О счастье, которое дают танцы

Анастасия Олеговна Богданова
V век до н.э. Античная Греция. Афины. Март.

Впервые оказавшись в древнегреческом полисе, я с трудом смог осмотреться из-за обилия людей на улице. Попросту говоря, яблоку негде было упасть, казалось, будто весь город высыпал на улицу в ожидании чего-то важного. Постепенно толпа вынесла меня к пристани, где благополучно остановилась. Рассматривая людей, я невольно восхитился разномастностью их одеяний. У самой кромки воды явно располагались организаторы праздника, одетые в свои лучшие одежды. Там же находилась статуя Бога Диониса в окружении свиты, разодетой в хламиды, представляющие собой продолговатую мантию, которая накидывалась на шею короткой стороной, и застежкой, крепящейся на груди или возле правого плеча, и войлочные шляпы с четырехугольными полями, а также вооружённые копьями и мечами. Рядом с ними находились красивейшие девушки, на головах которых были расположены золотые корзины, наполненные разными плодами. Неожиданно из корзин поднялось несколько плоских голов змей, которые, очевидно, прятались под фруктами. Толпа встретила их веселым улюлюканьем. Знатные и богатые горожане выделялись расшитыми золотом плащами и золотыми венками. Они держали в руках дорогие подарки и вели жертвенных животных. Неподалеку стояла группа мужчин, держащих венки из фиалок и плюща, их лица были украшены гирляндами из листьев тмина. Остальная толпа была разодета в маскарадные костюмы и маски, их головы венчали венки из плюща, виноградных лоз и ветвей ели, некоторые приехали к пристани на повозках. Костюм простых горожан так или иначе отражал отдельные моменты из жизни Диониса. Отовсюду слышался звонкий смех и пение, а воздух то и дело оглашался пронзительным шумом, сливающимся с криком жертвенных животных.
Вдали показался корабль с белыми парусами. Чем ближе приближался он к берегу, тем сильнее неистовствовала толпа на пристани. Наконец, корабль подплыл к берегу, и на палубе показался сам Дионис – белокурый юноша с тонкими, будто резными чертами лица и играющей на губах полуулыбкой. Он был закутан в пурпурный плащ, на ноги надеты золотистые сандалии, голову венчает венок из виноградной лозы, а в руках -посох, украшенный гроздями винограда. Толпа расступилась, и первыми на берег сошли силены и сатиры. Они понеслись вдоль толпы по улицам города, кружась в стремительном танце, вызывая восторг и крики многочисленных зрителей. Острые словечки, брошенные сатирами, летели в публику и, словно мячи, отброшенные назад, спешили обратно. Далее спустился сам Дионис в сопровождении прекрасных менад… Однако, присмотревшись повнимательнее, я вдруг понял, что это вовсе не менады, а юноши, переодетые в женщин, изображали спутниц Диониса. Продолжая петь, кричать, смеяться и улюлюкать, вся процессия медленно двинулась за Дионисом и его обширной свитой в сторону большой горы, где был расположен алтарь Двенадцати Богов, и уже был виден разведенный костер. «А где же менады», - подумал я, - «Быть может, это не настоящий Дионис, а всего лишь представление в честь праздника…». В этот самый момент он вдруг взглянул на меня своими синими, как море, глазами и прошествовал дальше.
Поднявшись на гору, я увидел гигантский жертвенный алтарь, вокруг которого мальчики пели священные песни. Под звуки этих песен началось жертвоприношение ста быков - самое масштабное, что доводилось мне когда - либо видеть. И уж совсем удивительным для меня было то, что после столь необычного зрелища грянул самый настоящий пир: вино полилось рекой, начались состязания поэтов, всюду слышались песни, безудержный смех, и меня самого просто накрыло волной искрометного веселья. Я даже забыл, зачем я сюда прибыл, куда делись менады, я еще никогда не был так беззаботно и безумно счастлив и все, что я желал в данный момент – чтобы этот праздник никогда не кончался! Однако, мое безудержное веселье прервал своим появлением Дионис: неожиданно стало тихо, и бархатный голос поинтересовался:
- Весело, не правда ли?
- Шутишь, да мне никогда не было так хорошо… - повернув голову и встретившись взглядом с этими синими, как море, глазами, я так и не смог закончить свою мысль.
- Я знаю, кто вы, - продолжил Дионис, слегка склонив голову влево, - и знаю, зачем вы здесь, но я боюсь, что вам не удастся увидеть то, что вы хотите…
И тут я неожиданно вспомнил все!
- Как это не удастся? Почему? – ошарашенно спросил я.
- Видите ли, Доктор, мои менады похищены – печально усмехнулся Дионис, - и именно об этом я и пришел с вами поговорить. Я создал астральное пространство для того, чтобы немного привести вас в чувство и спокойно поговорить, ведь людям не полагается видеть грустного Бога. Дело в том, что мои менады всегда танцуют в последний день празднеств на сцене театра перед началом всех представлений. Этот танец очень важен, поскольку придает всем жителям полиса заряд бодрости на весь следующий год, помогает сохранить радость, полученную на празднике, дает уверенность в себе, питает их жизненные силы, пробуждая от зимнего сна. Я боюсь, что без этого представления людей ждет уныние, а великую Грецию упадок и разрушение.
- Кто осмелился совершить подобное злодеяние? – недоуменно спросил я, все еще пребывая в легкой эйфории от полученной порции веселья.
- Я надеялся, что именно вы ответите мне на этот вопрос, Доктор, - серьезно сказал Дионис. – Они были похищены прямо с корабля. Вся каюта были забрызгана зеленой жидкостью, а это значит, что мои менады сопротивлялись. Они с легкостью разрывают на части диких животных, но видимо похитители все же оказались сильнее. Кроме того, я нашел в каюте вот эту необычную вещь.
У меня в руках оказался небольшой плоский металлический предмет овальной формы. Повертев вещицу в руках и изучив с помощью звуковой отвертки, я, наконец, смог вынести свой вердикт.
- Это телепорт, - встретив слегка недоуменный взгляд Диониса, я пояснил, - устройство для перемещения в пространстве. При чем, у этого сохранилось достаточно мощности. Видимо похитители именно с помощью телепортов попали на ваш корабль и похитили менад. Заряда этого телепорта хватит для того, чтобы перенестись туда, куда и похитители, но вот вернуться обратно, да еще в сопровождении менад, уже не получится.
- Это не проблема, - откликнулся Дионис, - я пойду с вами через телепорт и смогу вернуть нас назад, в случае успеха.
О том, как мы будем выбираться в случае неудачи, я старался не думать. Воспользовавшись телепортом, мы провалились в неизвестность…
Выйдя, мы оказались в небольшой комнате, напоминавшей таверну, в середине которой стояли круглые столики, а в углу располагалась просторная камера, где и были заточены менады. Все остальное пространство было занято бочками, за которыми нам удалось спрятаться. За столиками сидели несколько человек со скрытыми капюшонами лицами:
- Эй, менады, станцуйте-ка нам, - грубо прогорланил один из них, - мы тоже не прочь получить немного радости и счастья!
- Догрон, Хозяин ясно велел не трогать танцовщиц! Тебе что, жизнь не дорога?!
Менады осклабившись, стали бросаться на прутья клетки, пытаясь выбраться, но, видимо, клетку окружало силовое поле, которое не давало девушкам прикоснуться к ней.
- Хорошо бы захватить одного из похитителей и допросить, - зашептал я на ухо Дионису.
- Если получится, - глубокомысленно ответил тот. – Пора действовать. Я займусь людишками, а ты освободи менад.
С этими словами мы вышли из своего укрытия.
- Вы кто такие? Как вы сюда попали? – закричали похитители, вскакивая из-за стола.
Неожиданно в нас полетел зеленый сгусток энергии. «Людишки» явно оказались не промах. Однако, Дионис действовал поистине с божественной безупречностью. С лёгкостью он остановил движение сгустка и накрыл нападавших прозрачным коконом, замедляющий их перемещение. Я же не стал тратить время и принялся сканировать клетку звуковой отверткой. Силовое поле оказалось слабеньким: «Нечета тому, что установлена в музее» - подумал я. Как я предполагал, отвертка в течение нескольких секунд легко справилась с полем, и замок сразу же открылся. Освободившись, менады сразу же бросились к Дионису.
- Кажется, ты хотел допросить их, - проговорил белокурый Бог, - Думаю сейчас самое время!
- Кто ваш Хозяин? – задал я свой главный вопрос.
Однако, не успели похитители даже пошевелиться, как раздался хорошо знакомый мне голос:
- Вы подвели меня! Наказание – смерть!
После этих слов раздались крики, и похитителей разметало на мелкие кусочки. От зеленой жидкости нас спас кокон, созданный Дионисом.
- Ну, что ж, нам пора, - проговорил Дионис. Взявшись за руки, мы исчезли в сиянии солнечного света.
Последующие два дня прошли в безудержном веселье и наслаждении. По окончании второго дня все жители города не зависимо от своего материального состояния и положения в обществе собрались в театре, расположенном на юго-восточном склоне Акрополя. Зрители брали с собой подушки для сидения, толстые плащи и шляпы на случай холода, дождя или жары. В узелки были собраны съестные припасы и фляги с вином: когда захочется есть, можно перекусить во время представления, глядя на действие, происходившее на сцене.
Спектакли начинались не сразу. Сначала шел ряд церемоний официального характера, рабы вносили дары союзных городов: золото, статуи, драгоценные ткани и многое другое. Этой демонстрацией Афины показывали свое богатство и могущество. Затем следовала церемония, выражавшая благодарность города тем, кто погиб за него. По вызову глашатая сыновья погибших в полном вооружении появлялись на сцене. Глашатай объявлял, что народ вскормил этих юношей, и теперь они достигли совершеннолетия, и отныне, вручая оружие, как последний дар, их отпускают в самостоятельную жизнь. Провожаемые приветственными криками, юноши занимали специально предоставленные им места. После этого следовало чествование граждан, которым афинский народ или союзные города присудили золотые венки в благодарность за оказанные ими услуги. Они выходили на сцену, где их торжественно венчали под звуки труб, в то время, как глашатай сообщал об их подвигах всей многотысячной толпе афинян и иностранцев, наполнявших амфитеатр.
После этого наступала пауза. Появлялось множество рабов с вином и пирожками, которые они раздавали всем желающим. Потом на сцену выходил жрец, производящий очищение собравшихся зрителей. Тут же он приносил в жертву Дионису поросят и их кровью обрызгивал толпу. Разрезанное на кусочки мясо разносилось по рядам. Каждый благоговейно съедал свой кусок. Так, на мгновение, сквозь пышную церемонию, проглядывало лицо древних, кровавых мистерий.
Церемонии заканчивались танцем менад, славивших Диониса, призванных им для того, чтобы закрепить в людях все хорошее и доброе, сохранить всю радость и счастье, полученные во время праздника, наполнить сердце любовью к ближним своим, а душу -божественной благодатью. Появившиеся на сцене девушки были очаровательно прекрасны. Не смотря на их задорный, зажигательный танец, по всему телу разливалось умиротворение и тепло, постепенно безумная эйфория, захлестнувшая город, сходила на нет, уступая место чувству наполненности, уверенности в себе, в своих безграничных возможностях. Постепенно уходили остатки печали и тревоги, гнетущие меня в течение нескольких последних недель. Все мое тело будто бы обновилось, оздоровилось и даже помолодело. Я буквально чувствовал, как потоки энергии текут по моим жилам вместе с потоками крови. Я даже не заметил, как танец закончился, менады с Дионисом, буквально растворились в воздухе, будто и не было их вовсе, и лишь светящийся контейнер был единственным источником доказательства правдивости того, что со мной происходило. В театре стояла гробовая тишина, а лица всех присутствующих зрителей озарены улыбками самого настоящего человеческого СЧАСТЬЯ.
Это путешествие действительно пошло мне на пользу – я был бодр, собран и отличался удивительной ясностью мысли. Наверное, до этого момента я даже не задумывался о силе собранных мной воспоминаний, об их роли в жизни людей и том эффекте, который они произвели на меня. Вместе с тем, я также совершенно ясно осознавал, что стал невольным заложником каких-то таинственных событий, творящихся вокруг всей этой истории. Вместе с тем, я очень спешил вернуться в Лондон, поскольку долгожданная встреча с Джессикой, возможно, сможет приоткрыть завесу тайны.
23 сентября 2147 года. Лондон. Северная стена Вестминстерского дворца.
Ожидая появления Джессики, я рассматривал полуразрушенный Лондон. Возможно, мне это всего лишь показалось, но я пришел к выводу, что общая атмосфера немного изменилась, стала гораздо спокойнее. Люди довольно мирно грелись, сгруппировавшись около горящих покрышек. «Может быть действительно возвращение, пусть и по крупицам, культурного наследия человечества меняет ситуацию к лучшему», - мои размышления прервало появление Джессики.
- Я рада, что вы смогли добраться, Доктор, последние три дня все обитатели дворца ищут чужака.
- Что ж, тогда у нас очень мало времени, - сказал я. – Прошу вас. Джессика, расскажите, что вам известно об Оливере Брауне.
- Когда-то он был очень целеустремленным, амбициозным молодым человеком, который желал лучшего будущего для своей страны. Он быстро продвигался по карьерной лестнице, пока три года назад не стал премьер-министром Великобритании. В первый год своего правления он провел несколько очень успешных реформ, значительно повысивших уровень социальной жизни граждан. А потом…. Он изменился, стал раздражительным, замкнутым, порой даже жестоким, особенно с теми, кто не был согласен с его политическими идеями, проводил много времени в одиночестве в своём кабинете. Иногда, мне казалось, что я слышала, как оттуда доносился странный голос. Незадолго до того случая кражи из музея, он неожиданно приобрел способность влиять на людей. Теперь тех, кто не согласен с ним в стенах дворца, да и среди членов парламента не осталось. Все окружение подчиняется ему беспрекословно. После совершенной кражи начались массовые беспорядки, и поступают постоянные угрозы от других стран. Среди людей, сохранивших рассудок, осталось лишь самое ближнее окружение мистера Брауна. Все остальные либо стали невменяемы, либо находятся под его властью.
- А как же вы, Джессика? – спросил я, сделав предварительно шаг назад, боясь, что в любой момент она набросится на меня, следуя какой-то ментальной команде.
- Я – особый случай, - грустно улыбнулась Джессика. – Я единственная, кто имеет врожденный иммунитет к гену жестокости и совершенно не подвержена его гипнозу. Здесь я нахожусь в качестве важного опытного образца. А еще я – дочь мистера Брауна. Я просто должна спасти его! Надеюсь, вы мне поможете, Доктор.
«Вот это неожиданный поворот» - подумал я, - «Можно ли вообще ей доверять? Хотя она честно обо всем рассказала, и, может быть, Оливер Браун просто стал заложником некоего Хозяина»… В этом еще предстоит разобраться.
- Послушай, Джессика, ты слышала что-нибудь о Хозяине? Возможно, твой отец стал его заложником.
- Я только слышала его жуткий голос…
Должно быть это существо огромно! Нам нужно как можно больше раздобыть информации, чтобы выяснить, с чем нам предстоит бороться. Ты должна попытаться разузнать как можно больше о нем. Только так мы сможем помочь твоему отцу и всем остальным.
- Хорошо, я постараюсь. Встретимся тут же, когда вы вернетесь в следующий раз…
«Если вернусь…» - подумал я, спеша на встречу с премьер-министром.
23 сентября 2147 года. Лондон. Вестминстерский дворец. Заседание парламента.
На этот раз премьер-министр был на месте. Взглянув на него, я невольно отшатнулся, поскольку на его лице еще не успели пройти следы недавнего наказания. Вспомнив, что стало с похитителями менад, я невольно подумал, что мистеру Брауну еще крупно повезло. Однако, мне невероятно трудно было не
начать задавать вопросы. С огромным усилием я поставил контейнер с воспоминаниями на стол.
- Рад видеть вас с очередной победой, Доктор, - сказал премьер-министр и жестом пригласил меня присесть.
Я внимательно вглядывался в него, пытаясь уловить хоть какие-то признаки, по которым я смогу определить угроза этот человек или жертва обстоятельств. Тем временем Оливер Браун продолжил:
- Вы очень хорошо справляетесь со всеми испытаниями. Однако, следующее задание будет одним из самых сложных. Дело в том, что среди похищенных экспонатов находилось очень редкое воспоминание о живописи, поэтому ваш путь лежит во Флоренцию 1469 года, где при дворе Лоренцо Медичи, который являлся покровителем искусства живописи, собраны лучшие полотна того времени. Это особая живопись, как собственно и сама эпоха.
- В чем же ее особенность, - с интересом спросил я.
- А вот это как раз и было похищено из музея – тайное знание о ее самости! Это вам и предстоит выяснить, Доктор.
- Как же я смогу это сделать? – не удержавшись, вскрикнул я.
- Поверьте мне, только вы сможете это сделать! Мне остается лишь пожелать Вам удачи.
«В этой треклятой истории больше вопросов, чем ответов» - думал я по пути в Тардис.