого в последние годы жизни держали фактически под домашним арестом? Правителей, царских и большевистских? Первые довели страну до революционной ситуации, а вторые сначала устроили террор над своими гражданами, потом погрузили экономику в застойное болото и, наконец, развалили советскую империю? Или рядовых граждан, имеющих таких правителей? (Необходимо отметить: я положительно отношусь к нынешнему президенту, за которого, правда, не голосовал. Но его назначил, именно назначил, на эту должность предыдущий неудачный президент, за которого и голосовал народ. Причём второй раз, зная о его неадекватных поступках. Парадоксы человеческого сознания!). Добавлю сюда уголовников, коррупционеров, халявщиков, домашних тиранов и их безропотных жертв, огромное количество равнодушных и забитых сограждан, самодуров-начальников и прочее, прочее, прочее.
 
   Может показаться странной такая мысль, но она уже давно появилась в моей голове: является ли современный человек итоговым продуктом эволюции или же мы промежуточное звено в этом процессе? Загляните в учебник биологии, где эволюция человека представлена рядом существ начинающихся с обезьяноподобного существа и заканчивается человеком разумным. Не будут ли наши далёкие потомки рассматривать рисунок, в котором современный человек стоит в середине? Тогда может писатель имел его в виду? У него есть и другие высказывания, которые я считаю вполне разумными. Но какую цель преследует именно этот афоризм и достигнута ли она по прошествии сотни лет?

   А теперь, казалось бы, какое мне дело до того, что кто-то употребляет это слово? Ответ очень простой и даже примитивный – не надо тыкать мне в глаза и уши чужими, настаиваю на слове «чужие», достижениями, среди которых попадаются и вполне некорректные. Существует даже во всём этом непонятная нестыковка. Есть, несомненно, люди, которые в свое деятельности на голову выше остальных, но очень редко можно услышать от них, что он «гордиться» тем, что сделал. Зато находятся люди, которые из «корыстных» побуждений «гордятся», по недомыслию или специально, его делами.
 
   Пример. В этом году праздновали восьмисотлетие Нижнего Новгорода. Не читал и не особенно слушал об этом событии, но наверняка слово «гордость» звучало сотню раз. А у моих родственников прогнил канализационный стояк, который не могут отремонтировать уже долгое время. И наверняка таких примеров много. И вместо того чтобы заняться насущными делами, кажущимися мелочами, но так досаждающими людям, общество тратит миллионы на мимолетные вещи – салюты. Ради этой гордости съедаются тонны продуктов, которые в конечном итоге отправляются в нужное место. Согласен, что праздники всё-таки нужны, как личные, так и общественные. Нужны достижения, которые необходимо должным образом освещаться. Не надо только тыкать громкими словам в людей, которые, в силу обстоятельств, занимаются рутинной, но необходимой для общества, работой.

   Есть ещё один раздражающий аспект применения этого слова. Удачно, можно сказать подали мне на блюдечке к написанию этой статьи, подвернулось недавно прошедшее событие – отмечали дату перехода Суворова через Альпы. С таким намёком: «мол, гордитесь нашим российским соотечественником, совершившим такой подвиг». Итог этого перехода – соединившись с союзниками, армия Суворова потеряла пять тысяч солдат и всю артиллерию. Раздражающий аспект – навязывание правящими органами народу полуправдивых фактов с целью воспитать, как бы громко это не звучало, послушных исполнителей их воли.
 
   Наверно можно подобрать примеры, которые положительно отображали бы существование этого слова – «гордость», но пока что меня оно раздражает, как клопы, был случай в моей жизни, в постели. И если мне подвернётся такой момент, где я мог бы сказать, что я горжусь сделанным, скажу так: "Я доволен что написал эту статью!».

   Добавлю, чтобы кто-то не подумал что я какой-то злопыхатель. В этот же день смотрел новости, где выступил капитан подводной лодки в запасе. И очень органично звучали его слова, что он гордиться службой на первой атомной субмарине.

   Как итог: можно гордиться только своими делами и нельзя гордиться своим дедушкой, страной, космонавтикой и балетом.