Вспомним Маньчжоу-Го!

Кирилл Козубский
Посвящаю эту документальную повесть забайкальской казачке Елизавете Шер-Стадник!

* * *

Маньчжурская держава... Маньчжоу-Го... Звучное имя этой удивительной дальневосточной империи, 90 лет тому назад вдруг возникшей как Феникс из пепла, - нечасто встречается на страницах современной прессы. Вот и юбилей Маньчжоу-Го прошёл незамеченным...

Имя Маньчжоу-Го! звучит как боевой клич, как БАНЗАЙ! и УРА! Но увы! Чаще всего оно даётся с уничижительным пояснением: «марионеточное государственное образование». Иногда ещё добавляют: "эфемерное". Таковы расхожие идеологические штампы... Сравнение с куклой-марионеткой исторически восходит к опубликованному 2 октября 1932 г. докладу учреждённой Советом Лиги Наций международной комиссии, под председательством лорда Литтона, бывшего вице-короля теперь уже бывшей Британской Индии. Смысл оного доклада сводился к тому, что Маньчжурские провинции Мукден, Гирин и Хэйлунцзян составляют неотъемлемую часть Китайской республики — правительство же Маньчжоу-Го держится, якобы, лишь на японских штыках... Последний тезис, вообще-то, заключал в себе долю истины. Но лишь весьма незначительную долю...

Столь же поверхностно-правдоподобным является и мнение об "эфемерности" Маньчжоу-Го. Хотя, казалось бы, весьма короткий срок - чуть более 13 лет - отмерен был этой империи. 11 февраля 1945 г., в Ливадийском дворце Ялты, генералиссимус Сталин, премьер Черчилль и президент Рузвельт заключили между собой тайный сговор, закреплённый в так называемом «Соглашении трёх великих держав по вопросам Дальнего Востока». Сей документ явился смертным приговором японской Квантунской армии и Маньчжурскому национальному государству! Летом того же года приговор привели в исполнение... 9 августа — в приснопамятный день ядерной бомбардировки Нагасаки — советские армии, под общим командованием маршала А. М. Василевского, вторглись в пределы Маньчжоу-Го и повели концентрическое наступление... 1О августа пали Хайларский укрепрайон, Цицикар и Мукден. На Мукденском аэродроме схвачен был маньчжурский император Генрих Пу И (см. прилагаемое фото). 22 августа оккупирован порт Дайрен (Дальний). Проживавший в этом городе легендарный Забайкальский Атаман генерал-лейтенант Г. М. Семёнов также оказался в советском плену (Григорию Михайловичу предстояла мучительная смерть, Генриху Пу И - мучительная жизнь). Наконец, 8 сентября 1945 года погибли в неравном бою, или капитулировали, последние солдаты Маньчжурской и Квантунской армий... Такова историческая правда. Часть исторической правды...

Ибо трагически погибшая империя Маньчжоу-Го была не каким-то там капризом "зарвавшейся японской военщины". И маньчжуры - отнюдь не "мнимая величина". Напротив, это весьма древний народ, фигурирующий в летописях и дипломатических актах под разнообразными названиями: мохэ, йюмыны, су-шэни, чжур-чжэни, ню-чжэни, тунгузы, дауры, богдойцы (в скобках замечу, что подобная многоимённость не только существенно затрудняет изучение маньчжурской истории, но и подаёт повод ко всевозможным фальсификациям). Издавна славились они как искуснейшие на Дальнем Востоке лучники и наездники, а в 581 году н. э. китайского императора Вэнь-ди поверг в ужас боевой танец, исполненный членами мохэского посольства... В конце VII в. чжурчжэньские племена основывают державу Чжэнь-Го, вскоре переименованную в Бохай-Го (иероглиф "Го" означает "государство"). В 926 году страну Бохай, вкупе с северными китайскими провинциями, захватывает кочевое племя киданей... Возрождённое в начале XII века - под новым именем Цзинь-Го - Чжурчжэньское царство гибнет в 1234 году под ударами Чингизидов. Крепости были сровнены с землёй, богатства расхищены, уцелевшее население рассеялось по горам и таёжным дебрям... Уместно вспомнить бессмертные строки «Памятника» А. С: Пушкина:

Слух обо мне пройдёт
по всей Руси великой,
И назовёт меня
всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн,
и ныне дикой тунгуз,
и друг степей калмык.

Поэт не случайно назвал кочевых охотников и оленеводов Амурского и Енисейского бассейнов - «ныне дикими тунгузами» - подчёркивая тем самым контраст прежней державной силы этих народов с позднейшим обнищанием и одичанием...

В XVI-XVII ст. южные чжурчжэни, наименовавшие себя маньчжурами, сподобились не только возродить из пыли и праха средневековую державу Цзинь-Го, - но даже утвердить свою власть над соседним Китаем: вплоть до Синьхайской революции 1911-12 г. г. в Пекине царствовали императоры маньчжурской крови... Разумеется, факт господства пришлой династии Цин над сотнями миллионов ханьцев вызывал весьма неоднозначные оценки. Религиозная секта Ань-Цин-хой почитала Цинов как благодетелей Китая. Вдохновитель же вышеречённой Синьхайской революции д-р Сунь Ят-сен (последователь секты "Земля и Небо"), напротив, гневно восклицал в "Обращении к китайскому народу":

«Те, кого мы называем маньчжурами, восходят к восточным варварским племенам, жившим за пограничными крепостями. Во времена Минской династии они часто беспокоили границы нашего государства. Позднее, воспользовавшись смутами в Китае, они вторглись в его пределы, уничтожили наше Китайское государство, захватили власть и вынудили нас - ханьцев - стать их рабами. (...) Вот уже 26О лет, как мы являемся народом без родины, без отечества! (...) Изгоним маньчжуров, восстановим Китай!»

К сожалению, многие русские мыслители XIX-ХХ столетий придерживались почти такого же односторонне-отрицательного, расистского взгляда на чжурчжэней. Коммунисты также положительно оценивают расиста Сунь Ят-сена.

Мне же лично близка (хоть и с некоторыми оговорками) точка зрения маньчжурских поэтов. Вот что, к примеру, писал о своей прародине император Цянь Лун (годы жизни 1711-99, годы правления 1736-96):

В этой стране изумрудны луга, здесь ключи ледяные,
Воздух прозрачный, седые священные горы...
В этой прекрасной стране жители духом прямые:
Храбрый народ, породивший вождя Айсин-Горо!

Воспетый Цянь Луном предок Айсин-Горо (он же Нурхаци) был воистину ключевой фигурой маньчжурской истории. Он родился в 1559 г. в верховьях реки Сунгари, у подножия священной горы Чанбошань, в семье одного из многочисленных чжурчжэньских князей. Когда в 1582 г. его отец пал жертвой междоусобной вражды, — Айсин-Горо, вместе с 13-ю сохранившими верность вассалами, покинул родные края. И, как часто бывало в ту эпоху, изгнанники неплохо отличились на поприще кондотьеров, "солдат удачи". Четверть века странствовал Айсин-Горо по джунглям, горам и пустыням; в непрестанных битвах и набегах наращивая боевой опыт... В 16О8 г. он возглавил восстание группы чжурчжэньских племён, состоявших в подданстве китайской династии Мин (главной причиной мятежа послужили непомерные налоги). Одержав серию блестящих побед, повстанцы в 16О9 году добились независимости от Пекина. Так возникло ядро новой Чжурчжэньской державы.

Из уст в уста передавались рассказы о маститом полководце; от тёплых вод Жёлтого моря до суровой Амурской тайги прославлялись бродячими певцами подвиги Айсин-Горо!

Боевые танцы чжурчжэней... бродячие певцы... Эти образы невольно воскрешают в нашей памяти лихую казачью джигитовку и вдохновенных слепых кобзарей, воспевавших Гетмана Сагайдачного...

На состоявшемся в феврале 1616 г. съезде чжурчжэньских князей Айсин-Горо провозгласили императором. В чжурчжэньском языке императорский титул обозначался монгольским словом "богдыхан" — т. е. "священный хан". Айсин-Горо взял себе фамилию Цзинь ("Золотой"), империю же свою нарёк Цзинь-Го: в честь прежнего государства чжурчжэней. Через два года богдыхан начал новую войну с Китаем; в 1621-м отвоевал древний Мукден (основанный чжурчжэнями-бохайцами в 918 г.) и сделал его своей резиденцией. Местные ханьцы присягнули на верность новому повелителю ("параллельное" китайское название Мукдена - Шэньян - было официально изменено на Шэньцзин: "Процветающая столица").

... Для подданных от высоты престола
Присвоил он меж подвигов, трудов,
Бесценное приобретенье дола -
Законов дар - превыше всех даров!
Он воинам знамёна дал, отряды,
Священных служб установил обряды,
Создатель он и капищ, и божниц,
Он при дворе три учредил чертога,
Где зрели чин и наблюденье строго
Где пред царём всё повергалось ниц! — пелось в маньчжурской песне (перевод З. Леонтьевского, 1834 г.)...

В 1623 г. неутомимый Айсин-Горо приступил к освобождению Ляодунского полуострова, о котором давно мечтал.

"Маньчжурская династия покрыла себя неувядающей славой! " - писал о тех временах "даурский барон" генерал-лейтенант Роман Фёдорович фон Унгерн-Штернберг.

Советская историография трактует Ляодунскую кампанию как "маньчжурскую агрессию против Китая", - предусмотрительно "забывая" , однако ж, что полуостров Ляодун — исконная страна чжурчжэней-йюмынов... Для Айсин-Горо эта война стала последней. Скончался доблестный богдыхан в 1626 г., после поражения в битве с китайцами за портовый город Нинъюань...

Некоторые авторы приписывают Айсин-Горо ещё два судьбоносных исторических деяния:
1). Он разработал систему чжурчжэньской письменности (на основе монгольского алфавита);
2). Он дал своему народу новое имя. Чжур-чжэни стали мань-чжурами: "полноправными обладателями" .
Разумеется, переименование коснулось исключительно подданных богдыхана; прочие племена чжурчжэньского корня сохранили свои местные названия (дауры, эвены, эвенки, орочоны, ламуты) или же обобщённые: чжурчжэни, тунгузы...

По другой версии, переименование нации произвёл в 1636 году Абахай - наследник Айсин-Горо, его 14-й сын. Одновременно Абахай поменял фамилию Цзинь на созвучную: Цин. В результате, династия маньчжурских богдыханов стала тёзкой древней китайской династии, один из представителей коей — знаменитый Цин Ши-Хуан-ди - воздвиг в III в. до Р. Х. Великую пограничную стену...

Не так уж трудно догадаться, что в акте перемены фамилии просматривались честолюбивые притязания Абахая на Пекинский престол, - который и был завоёван в 1644 году, вскоре после смерти Абахая, его 6-летним сыном Шуньчжи (это не ошибка, не опечатка, возраст Шуньчжи подтверждается целым рядом независимых источников). Два мощных фактора способствовали и, в сущности, предопределили такой поворот событий:
1). Трудноразрешимый территориальный спор Китая с Маньчжурией;
2). Затяжная гражданская война в Китае, приведшая к захвату мятежниками Пекина и к самоубийству легитимного императора Чжу Ю-цзяня...

В известном смысле, предпринятое внуком завоевание Пекина (в союзе с китайским генералом У Сань-Гуем, богдыхын Шуньчжи выбил оттуда отряды узурпатора Ли Цзы-Чэна) явилось логическим завершением освободительных походов деда. Ибо династическая уния Маньчжурии и Китая послужила надёжнейшим гарантом ненападения Китая на Маньчжурию (к данному выводу, отличному от расхожих стереотипов синологической науки, пришли в XIX в. маститые немецкие историки К. Ф. Нейман и Г. Шурц). Надёжнейшим гарантом на время действия унии (добавлю я). Абахай был по-своему прав, когда взял курс на овладение Китайской империей. Однако, при этом он совершил один весьма грубый просчёт, в дальнейшем (в ХХ веке) обернувшийся для маньчжурской нации великими бедствиями. Данным просчётом как раз и была вышеупомянутая перемена фамилии.

Ниже я попытаюсь доказать, что при ином раскладе, вспыхнувшая в 1911 г. Синьхайская революция имела бы своим последствием формальное расторжение Маньчжуро-Китайской династической унии, аналогичное произошедшему немногим ранее (в 19О5 г.) расторжению унии Шведско-Норвежской. Для Маньчжурии подобный вариант явился бы наименьшим злом. Но этого не случилось! Декларативное "освобождение Китая и Монголии от маньчжурского ига" обернулось на деле продолжительным господством китайских милитаристов над Маньчжурией (1912-31 г. г.) и кратковременным - над Монголией (1918-21 г. г.)...

Поразительно, что ни одна из великих держав не сочла возможным усомниться в "правах" Китайской республики на маньчжурские провинции Мукден, Гирин и Хэйлунцзян. Даже Япония (впоследствии столь много содействовавшая национальному возрождению Маньчжурии) на первых порах именно с китайским президентом Юань Ши-каем вела ультимативные переговоры о продлении сроков аренды Порт-Артура, Дальнего, Южно-Маньчжурской и Аньдун-Мукденской железных дорог (нота от 18 января 1915 г.).

Разгадка же столь парадоксальной ситуации кроется в лингвистическом казусе XVII столетия...

Общеизвестно, что китайцы (ханьцы) никогда не называли свою страну Китаем. Русское слово "Китай" и староитальянское "Cathay" восходят к вышеупомянутому воинственному племени киданей (кара-китаев) ... Тогда как в большинстве китайских самоназваний используется иероглиф "Чжун" ("средина"): Чжун-Го ("Срединное государство"), Чжун-Юань-Го, т. е. "Великое государство Юаней"; в актах династии Мин: Дай-Мин-Го. Вполне естественно, что и богдыхан Шуньчжи нарёк подвластное ему государственное объединение: Дай-Цин-Го. Поскольку единственным общим для Маньчжурии и Китая министерством был МИД (находившийся в Пекине), - все международные трактаты заключались от имени Великого Цинского государства; даже в тех случаях, когда конкретный документ затрагивал чисто-китайские или чисто-маньчжурские интересы. И вот здесь-то возник лингвистико-дипломатический казус! Дело в том, что многие иностранные названия Китая (Чжун-Го) исторически восходят к древней династии Цин (246-2О7 г.г. до Р. Х.): французское Chine, английское China, итальянские China и Cina, немецкое China, румынское China (Кина), арабское "Син" и т. д. Что и породило путаницу: переводчики вышеперечисленных наций смешали новых Цинов с древними, а Дай-Цин-Го отождествили с Чжун-Го; и там, где в китайском тексте договора фигурировало "Дай-Цин-Го", - они ставили "Chine" или "China". Т. е. в китайском тексте династическая уния Китая с Маньчжурией подразумевалась, - во франко- или англоязычном варианте уния игнорировалась! Так происходила невольная дезориентация мирового сообщества... Не стоит удивляться и "китаецентристским" тезисам вышеупомянутого доклада комиссии Литтона, ежели вспомнить, что членами оной комиссии были британец Литтон, американец Мак-Кой, итальянец Альдрованди-Марескотти, немец Шнее и француз Клодель: т. е. все без исключения представители держав, традиционно отождествлявших Великое Цинское государство - с Китаем.

В результате "морального давления" Совета Лиги Наций, - Маньчжоу-Го в течение первых двух лет была официально признана только тремя странами: Японией, Сальвадором и de facto Ватиканом. Впоследствии маньчжурскую государственность признали более десятка стран, включая Болгарию и Хорватию.

Следует особо подчеркнуть, что для русских актов середины XVII века антинаучное отождествление Чжун-Го и Дай-Цин-Го не было характерно. Первые сведения о маньчжурском богдыхане были доставлены в Россию прославленными землепроходцами В. Д. Поярковым и Е. П. Хабаровым, совершившими - соответственно, в 1643-45 и 165О годах - плавания по Амуру. В поярковском отчёте упоминается могущественный хан "Боброй"; Хабаров приводит более точную транскрипцию монголо-маньчжурского титула: "Богдой" (это было в начале царствования Шуньчжи). На какое-то время в русской литературе утвердились, в отношении маньчжур, наименования "богдойцы", "богдойские люди" (то есть подданные богдыхана); Маньчжурию называли "Богдойской землёй". Данная терминология исключала какую-либо возможность для произвольных отождествлений, ибо по-китайски императорский титул звучал иначе, и богдыхан для маньчжур был тянь-цзы или хуан-ди для ханьцев...

Однако ж, в дальнейшем, невероятную путаницу в понятиях произвёл русский дипломат румынского происхождения Н. Г. Милеску-Спафарий. В 1675-76 г.г. он возглавил Великое посольство к императору Дай-Цин-Го Кан-си (сыну Шуньчжи). Перевалив в январе 1676 г. через Торгочинские горы (Большой Хинган), Николай Милеску в своём "Дорожном дневнике" нарёк этот хребет - "рубежом Китайским первым". Для сравнения: казачий десятник Игнатий Милованов, проследовавший в Пекин тем же маршрутом шестью годами ранее (1670 г.), писал более корректно:

"Мы ехали от Нерчинского острогу до первых богдойских людей, до торгочин (а торгочины живут кочевные) 17 дней"...

Милеску же, по возвращении в Москву, засел за написание серии историко-географических трудов, на сотню лет ставших классическими. Одна из его книг носит поразительное название:

"Сказание о великой реке Амуре, которая разграничила русское селение с китайцы"!

А ведь Милеску-Спафарий отлично знал разницу между китайцами и маньчжурами (которых он именовал "богдайскими татарами"), — ибо другое его сочинение как раз посвящено истории непростых взаимоотношений этих народов:

"Книга, а в ней повесть как в нынешнем веце богдайские татаровя одалели и завладели чють не все Китайское государство, такоже и обычай их татаров и бой описуется".

Итак (почеркну ещё раз!): Милеску-Спафарий не мог не знать, что Приамурье является маньчжурским (богдойским), а отнюдь не китайским краем... Я не берусь судить, что именно подвигло маститого дипломата на тенденциозное смещение понятий, что заставило его проигнорировать самоочевидный факт династической унии Маньчжурской и Китайской империй? Имело ли место слепое следование конструкциям родного, румынского языка — или же то был сознательный политический подлог?—- кто знает... И несмотря на то, что в XVIII-XIX веках в русской ориенталистике сформировалась могучая маньчжуроведческая школа - на дипломатическом уровне ошибку Милеску-Спафария никто так и не соблаговолил исправить! Стоит подчеркнуть, что даже прославленную магистраль КВЖД следовало бы, по справедливости, наименовать Транс-Маньчжурской дорогой, а не "Китайской Восточной"...

Маньчжурская держава... Маньчжоу-Го... Сейчас мы нечасто вспоминаем эту удивительную дальневосточную империю. А что думали о ней, что чувствовали наши патриоты 90 лет назад?

"Да здравствует новая и счастливая эра Да-Тунь! " - под таким лозунгом вышел 1О марта 1932 г. очередной номер русской газеты "Мукден" (издававшейся в одноименном городе). Номер увидел свет на следующий день после провозглашения 26-летнего принца Пу И (экс-императора Дай-Цин-Го) - верховным правителем Маньчжоу-Го.

"Новая и счастливая эра"? Точней было бы сказать: "Началась новая и достойная эра"! Немногим ранее (в 1931 г.), по инициативе Главнокомандующего Войсками Российской Восточной Окраины, Войскового Атамана Забайкальского казачьего войска генерал-лейтенанта Г. М. Семёнова, состоялось объединение существовавших на территории Маньчжурии эмигрантских казачьих станиц (Оренбургской имени Атамана Дутова, Амурской, Енисейской, Драгоценской станицы) в Союз Казаков Дальнего Востока. В рамках империи Маньчжоу-Го СКДВ смог открыто декларировать свои стратегические задачи:

1). Свержение коммунистической власти в России путём вооружённой борьбы с ней;

2). Установление в России законности и порядка после свержения коммунистов;

3). Защиту коренных прав и интересов казачества в освобождённой России.
СКДВ проводил ежемесячные сборы (военная и военно-политическая подготовка), курировал организацию "Казачья смена" (двухгодичные военноучилищные курсы для казачьей молодёжи)...

История Белой эмиграции в Маньчжурии изобилует геройскими и трагическими страницами. Лихие семёновцы и калмыковцы... Прошедшие "семь адских кругов" Сибирского Ледяного похода каппелевцы... Бойцы Приморской Земской Рати генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса... Позднейшие беженцы, с риском для жизни переплывавшие Амур и Уссури... Все они пришли в эту прекрасную страну не в самую прекрасную эпоху. И обрели здесь разве что кратковременную передышку.

Ибо Харбин, Мукден и Чанчунь были буквально нашпигованы агентурой ВЧК-ОГПУ. По наводкам резидентов, чуть ли не каждый год проникали в Маньчжурские пределы советские карательные отряды. Под покровом ночи нападали они на эмигрантские посёлки, грабили, убивали. Мужчин, женщин, детей!

Особенно страдало населённое забайкальскими казаками Трехречье (междуречье аргунских притоков Хаула, Дербула и Гана, любезно предоставленное Атаману Семёнову баргутским князем Шан-Фу в 1921 г.). Бесчинства красных карателей очень долго оставались безнаказанными. А что было делать?!

В Маньчжурии имелась китайская армия. Но она поначалу занимала выжидательную позицию. Имелись сохранившие боевую спайку Белые формирования. По большей части, РАЗОРУЖЁННЫЕ теми же "выжидательными" китайцами. Особенно - в уязвимом Трехречье.

А своей — маньчжурской — армии в Маньчжурии не было.

Уже не было...

Ещё не было!..

На протяжениии 1О-12 лет эмигрантам приходилось постоянно подстраиваться, подноравливаться под чрезвычайно изменчивый политический курс китайских военных губернаторов "3-х Восточных провинций" - Чжан Цзо-линя (1876-1928) и его сына Чжан Сюэ-ляна (1898-2ОО1). Со временем Г. М. Семёнову и многолетнему начальнику КВЖД Д. Л. Хорвату всё же удалось наладить конструктивное, взаимовыгодное сотрудничество с обоими Чжанами.

Однако, слишком прихотливой и непредсказуемой была обстановка в тогдашней Китайской республике. Вооружённое соперничество многочисленных милитаристских группировок отнюдь не обещало стабильности. Чего стоит крутой зигзаг маршала Чжан Сюэ-ляна, казавшегося в 1929 году убеждённым антикоммунистом - и вступившего 7 лет спустя в сговор с КПК!

Короче, возможны были любые неожиданности... До сих пор неизвестно (и вряд ли когда-нибудь прояснится), КЕМ произведён был подрыв полотна ЮМЖД на станции Лютяогоу (к северу от Мукдена) вечером 18 сентября 1931 г. Но что не может подлежать сомнению: военное вмешательство арендаторов-японцев, с последующим провозглашением Маньчжурской державы - даже безотносительно к юридической стороне вопроса — явилось спасительным шансом для Дальневосточного Белого очага! В подтверждение своих слов процитирую два красноречивых исторических документа:

"Рост коммунизма в Китае представляет вопрос огромной важности для европейских государств и США; по сравнению с ним все другие проблемы теряют всякое значение! В то же время Маньчжурия, которая полностью порвала свои отношения с Китаем, становится барьером против коммунистической опасности на Дальнем Востоке, и каждому государственному деятелю д. б. ясно значение Маньчжурии с этой точки зрения... "

(из официального заявления японского правительства, в связи с рассмотрением Японо-китайского конфликта в Лиге Наций, сентябрь 1931 г.)

"Выступления японцев на севере, в непосредственной зоне соприкосновения с интересами советскими, ещё ярче разжигает для нас пламя надежды и возможностей найти почву и пути для осуществления наших национальных устремлений!"

(призыв к Белой эмиграции генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса).

Слово "Маньчжурия" известно всем. Маньчжурская нация, увы, не столь знаменита. Пожалуй, всего лишь двух её представителей знает весь мир. Один из них - таёжный следопыт Дерсу Узала. Другой - богдыхан Генрих Пу И. За последним прочно закрепилась репутация какой-то бездарности, трусливого ничтожества. "Никчёмной личностью" назвал его советский маршал К. П. Казаков, один из участников оккупации Маньчжоу-Го в 1945-м. Легко так говорить про побеждённого... Пу И был человеком сложной, трагической судьбы. Большая часть его жизни прошла в плену: отрочество и юность - в позолоченном, зрелость — в тюремном. Разумеется, принц не во всём походил на своих геройских предков. Он не скитался по лесам и пустыням, не штурмовал крепостей, не водил маньчжурскую конницу в дерзкие рейды сквозь проломы в Великой стене... Однако, именно его недолгое правление отмечено созданием маньчжурской авиации, возрождением национальной армии и флота!

При деятельной японской поддержке, естественно.

Так что, всё-таки, вменяют в вину Генриху Пу И "державы-победительницы": какие-то личные недостатки - или же заключённый 15 сентября 1932 года военный союз с "Империей Восходящего Солнца"?!! Оный союз логически вытекал из общего контекста маньчжуро-китайских отношений начала ХХ века. На всю жизнь сохранилось в памяти Пу И унижение 1924 года, когда Пекин был захвачен войсками Фэн Юй-сяна ("прогрессивного маршала", как величали его коммунисты, именно Фэн выдал Сталину легендарного атамана Б. В. Анненкова) и в стенах "Запретного" (Императорского) города разносился повелительный голос очередного "триумфатора":

-—Мы должны! изгнать! грязных! маньчжурских! крыс!.. Изгнать! маньчжурских крыс!

Мог ли маньчжурский принц забыть и простить оскорбление не только своей персоны, но и своей нации? Мог ли он впоследствии отказаться, отвергнуть нежданную возможность взаимовыгодного сотрудничества с Японией?! Когда брошенная на международные весы самурайская катана вмиг перевесила всё бумаготворчество самоуверенных "экспертов", не разумевших, да и не желавших уразуметь Маньчжурское государственное право.

— Путь катаны есть могучая сила для устранения всех препятствий! —- сказал тогда японский военный министр генерал Садао Араки.

Принц Пу И мыслил точно так же. Он ничего не забыл — и в его лице изгнанная из Пекина династия Цин вернулась на праотеческий престол, к истокам своей чести и славы.

Коммунисты, в навязчивом стремлении приписать верховному правителю и — с 1 марта 1934 г. — императору Пу И абсолютную бездеятельность, — порой доходили до совершенно абсурдных умозаключений. Вот что писалось, к примеру, в 1-м издании БСЭ (т. 38, 1938 г.):

«В лице упоминаемых ныне в прессе "маньчжуров", надобно видеть китайцев, по воле японского империализма переименованных в "маньчжуров".»

Учитывая высокий удельный вес китайцев в Маньчжоу-Го (по данным той же энциклопедической статьи - 9О %), — можно себе представить, сколько времени и сил потребовала БЫ подобная "кампания маньчжуризации", сколько тысяч японских учителей пришлось бы целенаправленно обучать китайскому и маньчжурскому языкам!..

В действительности, имела место чисто-маньчжурская инициатива: реабилитация беженцев — представителей многочисленных маньчжурских колоний, созданных в XVII-XIX веках на территории Китая (Чжун-Го). В ХХ веке они потянулись на родину предков, спасаясь от эксцессов китайской междоусобицы, от дунганской резни (панисламисты-дунгане Синьцзяна и Ганьсу, начиная с 1916 года, взяли курс на поголовное истребление местных маньчжур и китайцев). Маньчжурская диаспора была сильно китаизирована, далеко не всегда владела родным языком (ибо за пределами собственно Маньчжурии, маньчжурские школы имелись только в Пекине и кое-где в Синьцзяне). Наряду с ре-маньчжуризацией южной диаспоры, под скипетром Пу И активизировался процесс маньчжуризации северных чжурчжэней. В том числе иммигрантов из советской Сибири: нанайцев и орочонов. Отряды спецназа, укомплектованные представителями этих племён (меткими таёжными стрелками), в 1943 г. отличились в сражениях с партизанами-маоистами...

Русская, российская диаспора (независимо от давности проживания в регионе) получила равные с коренным чжурчжэньским населением права. 8 декабря 1934 г. был учреждён БРЭМ - Бюро по делам Российских Эмигрантов в Маньчжурии. Русско-маньчжурскому культурному сближению немало содействовала профессура Харбинского Института коммерческих и ориентальных наук (основанного ещё до провозглашения Маньчжоу-Го, а в 1934-м вошедшего в состав вновь учреждённого Харбинского Института Святого Владимира)...

В 1937 г. при Информационно-разведывательном управлении Квантунской армии создаётся Харбинская разведшкола (ХРШ). Кроме необходимых практических знаний и навыков, русские и маньчжурские курсанты ХРШ получали солидную теоретическую подготовку. Преподавались, в частности, такие дисциплины:

—- "Административное устройство Маньчжоу-Го и роль Японии в организации сильной и независимой Маньчжурии",

— "Коммунистическая идеология",

— "Захватническая политика СССР".

Подчеркну особенную актуальность последней темы для Дальневосточного региона. Ибо вышеупомянутая ХРШ была основана всего лишь несколько месяцев спустя после ввода крупных контингентов РККА в пределы "Монгольской народной республики" (сентябрь 1936 года). И за 8 лет до советско-китайской оккупации Маньчжоу-Го!..

В заключение - ещё одна благородная страница маньчжурской истории. В 193О г. восстали против коммунистической власти казаки юго-восточных забайкальских станиц, во главе с есаулом Кукушкиным. Появляясь то в одной, то в другой станице верхом на белом коне, Кукушкин воскрешал в памяти образ "Белого Генерала" М. Д. Скобелева (мещерского казака). В помощь повстанцам прибыла добровольческая сотня из соседнего Трехречья, недавно пережившего очередной кровавый набег советских пограничников. Тогда, в 1929 году, по приказу командующего ОДВА В. К. Блюхера (которого иногда величают мучеником-антисталинистом), было убито свыше 5ОО казаков-трехреченцев, в т. ч. грудных младенцев!.. Общее число повстанцев 193О года вскоре достигло 5 тысяч. Около года длилась неравная борьба, закончившаяся окружением и капитуляцией казачьих отрядов (почти все сдавшиеся в плен были отпущены по домам, - но, в скором времени, арестованы и расстреляны). Кукушкин увёл в Маньчжурию 7О самых стойких бойцов. Сталин, естественно, потребовал их выдачи - и маршал Чжан Сюэ-лян взял под козырёк! Часть кукушкинцев была арестована, со дня на день ожидалась их депортация, но... в ночь с 18 на 19 сентября 1931 г. события приняли иной оборот! И когда, в дальнейшем, советская сторона напомнила Генриху Пу И о достигнутой с его предшественником договорённости относительно выдачи повстанцев, - верховный правитель Маньчжоу-Го ответил, что он, к сожалению, не располагает никакими сведениями о якобы имевшем место в 193О г. казачьем восстании, и что есаул Кукушкин ему НЕИЗВЕСТЕН...

Маньчжоу-Го... Маньчжурская страна... Такой страны сейчас не существует! Есть экономический район Дунбэй, объединяющий три пограничных провинции на северо-востоке "Китайской Народной Республики". "Дун-Бэй" как раз и означает по-китайски: "Северо-Восток". Коротко и ясно! Более того: в середине ХХ века услужливые советские филологи попытались (с подачи Н. С. Хрущёва) вовсе изгнать из русского языка термины "Маньчжурия", "маньчжурский", заменив их везде и всюду "Дунбэем", "дунбэйским". К счастью, паршивая инициатива не увенчалась успехом. Ибо - всем историческим превратностям вопреки - сохранила своё прежнее имя самая западная станция КВЖД: Маньчжурия. Маленький городок остался памятным знаком великой империи! Сохранил своё маньчжурское имя (и русскую архитектуру) Харбин; уцелели усыпальницы Айсин-Горо и Абахая в Мукдене (Шэньяне). Однако,.. ни одной маньчжурской школы, ни одной маньчжурской газеты! Множество маньчжурских памятников было уничтожено в годы "Культурной революции" (а в Трехречье хунвэйбины разрушили 19 казачьих церквей).

В далёком уже 1957 году Чжоу Энь-лай рапортовал о "скором завершении исторического процесса" ассимиляции маньчжур:
— Их осталось сейчас мало! — торжественно возвестил он с партийной трибуны.

Возможно, он не так уж и неправ...

Ибо всё маньчжурское - в прошлом.

Настоящего нет, будущего и подавно...

Впрочем, кто знает?..

Вспомним Маньчжоу-Го!

* * *

Здесь представлена третья версия моей повести; первые две были опубликованы в журнале «Казачiй Архивъ», № 11 / март 2ОО5 г. и в альманахе «Перекрёсток цивилизаций», № 1 / июль 2О18 г.