Беседы о Сальвадоре Дали. Глава 3

Алексей Суслов
- Каковы учителя Сальвадора Дали?
- Это безусловно, Иероним Босх и Питер Брейгель. И конечно же, бессмертный автор "Божественной комедии". Мир Дали - инквизиция, индульгенция, религиозные походы во имя веры. Сальвадор пытается вписаться в картину Католической Церкви, как и его предшественники, но он совсем не сын Церкви, скорее её пасынок.
- Вера Дали агностическая?
- Как может веровать одинаково крестьянин и врач, ковыряющийся во внутренностях? Дали в любопытстве уходит туда, куда может идти только сама Церковь. Это любопытство еретика. Познать самого себя, вот его девиз. Церковь в собраниях библиотеки собрала миллионы манускриптов подобных людей, она как столп веры призвана охранять свои покои от любопытных. Поэтому Дали, как агностик, как последователь учённости, а не слепой веры, отнюдь не тот, о ком пишет в своей книге, что он, мол, такой же католик, как и все остальные испанцы. Он не такой как все. Всё безумны, они слепы, а он видит, у него особое зрение, он отличается от безумных тем, что он не безумный.
- Данте Алигьери, набравшись смелости, спустился в ад и увидел там всех тех, кто жил с ним в настоящем. Ад это те, кто окружает наш мир.
- Данте написал правдивую картину мира. Его попавшие в ад, это отнюдь не бедняки и нищие, которые жаждут купить индульгенцию, а те, кто эти индульгенции продаёт. Те кто правит "маленьким человеком". И правит отнюдь не по правилам Церкви. По своим правилам.
- И тогда Данте, и Дали тоже начинают жить по своим правилам?
- Человек, больше размышляющий, больше думающий обречён создавать свои правила. Ему тесно в том, что отошло, отмерло. Мир Дали - его собственная жизнь, в нём ему уютнее, чем в мире чужом. Его сны полны метущихся сотен несчастных, чуждых ему людей. Он наблюдает их страдания и убеждается в который раз что мир, его окружающий, чужой, не комфортный мир.
- Дали как эстет любит комфорт.
- Диваны в виде губ приятны как поцелуи. А его женщины. Они в таких комфортных позах, что кажется что это античные статуи.
- Его женщины отнюдь не эротичны.
- Они мускулисты, они пышат здоровьем. Это не женщины каталонских полей и фабрик, они из чужого мира. Они скорее божественны, чем человечны.
- Дали пишет о гармонии ада?
- Всё живёт по правилам, за каждой страстью стоят законы. Чего хочет человек, он и сам не знает, и об этом картины Сальвадора Дали. Его страсти - животные, нападающие на объект вожделения. Но это не женщины, это боги. Дали хочет славы богов, он говорит о них. А боги это те кто правит миром. Их страсти будоражат и разрывают мир в войнах, морах и бедствиях.
- Кто для Дали Гала?
- Богиня, живущая с богом. Мать плодородия, объект вожделения. Она влюбила в себя нарцисса, только она была способна на такое, и поэтому она куда божественнее обычных каталонок. Богиня, питающая его своим нектаром фантазии. Именно её сны он запечатлевает на своих полотнах. И сливает её мир со своим. Через путешествие своей кисти.
- Мир женщины возможно ли понять мужчине?
- Абсолютно невозможно. Поэтому он так притягателен.
- Почему Дали так пропагандирует онанизм?
- Он его солидаризирует с женщинами-богинями. Всё что можно богам, невозможно смертным. Выстраиваются целые очереди за прощением грехов простых смертных. В том числе и за онанизм. Но Дали возможно всё, он сам бог, его искусство не знает ему равных, и через подвиг искусства как Геракл он сам стал богом.